Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Одного ли гнезда леки и лаки?

Близость наших народов заслуживает внимания ученых

ФЛНКА предлагает вниманию читателей довольно любопытную версию представителя нашей организации в Агульском районе Гаджи Алхасова об этнокультурной близости народов лезгинской группы и лакцев.

Данная версия не претендует на истинность в последней инстанции и предлагается вниманию читателей для инициирования дискуссии по данной теме. Надеемся на то, что и другие специалисты в области истории, этнографии и лингивстики выскажут свое мнение по озвученной ниже теме:

Известно, что дагестанские языки связаны между собой глубокими родственными узами. Однако если сам факт генетического родства их никем не оспаривается, но степень близости их друг к другу оценивается по-разному.

Традиционно четырнадцать языков - аварский, андийский, каратинский, ахвахский, багвалинский, тиндинский, чамалинский, ботлихский, годоберинский, цезский, хваршинский, бежтинский, гунзибский и гинухский объединяются в аваро-андо-цезскую группу.

К лезгинской группе причисляют лезгинский, табасаранский, агульский, рутульский, цахурский, крызский, будухский, удинский и хиналугский языки. Количество даргинских языков доходит до двенадцати.

Но, несмотря на то, что расхождения между ними носят более существенный характер, чем, например, расхождения между самостоятельными германскими языками их принято считать диалектами.

В системе подобных отношений из всех дагестанских языков единственный лакский язык выводится за пределы родственных группировок. Однако ряд фактов, как этнографического, так и лингвистического характера позволяют выдвинуть гипотезу о возможно более близком отношении лакцев к народам лезгинской группы.

Прежде всего, речь идет об этнических названиях лезгин и лакцев. В этом плане исследователи сходятся во мнении, согласно которому оба эти этнонима являются более поздними модификациями исторического названия леки.

А это значить, что в хронологически отдаленные от нас времена и лезгины и лакцы носили одно и то же имя. А носить одно и то же имя может лишь один и тот же народ. Безусловно, это соображение логического порядка. Но помимо него в озвученной выше мысли нас убеждает и следующие обстоятельства.

Как известно по поводу этимологии исторического названия леки существует множество версий. Но наиболее популярной из них является версия, в рамках которой леки сопоставляется со словом лекь «орел» лезгинских языков. Впервые эта мысль была высказана покойным профессором Ражидином Гайдаровым.

Однако сама версия основана лишь на простом сопоставлении созвучных слов и не подкреплена какими-либо лингвистическими доводами, т.е. носит характер «народной этимологии».

Кроме того необходимо отметить, что сравниваемые лексемы в историческом плане восходят к разным корням и, соответственно, для них реконструируются разные праформы. Так для слова лекь «орел» реконструируется праформа *леркь с сонорным звуком в основе и связанная с обозначением «крыла», тогда как для этнонима лек восстанавливается структура *вул(е)г / булл(е)г со значением «волк» и в точности до звука повторяющее даргинское название лакцев – вулеги / булеги.

Очевидно, эта лексема сама относиться к категории слов образующие многочисленные праиндоевропейско-северокавказские лексические изоглоссы. И, соответственно, в контексте настоящей статьи представляет интерес и его европейскими параллели: русск. волк; немец. вульф и т.д.

Основой для реконструкции семантики этнонима лек служит сопоставление этого термина с обозначениями собственно «волка» в некоторых лезгинских языках: рут. убул; крыз., будух. еб; удин. ул; агульск. бу / ву «вой» и т.д. с одной стороны, а с другой – с древнеперсидским обобщенным названием лезгинских народов горги (они же гарг-ары в армянской традиции), которое, как известно, также возводиться к названию волка «горг».

Здесь не трудно заметить, что персидское название является смысловой калькой лезгинского этнонима. Отметим также, что страну горгов персы называли Горганией, буквально «страна волков».

Для справки отметим еще, что речь идет о тех же горгах (читай леках, лезгинах), которые согласно Плутарху во время персидского похода Александра Македонского похитили у него любимого коня Буцефала и держали его до тех пор, пока знаменитый полководец не заплатил им выкуп.

Теоретически отталкиваясь от регулярного перехода г-й в лезгинских языках к персидскому горги нетрудно возвести и внутреннее название современных лезгин: лезг. йаркI-ар; агульск. йаркк-ар; рут. йаркк-ар и т.д.

Следующий аргумент в пользу лезгино-лакской исторической близости опирается на терминологическую общность обозначения теперь уже агулов и лакцев. Так лезгины между собой агулов называют йахулар. В свою очередь агулы этим же словом называют лакцев.

В этимологическом плане в основе данного термина лежит понятие дальности в виду того, что агулы географически расположены дальше лезгин, а лакцы – дальше агулов, чем и объясняется двойной характер его использования. Но здесь важно то, что второй раз подряд одним и тем же термином называется два разных, как принято считать, народа.

Несомненный интерес представляет и чисто лингвистические данные. В этом плане необходимо вспомнить, что любой язык это явление динамичное. Исходя из этого, можно констатировать, что современные облики дагестанские языки, приобрели в процессе долгого развития.

Однако, несмотря на расхождения в родственных языках можно обнаружить массу схожих черт. Но сопоставление лакского языка с лезгинскими языками показывает, что схожего в них больше, чем это можно себе предоставить особенно по части исконной лексики. Но даже на этом фоне несомненный интерес представляет лексика с архаичными чертами. Приведу лишь один пример.

В современных лезгинских языках понятие «слово» передается лексемами чIал, чIел, чIат, гаф, айит и т.д. Но после дешифровки Синайских полимпсестов выяснилось, что «слово» в них передавалось лексемой «махъ».

В лезгинских языках данная лексема сохранилась, но, или с измененной семантикой – (лезг, крыз. мах «сказка»; таб. махъв; удин. магъ; рут. махв), или в производных от него словах (агульск. махъ-иц «хвастун», где -иц - экспрессивный суффикс).

Но и фонетически и семантически в неизменном виде это лексема сохранилось в лакском языке – ма1хъ «слово». И таких примеров достаточно много. Исходя из приведенных доводов, можно предположить, что некогда лакский язык относился к лезгинскому языковому континиуму, но рано от него откололся и стал развиваться самостоятельно.

Это и не удивительно, поскольку считается, что именно лезгинский сегмент дагестанского праязыка первым начал распадаться на отдельные ветви. Этим и объясняется особый интерес к лезгинским языкам в науке.

Но политический аспект – полное разведение народов лезгинской группы по отдельным «национальным квартиркам» в 60-е годы 20 века Абдурахманом Данияловым – еще больше усугубил проблему. В то время как вокруг аварского народа все эти годы шла консолидация 13-ти народов андо-дидойской группы, язык которых весьма далек от аварского.

Гаджи Алхасов, историк лингвист

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

С лезгинским по жизни

Энвер Абдуллаев и Руслан Гереев на радиопередаче Гаджи Алхасова

Арчинцы раздора

«Гора языков»… государственных

Лидеры лезгинских организаций призывают к объединению общественных сил для противодействию произволу со стороны Баку

Комментарии (15)
Комментарий #15, дата: 20 март 2022 20:57

Термин лезгин это название ЛАКЦЕВ турками и Азербайджанцами которые потом заимствовали русские.  Словарь Брокгауза и десятки источников об этом пишут . Не надо нас обманывать ,мы знаем правду . Уже в 19 веке это было общее название Аварцев ДАРГИНцев и лакцев . А потом только русскими было закреплено за кюринцами


Комментарий #14, дата: 21 март 2013 02:02
Твою позицию понял.Ты слишком широко трактуешь понятие родства,даже если это "седьмая вода на киселе".Если так рассуждать,то все люди на земле родственники.Я тут не зря про Адама с Евой говорил. Вобщем,мне тут больше нечего обсуждать.

Комментарий #13, дата: 21 март 2013 01:40
murad41, ты же пишешь
________________
Почему ты пропагандируешь здесь родство с лакцами?Мы соседи,соседи всегда общаются между собой,но мы не родственны.Лучше бы ты написал на тему родства лезгин и агульцев.
________________
мы не просто соседи которые отгородились стеной и не контачат , мы за всю историю нашего существования имели множество контактов, соседствующие села роднились друг с другом т.к мы граничим с лакцами у нас есть лакско агульские семьи ,есть целые тухумы у которых лакское происхождение , они нам такая же родня как и лезгины , лезгины с агулами курахского района особенно сильно сплелись ,но мы каждый не перестаем быть самими собой . Я не ограничиваюсь исключительно нашим языковым родством с лезгинами ,остальные соседи в том числе и упомянутые тобой даргинцы так же родственны с ними, у нас (агулов) не малое сходство с ними в культуре музыке есть небольшое сходство в языке . Много чего можно написать Все автохтоны Дагестана родственны нам и вам тоже кстати и не надо зацикливаться на языковой группе

Комментарий #12, дата: 20 март 2013 23:22
"...хотя родство у нас с ними имеется так же как и с вами лезгинами, соседи как ни как...".Вот с этого момента поподробней.Ты,конечно,о родстве уже писал,но эту фразу можно по-разному понимать.Не хочу разночтений.А почему бы не написать статью о родстве с соседями даргинцами?И общий набор слов у нас тоже имеется.

Комментарий #11, дата: 20 март 2013 23:03
murad41,
Дорогой земляк я не пропагандирую что то а говорю то что есть в народе я сам агул с курахского района и знаю как нас за глаза называют соседи, наверняка это говорят непосвященные люди, но это есть и то я говорю не для примазывания к лакцам это простая констатация хотя родство у нас с ними имеется так же как и с вами лезгинами, соседи как ни как не первое тысячелетие и давно уже крепко связаны кровными узами

Комментарий #10, дата: 20 март 2013 21:59
Цитата: Гияр
Бурши -макьа это как лакское село, так и лезгинское. Примечательно и то что лезгинские тухумы сливались с лакскими в этом селе. Как раз в Курахе выходцев из Бурши-макьа называют МУКЬУ, то есть из Макьа.

Бурши-макьа это олезгинившийся лакский сихил из с. Бурши, перебравшийся на земли Лезгинских обществ, спасаясь от кровной мести, когда один юноша из этого сихила убил кого-то из более сильного и знатного рода.
Об этом мне рассказал буршинец, имени не помню, но преподавал в медучилише и имел стоматологическую клинику в Махачкале. Он говорил что убитый был из их рода.

Комментарий #9, дата: 20 март 2013 21:47
AGUL,
Нет вы не правы брат мой. Курахцы никогда не называли наших братьев Агульцев Яхулами. Я не знаю ни одного Курахца, который назвал бы допустим жителей Хпюкь дере яхулами. Яхулы это четкое определение именно Лакцев. Бурши -макьа это как лакское село, так и лезгинское. Примечательно и то что лезгинские тухумы сливались с лакскими в этом селе. Как раз в Курахе выходцев из Бурши-макьа называют МУКЬУ, то есть из Макьа.

Комментарий #8, дата: 20 март 2013 21:05
Агул,я тоже наполовину курахский.Так вот,мы агулов яхулами не называем,где ты такое услышал?Почему ты пропагандируешь здесь родство с лакцами?Мы соседи,соседи всегда общаются между собой,но мы не родственны.Лучше бы ты написал на тему родства лезгин и агульцев.

Комментарий #7, дата: 20 март 2013 20:07
Гияр,
Согласен, но как раз таки именно курахские лезгины между собой называю агулов яхулами хотя знают что мы агулы , мы в свою очередь лакцев называем яхулами , есть их представители и у нас . Вообще если по копаться в сельских тухумах то многое открывается интересное .
Бурши-Мака если не ошибаюсь тоже лакское село в Курахском районе

Комментарий #6, дата: 20 март 2013 12:16
AGUL,
Наиболее тесные отношения Лакцев из всех лезгинских регионов были с Курахом. В Курахе была резиденция Хана, Курах был своего рода центром культурного соприкосновения двух народов. Это отражалось в фольклоре в виде песенного и иного творчества.Термины Яхул-Хан, Яхул-шегьер, Яхул-даллай четко выраженные в народном творчестве относятся именно к Лакцам. Тесные политические, экономические и культурные связи Лезгин и Лакцев (Яхулар) оставили немало отпечатков в отношении народов.
В Курахе целые тухумы Лакцев, Ц/удахарцев, Аварцев и других которые объединились вокруг Лезгинского составляющего.К примеры Ц/удахарцев в Курахе называют Ц/АХЪАР, как и же и магал где потомки живут. Яхулами называют потомков Лакцем в основном это выходцы из селений ТУХЧАР и Кумух. Кстати в Дагестане 2 древних Кумуха, один из них в Курахском районе.




Назад 1 2 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия