С надеждой на внимание и понимание
О проблемах Нижнего Катруха
Два уникальных Катруха Нижний и Верхний на заднем плане
Страна гор край много национальный и пестрый в России, об этом известно любому образованному человеку. А насколько пестра и разнообразна внутренняя этническая структура каждого народа Дагестана! Об этом знает даже не каждый дагестанец.
И нередко в мире этого богатого разнообразия остаются в тени проблемы, мысли, чаяния и будущее некоторых этнических групп, малых народностей, проживающих в одном или нескольких аулах.
Речь о катрухцах народности, проживающей в Рутульском районе Дагестана, в селении Нижний Катрух, к которому также принадлежит и автор этих строк. Свыше ста хозяйств горцев в 1939 году были переселены советским правительством в Магарамхюрский район, и вместе с лезгинами и рутульцами образовали селение Ново-Аул.
Небольшими группами катрухцы проживают и в других населенных пунктах и городах Дагестана и страны. В Махачкале и Каспийске живут свыше ста семей, в Кизляре более 70, в селении Тарумовка около 60. Небольшими группами катрухцы проживают в Москве и Санкт-Петербурге, Калужской области, Ставрополье.
Численность катрухцев на сегодняшний день неизвестна, скорее всего, не превышает четырех-пяти тысяч человек. Катрухцы говорят на азербайджанском языке. Профессором Института языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы Н.С.Джидалаевым в труде "Очерк катрухского диалекта азербайджанского языка" (Махачкала, 2008) приводится краткая характеристика катрухского диалекта азербайджанского языка.
В память о земляке ашуге Султане назван главный родник села
Это первая работа профессионального ученого по изучению и анализу диалекта. Изучив его особенности, профессор Н.С.Джидалаев приходит к выводу, что данный диалект явился результатом сегментарного исчезновения некогда существовавшего лакского языка_субстрата.
Особенности в катрухском диалекте возникли под влиянием лакского языкового субстрата и что в селении Нижний Катрух в свое время произошла смена лакского языка. Профессор Н.С. Джидалаев предполагает, что здесь возможно произошло "этническое смешение нижнекатрухцев с азербайджаноязычным населением, притом не в первую очередь важно, представлял ли последнее исконных азербайджанцев или другое население, но говорящее на азербайджанском языке".
Существуют несколько версий образования селения Нижний Катрух и происхождения нижнее катрухцев, однако научно обоснованной и доказанной версии на сегодняшний день не существует.
Соседи лакцы утверждают, что казикумухский хан Сурхайхан Чолак (первая половина XVIII в.) после разгрома войск Надиршаха пленных каджаров (под "каджарами" лакцы подразумевают азербайджанцев и жителей Ирана) поселил на этом месте, предварительно женив их на лакских женщинах. По другой версии, селение существует очень давно, и при надлежало оно лакскому селению
Вачи.
Сами катрухцы о своем происхождении рассказывают, что селение образовали выходцы из разных мест, принадлежащие различным национальностям. По моим подсчетам в селении живут представители одиннадцати родов, принадлежащих семи национальностям: азербайджанцы догилар, алимлар, салвайчилар, гатырчилар; лезгины какалулар (выходцы из селения Кака Ахтынского района); евреи саманчилар (выходцы из селения Варташен Азербайджанской Республики); грузины бижовлар и хицилар; рутульцы суккалавлар; лакцы хакимлар; персы эфендилар).
Но суть в том, что катрухцы, не имея никаких связей с Азербайджаном и другими азербайджанскими населенными пунктами в Дагестане, имея такую уникальную, даже для Дагестана, историю и пестрый внутриэтнический состав официально числятся азербайджанцами.
Никто не против азербайджанцев и
даже катрухцы гордятся тем, что могут понимать, принимать и наслаждаться
азербайджанской культурой, но одной культурой сыт не будешь. У нас огромные
проблемы при попытке общения с истинными азербайджанцами. Нам тяжело друг друга
до конца понять.
Это то же самое, если представитель кумыкского народа попытается объясниться с азербайджанцем на азербайджанском языке. Ведь именно язык является одним из факторов, определяющих этническую принадлежность каждого из нас.
При всем желании, катрухцам тяжело до конца быть азербайджанцами, и надо ли это. Ведь при этом этот народ теряет свою уникальность, достойную глубокого научного изучения.
Ведь существует международное и российское законодательство, позволяющее в таких случаях отнести этот народ к представителям коренных малочисленных народов, которое бы позволило этому народу выжить, а не ассимилироваться и исчезнуть с течением времени в других более крупных этносах.
Ведь не секрет, что в Дагестане очень тяжело без определенной поддержки устроиться на более или менее значимые должности и посты, иногда просто на рабочее место. Современные катрухцы, к нашему стыду, стараются в документах зафиксироваться рутульцами, лакцами, лезгинами, иногда даже не говорят, что они азербайджанцы.
За всю историю Катруха в Дагестане, даже в Рутульском районе, ни один из его представителей не занимал должность, предполагающую определенную возможность решать проблемы своего народа. Прошу не воспринимать сказанное как критику властей. Это происходит в силу естественных законов развития дагестанского общества, большим народам просто некогда думать о малых им самим нелегко.
Поэтому использование законодательных рычагов для поддержания развития катрухцев было бы гуманным и богоугодным делом. Ведь никому, ни властям, ни дагестанскому народу не принесет радости, если катрухцы или другой такой народ лет через пятьдесят - сто исчезнут как этносы. Думаю, будет стыдно перед потомками, что не сохранили уникальность и богатство души Дагестана. Если мы не будем уважать свою историю, то будущее не будет уважать нас!
Эрна
Нуриева, г.
Москва
Фото автора
Фото автора
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.