Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Лезгины в товарных вагонах

Забытые страницы депортации народов Кавказа


Судьба лезгинского народа тесно переплетена с историей других народов Кавказа. Мы вместе разделяли радость и горе, победы и лишения. О том, что перенесли наши народы в сталинские годы, напоминает нам сегодняшний траурный день.

Ведь сегодня, 23 февраля, в День защитника Отечества, народы Кавказа скорбят и плачут. В истории чеченского и ингушского народов – это черный день. В этот день 69 лет назад в течение 24 часов оба народа были погружены в товарные вагоны и выселены в голые степи Казахстана и Киргизии.

Однако выселению подверглись не только эти два народа. В разное время тяготы депортации и переселения вкусили карачаевцы и балкарцы, дидойцы и лакцы, турки-месхетинцы и лезгины. Однако об истории выселения лезгин в Среднюю Азию наше поколение практически не знает.

Горькая память старожила

Какое-то время назад при знакомстве с Магомедом Лабазановым, в возрасте 123 лет считавшемся самым старым жителем России, несколько удивило, что самым тяжелым воспоминанием в своей жизни он назвал депортацию чеченцев в Казахстан. Не многочисленные войны, революции и другие бурные события, свидетелем которых дедушка был.


Когда речь зашла о депортации, он, заметно встревожившись, начал рассказывать о том, как он и его родня кутались в овечьи шкуры и зарывались в землянки, словно первобытные люди, чтобы не погибнуть от холода. Их выбросили в голую степь - ни одежды, ни жилья у них не было…

В общем, не удивительно, что именно этот период истории и остался самым тяжелым воспоминанием для старика. 23 февраля 1944 года в течение 24 часов население Чечено-Ингушской республики фактически арестовывается - начинается его погрузка в эшелоны для отправки в неизвестном направлении. Это позже все узнали, что путь их лежит в Среднюю Азию…

Кавказский пожар

В СССР утверждалось, что кавказцы «в единодушном порыве с радостью принимали советскую власть». Так было в ее первые годы, но к концу 20-х ситуация кардинально меняется.

Павел Аптекарь пишет, что размах противостояния режиму большевиков в предвоенные годы не уступал боевым действиям в эпоху Шамиля. Хновское восстание и мятеж шейха Гаджи-Мухаммада Штульского в Южном Дагестане были подавлены только в 1931 году. Другие районы Дагестана полыхали до середины 30-х годов.


Чечня и Ингушетия полыхали вплоть до 40-х годов. Накапливающееся недовольство советской властью вылилось в формирование в феврале 1940 года в Чечне теневого Временного правительства во главе с Хасаном Исрапиловым.

С началом Великой отечественной войны чеченские мятежники предельно четко дали понять, что не собираются быть ни под властью большевиком, ни под властью нацистской Германии. А потом через несколько лет случилась тотальная депортация.

Женщины, дети, младенцы на руках, еще не родившиеся дети в утробах матерей и глубокие старики, чечено-ингушские коммунисты, чечено-ингушские офицеры Красной Армии, стахановцы – «знатные люди республики», чечено-ингушские агенты НКВД и «герои социалистического труда» – все они оказались «виноваты» перед советской властью.

Партия сказала надо…

31 января 1944 вышло секретное «Постановление Государственного Комитета Обороны о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР». 20 февраля 1944 года Нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар госбезопасности Лаврентий Берия в сопровождении генерала армии И. Серова и других официальных лиц прибыл в Грозный, чтобы лично контролировать ход исполнения принятого «Постановления».

Вот как описывает выселение чеченцев и ингушей один из русских очевидцев тех событий Иван Тихонький, бывший тогда студентом грозненского нефтяного института: «…Наступил день Красной армии – 23 февраля 1944 года. Вечером того дня красноармейцы развели огни на площадях аулов и начали пение и танцы. Жители аулов, ни о чем не подозревая, собрались на это торжество как зрители.

Когда таким образом большинство жителей собралось на площади, были арестованы все мужчины. Некоторые чеченцы имели оружие, и во многих местах началась стрельба. Но сопротивление скоро было сломлено.


Арестованные на площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади. Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…»

Последний абрек был убит только в 1976 году

Однако сопротивление в горах Чечни советской власти продолжалось, несмотря ни на какие репрессии со стороны режима. НКВД удалось блокировать Хасана Исраилова и смертельно ранить его только 15 декабря 1944 года.

Но и это не означала полного прекращения сопротивления кавказцев. Так, последний дагестанский абрек был убит только в 1969 году. А последний кавказский абрек – чеченец Хасуха Магомадов - был убит в перестрелке с сотрудниками КГБ только в марте 1976 года.

После депортации советское национальное государственное устройство чеченцев и ингушей было ликвидировано. Сформирована просто – Грозненская область. Сталин не собирался возвращать чеченцев назад. Даже чеченские названия сел были заменены на русские.

Причем на освобождавшиеся места переселяли другие народы-побратимы – осетин в Ингушетию, лакцев на земли чеченцев-акинцев, аварцев в Чечню. Плоды этой деятельности не заставили себя долго ждать. Кавказ до сих пор сотрясается от конфликтов, заложенных в сталинские годы.

Листая черные страницы

Однако о том, что примерно через такие же тяготы прошел и лезгинский народ, сегодня мало, кто помнит. И, тем не менее, в некоторых лезгинских семьях вам могут рассказать, что половина их тухума, или даже несколько тухумов из их села живут в Киргизии.

Как наши близкие и родные оказались в степях Средней Азии? Связана эта страница нашей истории была с выселением из лезгинских сел раскулачиваемых семей в первые десятилетия советской власти.


У новой власти в России было своеобразное представление о всеобщем равенстве. Большевики почему-то считали, что не должно быть богатых, и старались, чтобы все были бедные. В то время, как другие страны боролись за то, чтобы не было бедных, и все стали богатыми.

Как бы то ни было, под каток репрессий новой власти в лезгинских горах попали многие зажиточные и крепкие семьи – на самом деле составлявшие гордость нашего народа и его экономический фундамент. Их огульно обвиняли в том, что они являются кулаками и вредителями и высылали в самые отдаленные районы Советского Союза.

О том, что помнят старики в наших горах об этом выселении, мы поговорили с жителями селений Ахты и Курах. Первым на наши вопросы отвечает директор Ахтынского краеведческого музея Ахмед Дагларов.

С чем было связано выселение некоторых лезгинских семей в Киргизию?

Лезгинские семьи много трудились и жили неплохо. Оттого наши земли были охвачены всесоюзным процессом раскулачивания и коллективизации. Выбирали людей из зажиточных семей и высылали с родных мест.

Причем выселяли не только в Среднюю Азию. Кто-то в Киргизии оказался, кто-то в Астрахани, кто-то в Архангельске. Выселяли и из Ахтов, и из Рутула. Перед отправкой их содержали в тюремных помещениях Ахтынской крепости. А оттуда уже дальше везли до железной дороги и высылали дальше в товарных вагонах.


Отбирали ли власти у выселяемых собственность?

Государство конфисковывало у них собственность. На отобранных землях организовывались колхозы, а отнятый скот, тягловую силу зачисляли в хозяйство колхоза.

⃰ ⃰ ⃰

Далее на наши вопросы отвечает русская женщина, заслуженный учитель Курахской средней школы Валентина Курбанова. Когда-то в далеких уже 1950-х годах она приехала юной учительницей в Курах и вышла замуж за местного учителя Магомед-Эмина Курбанова.

Как оказалось, Магомед-Эмин, ныне уже покойный, происходил из семьи, попавшей под раскулачиваение. Старший брат его отца, Курбан, в 30-е годы вместе с семьей был выселен в Киргизию. И ныне в этой азиатской республике проживает почти половина тухума Курбановых.


По какой причине в 30-е годы некоторые семьи из Кураха были переселены в Киргизию?

Потому что высылаемых считали более богатыми, нежели других жителей в среднем. В чём заключалось богатство – разрешалось из скотины иметь одну корову, а у них было две, например. Это считалось неразрешённым законом богатством.

Поэтому, наверное, были сначала какие-то предупреждения, они не уничтожили хозяйство, не подчинились, и поэтому их высылали. Были случаи даже здесь в Курахе, что у одного хозяина была швейная машина. Швейная машина по тому времени была редкостью. Из-за этого его считали кулаком и выселили.

Как шла эта высылка - в массовом порядке или это касалось только отдельных личностей? Высылали их с детьми и женами?

Это касалось отдельных лиц. Выселяли целыми семьями. Машин тогда не было, увозили их на арбах, на лошадях. Запрягали быков в арбу и вывозили семьи с пожитками. Потом товарными поездами их направляли в Киргизию.

Как я слышала, там их выбрасывали просто в голой степи и говорили, чтобы обосновались, как смогут. Поначалу они рыли себе землянки в сырой земле и жили в них. Потом выселенные лезгинские семьи начали себе строить какие-то домишки, огороды сеять.


Конфисковывалось ли имущество выселяемых? Что им разрешали брать с собой?

В основном, это богачи были. В Курахе у них были добротные, двухэтажные дома. Это тоже считалось богатством. Вот эти дома сохранились до настоящих дней. Теперь, когда Союз развалился, нашлись их родственники, потомки, которым вернули родовые дома.

Но потомки выселенных семей до сих пор живут в Киргизии. И живут, как я знаю, достаточно прилично. Наши люди – они же очень предприимчивые и хозяйственные. Они смогли там подняться просто на голом месте. А свои родовые дома в Курахе они попросту отдали родственникам, или перепродали.

Из каких сел и районов, в основном шла высылка лезгин?

В каждом районе, во многих сёлах находились люди, которые чем-то отличались от бедноты. Их считали богачами. Конечно, массовых переселений не было. Выселение касалось отдельных семей в каждом селе и районе.

Как приживались на новом месте выселенные лезгины? Тяжело ли им давалось обустройство в Киргизии?

Очень тяжело. Их высадили в голой степи. Свободных земель в Киргизии много было. Может им выделили деньги, точно не могу сказать. Но они жили в землянках, а потом начали обустраиваться по мере возможностей.

Какова сегодня численность лезгинской общины в Киргизии и насколько они сплочены?

Там где живут наши родственники, к примеру, у них целый посёлок. Они живут по лезгинским адатам. Но среди них проживают и киргизы, и узбеки. Были там и немцы. Но сейчас их не осталось, наверное. Они оставили свои дома, выехали на родину.

После того как их реабилитировали, многие лезгины не захотели возвращаться в свои родные земли. Потому что там уже всё обжитое, там пустили корни, там их семьи. Наверное, сложно опять строиться и подниматься на ровном месте. Они сюда не переезжают.

Поддерживается ли сегодня связь лезгин Киргизии со своими земляками и родственниками на родине?

Да, конечно, они иногда приезжают к нам. В основном через Баку едут. Приезжают сюда, отдыхают. Некоторые, получив российское гражданство, тем не менее, на постоянной основе остаются жить там, в Киргизии. Здесь им даже готовы выплачивать пенсии, но сами они живут в Киргизии.


⃰ ⃰ ⃰

Напоследок приведем рассказ о тех событиях еще одного жителя Кураха – Таджидина Малаева, бывшего директора Курахского совхоза. Когда шло выселение, он был пятилетним мальчиком и видел эти события своими глазами:

Лезгины, как и другие народы, подверглись репрессиям в середине 30-х годов. Тогда шёл процесс раскулачивания. Наш Курахский район тоже пережил эту напасть. Власти в лице органов НКВД конфисковали у людей излишки крупного и мелкого рогатого скота.

В сельских районах были организованы бедняцкие группы по три человека. Эти группы указывали властям на более зажиточных лиц, очень часто сводя с ними личные счёты. А попавших под их донос выселяли.

Мой родной дядя, его звали Магомед Малаев, он был муллой, его посреди ночи подняли в нижнем белье и выселили. Больше о его судьбе нам не было ничего известно. Выселяли тех, у кого были овцы, лошади, коровы.

Наши соседи, родственники, по фамилии Гамидовы были выселены в Киргизию. Были очень несправедливые случаи, когда выселяли тружеников, которые ночью обуви не снимали, чтобы рано утром пойти пахать. Таким упорным трудом они наживали себе хозяйство. И их за это выселяли, лишали нажитого кровью и потом имущества.

Сотрудники НКВД без суда и следствия просто вламывались в частные дома, могли посреди ночи разбудить и выселить всю семью. Многих в Узбекистан ещё выселяли. В военные годы было тяжело. Некоторые, прожив там несколько лет, возвращались сюда, потом опять уезжали, и так по нескольку раз. Вот такое положение было тогда.

Некоторые оставляли своих жён в селе и брали с собой сыновей. Приведу один пример. Был один такой житель села, Ахмед Гамидов звали. Он с собой тоже взял своих сыновей. Старшего сына звали Рамазан. Был ещё младший сын.

Они, обосновавшись там в Средней Азии, возвращались сюда вновь, и вновь уезжали туда. Одного звали Курбаном. Он с сыновьями так же жил там. Переезжал регулярно туда-сюда. Другой выходец из села Джабар Гафаров был выселен, потом вернулся. Его брата тоже хотели выселять, но он остался. Здесь он и умер.

Этот процесс затронул все селения района. На новом месте лезгины организовывались в колхозы. Строили себе дома. Многие стали инженерами. У них там свои семьи, живут там хорошо. Сейчас они приезжают на историческую Родину, поддерживают связи с родственниками. При возвращении многие оседали и осваивались в Дербентском районе.

⃰ ⃰ ⃰

Информационно-аналитический портал ФЛНКА уже готовит с потомками переселенных лезгин, оставшихся в Киргизии подробные интервью о том, как им живется в этой стране, насколько крепки их связи с родиной, как им удается сохранять родную культуру. Эти материалы будут представлены вниманию читателей в ближайшее время.

Абдулла Ринат Мухаметов, Ильяс Букаров, Диана Рамазанова

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

День единства народов Дагестана. Что мы знаем об этом празднике?

В Грузии прошел вечер памяти жертв депортации вайнахов

«Всем смертям назло». Пример самосохранения крымских татар полезен для лезгин

Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравил руководителя ФЛНКА Арифа Керимова с днем защитника Отечества

Комментарии (63)
Комментарий #63, дата: 27 февраль 2013 01:30
Касаемо содержания статьи, соглашусь с Куьреви - не стоит мешать, подмешивать и перемешивать (сравнивать и приравнять) абсолютно РАЗНЫЕ по характеру исторические события понятия. Ни к чему это. Однако, мне уж совсем не понятно - с чего столько истеричного негодования в ПРЕТЕНЗИИ Куьреви? Что это было?! (опять "борьба за кристальную чистоту"?). В этой "ошибки" авторов я трагедии не наблюдаю, ну ни сколечки. Складывается впечатление, что всё дело в ЛИЧНОЙ НЕПРИЯЗНИ (???). Хочется ошибаться.... . . . . . . . . . . Ну и на последок. Это "противостояние" верующего и атеиста не прекратится до скончания времен. Зачем терять время (напрягая всевозможные поисковые системы) на пустые, по сути разговоры, пытаясь НАВЯЗАТЬ(!!!) своё видение, по ходу дела, высмеивая и доводя до абсурда мнение апонента. Глупо это, и кроме ненависти ни к чему не приводит.... .

Комментарий #62, дата: 26 февраль 2013 12:53
Магомеддибир, Прошу вас не переходить рамки приличия. На сайте запрещено употребление нецензурных слов и выражений. Повторный прецедент повлечет за собой блокировку вашего аккаунта.
С уважением Администрация сайта.

Комментарий #61, дата: 25 февраль 2013 20:48
ну и напоследок:
Вернер фон Браун: «Я не могу понять ученого, который не признавал бы Высшего Разума во всей системе мироздания, равно как и не мог бы понять богослова, который отрицал бы прогресс науки».
Макс Планк: «... для религии Бог стоит в начале всякого размышления, а для естествознания – в конце. Для одних Он означает фундамент, а для других – вершину построения любых мировоззренческих принципов».

Уверен Куьреви, вы еще исправитесь и сделаете тавбу.
ва ас-Салам всем

Комментарий #60, дата: 25 февраль 2013 20:29
Цитата: Магомеддибир
Куьреви, ТЫ ЧО СЕБЯ КАК ЧОРТ ВЕДЕШЬ!?МЫ ГОВОРИЛИ О МУСУЛЬМАНАХ А НЕ Г1АРАБАХ!!!КАК МУЖЧИНА ВЕДИ СЕБЯ ЛЕНИН

Я последний раз пас овец в глубоком детстве, когда в нашем селе по очереди пасли общее стадо села. Но среди друзей моих я тогда Вас не видел. Уже взрослым я овец не пас. Видимо, Вы меня спутали с каким-то Вашим напарником, и потому твердо заявляю: я не отношусь к тем, кто с Вами пасет овец, и потому прошу впредь не вести со мной себя по-панибратски. Если нечего сказать, самый лучший выход – молчать…

Комментарий #59, дата: 25 февраль 2013 20:22
Цитата: Куьреви
Друзья, я не против религии.

уже теплее. ну почитайте еще вот это:
«Обретение знаний – обязанность мусульманина и мусульманки».
«Приобретение знаний – часть священного джихада».
«Нет более страшного позора, чем невежество».
«Ко всему есть свой путь: приобретение знаний – путь в Рай».
«Самое высокое звание – это звание ученого человека».
«В день страшного Суда чернила ученых будут приравнены к крови шахидов – борцов за веру».
высказывания Посланника (мир ему и благословение Аллаха)

Комментарий #58, дата: 25 февраль 2013 20:15
Куьреви, ТЫ ЧО СЕБЯ КАК ЧОРТ ВЕДЕШЬ!?МЫ ГОВОРИЛИ О МУСУЛЬМАНАХ А НЕ Г1АРАБАХ!!!КАК МУЖЧИНА ВЕДИ СЕБЯ ЛЕНИН !

Комментарий #57, дата: 25 февраль 2013 20:12
Цитата: Шериф
Мы кажется говорили об ученных мусульманах и влиянии ислама на науку, а не об арабах конкретно...

Разговор начался с того, что нам есть чему поучиться у арабов, в частности, у арабов ОАЭ. При этом ссылались на "арабскую науку", "арабскую медицину" и на "знаменитый" университет в ОАЭ. Я попросил привести основания, чтобы частный университет, образованный 16 лет назад, считать "знаменитым", и попросил привести примеры из "науки" и "медицины" ОАЭ. Ответа не последовало и коновод дискуссии некто sd перешел к мусульманам вообще, но и там не смог обосновать свою позицию...
Друзья, я не против религии. Я против смешивания её с наукой. У них разные задачи. Наука познает мир, а религия утешает того, кто в утешении нуждается. Зачем их смешивать? Их смешивание способствует тому, что люди сами себя загоняют в дикость...

Комментарий #56, дата: 25 февраль 2013 20:05
Нищим дервишем ставши — достигнешь высот.
Сердце в кровь изодравши — достигнешь высот.
Прочь, пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши — достигнешь высот!
Переводчик: Г. Плисецкий

Пусть я плохо при жизни служил небесам,
Пусть грехов моих груз не под силу весам -
Полагаюсь на милость единого, ибо
Отродясь никогда не двуличничал сам!
(Перевод: Н.Стрижкова)

вы ни за что не поверите, но это тоже писал все тот же Хайам

Комментарий #55, дата: 25 февраль 2013 20:00
Мы кажется говорили об ученных мусульманах и влиянии ислама на науку, а не об арабах конкретно, и к тому же я на ваш вопрос уже ответил в последнем посте.

по поводу сегодняшнего состояния науки в арабских странах - на этом же сайте есть хорошая статья - у сожалению одна из немногих, "Загнать Кавказ в дикость" называется. Так вот в арабских странах в этом деле преуспели, теперь очередь дошла до нас. Только мне почему-то кажется, что вы все это прекрасно знаете и без меня.

Комментарий #54, дата: 25 февраль 2013 19:42
Цитата: Шериф
* Формулу бинома, которая приписывается Ньютону, внёс в алгебру Омар Хайям (ум. 1123)

Вы просто повторяете без знания предмета чужие агитки. Хайям о себе писал:
Неужто б я возвел хулу на божество!
Здесь не было сердец вернее моего.
Но если даже я дошел до богохульства, —
нет мусульманина! Нигде! Ни одного!


И почему же он "мусульманский" ученый? Он - просто ученый из глубокой провинции Ирана, классик персидской поэзии.
Могу пройтись практически по каждой Вами приведенной позиции. А нужно ли? Ученый он и есть ученый, без всяких добавлений "христианский", иудейский" или "мусульманский"...




Назад 1 2 3 4 5 6 7 Вперед

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия