Сценическое возрождение «Шарвили»
Магомед Гусейнов |
Один из выдающихся деятелей музыкального искусства Дагестана, композитор Магомед Гусейнов в 2008 году после восьмилетнего изнурительного труда завершил работу над самым масштабным своим произведением – оперой «Шарвили». Однако прошло столько времени, а сценического воплощения это замечательное произведение не получило. В чем дело? Где зарыта собака? На эти и другие волнующие нас вопросы (от идеи создания оперы «Шарвили» до ее сценического воплощения) любезно согласился ответить композитор М.Гусейнов. Надеюсь, его «хождения по мукам» никого не оставят равнодушным.
- Обычно, - говорит Магомед Азизханович, - при создании опер композиторы обращаются к различным жанрам художественной литературы: мифам, летописям, сказаниям, поэмам, повестям, романам и т.д. Вопрос о выборе литературной основы для моей оперы не возникал. Её сюжетом мог быть только «Лезгинский народный героический эпос Шарвили», восстановленный поэтами Забитом Ризвановым и Байрамом Салимовым. В своё время я писал музыку к спектаклям «Хаджи-Давуд» и «Шарвили» в постановках Лезгинского государственного музыкально-драматического театра им. С.Стальского. К сожалению, они не стали репертуарными для театра. Выбор эпоса «Шарвили» для сюжета был решающим. Во-первых, я через знакомый с детства образ могучего богатыря мог обратиться к исторической памяти народа, чтобы всколыхнув её, противостоять унифицирующим жизнь нашего народа жестоким процессам нашего времени. Во-вторых, я вырос в горах, где с детства звучали самые оригинальные, самые чистые и честные народные мелодии и песни. Мне до боли обидно, что эти вековые шедевры народного искусства под «прессом» современных, бездушных и безликих «творений звёзд» нашего времени, исчезают навсегда. Конечно, до нас не дошли песни и мелодии в том звучании, в каком их исполняли до времён «Кавказской Албании».
Я стремился использовать в опере старинные лезгинские мелодии, в которых, наверняка, много общего с мелодиями, которые звучали в те далёкие века. Много ценного материала для истинных музыкантов можно найти в замечательной музыковедческой работе талантливого теоретика и композитора, заслуженного деятеля искусств России С.А.Керимова (1921-1991гг.) «Музыкальное творчество лезгин». В частности, С.А.Керимов в своей книге приводит нотные примеры лезгинских народных песен в размерах 5/8, 7/8. У лезгин, как и у армян, болгар, румын и других были круговые танцы в размере 5/8. Вышеназванные народы сохранили эти танцы, а у нас нет. Я стремился воссоздать многие мелодии и танцы в этом размере. Сегодня у нас десятки, сотни виртуозных танцевальных коллективов, но как однообразна их ритмика! Почти, вся их концертная программа построена на танцах в ритме танца «Лезгинки» и в размере 6/8.
В 2000-м году известный политик и общественный деятель И.М.Яралиев предложил мне руководить музыкальной частью праздника эпоса Шарвили. В том же, 2000 году, и родилась у меня идея написать оперу Шарвили, которую горячо поддержал И.М.Яралиев.
Чтобы начать работу над ней, необходимо было иметь сценарий - либретто оперы. Я обратился к нашим известным деятелям литературы. При этом предупреждал их, что либретто оперы должно быть на высоком художественном уровне, соответствующего жанру оперы. При разговоре с предполагаемыми авторами, я не почувствовал энтузиазма с их стороны. Только один твёрдо обещал, что он с удовольствием возьмётся за работу. Но только после многократных напоминаний, этот деятель через два месяца представил три листа текста, буквально перепечатанные из эпоса Шарвили. Меня не устраивал и сценарий спектаклей пьес, посвящённых эпосу Шарвили в постановке Лезгинского музыкально-драматического театра.
Имара Багирова Автор либретто оперы «Шарвили» |
Я был какое-то время в растерянности. И вдруг, полушутя - полусерьез, журналистка, с которой я работал в одной художественной редакции на радио в гостелерадио компании «Дагестан» Имара Багирова предложила свои услуги в создании либретто оперы. Я сказал: «Попробуйте». Сказал я это почти без надежды на успех. Хотя знал, что И.Багирова - талантливая журналистка, выпускница Ленинградского государственного университета, с несомненным поэтическим даром и в совершенстве владеющая русским и лезгинским языками.
Буквально через три месяца И.Багирова приносит мне либретто на 20-ти листах, написанное со знанием всех законов театральной драматургии. При этом И.Багирова отталкиваясь от содержания эпоса, пишет своим языком, более поэтичным для музыки, пения.
В работе над своей самой значимой работой я старался и в музыке максимально подчеркнуть две дополняющие друг - друга линии: героика эпическая и лирическая. В образе Шарвили - героя-богатыря воплощены лучшие черты характера наших народов: беззаветная преданность Родине, храбрость, верность друзьям, сочувствие к бедным, чувство дружбы с другими народами, мудрость и т.д.
Лирические страницы оперы, в основном, связаны с прекрасным образом Эквер, возлюбленной Шарвили, храброй, преданной девушки. В сценах связанных с образом Эквер - свадьба, праздник «Лунные дни», я обратился только к глубинным пластам лезгинского музыкального фольклора.
При ознакомлении с партитурой оперы свои пожелания высказывал и выдающийся дагестанский композитор Ширвани Чалаев. Кстати, не раз внимательно слушавший мои многие сочинения и, как всегда, искренне выразивший своё отношение.
В 2009г. я представил оперу для обсуждения на художественный Совет оперного театра и художественно-экспертной комиссии Министерства культуры РД. Вот некоторые высказывания при обсуждении оперы.
Юбилейный вечер М.Гусейнова Фрагменты из оперы Шарвили в исполнении артистов Дагестанского государственного театра оперы и балета 23.11.2011г. Большой зал Русского театра |
|
А.Бобин-Шмит - солист Даггостеатра оперы и балета: «Мне кажется, из этой оперы может получиться великолепный спектакль. Здесь огромный простор для творчества всего коллектива: и для режиссёра, и для художника, и для исполнителей. У этого спектакля есть своя изюминка, которая сделает его особенно привлекательным - это его самобытность».
Т.Курачев - засл.арт.РФ, солист Даггостеатра оперы и балета: «Чем сложнее опера, тем, наверное, она интересней. Мы живём на дагестанской земле, поэтому этот спектакль будет близок и любим нами. В этом произведении всё построено на наших обычаях и традициях. Личность героя - эпическая, и это украшает оперу».
С.Беймурзаева - засл арт.РД: «Приятно, что у нас появиться новая опера. Я буду рада получить в этой опере даже небольшую роль».
Оперу единогласно приняли для постановки. Как известно, для этого требуются финансы, а их у нас, ничтожно мало. В последние два года театр для этих целей получал всего по 300 тысяч рублей в год. Сравнение. Заместитель директора Волгоградского государственного театра «Царицынская опера» Герман, который побывал у нас с солистами этого театра во время фестиваля «Порт-Петровские ассамблеи» говорил, что их театр при поставке оперы «Тоска» потратил 7 миллионов руб., а при восстановлении оперы «Кармен» 1,5 миллиона рублей.
За все годы существования дагестанской профессиональной музыки написано всего 4 оперы, посвящённые дагестанской тематике. Называю: «Хочбар», «Йырчи-Казак», «Горцы» и «Шарвили». Тенденции в современной и в дагестанской музыке таковы, что вряд ли наши композиторы, по многим причинам, обратятся в будущем к жанру оперы.
Для постановки оперы «Шарвили» требуется 1 млн. 600 тысяч рублей. В моём возрасте «ходить с шапкой по дворам?». А что делать, другого выхода нет. В интернете нашёл сайт «Лезгинская бизнес элита». Обратившиеся к ним люди предупреждали меня, что они даже и не отвечают на просьбы. Им не ответили, а мне может быть ответят… По электронной почте обращаюсь с письмом к самому богатому нашему миллиардеру С.Керимову. О его благих делах знает весь мир. Лезгины и все дагестанцы должны гордиться, что у нас есть личность по имени Сулейман. Ответа на моё письмо от него я не дождался. Думаю, с подобными письмами к нему обращаются тысячи людей. Как сказал в своё время В.И.Ленин: «Мы пойдём другим путём». К своему письму о значимости оперы «Шарвили» я приложил фото с моего юбилейного вечера, где коллектив Даггостеатра оперы и балета в концертном варианте исполняет фрагменты из оперы «Шарвили», смету расходов, подписанную директором театра М.А. Ахмедовым. И через месяц получил от людей с команды С.Керимова письмо о его готовности помочь в постановке оперы и первоначальную сумму денег. Радости моей не было предела, но весть о том, что С.Керимов помогает в постановке оперы «Шарвили» повергла некоторых моих коллег и «друзей» в шоковое состояние. Хочется им сказать: «Примите моё сочувствие».
Опера – музыкальное произведение и в успехе постановки немаловажную роль играет режиссура спектакля. В музыкально-драматических театрах Дагестана работают талантливые режиссёры, но режиссура оперного спектакля несколько иная. Здесь на первом плане должна быть музыка. В 2011г. Министерство культуры РД предложило руководству театра дать возможность поставить дипломный спектакль выпускнице Российской академии театрального искусства (РАТИ, в Москве) по специальности «Режиссура оперного театра» Д.Бижитуевой. Молодой режиссёр выбрал для постановки одну из гениальных сценических произведений П.И.Чайковского, одноактную оперу «Иоланта». После постановки в театре оперы С.Рахманинова «Алеко», эта была вторая опера русской классики, которую зритель принял с восторгом. Опера «Иоланта» прочно вошла в репертуар нашего театра. Я с удовольствием присутствовал на репетициях «Иоланты» и видел, как тщательно готовилась сама и работала с коллективом Д.Бижитуева. Как режиссёр музыкального театра, она умеет точно расставлять акценты в действии. Ещё до премьеры «Иоланты» я предложил Д.Бижитуевой, чтобы она взялась за постановку оперы «Шарвили». Она согласилась и сразу начала изучать эпоху возникновения эпоса, что является очень важным для постановки столь серьёзной работы, как опера о героическом эпосе Шарвили.
PS: Сейчас работа над постановочным проектом оперы «Шарвили» идет полным ходом. Во время очередной встречи художественный руководитель Даггостеатра оперы и балета заслуженный деятель искусств РФ М.Гусейнов горячо, с большим волнением говорил не только об опере «Шарвили» как о символе любви к родному краю, как о классике дагестанского музыкального искусства, но и необходимости национальной культурной консолидации общественности для реализации и других произведений исторической, патриотической и духовно-нравственной значимости. Именно в этом – в сохранении и развитии этих незыблемых ценностей – залог дальнейших успехов нашей лезгинской культуры. Именно так мы внесем свой весомый вклад в сокровищницу мировой цивилизации.
Трудно с этим не согласиться.
Райсама Фатуллаева
Корреспондентский корпус ФЛНКА
Возможно Вам будут интересны:
Дагестанский театр оперы и балета откроет 15-й сезон оперой «Шарвили»