Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Девять суток у села Работино стойко держал оборону в составе роты морпехов против более чем 30 танков и БМП врага взвод под командованием младшего лейтенанта Джавида Абдулгамидова

Накануне контрнаступления ВСУ этим летом западные медиа предрекали быстрый прорыв обороны Южной группировки наших войск, падение Мариуполя, а затем и вторжение в Крым. А президент Украины Владимир Зеленский даже заявил о намерении провести летний отпуск в Ялте. Амбиции подпитывались щедрыми финансовыми подачками США, поставками военной техники, а также тем, что на базах НАТО прошли подготовку тысячи военнослужащих ВСУ. Но «что-то пошло не так», и широко разрекламированное контрнаступление провалилось. А это «что-то» заключается в том, что бездарной попытке ВСУ продавить нашу оборону у села Работино массами танков, БТР и пехотой наши войска противопоставили чётко выстроенную оборону, мастерское ведение боя не числом, а умением. Свою роль при этом сыграл и моральный фактор – готовность бойцов стоять до конца…

23 июля, в самый разгар боёв у села Работино, когда противник любой ценой стремился прорвать нашу оборону в направлении города Токмака и далее наступать на мариупольском направлении, была проведена ротация наших сил на одной из позиций, которую ранее занимало подразделение морской пехоты Черноморского флота. Ему на смену в лесополосе в местечке Орешки подоспел взвод младшего лейтенанта Джавида Абдулгамидова численностью 16 штыков в составе роты от батальона морской пехоты (комбат-майор Алексей Кузнецов) с задачей удерживать данную позицию в течение трёх суток.

Морпехи Каспийской флотилии приняли уже подготовленный опорный пункт с отрытыми окопами полного профиля, укрытиями, выверенными секторами ведения огня. Автоматчики, гранатомётчики и расчёты АГС-17 противотанкового ракетного комплекса «Метис» бесшумно и скрытно заняли свои боевые позиции. Противник находился совсем рядом – в двухстах метрах севернее. Слышался отдалённый рокот моторов: по данным разведки, враг готовился бросить в прорыв большое количество броне­техники и личного состава.

По листве развесистых орехов барабанил дождь, а берцы бойцов в окопах утопали в грязевой жиже. Джавид визуально сверил соответствие ориентиров на местности с данными на топографической карте. Слева параллельно лесопосадке пролегла грунтовая дорога. За ней в восточном направлении – размокшее от дождя поле. Ожидалось, что по этой дороге и будут выдвигаться тактические группы противника. Соседи слева – подразделения неполного состава: взвод морской пехоты старшего лейтенанта из восьми бойцов и десантно-штурмовой взвод из девяти человек личного состава. Эти подразделения противостоят противнику по фронту, оседлав дорогу, тогда как взводу Абдулгамидова «нарезали» позицию вдоль дороги.

Толком отдохнуть на новом месте каспийцам не довелось. Едва занялся рассвет, когда враг предпринял разведку боем. Прощупывала нашу линию обороны броневая группа в составе трёх танков Т-72 и боевой машины пехоты. По стандартам НАТО такое тактическое подразделение классифицируется как ротная тактическая группа (РТГр). Вражеские танки шли один за другим по грунтовке. Наши морпехи позволили колонне вытянуться на дороге, а затем фланговым огнём из противотанковых средств остановили два танка. Третий дал задний ход и ушёл восвояси. Избежала удара гранатой в бок и украинская БМП. Маневрируя, она удалилась на свои позиции.

Наступило временное затишье. Младший лейтенант Абдулгамидов предпринял необходимые меры по воспрещению возможной эвакуации супостатом подбитых танков…

…Джавид родился и вырос в лезгинском селе на юге Дагестана. После окончания средней школы перед призывом в армию успел получить гражданскую специальность оператора ЭВМ. Срочную службу проходил водителем-электриком в бригаде управления ЮВО. После увольнения в запас осенью 2021 года и неудачных попыток устроиться на работу по специальности ноги сами привели Абдулгамидова к воротам части с якорями в Каспийске. Военнослужащим по контракту 177-го полка морской пехоты КФл Джавида зачислили 10 февраля 2022 года, накануне начала специальной военной операции.

Младший лейтенант Абдулгамидов отлично видел, что его морпехи, засевшие в лесопосадке вдоль грунтовой дороги и державшие её под контролем гранатомётов и ПТРК «Метис», для противника как кость в горле

Боевое крещение Джавид получил в мае 2022 года, будучи рядовым матросом, помощником гранатомётчика СПГ. О том, как воевал Джавид, говорят его государственные награды – медали «За отвагу», «За боевое отличие» II степени, а также аттестация, в которой особо отмечаются высокие морально-боевые качества, умение проявить разумную инициативу, способность заменить в бою выбывшего по ранению командира взвода. По рекомендации вышестоящего командования матрос Абдулгамидов был направлен на трёхмесячные курсы командиров взводов в Московском высшем общевойсковом командном училище. После окончания курсов весной 2023 года министр обороны РФ присвоил матросу первое офицерское звание младшего лейтенанта. Абдулгамидов был назначен командиром 1-го взвода 1-й роты 1-го батальона 177-го отдельного полка МП. Случай, когда военнослужащий за один год вырос в звании от рядового до младшего лейтенанта в армии и на флоте, конечно же, редкий…

Младший лейтенант Абдулгамидов отлично видел, что его морпехи, засевшие в лесопосадке вдоль грунтовой дороги и державшие её под контролем гранатомётов и ПТРК «Метис», для противника как кость в горле. Было ясно, что враг будет пытаться любой ценой выбить взвод с этой позиции. Чтобы удержать свой плацдарм, расположили огневые средства обратной буквой Г, где в верхней части в северных Орешках, расположились бойцов с автоматами и пулемётами, а в боковой, восточной части, включая южные Орешки, растянул линию огня гранатомётчиков и расчёта «Метиса».

Противник не заставил себя ждать, ударив по северным Орешкам со всех видов стрелкового оружия, из миномётов, бросив в бой штурмовые группы. Но каждый раз наши бойцы встречали противника точным огнём, и он откатывался, неся потери. Одновременно по грунтовой дороге вдоль лесопосадки двинулась броне­техника врага.

А тут снова усилился дождь. Казалось, сама погода встала на сторону наших морских пехотинцев. Техника супостата, лишившись манёвра из-за размокшего грунта, вынуждена была двигаться, не сворачивая с трассы. И, конечно же, попала под фланговый огонь противотанковых средств взвода младшего лейтенанта Абдулгамидова. Боевые машины, которые добирались до позиций соседних взводов, уничтожались их штатными противотанковыми средствами.

Необходимо отметить, что личный состав тактических групп ВСУ в той схватке не отличался высоким боевым духом. Как только солдаты противника теряли броневую защиту, они незамедлительно ретировались с поля боя.

Своевременную поддержку обороняющимся подразделениям оказали артиллеристы родного полка, которые по наводке морских пехотинцев метко разили идущую на прорыв украинскую бронетехнику – танки Т-72, «Леопард», БПМ «Брэдли», БМП ещё советского производства и другие виды гусеничных и колёсных боевых машин.

Девять дней с перерывами длился этот неравный бой, и казалось, что волнам наступающей бронетехники не будет конца и края. А вдоль дороги всё росло и росло кладбище разбитой вражеской техники.

…Автору этих строк довелось познакомиться с Джавидом в стационарном расположении полка морской пехоты в городе Каспийске. Мне сначала трудно было поверить, что в этом худощавом, подвижном, совсем ещё молодом человеке таится такая огромная внутренняя сила и энергетика, какая присуща разве что былинным богатырям. Его чёрные живые глаза сначала смотрели на меня недоверчиво, словно просвечивали рентгеном. Но, узнав, что я корреспондент «Красной звезды», младший лейтенант Абдулгамидов сразу засветился приветливой улыбкой. О боевых делах своего 1-го взвода он рассказывал горячо, волнуясь, словно заново переживая перипетии того тяжёлого боя.

– Представьте себе, вместо трёх целых девять суток пришлось нашему взводу совместно с соседями отражать контратаки противника.

В общей сложности 30 бронированных машин наступали на наши позиции, но нашу оборону им прорвать так и не удалось. А главный итог вижу в том, что взвод вышел из того боя без потерь в личном составе! – с гордостью констатировал в разговоре со мной Джавид.
С большой теплотой отозвался офицер о боевых товарищах. Он попросил меня записать имена бойцов, которые после полученных ранений не покинули позиции, а продолжали вместе со всеми ребятами вести огонь. Это кавалеры ордена Мужества заместитель командира взвода матрос Иван Субботин, пулемётчик матрос Денис Васильев.

Продолжая свой рассказ, Абдулгамидов на листе бумаги стал набрасывать схему дислокации противоборствующих сторон в том бою. При этом я заметил, что Джавид держит авторучку левой рукой, потому что безымянный палец правой травмирован осколком от вражеского кассетного боеприпаса. Другим таким осколком офицер был ранен в правую ногу, А третий до сих пор находится в области ключицы. Эти три боевых ранения молодой офицер получил уже в другом бою – 1 августа этого года, и тоже под Работино…

В 71-м городке Каспийска рядом со штабом КФл установлен стенд, на котором размещена галерея с фотографиями военнослужащих полка морской пехоты, награждённых орденом Мужества. Есть среди них и портрет младшего лейтенанта Джавида Абдулгамидова, тоже кавалера этой высокой государственной награды.

Красная звезда

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мотострелкам в Чечне и Дагестане поставили задачи на летние учения

Захарченко заявил об отсутствии планов штурмовать Мариуполь

Корабли Каспийской флотилии приняли участие в учениях по антитеррору

Путин приказал отвести войска от украинской границы

Россия начала поставку в Азербайджан крупной партии военной техники

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия