Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дагестан у телевизора

Специфика ТВ-вещания в многонациональной республике

В условиях демократизации общественной жизни в нашем северокавказском регионе в последние годы обнаружились яркие, отличительные особенности. Это, прежде всего, то, что средства массовой информации здесь транслируют все многообразие и противоречивость социокультурных и политических ценностей.

Сегодня можно выделить несколько основных групп СМИ, характеризующих и формирующих информационное пространство Северного Кавказа.

Самую массовую группу составляют общественно-политические, республиканские, областные, краевые издания, а также муниципальные СМИ – городские и районные газеты. Еще одна характерная для данного региона группа СМИ – национальная пресса.

Разница между федеральным и региональным телевидением

Многие специалисты в области электронных СМИ задаются вопросом: А чем, собственно, региональное телевидение отличается от федерального?

Прежде всего, финансовыми, творческими и техническими возможностями. И, разумеется, в силу самых разных причин дагестанское ТВ не может вкладывать в программы столько денег, сколько вкладывается на тех же федеральных каналах.

И, тем не менее, сама жизнь диктует необходимость значительного повышения качества выпускаемого продукта. По другому сегодня просто невозможно т.к. в Дагестане функционирует более 100 государственных и частных телекомпаний, которые в какой-то степени пытаются конкурировать между собой. Более того, многие республиканские, муниципальные и коммерческие вещательные каналы чередуют собственный продукт с ретрансляцией федеральных телеканалов.


Скриншот главной страницы официального сайта ГТРК  «Дагестан»

Региональные электронные средства массовой информации в сегодняшних условиях – это телевидение и «про них» и «про нас». И чем больше про «нас» - тем больше доверия, тем выше репутация канала и вещателя, а это гораздо дороже ежеминутного рейтинга. Не потому ли федеральные каналы (вещатели) сами ищут себе теперь региональных партнеров.

Местные, региональные телевизионные каналы работают, как правило, по принципу: местный вещатель, он же производитель, плюс сетевой федеральный партнер. При этом местный телевещатель имеет всего 20-25 % эфирного времени. И даже в этих условиях, при очевидном процессе дерегионализации телевещания в целом, роль местного телевидения, по мнению экспертов в системе социальной коммуникации весьма значительна и более позитивна в отличие от влияния на население федеральных вещателей.

Телевидение – сфера культуры, ставшая коммерцией. Проблемы телевидения

Грубое выхолащивание из эфира реальной жизни, местных событий, культуры и традиций отдельного региона, глобализация эфира – это путь к деградации общества, подмена реальности виртуальным миром. Безудержно гнаться только за рейтингом, не считаясь с реакцией местного населения, в конечном счете, невыгодно. Создавать некоммерческие программы без госфинансирования – это выгодно, создавать свои цикловые аналитические, детские, молодежные, культурно-просветительские, спортивные передачи – это тоже, в конечном итоге, выгодно.

И все же, нельзя даже сейчас в жестких условиях рынка все мерить рублем. Есть в нашей профессии дела гораздо важнее – это престиж компании. Доверие к региональному телевидению формируется, прежде всего, по конкретным работам способных журналистов и режиссеров, операторов, монтажеров и представителей многих других творческих и технических работников.

И здесь мы задаемся вопросом: а из чего собственно складывается репутация? Это доверие, плюс внимание постоянных телезрителей, плюс удовлетворение от просмотра предложенной продукции, доступность, объективность, возможность выражения своего мнения. Уровень же доверия телезрителей, по словам эксперта В.Семенова, обратно пропорционален степени коммерциализации вещателей. В итоге, обман оказывается невыгоден, прежде всего, региональным телевещателям. Заботящиеся о своей репутации рекламодатели отворачиваются от скомпрометировавших себя СМИ. Уходят оттуда и способные, талантливые журналисты.

Заботясь о престиже, имидже своей телекомпании, нужно просто следовать золотому правилу: не поддаваться соблазну обманывать потребителя и партнера, какие бы выгоды обман не сулил.

Следуя другому принципу деловых людей России начала двадцатого века, нужно научиться любить и уважать человека (а не только себя), нужно проявлять эти чувства и качества, проявлять искренне, а не демонстрировать и тиражировать образцы пошлости и низкой человеческой культуры, не задумываясь о влиянии таких образцов на собственных детей.

По утверждению экспертов, в последние годы финансовые потоки и технические новшества, цифровые форматы брошены на развитие телевидения лишь как на средство массовой информации. Федеральные каналы давно научились делать деньги, высчитывая себестоимость и окупаемость своих информационных программ, забывая при этом, что телевидение когда-то считалось искусством.

А что делать регионам? Чем закрывать эфирное время? Вот и получается, что зачастую трудоемкое дорогостоящее художественное вещание, документальный экран заменили потоками низкопробных сериалов, заимствованных телевизионных игр. Выросло уже целое поколение телезрителей, не имеющее привычки получать с экрана продукцию художественно-эстетического и культурно-просветительского характера.

Какова же ситуация у нас в Дагестане? Насколько изменилась эфирная политика на дагестанском телевидении в последние годы? В ГТРК «Дагестан» за последние 5-7 лет резко сократилось количество работающих. Из 707 осталось всего 260 человек. К сожалению, заметно сократилась и средняя продолжительность ежедневного собственного вещания – 3 часа на канале «Россия-1» и 1 час на круглосуточном информационном канале «Россия-24».

Шесть раз в день выходят информационные выпуски программы «Вести-Дагестан». Вечерний отрезок занимают общественно-политические, молодежные, художественные и спортивные программы, а также информационная программа «Махачкала».

На канале «Россия-24» в отрезке с 18 до 19 часов ежедневно повторяются наиболее интересные программы, такие как «Акценты», «Новая экономическая программа» (НЭП), «Дорожный патруль», «Наболевший вопрос», «Планета Культура».

 

Скриншот главной страницы официального сайта  РГВК «Дагестан»

Сегодня с удовлетворением можно констатировать, что у нас в республике есть регулярное телевизионное вещание на национальных языках. На каналах ГТРК и РГВК «Дагестан» на родных языках регулярно звучат песни, выступления писателей, ученых, религиозных деятелей, ежемесячно выходят в эфир программы под общей рубрикой «Канал национального телевидения». Все эти передачи готовятся с выездом в самые разные населенные пункты и пользуются большой популярностью у телезрителей.

Важным фактором, определяющим состояние и функционирование СМИ, является профессиональный потенциал кадрового состава, уровень профессионализма журналистов, редакторов, режиссеров и представителей многих других творческих профессий. Мотивация понимания новых задач, стоящих перед прессой, в значительной степени влияет на качество профессиональной деятельности. Проводившиеся в последние годы исследования дают основания для озвучивания некоторых тенденций, которые характеризуют динамику развития этого фактора.

Прежде всего, следует сказать о том, что в редакциях, где проводился опрос, профессиональное образование и более менее продолжительный опыт работы в СМИ имели чуть более 60 процентов творческих работников. В некоторых редакциях до 20 процентов сотрудников не имеют практически никакого жизненного и профессионального опыта. По крайней мере, более половины работников редакции постоянно испытывают недостаток профессиональной подготовки.

Существенно повлияло на состояние кадрового потенциала региональной дагестанской журналистики то обстоятельство, что в связи с возникновением множества новых изданий, телерадиокомпании в редакции пришли молодые люди, имеющие весьма скудное представление о журналистике. Для многих из них редакция является первым местом их профессиональной журналистской деятельности.

«Кадры решают всё»

Отдельная тема – подготовка и переподготовка телевизионных кадров.

Было время, когда наши работники проходили переподготовку в институте повышения квалификации в Москве, и это была хорошая школа. Журналисты с удовольствием ездили на 2-3 месячные курсы. Совсем другая ситуация сейчас. Все (в том числе и учеба в Москве) переведены на коммерческие рельсы. Приходится платить немалые деньги, которых у компании не хватает.

В последние годы – большой вклад в дело подготовки тележурналистов вносит Дагестанской Государственной Университет. Сейчас только в ГТРК и РГВК работают более 50 выпускников отделения журналистики филологического факультета. Причем, многие из них работают творчески, инициативно и достаточно плодотворно. Это – специальные корреспонденты информационных программ «Вести-Дагестан» и «Время новостей» Мурад Магомедов, Альбина Сункулиева, Нурлан Алиев, Фатима Ашурбекова, Луиза Гашимова, Тимур Яшувов, Диана Амиралиева , Ульяна Гаджиева, Илона Агасиева и многие другие. Все они проходили производственную практику в стенах ГТРК и РГВК и получили первые навыки телевизионного журналиста в учебной телестудии кафедры электронных СМИ Дагестанского Государственного Университета.

Наиболее существенные черты профессионального самосознания журналиста из российской провинции, на наш взгляд, проявляются в ответах на вопрос, о том, какое содержание они вкладывают в понятие «четвертая власть». Вот как определились ответы. 17,5 процента считают, что определение «четвертая власть» отражает действительную роль СМИ в нашем обществе, 56,5 процента полагают, что такое утверждение является преувеличением, 21 процент утверждают, что это звучит как издевка.

В целом, представление журналистов следует оценить как тревожно пессимистическое. Во всяком случае, едва ли можно считать нормальным, если абсолютное большинство журналистов не верят в возможность влияния СМИ на весьма существенные стороны жизни общества или сомневаются в этом.

Значительная часть общества на каком-то этапе разуверилась в ценностях и идеях, которые принесли успех «демократичной» прессе, поэтому многим журналистам остается либо избирать легкий, но очень сомнительный, своего рода мазохистский путь к успеху, стать выразителями социального недовольства, сохраняя при этом демократический имидж, либо радикально переосмыслить само представление о влиятельности, о власти СМИ.

Скажем, влиять на электоральное поведение – вовсе не обязательно означает убедить, заставить проголосовать за того, а не иного кандидата, но обязательно означает помочь избирателям сделать действительно свободный, т.е. зрячий и осмысленный выбор.

Этот трудный, болезненный переход от авторитарной к демократической парадигме деятельности проявляется и в сегодняшнем моральном кризисе, в СМИ, в представлениях журналистов о смысле своей профессии, о своей роли в обществе. Вряд ли можно считать нормальным тот факт, что лишь 36,5 процентов журналистов считают свою деятельность успешной. В независимых изданиях чисто удовлетворенных своей деятельностью намного выше 58,5 процента.

Векторы развития телевидения

Развитие телевидения как средства массовой коммуникации идет по присущим ему законам. Изучение этих законов необходимо для того, чтобы оно с максимальной эффективностью выполняло свои социальные функции.

Стремительное развитие новейших технологий в области электронных СМИ, произошедшие в последние 20-25 лет, позволило существенно усилить иллюзию присутствия аудитории при свершении любого события.

В то же время, технологичность вещательной практики телевидения новейшего времени формирует в общественном сознании абсолютно противоположную по смыслу иллюзию – видимость существенного влияния на дискурс общественной мысли. И в этой ситуации возникает одно существенное противоречие, осознаваемое теми, кто может в силу опыта и возраста зафиксировать и артикулировать тенденцию трансформации функций телевидения. И что никак не хотят замечать (или не могут) представители более молодого поколения профессионалов. Телевидение из средства массовой информации на наших глазах становится средством массовой коммуникации. На первый взгляд, вся проблема только в термине. Увы ! Если бы дело обстояло так просто. Средства массовой коммуникации – это канал доставки, прежде всего, определенных идей, облаченных в привлекательную упаковку информационного и аналитического вещания. При этом, совершенно необходимым представляется наличие обратной связи, то есть просто-напросто генерирование определенных социальных, политических или экономических действий со стороны воспринимающей аудитории.

Специфика телевидения заключается в сиюминутности информации: здесь нет возможности уточнить, переспросить. Поэтому качество языковой формы телевидения требует большого внимания, поскольку аудитория воспринимает не только информацию, но и ее звучание (произношение, интонацию). Телевидение и радио во многом определяют языковую культуру общества. Между тем, здесь работают люди разных профессий, выходцы из разных городов и районов, иногда и совсем не подготовленные для такой работы. Опыт показывает: далеко не всегда творчески одаренный журналист умеет озвучить свой хорошо подготовленный сюжет. Многие журналисты телевидения забывают о том, что речь является их визитной карточкой и ею нужно дорожить. И еще один вечный вопрос: Насколько СМИ правдиво отражают реальность?

Ильман Алипулатов, Pуководитель общественно-политического ТВ ГТРК «Дагестан»

Этим вопросом задаются сегодня многие наши соотечественники. Действительно, насколько то, что мы видим ежедневно на экране соответствуют реальности? По утверждению специалистов, информационное пространство состоит из бесчисленных многих экспертов сведений и интерпретации реальных событий. Можно сколько угодно рассуждать о том, насколько СМИ правдиво отражают реальность или же искажают ее корысти ради или недомыслию. Рассказ о событии всегда будет интерпретацией, независимо от намерения журналиста. Важно другое. Информационное пространство само по себе оказывается для человека единственной реальностью во всем, что не связано с его непосредственным опытом. Иными словами, СМИ не отражает реальность, в которой живет современный человек. Информация порождает информацию, и реальность перестает быть единственным и обязательным. Если мы признаем социальную функцию журналиста, то уже не сможем приравнивать производство такого специфического товара, как информация, к производству стакана или любого другого предмета. Ложная информация по своей разрушительной силе равна массовому отравлению населения.

Это вовсе не то же самое, что произвести плохую зубную щетку.

Становление и развитие региональных телерадиокомпаний проходит непросто. Зрители вправе требовать от журналистов и объективности в подаче материалов и анализа событий, разнообразия стилистики.

Смена концепции вещания на телевидении - процесс очень болезненный, но это следствие общенациональных процессов. Меняется время, а с ним идеология и форма современного телевидения. И лишь повышение деловой и творческой культуры телевещателей - это путь к становлению гражданского общества и его консолидации. И это путь к истинной конкуренции государственных и частных телекомпаний. Ведь борьба за конкурентоспособность телепродукции - важный стимул совершенствования профессионального мастерства всех региональных телевещателей.

Ильман Алипулатов, политолог, руководитель общественно-политического ТВ ГТРК «Дагестан», сопредседатель Дагестанского отделения «МедиаСоюза России

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

СКФУ готов выделить квоты для студентов из республик Северного Кавказа

Журналисты дагестанского издания "Черновик" стали лауреатами премии правительства России

В Дербенте муниципальные чиновники в сговоре с коммерсантом расхитили 4,5 млн рублей бюджетных средств

Энвер Кисриев и Биякай Магомедов: Почему Кремль недоволен властью в Дагестане?

Депутат Народного Собрания РД строит самую большую в горах мечеть

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия