Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

От времени не потускневший: к 130-летию со дня рождения Тагира Хрюгского

Нетленный. Народный. На века... Не каждому уготована участь поэта, творчество которого остается востребованным спустя длительный отрезок времени. В этом признание поэтического дарования личности, появление которой можно считать божьим провидением.

Мог ли выходец из высокогорного лезгинского села Хурюг (ныне Хрюг Ахтынского района) мечтать, что его жизнь сложится иначе, чем у его бедных земляков? Мечтательный, с малых лет покорённый величием природы. Пытливый ум и трепетное сердце словно подталкивали зревшее в нем желание складывать слова в рифмованные строчки. Было в Тагире Хрюгском (на снимке второй справа) нечто такое, что притягивало, пробуждая чувства.

Проучившись два года в школе азарбайджанского города Нуха, куда переехал его отец в поисках заработка, Тагир прославился первым же стихотворением, сочинив его в традиционной манере ашугов, которым подражал, упиваясь напевностью, тягучей ритмикой, наполненностью тем, что близко, что трогало душу. По возвращении в родное село, где после смерти отца 17-летний юноша открыл кустарную мастерскую, в свободное время он складывал слова в четверостишья.

Уже в начале жизненного пути начал приобретать известность, покоряя земляков лирической стилистикой, образным стихосложением своих сочинений. В поисках заработка он много странствовал по свету, не подозревая, что обогащает свой поэтический мир, создавая яркие образы. И уже не мог не творить. Его рифмы ложились на музыку, обретая законченную форму, складываясь в зрелые поэтические произведения.

Надо ли говорить о том, что народная власть дала возможность молодому поэту не только получить образование, но и стать активным проводником происходящих преобразований в горном крае? Сельский крестком, председатель райкресткома Хрюгского сельсовета, он активно сотрудничает с районной газетой «Новый мир», сблизившись с поэтами-трибунами нового времени, такими, как Г. Гаджибеков, Э. Капиев, А. Фатахов…

Для него общение с дагестанскими классиками стало новым осмыслением времени, ощущением дыхания эпохи перемен, в которой каждый должен был найти свое место в жизни. Тогда же деятельного по натуре земляка с обострённым чувством справедливости сельчане выбрали председателем колхоза, доверили ему распоряжаться народным добром и ни разу не пожалели об этом.

Для самого Т. Хрюгского стихи стали новым интонационным звучанием, творческой рекой поэта, воспринявшего время как благодатный дождь, с восторгом наблюдающего, как развивается некогда тонувший в нищете горный край, как семимильными шагами развертывается индустриализация, появляются школы, строятся заводы, электростанции… И все это находило отражение в его творчестве.

Член Союза писателей, участник Первого Вседагестанского съезда писателей, со временем он возглавил Лезгинский театр им. С. Стальского. Переводил на лезгинский язык пьесы известных азербайджанских драматургов, создавал произведения, ставшие лезгинской классикой. Среди них сатирические сказки в стихах, вошедшие в двухтомник «Избранные произведения», вышедший накануне Великой
Отечественной войны. А в 
1943-м издаётся другой сборник его стихов «Голос поэта». Тогда же Тагиру Хрюгскому было присвоено звание народного поэта Дагестана.

Он старался рассказать читателю о своей любви к родному очагу, горному краю, своей земле. Отзываясь на значимые события, облекал форму в блестящее содержание. Стихи о Родине, труде, любви стали близки и понятны ценителям поэзии многонационального Дагестана. Многие из стихов поэта были положены на музыку основоположниками дагестанского классического искусства. Они исполняются и сегодня, в них воспеваются отчий дом, неповторимые картины родного края.
Немало в творчестве поэта и произведений военной тематики. Так, в первые дни войны поэт сочинил стихотворение «Идёмте», призывающее горцев защищать Родину от вероломного врага. Тогда на передовой оказалась и элита дагестанской литературы, а в свет стали выходить антивоенные произведения. На фронт ушла и вся молодая поросль дагестанского творческого союза, бившая врага и острым пером, и оружием. А в творчестве Тагира Хрюгского появились стихи-наказы, написанные поэтом от имени матери, брата, рефреном которых выступал призыв – бить врага, вернуться домой с победой.

Сам поэт в разгар военных действий в составе группы дагестанских писателей не раз посещал сёла и города Северного Кавказа, освобожденные от немецких оккупантов. Видел жуткие картины последствий войны, истинное лицо врага, обещавшего «не трогать народы Кавказа». Потрясенный страшной картиной разрушений, он создал цикл стихов, где изображены последствия захватнической войны, расстрел и уничтожение сотен тысяч мирных людей.

Поэт писал: «Это такое огромное горе, которое не может стерпеть земля и вместить море». А его стихи «Проклятие», «Кто такой Гитлер» выражают патриотические чувства и эмоции автора. Произведения чрезвычайно сильны по эмоциональному воздействию.

Критика того времени отмечала, что произведения Хрюгского о Великой Отечественной войне делятся на стихотворения гражданской лирики, стихотворения-наказы, стихотворения-послания, памфлеты и поэмы. Им свойственны сильные патриотические чувства и эмоции, сатира и сарказм, реалистичные картины мирной жизни горцев и кровопролитной войны. Они запоминаются богатым литературным языком с широким использованием изобразительно-выразительных средств, имеют большое познавательное, воспитательное значение. Эти произведения изучаются как в дагестанских школах, так и в колледжах, университетах республики на национальных и русском языках.

Уже в послевоенные годы творчество Тагира Хрюгского обогащается произведениями, посвященными Героям Социалистического Труда, а поэма «Черное золото» рассказывает о нефтяниках Каспия. В соавторстве с К. Меджидовым написана пьеса «Ашуг Саид», поставленная на сцене Лезгинского драматического театра им. С. Стальского и показанная на площадке Кремлевского Дворца в Москве в дни Декады искусства и культуры Дагестана в 1960 году.

Богатым можно назвать творческое наследие поэта. Его перу принадлежат переводы на лезгинский язык произведений А. Пушкина, стихов М. Лермонтова, басен А. Крылова, поэмы Г. Цадасы «Моя жизнь». Помимо насыщенной творческой деятельности Тагир Хрюгский вел большую общественную работу. Был избран в состав правления Союза писателей Дагестана. Принимал участие в вечерах дагестанского искусства и литературы в Москве в 1952–1958 годах, избирался депутатом Верховного Совета СССР и ДАССР, членом Дагестанского комитета защиты мира.

Его называли счастливым поэтом, получившим признание при жизни, пользовавшимся народной любовью. В последующие годы в дагестанских книжных издательствах издавались и переиздавались сборники его произведений. Его стихи вошли в антологии лезгинской и дагестанской поэзии, переводились на языки народов Северного Кавказа. Его творчество по достоинству оценивали известные дагестанские критики. А знаменитый на весь мир Расул Гамзатов так писал о нем: «Склоняю голову перед памятью Тагира Хрюгского – перед одной из самых высоких вершин нашей горской поэзии».

«Он прожил неполных 65 лет. Судьба одарила поэта талантом, который не изменил ему до конца жизни, – писал Гамзатов. – Всё в его личности и поэзии красиво, на чем зиждется его самобытный поэтический дар. И с течением времени он не отдаляется от нас. У Хрюгского немало почитателей его незатухающей поэзии. А сколько слов, сравнений, образов и мыслей он находит и посвящает возвышенным горянкам. Поэт говорит о горянке без ханжества и лицемерия, выявляя божественную сущность ее красоты. И не только обобщенно, а называя имена, села, родителей, поднимая до уровня национального достояния женщину гор».

Гамзатов отмечал, что если до Тагира Хрюгского в лезгинской поэзии восточная женщина была только предметом воздыхания, то в его поэзии женщина становится самодостаточным явлением, личностью с конкретным именем и обликом.

«Жизнь народного поэта Дагестана Т. Хрюгского это еще не до конца прочитанная книга, которую будут перелистывать много будущих поколений, находя в ней богатый жизненный опыт, мудрость и красоту, – говорил Расул Гамзатов. – А наш гражданский долг – по крупицам собирать всё, что создано великими поэтами, мыслителями, изучать, анализировать и передавать последующим поколениям».
За развитие литературы и культуры Тагир Хрюгский дважды был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Его именем названы улицы городов и сёл республики.

В этом и таится секрет народного признания поэта, не потускневшего от времени.

Дагестанская правда

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Махачкале прошел вечер творчества Тагира Хрюгского

Конкурс учащихся Ахтынских школ на лучшего чтеца произведений народного поэта Дагестана Т. Хрюгского достиг своей цели

В Дагестане объявлен творческий конкурс к 120-летию со дня рождения Тагира Хрюгского

В Ахтынском районе обсудили подготовку юбилея народного поэта Тагира Хрюгского

В Сулейман-Стальском районе прошёл вечер поэзии, посвящённый 120-летию народного поэта Дагестана Тагира Хрюгского

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия