ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Полномочия муниципалитетов

О роли местного самоуправления в системе региональной власти и его значении для Дагестана

Полномочия муниципалитетов

Ранее редакция ФЛНКА публиковала материал о полномочиях главы республики. В этой статье мы хотим продолжить серию разграничения полномочий между уровнями власти в республике. В Дагестане 42 района, 10 городов, 1 участок - все они подразделяются на муниципальные образования меньшего уровня. Поэтому для Дагестана, как и для всей страны, права местного самоуправления имеют особую важность.

Источниками муниципального права республики являются Конституции России и Дагестана, а также федеральные законы и законы Республики Дагестан. Приведем здесь отрывки из Конституции Дагестана и Закона Республики Дагестан от 08 декабря 2015 года N 117.

Вопросы муниципального права занимают в Конституции Дагестана небольшой объем - посвященная местному самоуправлению Глава 8 содержит всего три статьи - 98-100.

Важным нормативным актом, определяющим порядок организации местного самоуправления является Закон Республики Дагестан "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан". В статье 2 Закона определен перечень органов местного самоуправления.

Из него мы узнаем, что они представлены представительным органом, главой и администрацией муниципального образования. Если проводить аналогии с устройством органов государственной власти, то представительным органом является парламент, главой президент, а администрацией правительство.

Порядок избрания граждан в органы местного управления также имеет определенные сходства с государственной властью. От каждого сельсовета депутаты избираются в районный представительный орган - районное собрание депутатов, которые выбирают из своего числа председателя собрания.

Статья 98-я гласит, что местное самоуправление в Дагестане обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения и распоряжение муниципальной собственностью. Осуществляется местное самоуправление через такие формы волеизъявления народа, как референдум, выборы и др.

99-я статья раскрывает черты муниципального управления и вопросы его ведения как такового. Местное самоуправление осуществляется в городских поселениях, сельских поселениях, муниципальных районах, внутригородских районах и одном участке. При этом дается примечание, что муниципальное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций, что особенно актуально для Дагестана, где сельская местность является средоточием национальной культуры, языка, поэтому местное управление действительно нуждается в том, чтобы оно велось с учетом исторических и иных местных традиций.

В 99-й статье Закона в частности пишется, что изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения
населения соответствующих территорий. За последние семь лет эта норма в Дагестане была нарушена как минимум дважды.

Первый раз в 2010 году - когда Россия передала Азербайджану территории Магарамхюрского и Ахтынского районов (селения Храх-Уба и Урьян-Уба с правобережьем реки Самур). А во второй раз - в 2013 году, когда в российско-азербайджанской межгосударственной демаркационной комиссии было принято решение о передачи 2000 гектаров земель Докузпаринского района России Азербайджану. Ни в том, ни в этом случае местное население не было спрошено, их мнением пренебрегли в нарушение действующего законодательства.

В статье 100-й уточняется два важных момента. Местному самоуправлению гарантируется право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Собрания депутатов могут принимать устав муниципального образования и вносить в него изменения, утверждают бюджет, могут отправить в отставку главу своего муниципалитета, устанавливать местные налоги и сборы, управлять муниципальной собственностью, контролировать деятельность других органов местного самоуправления и тд.

Полномочия муниципалитетов

Среди муниципальных образований в Дагестане различают: городское поселение, сельское поселение, внутригородской район, муниципальный район, городской округ, а также есть уникальный для всей России случай - Бежтинский участок. Это муниципальное образование имеет свой административный центр, входящие в его состав сельсоветы, а значит, и общую административную границу, но при этом входит в состав муниципального района Цунтинский район. Очевидно, этот прецедент является воплощением примечания о том, что местное самоуправление организовывается с учетом местных традиций - наличие Бежтинского участка подчеркивает особую субэтническую общность бежтинцев и их отдаленный высокогорный мир, сформировавший их устои и традиции.

Между городским поселением и городским округом есть существенное отличие. Городской округ не входит в состав муниципального района и имеет прямое республиканское подчинение. А к городским поселениям относятся поселки городского типа и города, входящие в состав других муниципальных образований. При этом надо упомянуть, что в Дагестане нет городов, входящих в состав других районов или городов. Но при этом есть пгт, которые входят в состав других районов. Среди них Белиджи, Мамедкала, Альбурикент, Шамхал и другие.

Активная роль местного самоуправления в Дагестане особенно ярко проявляется в связи с сегодняшними реалиями, уходящими корнями вглубь веков. Многие нынешние райцентры ранее являлись центрами вольных обществ и ханств, и продолжают выполнять свои экономическую, административную и культурную функции, в связи с чем вокруг них сформировалась особая субэтническая идентичность. В результате в Дагестане особо важную роль играет местная идентичность, очертания которой придают и современные муниципальные границы.

К сожалению, за последние годы важная роль местного самоуправления, исторически присущая Стране гор, заметно снизилась. В период руководства Дагестаном Р.Абдулатипова мы неоднократно были свидетелями прямого вмешательства в дела суверенитетов даже в тех вопросах, которые современное законодательство оставляет за районами.

Массовые нарушения во время выборов в районные собрания, выборы глав районов, проталкивание креатур Махачкалы, повсеместное применение административного ресурса стали обыденными явлениями. Все это, безусловно, снизило как непосредственно роль и эффективность местного самоуправления, так и его репутацию и значение в глазах населения.

Тем не менее, можно надеяться, что новое руководство обратит внимание в том числе и на указанные проблемы, ведь именно с местного самоуправления начинается подлинное гражданское общество и чувство сопричастности людей с судьбой своей страны и региона.

Магомед Абдуллаев

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Неуместное самоуправление

В Дагестане депутаты приняли в первом чтении отменяющий прямые выборы глав ...

Константин Казенин: Кавказские риски реформы местного самоуправления

В Магарамкентском районе будет создана молодежная администрация

Саид Амиров назван лучшим мэром России

Комментарии (0)