Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

С надеждой на внимание и понимание

О проблемах Нижнего Катруха

 Два уникальных Катруха Нижний и Верхний на заднем плане

Без помощи государства малочисленный этнос катрухцев может раствориться уже через несколько десятилетий
Страна гор край много национальный и пестрый в России, об этом известно любому образованному человеку. А насколько пестра и разнообразна внутренняя этническая структура каждого народа Дагестана! Об этом знает даже не каждый дагестанец.
 
И нередко в мире этого богатого разнообразия остаются в тени проблемы, мысли, чаяния и будущее некоторых этнических групп, малых народностей, проживающих в одном или нескольких аулах.
 
Речь о катрухцах  народности, проживающей в Рутульском районе Дагестана, в селении Нижний Катрух, к которому также принадлежит и автор этих строк. Свыше ста хозяйств горцев в 1939 году были переселены советским правительством в Магарамхюрский район, и вместе с лезгинами и рутульцами образовали селение Ново-Аул.
 
Небольшими группами катрухцы проживают и в других населенных пунктах и городах Дагестана и страны. В Махачкале и Каспийске живут свыше ста семей, в Кизляре более 70, в селении Тарумовка около 60. Небольшими группами катрухцы проживают в Москве и Санкт-Петербурге, Калужской области, Ставрополье.
 
Численность катрухцев на сегодняшний день неизвестна, скорее всего, не превышает четырех-пяти тысяч человек. Катрухцы говорят на азербайджанском языке. Профессором Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы Н.С.Джидалаевым в труде "Очерк катрухского диалекта азербайджанского языка" (Махачкала, 2008) приводится краткая характеристика катрухского диалекта азербайджанского языка.
 

 В память о земляке ашуге Султане назван главный родник села


Это первая работа профессионального ученого по изучению и анализу диалекта. Изучив его особенности, профессор Н.С.Джидалаев приходит к выводу, что данный диалект явился результатом сегментарного исчезновения некогда существовавшего лакского языка_субстрата.
 
Особенности в катрухском диалекте возникли под влиянием лакского языкового субстрата и что в селении Нижний Катрух в свое время произошла смена лакского языка. Профессор Н.С. Джидалаев предполагает, что здесь возможно произошло "этническое смешение нижнекатрухцев с азербайджаноязычным населением, притом не в первую очередь важно, представлял ли последнее исконных азербайджанцев или другое население, но говорящее на азербайджанском языке".
 
Существуют несколько версий образования селения Нижний Катрух и происхождения нижнее катрухцев, однако научно обоснованной и доказанной версии на сегодняшний день не существует.
 
Соседи лакцы утверждают, что казикумухский хан Сурхайхан Чолак (первая половина XVIII в.) после разгрома войск Надиршаха пленных каджаров (под "каджарами" лакцы подразумевают азербайджанцев и жителей Ирана) поселил на этом месте, предварительно женив их на лакских женщинах. По другой версии, селение существует очень давно, и при надлежало оно лакскому селению
Вачи.
 
Сами катрухцы о своем происхождении рассказывают, что селение образовали выходцы из разных мест, принадлежащие различным национальностям. По моим подсчетам в селении живут представители одиннадцати родов, принадлежащих семи национальностям: азербайджанцы  догилар, алимлар, салвайчилар, гатырчилар; лезгины  какалулар (выходцы из селения Кака Ахтынского района); евреи  саманчилар (выходцы из селения Варташен Азербайджанской Республики); грузины  бижовлар и хицилар; рутульцы  суккалавлар; лакцы  хакимлар; персы эфендилар).
 
Но суть в том, что катрухцы, не имея никаких связей с Азербайджаном и другими азербайджанскими населенными пунктами в Дагестане, имея такую уникальную, даже для Дагестана, историю и пестрый внутриэтнический состав официально числятся азербайджанцами.
 
Никто не против азербайджанцев и даже катрухцы гордятся тем, что могут понимать, принимать и наслаждаться азербайджанской культурой, но одной культурой сыт не будешь. У нас огромные проблемы при попытке общения с истинными азербайджанцами. Нам тяжело друг друга до конца понять.
 

"Дар куча", или по-лезгински "дар куьче" узкая улочка

 
Это то же самое, если представитель кумыкского народа попытается объясниться с азербайджанцем на азербайджанском языке. Ведь именно язык является одним из факторов, определяющих этническую принадлежность каждого из нас.
 
При всем желании, катрухцам тяжело до конца быть азербайджанцами, и надо ли это. Ведь при этом этот народ теряет свою уникальность, достойную глубокого научного изучения.
 
Ведь существует международное и российское законодательство, позволяющее в таких случаях отнести этот народ к представителям коренных малочисленных народов, которое бы позволило этому народу выжить, а не ассимилироваться и исчезнуть с течением времени в других более крупных этносах.
 
Ведь не секрет, что в Дагестане очень тяжело без определенной поддержки устроиться на более или менее значимые должности и посты, иногда просто на рабочее место. Современные катрухцы, к нашему стыду, стараются в документах зафиксироваться рутульцами, лакцами, лезгинами, иногда даже не говорят, что они азербайджанцы.
 
За всю историю Катруха в Дагестане, даже в Рутульском районе, ни один из его представителей не занимал должность, предполагающую определенную возможность решать проблемы своего народа. Прошу не воспринимать сказанное как критику властей. Это происходит в силу естественных законов развития дагестанского общества, большим народам просто некогда думать о малых им самим нелегко.
 
Поэтому использование законодательных рычагов для поддержания развития катрухцев было бы гуманным и богоугодным делом. Ведь никому, ни властям, ни дагестанскому народу не принесет радости, если катрухцы или другой такой народ лет через пятьдесят - сто исчезнут как этносы. Думаю, будет стыдно перед потомками, что не сохранили уникальность и богатство души Дагестана. Если мы не будем уважать свою историю, то будущее не будет уважать нас!
 
Эрна Нуриева, г. Москва
Фото автора

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Взлетит ли снова цезский орел

Делегация ученых и литераторов посетила Рутульский район

«Самый мощный поток людей в Ставропольский край идет из Дагестана»

Пять человек погибли в ДТП в Магарамкентском районе

Рутул и Агул на площадке ФЛНКА

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 24 февраль 2015 20:05
А насколько пестра и разнообразна внутренняя этническая структура каждого народа Дагестана!"

 

 

 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия