ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Махачкала - Бежта - Тбилиси - Ереван

О восстановлении Аваро-Кахетинской дороги, соединяющей Дагестан с Грузией

Махачкала - Бежта - Тбилиси - Ереван

 Реконструкция пути

В Дагестане периодически заходит речь о восстановлении прежних путей через перевалы на Главном Кавказском хребте. Раньше они были важной частью хозяйственной деятельность горцев, но к нашему времени оказались заброшены. Не в последнюю очередь этот фактор привел к тому, что горные районы республики стали экономически депрессивными, оказавшись в логистическом тупике. Между тем, восстановление прежних путей может оказаться гораздо эффективнее всех социальных программ по поддержке населения, проживающего в высокогорной зоне.

Об ускорении темпов строительства горной дороги, ведущей из Дагестана в Грузию, пишет грузинский журналист Гиорги Менабде американскому аналитическому изданию The Jamestown Foundation. Он пишет о взаимном интересе России и Армении связать две страны сухопутным маршрутом через Грузию. Существующий путь через Военно-Грузинскую дорогу не очень надежен. Зимой, из-за частых обвалов и лавин, его часто перекрывают, что толкает две страны искать альтернативный путь для сообщения.

В материале отмечается, что Москва долгое время настаивала на том, чтобы открыть идущий через Южную Осетию маршрут Владикавказ-Гори-Ереван, а также аналогичный абхазский маршрут, которые обеспечили бы надежную сухопутную коммуникацию между Россией и Арменией. Автор статьи пишет, что Россия нуждается в сухопутном маршруте через Грузию в Армению  из-за необходимости снабжения своей базы в Гюмри. Однако, это весьма сомнительно, так как Грузия вряд ли пропустит через свою территорию военные грузы России.

Из-за принципиальной позиции Грузии, правительство которой не желает развивать коммуникации по территории Южной Осетии и Абхазии, реализация этих проектов оказалась невозможной. Тогда Москва предложила Тбилиси третий путь, который ведет из Дагестана в Восточную Грузию.

Дорога "Махачкала - Бежта - Ахалсофели - Кварели - Тбилиси - Ереван" строится уже несколько лет. После июльской встречи Зураба Абашидзе и Григория Карасина Спутник-Грузия сообщила об ускорении темпов строительства автодороги. Два года назад стройку посетил глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Главный Кавказский хребет планируется пересекать на перевале Вантляшевский, который свободен от рисков, присущих Военно-Грузинской дороге.

Реализация данного проекта интересна не только Армении и геостратегическим интересам России на Кавказе. Бенефициаром от строительства автодороги, вне всяких сомнений, выступит и Дагестан.

В прежние века Дагестан имел тесные пути сообщения со странами Закавказья. Пути шли, как правило, через горные перевалы и интенсивно использовались населением по самым разным целям - будь то экономическим или военным.

Благодаря этим связям Нагорный Дагестан оставался свободно сообщающимся краем, имеющим прямые выходы в самые разные стороны - хоть на север, хоть на юг. В течение последнего столетия, однако, ситуация начала резко меняться, и горные районы превратились в тупик. Туда есть вход, но чтобы выйти оттуда, придется ехать обратно - это довольно краткое и объемное по смыслу описание любого тупика, и оно стало удачно характеризовать горную часть Дагестана.

Среди причин, которые к этому привели, можно выделить две основные: изменение господствующего типа транспорта и возникновение государственных границ. Причем, как ни странно, первый фактор, возможно, сыграл даже большую роль, чем второй.

Дело в том, что на протяжении веков, люди пользовались гужевым транспортом, который мог одолеть горные перевалы. С приходом двигателя внутреннего сгорания и автомобиля, все резко поменялось. Автомобиль значительно грузоподъемнее ишаков и лошадей, да и скорость передвижения значительно выше, из-за чего гужевой транспорт и уступил ему свое место во всем мире. Однако, преодоление высоких горных перевалов является настоящим испытанием для машины. Каждый водитель в горной местности знает, что чем выше в горы, тем сильнее растут издержки - повышается объем потребления топлива, быстрее изнашивается ходовая система, колеса с шинами, и пр.

Гораздо предпочтительнее объехать труднодоступные перевалы по равнине. Пускай, на карте такой маршрут будет выглядеть значительно длиннее. Но зато, по нему можно будет ехать на стабильно высокой скорости, да еще и без рисков, связанных с горным рельефом, такими как камнепады, или размывающие дороги сели.

Так и вышло, что прежде загруженные горные перевалы оказались пусты, а их место заняли более доступные равнинные дороги. Это обстоятельство и превратило Нагорный Дагестан в тупик. Причем, надо отметить, что на фоне остального Северного Кавказа наша республика довольно неплохо держится - в нагорной части других республик, можно с печалью отметить, жизнь и вовсе замерла, признаков активной жизнедеятельности очень мало.

Реализация проекта строительства Аваро-Кахетинской трассы, безусловно, оживит приграничные районы. Известно, что маршрут проходит из Махачкалы, через Бежту в Грузию. Бежтинский участок является одной из самых отдаленных и труднодоступных частей республики, находится на самой границе с Грузией. От Махачкалы до Бежты ехать 275 километров. Как и другие горные районы, участок вместе со всем Цунтинским районом является экономически депрессивным. Поэтому открытие дороги станет глотком свежего воздуха не только для бежтинцев и цунтинцев, но и для их соседей.

Продолжая эту позитивную ноту, можно было бы отметить, что открытие одной горной магистрали в Дагестане может стать толчком к открытию и других, например в Юждаге. Это позволило бы связать лезгин, цахуров и рутульцев, живущих по обе стороны Главного Кавказского хребта, помочь им поддерживать экономические и культурные связи. Но это лишь на первый взгляд. Если копнуть глубже, изучить имеющуюся ситуацию, то становится понятно, что перспективы открытия дорог через Главный Кавказский хребет в Юждаге далеко не радужные.

Столкнувшись с ситуацией в Карабахе, Азербайджанское правительство старается обезопасить себя всеми возможными способами. Усматривая угрозу территориальной целостности государства в этническом многообразии своей страны, оно (хоть и неофициально) стремится к локализации коренных народов страны и обрубанию культурных и экономических связей между представителями коренных народов страны. Это, в свою очередь, стало причиной закрытия КПП через горные перевалы на границе с Дагестаном.

Помимо этого, отсутствуют геостратегические интересы России в строительстве высокогорной автодороги, ведущей из Дагестана в Азербайджан. Более того, строительство оной могло бы даже вызвать бурю негодования в Азербайджане, где могут усмотреть в нем попытку давления на суверенный Баку.

Всё это говорит о том, что, судя по всему, высокогорные автодороги из Дагестана в Грузию имеют будущее, а в Азербайджан (в обозримом будущем) нет.

Сулейман Джафаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Когда автопром против горцев

Путь из Чечни в Грузию

Россия и Грузия вспомнили об общих путях

Быть ли путепроводу Грузия - Дагестан?

Аваро-Кахетинская дорога Рутула

Комментарии (3)
Комментарий #3, дата: 15 августа 2017 14:27

 ......ИДИ ЛЕЧИСЬ ...... пишеть человек зомбированый и довольный что дела сделанно!. Эта болезнь от вас от вашей нац политики. Лечится надо тем который с потяжка и подло действует и плодотворяет в жизнь ассим процес этот же лже государстве так называемой АЗЕРБ.Каждый год 2-3тысяча дети обрегенов не разговаривает своим родным языком им не создают условия даже бытовым уровне не дают развивать языку местных народов. РАДУЮТЕСЬ! Когда не будь эта всё лопнутся на вашей...... 


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 15 августа 2017 08:54

Цитата: пириви
Все это подтверждает только одно,что азер-н ведет необявленную войну с кавказскими народами Дагестана улыбаясь в лицо и ненавидя в душе.Шиитская ТАКИЯ во всей красе.

 

иди лечись.. 


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 10 августа 2017 16:02

Все это подтверждает только одно,что азер-н ведет необявленную войну с кавказскими народами Дагестана улыбаясь в лицо и ненавидя в душе.Шиитская ТАКИЯ во всей красе.


Цитировать