Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Ризван Эмиргамзаев: «Сегодня мы все должны броситься на спасение родной культуры»

Сегодня людей, по-настоящему болеющих за свой народ, за моральное состояние молодежи, за развитие родной культуры найти не так просто. Однако те, что неутомимо трудятся на этом поле, являются настоящими самородками лезгинского народа. Одним из таких уникальных подвижников своего дела является Ризван Эмиргамзаев, директор средней школы селения Филя. В нашей беседе он коснулся самых наболевших проблем развития родной культуры, образования и воспитания молодежи.

- Как сегодня поставлен процесс образования в средней школе, касаемо родной истории, истории и культуры родного народа?

- Все зависит от людей, которые работают в школе. Преподаватель, независимо от того какой предмет он преподает, должен быть патриотом. Лично я недоволен тем, что происходит на сегодняшний момент. На уроках дети изучают историю Египта, других стран. Но очень мало внимания уделяется урокам родной речи, истории края. Под историю Дагестана отведен один час в неделю. История лезгин вообще не изучается.

- Учебников, пособий, достаточно в школе?

- Нет. Эти предметы считаются второстепенными, поэтому обеспечиваются материально в последнюю очередь.

- У преподавателей хватает навыков, знаний, чтобы восполнить этот пробел? Приведу пример, я, когда ездил по историческим селам, думал о том, что развалины древних селений можно использовать как наглядное пособие. Проводить на этих местах экскурсии, рассказывать детям о родной истории и показывать им древние памятники. На такое хватает энтузиазма у преподавателей?

- Его как раз и не хватает. Не хватает патриотов, любящих свое дело. Мало людей готовых рассказывать историю села, родного края.

- В чем причина этого?

- В воспитании, не в последнюю очередь. После развала Советского союза, отношение многих людей к истории очень негативное. Многим это просто не интересно.

- Это связано с развалом системы образования или с пропагандированием чуждой нам культуры через телевизор?

- Чуждая культура навязывается еще и другими народами. Своя культура забывается, все подражают Западу, воспитанию, поп-культуре. Посмотрите на имена, которые мы сейчас даем своим детям, это тоже показатель. Многим уже наши традиционные лезгинские имена кажутся странными, некрасивыми. Молодые родители стремятся дать детям имена, которые они слышат в телевизоре. В семье не осталось патриотического воспитания.

- Каждый историк знает, что мы фактически живем на огромных исторических пластах. Много исторических селений кругом. Копнуть чуть глубже, исследовать развалины и можно буквально потрогать историю руками. Возможно ли пробудить интерес у молодежи, чтобы ходить и наглядно изучать историю. Есть энтузиасты?

- Есть. Хочу отметить, что причина такого негатива, что у нас нет ресурсов, чтобы профессионально изучать историю народа. Есть несколько энтузиастов, которые осваивают ее своими силами, и никто их не контролирует. Элементарно, что происходит с культурой. Что сейчас поет так называемая национальная эстрада. Это все бесконечно далеко от нашей культуры. Это все равно, что Тимати объявить представителем русской культуры.

- Что можно было бы сделать в ближайшие пять лет? Какие инструменты нужно для этого использовать - создание общественных организаций, поиск меценатов? Что могли бы сделать наши патриоты, чтобы ситуацию изменить в корне?

- Нужно объединить усилия нашим лидерам, главам администраций района, главе города Дербент с крупной лезгинской общиной Имаму Яралиеву, нашим землякам в Москве. Нужно жестко контролировать каждую брошюру, которую выпускают по истории народа, художественную литературу, музыку, все, что звучит из телевизора, радио.

Превратили культуру на рода в ширпотреб. Это же непотребное что-то, что пропагандируют эти «звезды», а каналы тоже показывают все подряд, лишь бы им деньги платили. Если мы сегодня не возьмемся все вместе, это будет катастрофа.

Нужно собирать вместе молодых энтузиастов, преподавателей, историков. Устраивать дискуссии, круглые столы, показывать это все по телевизору. Беседовать о том, во что превратилась наша культура сегодня, как жили наши предки в прошлом столетии, что означают названия тех или иных сел, что значат лезгинские имена.

Можно проводить конкурсы ашугов, конкурсы танца, родной песни между школами. Надо вовлекать молодежь в эту активность, ходить по детским домам, домам престарелым, узнавать, чьи это родные, кто их бросил, почему лезгины дошли до такого состояния… Работы не просто много – ее непочатый край.

- Вы уже начинаете говорить о конкретных проектах – это же требует создания отдельной видеостудии…

- Конечно. Подобные видеостудии должны быть в каждом селе, при каждой школе. Чтобы занять полезным трудом и самообразованием наших школьников – они и культуру свою узнают, и профессиям новым научатся, и своим землякам огромную службу сослужат. При каждой школе должна быть своя маленькая газета – пусть ребята учатся писать, фотографировать, беседовать с интересными людьми.

При этом подобную активность должны развивать сами ребятишки. При помощи учителей и старших, конечно. Но не так, как у нас в Дагестане сейчас происходит, когда учителя сами пишут за учеников конкурсные работы. Другого пути к возрождению родной культуры и истории нет.

- С какими сложностями на этом пути вы сталкиваетесь?

- Самая главная проблема на сегодняшний день – отсутствие понимания глубины всех этих проблем у наших земляков – у простых людей, у чиновников, у бизнесменов. Для нас, к примеру, в школе даже видеокамеру купить проблема. Поскольку деньги на нее не заложены в бюджет школы.

У лезгинских бизнесменов до нас ни руки не доходят, ни чувство ответственности не вызревает за состояние молодежи в родных селах и районах. А если обращаться к сельчанам с просьбой скинуться – у них тоже забот по горло. Многие даже слышать не хотят о каких-то общественных проектах.

Максимум на что хватает сегодня наших земляков – собираться по свадьбам, закупать ящиками водку, приглашать развратных певичек, которые, потеряв всякий стыд, открывают мужчинам свои увядающие прелести, и кричать на пьяную голову «Сагърай, лезгияр!». Вот это состояние нашей культуры сегодня. Но это же катастрофа!

- В ваших словах чувствуется не только переживание за свой народ, но и изрядный преподавательский и управленческий опыт…

- Спасибо. Надо отметить, что я же не только директор школы. Я еще и отец четверых детей. Я стараюсь, чтобы они выросли знающими свою историю людьми, чтобы в них горел дух наших предков, гордость за свой народ и за свою культуру.

А ведь в процессе их воспитания принимаю участие не только я, но и сама школа, и даже улица, на которой они проводят больше времени, чем дома. Чтобы это влияние было в правильном русле, мы должны браться не только каждый за своего ребенка, но за всю молодежь, за весь народ сразу.

- Что вы ответите на страхи российских журналистов о том, что такая концентрация внимания молодежи на национальной истории и культуры будет противоречить общероссийским ценностям? Мешает ли любовь к родной культуре осознавать себя гражданами единой страны?

- Нет, конечно. Если человек не любит себя, свою семью и народ, то не будет любить и Россию.

- Что вам известно о деятельности ФЛНКА? Какие могли бы быть пожелания к повышению эффективности работы?

- Я знаком с их деятельностью. Сегодня слежу за сайтом и проектами автономии. ФЛНКА делается многое, но надо очень аккуратно подходить ко всему. Например, часто устраиваются концерты, это хорошо. Но не надо кого попало приглашать на концерты, зачем нужны эти полуголые «звезды»?

Если наши серьезные национальные организации их приглашают, значит, поднимают их авторитет, и еще больше молодежи ориентируется на этих звезд. Желаю ФЛНКА больших успехов на пути служения своему народу. А мы здесь на местах поддержим любую инициативу.

Альбина Курбанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Как ты богат, язык моей матери...

Детская катастрофа лезгин. Спасение – в создании детского движения

Убийство в Курахе – показатель нашего духовного упадка

Встреча с лезгинской общиной Саратовской области и проблемы сохранения родной культуры

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения родного языка в школах

Комментарии (30)
Комментарий #30, дата: 25 сентябрь 2012 20:52
Что я и говорил. Ты Джоник и пару постов написать не можешь, чтобы не выдать себя.
Жалко даже тебя. Ходишь по сайтам лезгинским и ноешь. Представляю какая заниженая самооценка у тебя и какое мнение о твоих несчастных соплеменниках (мы то знаем о ком речь).

Комментарий #29, дата: 25 сентябрь 2012 14:25
есть такая проблема у лезгин. Соглашусь с вами в той части что бред это свойство традиционной лезгинской ментальности (я уже вылечился) которой всё ещё придерживаются в массе своём и что как раз мешает адекватному восприятию реалий. Хотелось бы чтобы вы не были из той команды бредоносцев с шарвили возглавляемой пересонажем под ником кюреви.

Комментарий #28, дата: 25 сентябрь 2012 14:01
Бред (лат. Delusio) — расстройство мышления, которое характеризуется возникновением не соответствующей действительности совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, в которых больной полностью, непоколебимо убеждён и которые не поддаются коррекции. Эту триаду сформулировал в 1913 Карл
Теодор Ясперс. Позже она была дополнена утверждением, что бред возникает только на патологической основе.

- думаю это единственное, что я могу вам ответить.
С глубочайшими пожеланиями о вашем скорейшем выздоровлении, ваш, (почти что друГЬ) Муртуз.

Комментарий #27, дата: 25 сентябрь 2012 10:43
муртуз, я здесь особо и не собирался отписываться, зашёл сюда поскольку речь идёт о стратегии Москвы в отношениях лезгин с дагестанцами и Дагестаном в целом. И в этой связи должен сказать ещё об одной прискорбной вещи по секрету между нами, на протяжении своей истории русские спецслужбы отбирали в свои ряды из лезгин в основном такого качества быдло которое органически не способно осмыслить проблемы своего народа и смежные этому проблемы. Отбирались таким образом чтобы в интересах русской политики в целях максимального размежевания и раскола элементов единства дагестанских народов, а затем как отработанный мусор выкидывали на пенсию. Лезгинам в этих направлениях всё никак не удаётся выстроить свою идеологию и нащупать "нить Ариадны" ведущей к успеху в Дагестане. Роль независимых общественных организаций очень низка у нас. ФЛНКА я лично не считаю независимой. У других народов они играют важную роль.

Комментарий #26, дата: 25 сентябрь 2012 06:04
Цитата: Crocodile
то лучше долго не думая выложить, мнения будут учтены и скорректированы


- Ого! Надо же... Касаемо вашего предыдущего коммента, то боюсь у меня не хватит нервов отвечать вам, на каждую вашу глубокоаналитичную оценку, всем нашим, Лезгинским чаяниям. Хочу лишь довести до вас некоторые моменты.

1. Об "неокопности" Лезгин, нам упорно пытаются вдолбить все наши "друзья" вокруг. Вы не первый. За Лезгин, говорит вся наша история! А последние надцать лет спячки, это пшик, с исторической точки зрения. Ничего, мы обязательно проснемся...

2. О том как ополченцы "сохранили целостность России", отбив нападение Басаева, я уже в красках наслышан. Вы к тому же добавили "героизма" дагчинушам. Весело, однако. Но вы наверное не разу не слышали что именно Имам Яралиев "договорился" с Москвой об вооружении тех самых ополченцев, а не ваши "храбрые" дагчиновники. И вы уж точно ни разу не слышали (и не видели) видео ролик, на котором не какие то там ополченцы, а дагОМОНовцы складывают оружие (без единого выстрела!!!) у ног тех самых басаевцев...

3. Что бы сравнивать лезгинскую идею о воссоединении с осетинской, надо для начала найти на территории осетин ПАНгрузинскую идеологию, которую насаждали бы на протяжении 150 лет, дальние соседи. Затем определить субъект федерации, граничащий с разделяющей границей, где осетины (российские) стояли бы в ней на четвертых и пятых ролях, а те кто на первых, такой активности осетин, уж очень не хотели бы и всячески ее мешали...

Короче говоря, уважаемый наш эксперт, на общественных началах, закрывайте уже вашу шарманку. Мы уже столько наслышались и от "политологов", и от "академиков", и от "экспертов", даже от лаборантов (представьте себе), что ваши советы нам уже изрядно надоели...

Гьала жуван араба, хьайид ана жеда...

Комментарий #25, дата: 24 сентябрь 2012 22:34
муртуз, среди лезгин много быдла, не будем на них реагировать, так что муртуз если у вас есть модус вивенди по обсуждаемой теме то лучше долго не думая выложить, мнения будут учтены и скорректированы. Извенения тоже не к чему.

Комментарий #24, дата: 24 сентябрь 2012 21:45
Да не обрашайте вы внимание Муртуз. Этот Крокодил это один и тот же персонаж который кочует по лезгинским сайтам и все время изливает там свой параноидальный психоз. Могу если вам интересно выслать копии того что он писал на табасаранкоме под ником Джоник, этот его параноидальный стиль узнаваем за версту. Можете у юзеров Шарвили спросить он там тоже шизоидные посты писал под никами Казибек, Джамал, Синерги. Одна и таже пурга. На форуме Черновика он же Кент. Просто человек ждет пока его не достанут таки.

Комментарий #23, дата: 24 сентябрь 2012 17:37
Crocodile,
вы отнимаете у меня не много времени на эту, не интересную для меня, тему. Ну что ж, я вам отвечу позже. На работе, занят, извините.

Комментарий #22, дата: 24 сентябрь 2012 14:56
Осетины с абхазами фактически с распадом ссср самоопределились при помощи российских спецслужб, именно при помощи, но самоопределились без лишнего шума и собраний отвоевав своё жизненное пространство. Грузия надеялась все это время и потеряв терпение, ориентацию решилась на агрессию и проиграла тем самым завершив процесс самоопределения двух народов. У лезгин же ситуация с распадом ссср исключительно регрессивная, хотя стартовые позиции были не хуже осетин с абхазами, тут сыграл свою роль фактор ментальности и умелости азерских спецслужб. Ожидания прогресса в этом вопросе в рамках лезгинского дискурса исключительно "грузиновые". Давайте скажем прямо, мы не чеченцы, не аварцы, даже не даргинцы, у нас иной темперамент не свойственный соладату в окопах. Когда в 99 русские спецслужбы пытались Басаева натравить на дагестан с установлением шариата то дагчиновники плюнув на русских и басаевцев умело организовали вооруженную оборону, лезгинами там даже не пахло. Ситуация в принципе находиться на том же уровне по своему людскому и организационному потенциалу с поправкой на усиление влияния российских спецслужб в дагестане. У лезгинов сейчас есть шанс объединить свои проблемы с нерешёнными проблемами сильных дагестанских группировок. Если сейчас не использовать эти возможности, то они также потеряются как шансы начала 90-х. Все остальные возможности включая финансовые ресурсы работающие как в москве так и зарубежом представляются мне эфемерными. Сейчас важен больше человеческий потенциал и политические позиции в дагестане чем все остальные ресурсные показатели. Москва имеет влияние в дагестане только благодаря финансовым вливаниям, без этого фактора москва никому не нужна.

Комментарий #21, дата: 24 сентябрь 2012 14:08
Crocodile,
с чего это вы взяли, что "возможности межгосударственного урегулирования вопроса разделенных народов были исчерпаны сразу после распада ссср "??? И что значит для вас это самое "урегулирование"? Разве осетины и абхазы не получили того к чему стремились? Они получили свое! Разве лезгинский "рычаг" более хупок нежели осетинский или абхазский? Наверное именно по этому алиевщина спокойно спит, не истерит, и даже не обвинят россию в "розыгрывании Лезгинской карты", при каждом упоминании Лезгинского народа о своих ЗАКОННЫХ!!! правах? - однако, здравствуйте, уважаемый крокодайл. ... Я конечно не аналитик, не политолог, не эксперт, но даже мне понятно, что россия ВСЕГДА влияла и будет влиять на ВСЕ южные государства, как бы вам смешно это не казалось! ... У меня к вам два небольших вопроса - 1. Какие "актуальные" вопросы дагвласть решает самостоятельно? 2. Почему вы так упорно пытаетесь спрятать Лезгинский вопрос, под сукно дагских кобинетов? (хотя на второй вопрос можете не отвечать, думаю это и ежу понятно)




Назад 1 2 3 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия