ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Итоговая Резолюция Международной конференции

Первая Международная конференция “Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных госграницей между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, и пути их решения” состоялась 18 июня 2012 года в московском “Президент-Отеле”. Конференция была созвана по инициативе Федеральной лезгинской национально-культурной автономии (ФЛНКА) и проведена в партнерстве с Аварской национально-культурной автономией. Геополитические изменения, произошедшие после распада СССР, привели к тому, что независимо от собственной воли лезгинский и аварский народы оказались субъектом разных политических, культурных и религиозных систем. Разделенность трагически сказывается на их судьбе, культуре, общественном и политическом сознании. Линия раздела прошла через семьи, родственников, братьев и сестер, по живому. В результате разделенности лезгинского и аварского народов, подрывается их политическое, культурное и духовное единство. Обсуждение множества серьезных вопросов, связанных с этими процессами, и стало лейтмотивом настоящей конференции. Участниками конференции было отмечено, что наиболее сложная ситуация сложилась в Азербайджанской Республике. Произошедшие за последние 20 лет, после распада СССР глубокие изменения в организации государственной власти, государственного устройства Азербайджана, вызвали острейшие межнациональные, межконфессиональные и политические проблемы, требующие безотлагательного решения. Лезгины и аварцы, проживающие в Азербайджане, столкнулись с сильным ограничением возможностей для развития национальной культуры, обучения на родном языке, развития СМИ и книгоиздания на своих языках. Серьезно искажен этнический состав Азербайджанской Республики: лезгин по данным официальной статистики 180 тысяч, аварцев - 50 тысяч. А по оценкам международных организаций, приведенных в докладах конференции, их должно быть не менее 800 и 200 тысяч соответственно. Конференция ставила перед собой следующую основную задачу: поиски путей реализации разделенными народами своих прав, предусмотренных международным правом, прежде всего, права выражения своих этнических идентичностей, сохранения и развития своей национальной культуры и языка, возможностей укрепления внутриэтнических связей народов, разделенных государственной границей. По итогам широкого обсуждения участниками встречи были даны следующие предложения и рекомендации

Правительствам РФ и АР:

1. В целях выполнения Постановления ГД РФ, принятого 4 июня 1997 года за № 1465-II, считаем нужным ускорить заключение международного договора между РФ и АР о правах лезгинского и аварского народов.

2. Просим Правительство РФ и Правительство РД обеспечить обустройство на территории России жителей Храх-Убы и Урьян-Убы, как граждан РФ, перемещенных из Азербайджана.

3. Обращаемся с предложением к правительствам РФ и АР рассмотреть вопрос о создании свободной экономической зоны в примыкающих друг к другу приграничных районах Дагестана и Азербайджана.

4. Обращаемся к Правительству РД и Правительству АР с настоятельной просьбой обеспечить возможность свободной организации и проведения культурных мероприятий, таких как гастроли лезгинских и аварских творческих коллективов из Азербайджана в Дагестане и коллективов из Дагестана - в Азербайджане.

5. Обращаемся с просьбой к руководству РФ и АР обеспечить на границе между государствами режим упрощенного пересечения для представителей лезгинских и аварского народов, а также открывать в летний период года контрольно-пропускные пункты в горной зоне на границе Тляратинского, Рутульского, Ахтынского, Докузпаринского районов с российской стороны и Белоканского, Закатальского, Кахского, Шекинского и Кабалинского районов - с азербайджанской.

6. Рекомендуем правительствам и парламентам РФ и АР принять законы, открывающие возможности получения двойного гражданства лицам, принадлежащим к разделенным народам между Россией и Азербайджаном.

7. Обращаемся с просьбой к Правительству РФ принять на федеральном уровне специальную программу переселения кварельских аварцев в Дагестан (по аналогии с переселением лакцев из Новолакского района) с обустройством и получением российского гражданства аварцам уже переехавшими из Грузии в Дагестан.

8. Обращаемся к руководству АР с требованием прекратить преследование активистов - журналистов, деятелей науки, культуры и спорта, занимающихся вопросами сохранения культуры и языков лезгинских и аварского народов, их этнической идентичности, а также отстаиванием их прав и освободить всех политзаключенных - представителей данных народов.

9. Обращаемся к руководству АР с требованием обеспечить свободу совести на территории страны, дать возможность мусульманам-суннитам свободно исповедовать свою религию, не препятствовать регистрации суннитских общин и функционированию культовых учреждений, находящихся в их ведении.

10. Обращаемся с настоятельной просьбой к властям АР разработать государственную программу по сохранению и развитию языков и культур народов нахско-дагестанской языковой семьи на территории АР, подобно той, которая неукоснительно реализуется властями в отношении азербайджанского и других тюркских языков и культур в Дагестане.

11. Требуем введения в обязательную школьную учебную программу АР отдельного предмета “Родной язык” для представителей нахско-дагестанской языковой семьи (лезгин, аварцев, цахуров, рутульцев, крызов, будухцев, хиналугцев и др.), предоставить правовые возможности для открытия национальных школ в местах компактного проживания представителей этих народов в городах и селениях со смешанным национальным составом.

12. Считаем необходимым обеспечение в АР регулярного и периодического телерадиовещания на лезгинских и аварском языках, а также издание общереспубликанских периодических газет на этих языках с государственным финансированием.

13. Считаем необходимым при составлении дорожных знаков, официальных вывесок, пограничных стелл и прочих указателей в районах с компактным проживанием народов нахско-дагестанской языковой семьи использование наряду с азербайджанским языком, также лезгинских и аварского языков.

14. Считаем необходимым придать лезгинским и аварскому языкам в Азербайджанской Республике правовой статус региональных языков.

15. Требуем от правительства АР восстановить историческое название “Лезги мечеть” мечети в г.Баку, входящей в список памятников материального наследия ЮНЕСКО и являющейся памятником архитектуры лезгинского народа XII века.

16. Считаем необходимым внести в реестр памятников, охраняемых государством, памятник Имаму Шамилю в городе Закаталы АР.

17. Обеспечить возможность свободного диалога культур по обе стороны российско-азербайджанской границы, в частности, беспрепятственный обмен печатной, периодической, видео-радиопродукции между РФ и АР, гастроли творческих коллективов.

18. Рассмотреть возможность создания единого периодического печатного органа, телерадиоканала для каждого из народов - лезгинского и аварского, проживающих в обоих государствах.

19. Предложить правительству АР оказать содействие в регистрации Конгресса лезгинских народов Азербайджана и Конгресса аварского народа Азербайджана по аналогии с действующим в РФ Всероссийским азербайджанским Конгрессом.

20. Решено обратиться в комиссию ПАСЕ по культуре, с просьбой о проведении специального совещания на тему: «Состояние лезгинской и аварской культуры, перспективы проведения совместно с ЮНЕСКО идентификации памятников культуры лезгинских народов и аварцев на территориях их исторического расселения”.

Государственной Думе РФ:

21. Принятие Госдумой РФ ФЗ “О правовом статусе разделенных государственной границей народах РФ” (русские, лезгины, осетины, аварцы)

22. Рекомендуем Госдуме и Правительству РФ создать Перечень российских народов, в который должны быть включены те народы, которые исторически проживают на территории России, не имеют титульного представительства в других государствах, то есть не являются мигрантскими группами (диаспорой).

МИД РФ:

23. Обращаемся с просьбой к МИД РФ открыть в гг. Кусары Кусарского района и Закаталы Закатальского района АР Консульства РФ.

24. Просим МИД РФ ввести при Посольстве РФ в АР должности советников посла РФ в АР по вопросам разделенного лезгинских и аварского народов.

25. Просим МИД РФ вернуться к реализации проектов соглашений между Правительством РФ и Правительством АР по вопросам сотрудничества приграничных районов РФ и АР.

Пограничной службе ФСБ РФ:

26. Обращаемся с просьбой к Руководству Пограничной службы ФСБ РФ выделить квоты в училищах и вузах, готовящих офицеров-пограничников для представителей лезгинской, аварской, цахурской и рутульской национальностей с тем, чтобы они по окончании обучения могли служить на границе с Азербайджаном.

27. Просим правительство РФ при комплектации кадров пограничной, таможенной и прочих служб, расположенных в приграничной зоне, учитывать необходимость трудоустройства в первую очередь местных жителей, что позволит ослабить безработицу в этих регионах и улучшит социальный климат в пограничных районах.

Правительству РД:

28. Считаем необходимым создание постоянно действующей парламентской Комиссии в Народном Собрании РД по контролю за реализацией прав лезгинских и аварского народов на территории АР с включением в нее двух заместителей председателя НС РД - лезгинской и аварской национальности, глав приграничных с АР районов РД, представителей лезгинских и аварских общественных организаций.

29. Предлагаем создать совместными усилиями ФЛНКА и АНКА постоянно действующий орган - Экспертный совет по мониторингу положения этнических дагестанцев в АР на основе социологических и экспертных опросов, анализа публикаций в печатных и электронных СМИ и издание на основе полученных данных ежегодного или ежеквартального информационного и аналитического бюллетеня в электронном и печатном вариантах.

30. Рекомендуем Правительству РД усилить руководство Постоянного представительства РД в АР добавлением в его состав представителей лезгинского и аварского народов и создать отдельное подразделение в правительстве РД по взаимодействию с этническими дагестанцами, проживающими в АР.

31. Рекомендуем Правительству РД взять под особый контроль подготовку педагогических кадров для лезгинских и аварских школ и обеспечение школьными учебно-методическими пособиями, учебниками и согласовать перечень данных изданий с правительством АР.

Выпуск № 31(10520)

Лезги Газет

.

Возможно Вам будут интересны:

Итоговая Резолюция Международной конференции «Проблемы лезгинского и аварск ...

Новое дело: «Лезгины и аварцы требуют прав»

Ученые поддержали проект лезгинско-аварской конференции и проект целевого о ...

Международная конференция по правам лезгинского и аварского народов

Обращение Президента ФЛНКА А. П. Керимова к Руководителю Администрации През ...

Комментарии (0)