Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Воскрешение Ялджуха. Стойкие сердца в суровых горах

Слева направо: Зияр, Ражидин (отец с сыновьями) и Гаджи

Гасан

В наше время ускоренной глобализации для немногочисленных народов представляется чрезвычайно важным сохранение своей национальной идентичности, системы понятий, мировоззрения, менталитета народа.

Далеко не везде сохраняется традиционный образ жизни населения. И в сёлах люди стремятся идти в ногу со временем, потому и там не всегда обнаружишь средоточие исторического духа народа.

Одним из таких очагов традиционного образа жизни населения, передавшегося от наших предков, является село Ялджух ныне Ахтынского района. В 1952 году жители этого села спустились в село Советское Магарамкентского района. Жить на высоте 1900 метров, напротив Шалбуздага и впрям нелегко.

Тепло Ялджуха

Здесь не было нормальной автомобильной дороги, лишь пешая тропа. Добираться сюда тоже составляет немалый труд. Но, несмотря на это, в селе продолжает теплиться жизнь. Мы знали, что тут живут две семьи, и решили, что нужно непременно сходить к ним в гости.

 

 

Село КIурукIун по пути в Ялджух

 

 

Вид на гору Шалбуздаг

 

 

Дом ялджухцев на фоне Шалбуздага

Дорога предстояла непростая и опасная. От селения Курукал нужно было подниматься в горы на восток. В этих местах водятся рыси, медведи и волки, поэтому различные средства самообороны тут весьма кстати.

Потрясает величие окрестных гор, покрытых снегом. А хмурый Шалбуздаг, окутанный туманом, путеводной звездой указывает путнику верное направление к селу. Грунтовая дорога, петляя серпантином, резко набирает высоту с 1200 до 1800 метров.

Шёл уже третий час похода, а вереница поворотов и подъёмов не прекращалась. И вдруг на пути встретился человек, спускающийся по дороге. Оказалось, это глава одного из семейств Ялджуха, Гасан.

Он рассказал, что идёт в Ахты по делам и ободрил новостью, что до селения осталось идти не больше часа, предстоит пройти лишь два серпантинных поворота, а затем дорога пойдёт напрямик к Ялджуху.

Примерно через указанное время, взору предстал облик села, что не могло не воодушевить путника. А ещё через 10 минут цель была достигнута. Навстречу вышел младший из двух братьев, Ражидин, тут же пригласивший гостя в дом.

 

 

 

 

 

В центре изображения село Лгар

 

 

Дом ялджухцев на фоне Шалбуздага

К большому удивлению, в селе есть автомобиль и даже ловит сотовая связь трёх самых распространённых операторов России. Войдя в дом, приятно удивило истинно горское радушие и гостеприимство, бытующее в горах испокон веков, но лучше всего сохранённое именно здесь, вдали от мирской суеты и скверны распрей внутри общества.

За чашкой чая с вареньем из местной земляники у нас состоялась беседа на лезгинском языке. Вниманию читателя представлен перевод на русский язык.

Расскажите, пожалуйста, немного о себе…

Моя возлюбленная приехала ко мне в армию, поскольку её хотели выдать за другого. Там, в армии мы и поженились. А служил я в Свердловске (ныне Екатеринбург). Там же в армии у нас родился первенец. А в 1990 году я вернулся из армии.

С тех пор я и живу в Ялджухе. В семье нас всего было 11 детей. Семеро братьев и четыре сестры. Я самый младший. Отца уже нет с нами, а мать жива, она в селе Советское Магарамкентского района, куда, кстати, и переселилось всё наше селение в 1952 году.

И вся наша родня тоже там. Наш отец тоже основал там дом, однако он был единственным, кто не оставил родное селение, не прекращал тут жить, и всех одиннадцатерых детей вырастил тут, всем дал образование, устроил свадьбы.

Я жил в городе, знаю городскую жизнь, но никакие удобства не заменят мне близость к земле, где похоронены мои предки. Я не могу без гор. Тут старое селение. Хоть мы и живём тут всю жизнь, всё равно мы не насыщаемся здешней природой.

Настолько красивые здесь места! Нас не манят тамошние удобства. В Советском нас все знают, и мы там всех знаем. Тем не менее, мы не следуем страстям, как переселившиеся. Мы довольны тем, что послал нам Аллах. Все мы совершаем намаз.

Коровник

Конечно, мы держим большое хозяйство. 450 овец у нас, сто коз, 35 голов скотины, около ста птицы, индюшки и куры. Вот, наши юноши уже возвращаются домой со стадами. В бинокль их отсюда видно. Источник денег у нас тоже есть. Фермеры из села Куйсун Магарамкентского района привозят нам свои овечьи стада весной на выпас, а осенью забирают к себе. Мы тут пасём их, и, соответственно, получаем за это плату. 

В чём по-Вашему заключаются сложности нашего времени? Вам со стороны, наверное, виднее процессы, происходящие в обществе…

Такие наступили времена, что каждый считает себя самым умным. Ветеринар спорит с журналистом о том, как надо писать. Меня, занимающегося скотоводством, к примеру, кто-то, кто в жизни не видел овцу, учит свойствам мяса.

Не хотят переутруждаться лишний раз. Самое вкусное мясо и сыр люди хотят есть, а чабан, благодаря которому они всё это получают, у них не в почёте. Потому является большим благом от Аллаха, когда человек знает меру и реальную цену вещам.

 

 

Могилы здесь выступают из земли

 

 

Время берёт своё...

 

 

Человеческий скелет выступает из земли

А с какого года вы здесь живётё?

Мы с женой тут живём с 1991 года. Старшему ребёнку, девочке был тогда год. А так, я родился и прожил всю жизнь здесь в Ялджухе. Зимой переезжали в Советское, а летом жили в Ялджухе.

Тогда здесь ещё не было автомобильной дороги, мы её в 1992 году построили. Сначала мой старший брат, наша семья, потом всем джамаатом взялись за это дело, взяли у государства трактора, технику, прочистили горную породу и провели сюда дорогу.

Старший брат живёт здесь с семьёй уже шесть лет. У него жена, два сына и дочь. Итого в селе 11 человек. Поначалу нам было очень трудно, жили как Робинзон Крузо, не было нормального дома. Без крыши, без нормальных стен. Кое-как перезимовывали тут.

Когда я пришёл сюда, у меня с собой было лишь 12 рублей денег и маленький пакет с детской одеждой. Благодаря твёрдой вере в милость Аллаха мы запаслись терпением и постепенно строили своё будущее. Наш хлеб здесь, другого места нам не дано.

(Обращаясь к хозяйке) А Вы тоже родом из Ялджуха? Мой вопрос вызван тем, что вы с мужем говорите на разных диалектах…

Нет, я сама из села Кабир-Казмаляр Магарамкентского района. Корни наши из села Кабир Курахского района. Часть жителей осталась там, а часть спустилась и основала селение в Аране.

 

 

Из Ялджуха хорошо видно село КIурукIун

 

 

Величавый Шалбуздаг

 

 

Ялджухские террасы

Как часто Вы бываете в других местах? В Ахтах, Дербенте, Махачкале…

В Дербент и Махачкалу мы едем редко, а в Ахтах частенько бываем, особенно летом. Есть там знакомые люди, то мы к ним пойдём, то они к нам. В районе меня многие знают. А самые частые наши гости это военные, патрулирующие пограничную местность.

Мы их накормим, напоим. Кстати, мы подписываемся на газеты. Оформили на знакомых в Курукале. Время от времени забираем. Но тут тоже ненадёжно. То не привезут газету, то ещё что-то.

В селе Гра тоже живёт одна бабушка…

Да, мы знаем о ней, конечно. Пять раз читали о ней в газетах. Ей гораздо тяжелее, чем нам. У нас, к примеру, нормальный дом, обустроенный, всё есть. А у неё лишь очаг в доме. И она совсем одна в таком возрасте. Обществу такие люди кажутся сумасшедшими, не понимают их мотивов, а ведь она просто не хочет покидать могилы отцов.

Расскажите, пожалуйста, немного об истории села.

Точная дата основания села неизвестна. Но в округе самыми древними сёлами считаются наше и Миджах. Тут очень много древних кладбищ, они тут буквально повсюду. Время от времени выступают новые могилы, оголяются кости.

Орёл парит перед Шалбуздагом
Коровы возвращаются в село

В радиусе километра от Ялджуха, включая черту самого села, всюду могилы. Раньше в селе ещё стояла мечеть с древними рукописями и книгами на арабском, тюркском и даже на латинском языке!

Однако, приезжавшие сюда аварцы, даргинцы, даже чеченцы были, забрали с собой все письмена. Теперь в развалинах мечети нет ничего. Там были не только религиозные книги, находились также и книги, посвящённые истории, географии, астрономии и прочим наукам.

При моём детстве ещё 40 домов имели крыши. Но время берёт своё... В нескольких километрах от села есть каменный карьер. Там предки и брали материал для строительства домов.

А нынешний Ваш дом заново отстроенный?

Да, мы его построили в 2002 году. Отцовский дом стоит на окраине, но у него снесло половину оползнем. Почва провалилась в пропасть так, что от строения осталась лишь половина. Мы его перестроили под сарай для скота.

А до того мы вообще в землянке жили, можно сказать. На месте нынешнего дома были готовые стены, мы пристроили к ним всё остальное. Некоторые говорят мне, чтобы я обратился за помощью к нашим богатым землякам.

К Сулейману Керимову, например. Я им отвечаю, мол, как я могу у него просить помощи? Он мне скажет, чтобы и я, как и другие, спустился с гор (смеясь). Я просто не привык просить о помощи.

Хозяйка дома добавляет:

Нам даже пособие не платили за детей. Отказывались платить.

Сейчас в Советском только ялджухских 2000 домов. Это самое крупное село Магарамкентского района после райцентра. Мы его между себой называем «СНГ», и вправду, кто там только ни живёт!

Три наших села: Ялджух, Филидзах, Филиф-Гюне сразу туда переселились. А затем туда стали переселяться жители многих лезгинских сёл: Ахты, Фий, Гдым, Хнов, Куруш, Микрах, и даже лакцы там живут. Переселенцы из села Бурши-Мака.

Если знаешь, в Сулейман-Стальском районе раньше было село Ялджух. По преданиям до нас дошло, что это село основано переселенцами из нашего села. Произошло это примерно в 16 веке.

Два родных брата и их двоюродный покинули наше селение, уходя от кровной мести. Названия тамошних сихилов (рода, тухумы) совпадают с нашими. Даже названия кварталов.

И судьба нас так свела, что после того как и наше и то селение перестали существовать, теперь их жители живут рядом друг с другом. Наши ялджухцы живут в селе Советское, а стальские ялджухцы переселились в село Эминхюр.

Два этих села на плоскости находятся совсем рядом друг с другом. Кстати, ахтынский род Палчаевых происходит корнями из нашего селения. Они в начале 18 века переселились в Ахты. Наш сихил с их сихилом являются родственными.

А название нашего сихила – Зиярринбур, это большой, древний род. У нас большой сихил, наши родственники живут также и в Кусарах, в Турции. Второго сына мы назвали Зияр, в честь нашего рода. Могу перечислить сихилы нашего села: Гьажияр, Тварквар, Церехар, например.

Нашему ялджухскому джамаату принадлежало весьма обширное пространство, угодья от Мазы вплоть до Курукала. Как-раз на этой территории мы и основали в своё время отсёлок Филиф-Гюне.

Через наше село проходит тропа, ведущая к Маза, Ихиру, Чехискар, Филидзаху, и даже в Смугул можно спуститься отсюда по тропе. Это наша «федеральная трасса» (смеясь). Мазинцам, кстати, автомобильную дорогу провели в прошлом году, когда строили водопровод «Маза-Ахты».

Правда, дорога ведёт не до самого села, но подходит довольно близко к нему. Мосты хорошие построили там. Раньше там опасно было ходить, нередко люди падали в обрыв. Теперь проблема хоть и устранена, но поздно уже. Село-то заброшенное. Живёт там мало людей.

А какая живность ведётся в окрестностях?

Самая разная. Из хищных животных, например, медведи, волки, рыси водятся. Из тех, что можно употребить в пищу – зайцы, туры, куропатки. Орлы здесь летают, часто их можно увидеть. Туров становится всё меньше, но есть ещё. Особенно в верховьях Мазинского ущелья. И в наши пределы порой спускаются.

 

 

Внутри гостиницы

 

 

Ражидин на фоне ялджухской гостиницы

 

 

Панорама Ялджуха

А какую помощь вам могли бы оказать власти Ахтынского района?

В первую очередь, нам необходима постоянная подача электроэнергии. А то ведь, дизель-генератор нам дорого обходится, каждый раз спускаться в Курукал за топливом тоже представляет неудобство.

В наше время очень трудно поддерживать жизнедеятельность без электроэнергии. На час потребления электричества уходит 600 мл бензина. Ну а затем, конечно, лежит проблема дорожного сообщения.

Автодорогу мы сюда хоть и провели, но ездить по ней на машине опасно, особенно сейчас, зимой. Летом может дождевыми потоками смыть, зимой наледью покроется… Не так давно здесь стояли морозы -25 градусов. В прошлом году аж -35 было.

Появилась необходимость в срочной закупке угля для топки. Также возникает потребность в подвозе стройматериалов. Всё это очень трудно осуществить без нормальной дороги.

Сколько бы мы ни обращались к властям, администрации МО «Село Советское», толку нет. Вот, за решение этих проблем мы были бы благодарны. Многие приезжали к нам, обещали помочь, но их слова так и остались словами.

Хотели бы выразить благодарность Феликсу Эфендиеву. Сам он ахтынец. Гуляя по окрестностям, он побывал у нас в гостях. Удивился, что у нас нет света, и обещал, что поможет нам. Уже на следующий день он подарил нам электрогенератор.

Было это лет семь назад. Настоящий мужчина, своё слово сдержал. Кстати, я выдавал отсюда дочь замуж в Советское. Приехали к нам сюда гости на машинах, все были удивлены, благодарны нам, что вернули Родину к жизни.

 

 

У гостиницы есть каменная ограда. Обложенный кафелем родник

 

 

Сельский родник

 

 

 

Плита у родника

Как Вы думаете, есть ли шанс возродить село?

Надо отметить, многие возвращались в Ялджух из Советского. Однако, никто не выдержал здешних условий. Все вернулись обратно. Здесь ведь постоянно надо усердно трудиться, а всем хочется лёгких денег.

Даже если провести сюда трассу, не согласятся люди сюда переехать. Потому что бывало, я сам давал им денег, одевал их, кормил, из месяца в месяц деньги выдавал, но они оказались неспособными даже пару дней пасти здесь овец.

 

 

Надписи на роднике

 

 

Вид на село

 

 

Ялджух и гора Шалбуздаг

Трудные здесь условия. Молодёжь сейчас избегает физического труда. Никто не хочет усердно трудиться. Виноваты в этом их родители. Они ведь говорят, мол, почему моё чадо должно пасти стада?!

Каждый считает, что его дитя должно стать богачом. Ценности поменялись. Люди гонятся за материальным богатством, а не духовным. Но ведь ясно, что это тупиковый путь, он никуда не приведёт.

Я удивился, когда увидел тебя. Подумал, журналист какой-нибудь, репортёр, с фотоаппаратом идёт, фотографирует. Мы здесь уже 23 года живём, мало кто к нам приходит специально для того, чтобы справиться о нас, как мы живём…

Мы удивлены твоему приходу. Мы всегда рады гостям, которых посылает к нам Аллах. Потому мы и построили здесь свою гостиницу. Если кто приходит, мы его там устраиваем, топим печь, всё как надо.

 

 

На обратной дороге

 

 

Муглахское ущелье наполняется туманом

 

 

Горы и абсолютное безмолвие. Тишину нарушает лишь пульс сердца

  ⃰  ⃰  ⃰

В такой исключительно приятной атмосфере прошла наша беседа с хозяевами. Их гостеприимство вместе с живописными горными пейзажами производит впечатление, будто ты оказался в самом что ни на есть настоящем, историческом горском обществе.

Мы призываем каждого, кто хочет на время вернуться в те времена, прикоснуться к духу той эпохи, погостить здесь у радушных хозяев. Ялджухские братья со своими семьями сохранили многовековые ценности и уклад жизни нашего народа, подвергшиеся воздействию глобализационных процессов.

В этих горах витает дух свободы, производящий неизгладимое впечатление на всякого, кто посетит эти места. Нельзя допустить, чтобы самоотверженный подвиг ялджухцев был предан забвению народа, символом твёрдости духа которого они являются. Хотя бы из уважения к самим себе. Низкий вам поклон, ялджухцы, и храни вас Бог!

Ильяс Букаров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Дагестанская семья в наше время

В зелени горных террас

Вехи жизни Ухула

Тернистый путь зирдагцев

Орлиные гнёзда Муглаха

Комментарии (8)
Комментарий #8, дата: 08 январь 2015 07:58

От души большое за статью. Очень приятно быть односельчанином и родственником таких людей, которые не оставляют землю предков. Надеюсь когда нибудь тоже переселюсь туда или хотя бы погостить на вермя. Насчетт названия особо не придирайтесь. 


Комментарий #7, дата: 28 март 2013 14:35
Да, почему Ялджух, а не Ялцугъ? опять тюркское название? А как вы собираетесь доказать, что мы не тюрки? Мы Лезгтны, у нас язык другой, у нас своя Родина, которую присваивают себе тюрки! А автор статьи не знал, что название села не Ялджух? Если он был в этом селении, там ему не сказали правильное название села?
Бес, лезгидиз гуьгъуьна атай акьул сифте атанайтIа, ада дуьньядин кIан пад винел ийидай, лугьузва мисалда...

Комментарий #6, дата: 31 январь 2013 18:43
СИЛЬНО.

Вот благодаря таким Ражидинам и будет жить еще наш народ в веках, иншаллагь...

А то Толстой сказал, Достоевский сказал... Кто там еще чего на ухо шепнул иному из маргиналов наших ?

Комментарий #5, дата: 31 январь 2013 12:57
Очень интересно. Спасибо автору статьи!

Комментарий #4, дата: 30 январь 2013 19:05
Спасибо за фотографии.

Комментарий #3, дата: 27 январь 2013 19:17
МАШААЛЛАХ.
Я бы со своей семьёй на неделю побыл в гостях.

Комментарий #2, дата: 27 январь 2013 17:38
нЕТУ ПАТРИОТИЗМА ЭТО ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА. Спасибо таким людям на них держится мир. Важно воспитывать детей в духе патриотизма, Приучать их к родному языку с младенчества. Важно привить любовь к своей земле народу и "государству" Надо поднимать Юж ДагЛезгины всей земли для этого должны сплотиться, возвысить и поднять лезгинский народ,деревенские в основном отстают от жизни,важно и им прививать любовь к своей культуре, и традициям,Всем миром мы поднимем Юж ДАГ и всю лезгинскую землю сделаем его лезгинским оплотом. Идет война на выживание, И в этой войне каждый лезгин воин. Мы должны бороться мы должны победить восстановить историческую справедливость, возродить народ Духовно культурно Экономически политически социально,начать нужно с себя разумеется. Каждый лезгин может внести вклад в победу. Как журналист подаривший нам возможность приобщиться истинно лезгинскому менталитету . Как этот отважный горец из рода Зияр и его жена. Которые живут в гармонии с природой богом по заветам предков. Такова судьба лезгинского народа мы должны вознаградить все что нам принадлежит Сделать легинские земли первыми в мире,Такова судьба лезгин. Чтоб лезгинские земли процветали духовно экономически политически культурно нравственно.

Комментарий #1, дата: 27 январь 2013 11:43
Ахьтин лезги итимар акурла, рикIера умуд гзаф жезва. Спасибо Ильясу Букарову за материал. Только нужно было именовать село своим исконно лезгинским названием - Ялцуг, а не тюркизированным вариантом "Ялджух". Очень жаль, что в свое время позволили разного рода приезжим "любителям древностей" вывезти все рукописные книги на восточных языках. Эти истории о том, что даргинцы, аварцы, чеченцы забирали книги даже из мавзолеев на могилах можно услышать в множестве лезгинских селений. А ведь в этих рукописях содержалась бесценная информация об истории и культуре нашего народа.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия