Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Незир Гусейнов: «Все страхи о том, что власти городов Дагестана выводятся из сферы градостроительства, – безосновательны»

В Дагестане в ближайшее время будет принят законопроект о перераспределении полномочий между республиканскими и муниципальными властями в сфере градостроительства. Редакция РИА «Дербент» обратилась к  председателю Комитета по архитектуре и градостроительству РД Незиру Гусейнову с просьбой разъяснить ситуацию вокруг этого законопроекта, рассказать о причинах его появления, о подходах, которыми руководствовались власти при его составлении, а также поделиться мыслями о том, как будет развиваться ситуация в этой сфере, и какие реальные изменения должны ощутить жители дагестанских городов. Представляем читателям его ответы без изменений: 
 
Как появились нормы градостроительства и зачем нужно их соблюдать

В 5 веке до н.э. хаотично застроенный город Пирей древнегреческий архитектор-градостроитель Гипподам  Милетский полностью перестроил, создав регулярную планировку, и тем самым приведя его в порядок. В результате жизнь в городе преобразилась, стала активно развиваться экономика. С распространением градостроительной системы города стали центрами экономической жизни.

В этом отношении наиболее точно и емко высказался нобелевский лауреат, выдающийся американский экономист российского происхождения Василий Леонтьев: «экономика хорошо функционирует там, где хорошо организовано пространство».

В Российской империи Екатерина II издала указ, стандартизирующий застройку городов. Началось все с Москвы и Санкт-Петербурга, но затем распространилось дальше. В результате, уездные российские города получили генеральные планы. А исторический центр Ярославля был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в качестве выдающегося примера градостроительной реформы императрицы.

Пока другого пути в градостроительстве и архитектуре нет, кроме как соблюдения единых стандартов и норм. Они касаются и ширины тротуаров, и проезжей части, расчеты которых основаны на эргономике, то есть удобстве перемещения людей и транспортных средств. Многие из них еще были введены в период Римской империи. Кстати, несоблюдение этих норм в поздний период существования империи, ухудшило сообщение и также повлияло на ее дальнейшее ослабление и закат.

Почему назрела необходимость менять ситуацию в городах Дагестана

Условия, в которых мы живем в Дагестане, и определяют наше отношение ко всему, наши «аппетиты». Это взаимосвязанные вещи, ведь формирование города – своего рода производная социального строя, тех условий, в которых живут люди.

Поэтому если мы хотим жить чуть лучше, повысить качество жизни, создать больший комфорт, то мы должны быть готовы к изменениям, начиная с себя. И этим вопросом следует задаться каждому. Вот такое желание сделать Дагестан лучше, в частности, вернуло меня на родину, несмотря на то, что многое пришлось бросить, так как потребовался мой опыт и знания. Я буду стараться изменить ситуацию в нормативно-правовой базе, которая даст жителям Дагестана больше возможности для налаживания комфортной жизни и карьеры.

В республике сложилась критическая ситуация, которую давно пора менять. Несоблюдение элементарных норм ставит крест на развитие Дагестана. Нельзя балкон застраивать как комнату. Тот, кто это делает, не думает ни о ком. А ведь это серьезное нарушение техники безопасности в нашем сейсмически опасном регионе, не говоря о многих других аспектах.

Вот тут поднимается самый главный вопрос: почему городские власти и соответствующие муниципальные ведомства и надзорные органы, которые должны за этим следить, этого не делают до сегодняшнего дня?  Значит что-то не так в этой «кухне» и мы хотим разобраться, в чем проблема, перенастроить систему и вернуть им обратно. А каким образом можно перенастроить? Для этого надо разобраться, почему люди не доверяют власти, а власть проявляет равнодушие в этих вопросах.

С человеком можно договориться, с компьютером – нельзя

Когда дагестанцы общаются, то могут договориться о чем угодно, отодвинув в сторону законы, нормативы и т.д. Но если вместо собеседника будет компьютер, то договориться «по-особому» уже не получится, такой функции у компьютера, точнее у программы – нет.  Мы внедряем ГИС ОГД (Государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельности), к которой присоединяются все местные ГИСы.

Такой подход позволит нам минимизировать расходы и время на принятие решений в этой сфере. В систему внесено 16 слоев, содержащих разнообразную информацию: об инженерных сетях (газовых, электрических, водоснабжения и т.д.), социальных объектах, демографические показатели и прочие данные. Например, перевод земель из одной  категории в другую занимает около полутора лет – это очень долго, мы будет существенно сокращать это время.

Однако, чтобы это все полноценно заработало, требуется подготовить и загрузить в программу огромный массив данных в систему, что займет у нас 2-3 года. Поэтому и полномочия согласно законопроекту передаются на 5 лет.

О том, как может измениться ситуация в этой сфере показывает Московская область. После передачи полномочий от муниципалитетов на областной уровень объем инвестиций увеличился с 200 до 800 млрд рублей.

Процедуры упростятся, а не усложнятся

Жителям республики и инвесторам не надо будет ехать за какими-то бумагами в Махачкалу, как об этом уже успели написать в некоторых СМИ. Все будет производиться на местах. Благодаря облачной системе все заинтересованные стороны будут видеть загруженные документы и вносимые изменения, их увидят и все республиканские ведомства.

Согласование и выдача ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка) будет осуществляться гораздо быстрее, мы уже ее сократили с 72 до 64 дней со времени моего прихода на должность. А это важнейший шаг навстречу инвесторам.

Во всех городах есть генплан и ПЗЗ (правила землепользования и застройки), а дальше нет никакой документации – проекты планировки территорий, межевание земель и т.д. Да и сами генпланы создавались «для галочки» и часто менялись. После устранения этих моментов уже не будет неправильных, хаотичных застроек. Также мы исключим точечные застройки.

В целом, проблем, которые мы будем решать – очень много. Это также и вопрос торговых центров, которые вводятся без учета транспортной ситуации, вопрос парковок и улучшение транспортных решений в других случаях, например, изменение пешеходных переходов. На эти вопросы муниципалитеты, к сожалению, не обращают внимание.

Цель – сделать города удобными и привлекательными

Таким образом, мы переформатируем городские пространства, упорядочим их. С этой целью был создан инструмент регулирования сложившей ситуации – градостроительный совет при Главе Дагестана. Действуют две комиссии: художественная и архитектурная.
Проект планировки правильно организованного пространства комплексной застройки со всей необходимой инфраструктурой в г. Махачкале, на территории бывшего Ипподрома.

При таком подходе мы будем добиваться наиболее эффективного решения любого инвестиционного проекта. С этой целью к процессу будут привлекаться наиболее компетентные люди, члены союза архитекторов РФ, в том числе из Москвы и других субъектов. Мы откроем в республике центры компетенций, для привлечения соответствующих специалистов.

Эстетическая составляющая тоже будет играть большую роль, в частности, облик фасадов также будет специально предлагаться в каждом отдельном случае, будут разрабатываться колористические паспорта. Мы будет добиваться, чтобы города стали более удобными для жителей, привлекательными для туристов и инвесторов, в целом более «правильными», создающими предпосылки для динамического развития.

Ак-Гель и Эльтавский лес вернут горожанам

Особое место будет уделяться работе с общественностью и территориальными сообществами. Ни один проект не будет утверждаться без согласования с общественностью

Будут решаться наиболее беспокоящие горожан проблемы, как, например, судьба озера Ак-Гель в Махачкале. Мы уже наводим здесь порядок. Вернули 30 земельных участков. Примерно на 50 га мы хотим создать общественное пространство – парк с границами и документацией. Также будет восстанавливаться Эльтавский лес.

Мы будем быстро менять границы общественных пространств, вводить регламенты и не будем позволять нарушать законы и нормативы.

Бесконфликтные формы работы с общественностью и проблемы озеленения

Однако общественное обсуждение в городах часто носит конфликтный характер, городскому сообществу противопоставляются лоббисты инвесторов. Выход из ситуации – готовить проекты планировок, в которых учтены интересы всех групп.

На слушаниях жителям надо показывать инвестиционную часть и «городскую», объяснять какие будут преобразования, что взамен получат жители и что будет сохранено. Кстати, конкурс по разработке мастер-плана был организован и проведен в таком бесконфликтном варианте. Именно подобные методы мы и возьмем за основу.

В настоящее время ни в одном дагестанском городе не соблюдается норма озеленения, а нужно хотя бы 25-30% озелененных территорий. Мы собираемся это исправлять, начиная с Махачкалы. Мы предложили и Дербенту проекты как озеленять улицы. В отличие от других городов глава Дербента начал реализовывать эти проекты.

Не запрещать, а интегрировать незаконные объекты

Кстати, то, что больше всех может беспокоить муниципальные власти останется неизменным – выдача разрешений на строительство и на ввод объекта ИЖС останется у них. Люди, которые работали в городских управлениях по архитектуре и градостроительству останутся на своих местах. Но зато они будут оснащены новым инструментарием – базой градостроительной документации. Тем более не будет никаких временных запретов в период ввода новой системы. Ни в коем случае  нельзя этого делать, так как мы тем самым ставим клин на развитие города.

Наоборот, те объекты, которые были построены, законно или не законно, будем интегрировать в городское пространство. И есть специальные приемы, как получить такой результат. Проблема здесь в другом – нельзя это пустить на самотек. Запустив эти объекты в первоначальном виде, мы можем создать социальную напряженность. Поэтому необходимо пересматривать назначение объекта, исходя из потребностей города и его жителей, и учитывать другие моменты.

Дербент станет первым бездотационным городом Дагестана

Отдельно стоит отметить ситуацию в самом южном городе республики. Так вот, с Дербентом у нас вообще нет проблем. Дай бог каждому городу такого руководителя, вникающего во все проблемы города. Кроме того, Дербенту повезло с финансированием, а также у него хороший архитектор. Эти три момента позволят Дербенту успешно справляться с имеющимися проблемами. Более того, в городе разработана концепция мастер-плана, дающая ориентиры, куда двигаться.

Все города должны развиваться по принципу получения независимого бюджета, что позволит им стать процветающими. К сожалению, все республиканские города и почти все города в остальной России – дотационные. Существуют всего несколько таких независимых городов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и еще несколько. Скоро в их числе, как я представляю, окажется и один дагестанский город – Дербент.

РИА "Дербент"

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Вместо контроля отъем полномочий

Сергей Меликов: Совет Федерации озабочен проблемой сохранения исторического облика курортов Кавказа

В Дагестане депутаты приняли в первом чтении отменяющий прямые выборы глав городов и районов законопроект

В Дербенте подписаны соглашения по укреплению и развитию межнациональных отношений в Южном Дагестане

Главный архитектор Дагестанских Огней арестован

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия