Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Открытый урок представителя ФЛНКА

«Азбука горского намуса» в Хучнинской школе

Работа учителя может быть не менее, а более уникальна, чем любая другая. Да, учителей, очень много, но каждый из нас запоминает на всю жизнь только одного или двух. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент нашей жизни. Кто открыл нам наше призвание, чьи мудрость и доброта помогли нам стать хорошими людьми. С такими прекрасными, мудрыми и добрыми словами о своей учительнице Керимовой Гульшан Раджабовне говорят ее бывшие ученики Хучнинской средней школы №1.

Да, действительно Гульшан Керимова является прекрасным педагогом. Воспитание - всегда большой труд для педагога. Что же педагогу необходимо знать и уметь в школе? Прежде всего, изучить собственную воспитательную деятельность. Она означает следующее: разложить ее на собственные части, понять, из чего она складывается.

Это непростая задача и для ее решения педагог должен взвесить и оценить все мельчайшие детали каждодневной работы. Г.Раджабовна, каждый день, общаясь с воспитанниками, влияла на них своим положительным примером, давала советы ,учила, поправляла, если надо, объясняла, непонятное доказывала. Сегодня у нее другой класс, там она дает глубокие и прочные знания по своему предмету и добивается высокой культуры поведения учащихся.

Очень требовательна и сохраняет строгую дистанцию между собой и учениками. В воспитательной работе она придерживается такого же принципа, всегда стараясь, чтобы класс был первым и самым лучшим. Г.Раджабовна стремится, чтобы каждое производимое ею воспитательное воздействие вызвало у учащихся адекватное повседневное поведение. Для этого она всегда организует, воспитательные мероприятия или вступает в прямой контакт с каждым учеником, помогая ему разрешить возникшую ситуацию. Керимова Г.Р принимает самое активное участие в общественной жизни школы, с первых дней работы в данной школе, она является руководителем методического объединения учителей родного табасаранского языка, является прекрасной наставницей молодых учителей. Как говорят многие учителя этой школы, своим педагогическим становлением обязаны именно ей. Шестеро ее выпускников, получив специальность по данному предмету, работают в школах района. Как эксперт районной экспертной комиссии, она часто выезжает в школы района. Особое направление в работе, Керимова Г.Р - это поиск одаренных детей и развитие их способностей, работа с ними в индивидуальном порядке, вовлечение их в самостоятельное изучение дополнительного материала.

Ее учащиеся постоянно становятся призерами районных и республиканских олимпиад. За успехи в учебно-воспитательной работе, подготовку призеров районных и республиканских олимпиад Г.Раджабовна награждена грамотами министерства образования Республики Дагестан и управления образования района. Буквально неделю назад, я присутствовала на открытом уроке Г. Раджабовны. Урок был на тему: «Азбука горского намуса».

Слово « Намус» арабского происхождения и на всех языках мусульманского мира означает честь, совесть, порядочность, чтобы раскрыть наиболее полно эту категорию используют и такие понятия, как мораль, нравственность, честность, достоинство, стыд, добро, зло. В настоящее время, когда в обществе, в нашем родном доме- Дагестане, мы сталкиваемся с нарушением молодыми людьми элементарных норм и правил горской морали, святые ценности которой донесли до нас многие поколения наших предков. В Дагестане в народных сказках восславляются герои, которые являются носителями горского намуса, проявляя честность, правдивость, вежливость, доброту, порядочность и уважение к старшим, трудолюбие, умение понимать и ценить прекрасное в природе и отношения между людьми. А сколько пословиц и поговорок созданных нашими предками « Бог создал народы для взаимного блага», «Когда люди друг другу любят, то и бог их любит», « Врага сделай другом, но друга не делай врагом», «Не всякого, кто носит папаху, можно назвать мужчиной», «Вежливость из раба сделало князя, плохой нрав из князя сделало раба», « Имеющий тысячу друзей, спасся, имеющий тысячу голов - погиб».

В понятие горский намус входит и любовь к родному краю, и восхищение ее красотой и гордость ее мужественным народом. Каждый, кого мы называем носителем горского намуса, делал добро другим, ущемляя себя, ограничивая себя во многом. Люди понимали, что жить друг без друга нельзя, очень трудно. Вот почему такие качества, как трудолюбие, милосердие, миролюбие, взаимопомощь, гостеприимство, уважение к старшим, почитание родителей и забота о них, а также любовь к Родине, чувство собственного достоинства, порядочность, честь и совесть составили основу горского намуса, как бы его азбуку, которую внушали детям с малых лет. Помимо перечисленных азбучных истин, горский намус предполагал как обязательное для мужчин следующее: быть всегда готовым к защите Родины: чувство хозяина дома; стойкость, выдержка, терпеливость смелость и мужество; пренебрежение насилию и жестокости умение выполнять все сельскохозяйственные работы; уметь мужественно переносить любые трудности.

В традициях народов Дагестана признано как общепринятая норма уважительное отношение к женщине. Не обделен был горец и в средствах воспитания. Колыбельные песни матери – это начало формирования личности ребенка. Эти нежные звуки и мелодии доходили до сердца малыша. Такую песню не услышать и не понять было невозможно. Под такое пение невозможно было и уснуть. Звуки этих песен, которые являлись естественной потребностью ребенка, помогали формированию и развитию слуха. Главная цель воспитания горцев и горядок - подготовка будущего семьянина- определяла и главные задачи, которые заключались в формировании умений и навыков четко выполнять работу как по дому, так и в поле. Часто применялись наказания и поощрения.

Старые горцы любили родной язык, сложили много пословиц, поговорок, загадок, которые стали образцами красноречия и лаконичной мысли. Они помогают глубже понять и горячо любить родной край, понимать и хранить его богатства и красоту, творчески трудиться, чтобы сделать ее богаче и краше. Горцы не покупали готовые игрушки для детей, а делали их сами, учили и детей этому мастерству. Малышам делали арбу, сани игрушечные, вертушки,а девочкам шили куклы и наряды для них. Дети любят сказки, а раньше и взрослые с удовольствием их слушали, обычно собирались у хорошего сказочника, который мастерски передавал творения народной мудрости. Одним из основных качеств горской морали все времена считалось трудолюбие, и формировалось оно с самых юных лет. Первые просьбы, затем приучение, поручение, требование. Все делалось просто. Бабушка или мать показывала ,как вяжет или делает первые узоры в ковроделии и одновременно пела в такт народные песни. Сочетание красоты узоров и рисунков с мелодией народной песни или рассказом о трудолюбивой золушке возбуждало внутренние силы, формировало представление ребенка о труде как об интереснейшем занятии. Издавна наши предки несли и придерживались этикетам горского намуса. Все это они передали следующему поколению. И мы должны высоко ценить намус, оберегать его, совершенствовать, искать пути и методы его эффективного использования в воспитании подрастающего поколения.

Умганат Сулейманова, представитель ФЛНКА в Табасаранском районе

.

Региональное представительство ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Ушла из жизни русская душа Кураха

Хивские школы через судьбу учителя

Магомеду Гасанову - 75

Малик Баглиев принял участие в августовской конференции учителей Магарамкентского района

Два учителя Магарамкентского района получат по 200 тысяч рублей ко Дню учителя

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия