Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Кизил-дере – забытая угроза

В Азербайджане забеспокоились проблемой отравления вод Самура медным месторождением

В Азербайджанских СМИ начала активно фигурировать проблема отравления вод Самура ионами металлов, выходящих из долины Кизилдере. Мы привыкли, что, как правило, предостережения по поводу загрязнения окружающей среды в Кизилдере звучат в среде дагестанских общественников. Но теперь в набат начинают бить и по ту сторону границы - и это весьма позитивный момент.

На известных азербайджанских интернет-ресурсах публикуются материалы, посвященные загрязнению притока Самура водами, выходящими из подземных штолен на месте залежей меди. Издания обращают внимание на то, что из-за нерешенных проблем на юге Дагестана страдают потребители водных ресурсов реки Самур.

Азербайджанские СМИ призывают правительство республики всерьез рассмотреть проблему. Лезгинский культурный журнал "Алам", издающийся в АР, отмечает, что с учетом того, что Самур – река международная и воду из нее получают не только жители юга Дагестана, но и севера Азербайджана и треть Баку, вопрос консервации шахт - не праздный. Это уже межгосударственная проблема. Вполне логичный и здравый вывод.

На пограничной реке Самур установлены специальные водозаборные сооружения. Они забирают воду из течения Самура, направляя в Самур-Апшеронский канал, который проходит через весь свеверо-восток Азербайджана, вплоть до самого Баку. Таким образом, воду в нем используют люди в бытовых и хозяйственных целях. Получается, что раз загрязненная вода из штолен попадает в Самур, то ею же пользуются и жители Азербайджана.

По этой причине опасения азербайджанских СМИ весьма обоснованы. По данным «Большой советской энциклопедии» из Самур-Апшеронского канала забирается 905 млн. м3 воды в год, в том числе для орошения 88 тыс. га земель приморской низменности и Апшеронского полуострова - 520 млн. м3, водоснабжения Баку и Сумгаита  - 284 млн. м3 и для рыбного и звероводческого хозяйства Дивичинского лимана - 20 млн. м3.

Естественно, практически весь Южный Дагестан также использует воду реки Самур как в качестве питьевой, так и для орошения земель.

Суть проблемы находится на самом юге Дагестана, в долине небольшой речки Кизилдере в Ахтынском районе, в нескольких километрах от села Хнов. В советское время здесь активно велась геологоразведка. В ходе поисково-исследовательских работ здесь были обнаружены залежи меди. Для более детального изучения качества, состава и объема залежей меди были сделаны штольни.

По окончанию работ консервация залежей не была произведена. В штольни стала попадать вода, которая далее, уже будучи загрязненной ионами меди, вытекает в ручей Кизилдере, который в свою очередь впадает в реку Ахты-вац. Сама река в пределах райцентра Ахты впадает в реку Самур. Таким образом, река Самур ниже по течению от Ахтов, по сути, является загрязненной ионами тяжелых металлов.

По причине размеров реки, плотность вредных веществ в реке Ахты-вац значительно выше, чем в Самуре. В итоге местное население, использующее в быту воду из Ахты-ваца, находится в особой группе риска. Уже сейчас наблюдается учащение случаев онкологических заболеваний среди жителей Ахтынского района. Поэтому вопрос закрытия штолен и консервации шахт давно назрел и перезрел в самом Дагестане.

Между тем, время от времени становится известно об инициативах по началу добычи здешних залежей. Разработка крупнейшего на Северном Кавказе месторождения меди Кизил-Дере в свое время вошла в число пяти проектов, отобранных "Корпорацией развития Северного Кавказа". На совещании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО в 2011было заявлено, что эти проекты получат кредитную поддержку.

Интерес к добыче залежей проявила "Русская медная компания", президент которой встречался с тогдашним президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым для обсуждения проекта. Начало работ предполагалось сопроводить развитием местной дорожной инфраструктуры, планировалось дотянуть газопровод до долины Кизил-Дере.

По их подсчетам, общая сумма инвестиций должна была составить 850 миллионов долларов. Сумма астрономическая для сельских районов Дагестана, где годовой районный бюджет в лучшие годы измеряется величинами около сотни миллионов рублей. И тем не менее, население выступило резко против добычи меди - никакие деньги не вернут родных и близких, которые могут умереть от рака.

Но, как видно, дальше разговоров дело не идет. Добыча меди не ведется, да и разговоры об этом поутихли. И это не может не радовать. Ведь добыча меди привела бы к отравлению воды и воздуха, сделала бы воду вообще непригодной для питья.

Отметим, что Президент ФЛНКА Ариф Керимов неоднократно озвучивал проблему загрязнения вод Самура из-за незаконсервированных штолен Кизил-Дере перед представителями государственных и бизнес-структур, заинтересованных в реализации проектов по добычи меди в регионе.

Между тем, проблема загрязнения продолжает оставаться нерешенной. Необходимо законсервировать штольни, чтобы вода в них не отравлялась вредными соединениями и не загрязняла землю, воду и воздух. Проблему пытались решить ранее, но до конца не довели.

Советское правительство в свои годы вопрос консервации возложило на правительство Дагестана. Но грянула перестройка, деньги и время на этот проект так и не нашлись. Проект консервации результатов буро-скваженных работ в 2013 году был включен дагестанским правительством в перечень проектов для финансирования.

Издание «Аргументы и Факты» отмечало, что с апреля 1964-го по октябрь 1983-го года только на Кизил-Дере было пробурено более 300 скважин и пройдено 18 километров штолен. Осуществлен сброс в окружающую среду более 200 тысяч тонн проходческих пород, в том числе 43 тысячи тонн смеси купоросов – медного, железного, цинкового и др.

К сожалению, в Дагестане в последние годы не принято предпринимать решительных мер по причине того, что население чего-то требует или не хочет. В то же время, дагестанское руководство всегда чутко относится к директивам начальства из Москвы или партнеров из Баку. Поэтому, если в будущем обсуждение проблемы выхода ионов металлов в воды Самура наберет в Азербайджане достаточную актуальность и уже официальный Баку станет обсуждать с Махачкалой решения этого вопроса, то есть надежда на то, что окончательное решение проблемы наступит быстрее.

Сулейман Джафаров

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Глава Дагестана предложил изменить договор с Азербайджаном по разделу воды Самура

Ядовитая угроза реки Самур (Фото)

Глава Дагестана опроверг информацию о пересыхании реки Самур

Ликвидацию экологического ущерба участка Кизил-Дере планируют включить в ФЦП

Экологическая проблема № 1 Дагестана

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия