Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Какой лидер нужен мусульманам Юждага после смерти шейха Хурикского?

После убийства шейха Сиражуддина Хурикского дагестанская правоохранительная система и общественное мнение сработали по накатанному сценарию. Еще даже следствие по этому делу не началось, как в убийстве шейха начали обвинять «ваххабитов». На мой взгляд, этого нельзя делать.

Потому что в такой религиозно-политической обстановке, в которой сейчас находится наша республика, устранение религиозного деятеля такого уровня в Южном Дагестане, как Хурикский, могла быть выгодна слишком многим силам. На мой взгляд, это убийство совершено с целью дестабилизации обстановки на юге республики, да и на всем Юге России перед выборами.

Да, убийство Хурикского – это первое убийство духовного лидера такого уровня на всем Кавказе. Но и при этом, его смерть – это продолжение череды убийств и покушений в нашей республике последних 10 лет. Уже более 110 религиозных деятелей убито именно в Дагестане за этот период времени. И ни одно подобное убийство не раскрыто.

Все это просто валится на «ваххабитов». Но при этом сами представители общин, которые у нас называют «ваххабитскими», отвечают на эти обвинения, что пик их идейного противостояния с шейхом Хурикским уже давно пройден. Он ведь давно все, что мог сказать против своих идеологических оппонентов, уже сказал.

И в последнее время он не высказывал ничего в их адрес. Наоборот, призывал к объединению, к консолидации общества. Какой смысл был, так называемым «ваххабитам» убивать его именно сейчас, если они не решились на это в годы самого жесткого противостояния с ним и его последователями?

Далее, у Хурикского было более 13 тысяч последователей, или мюридов, как их называют в суфизме. Сейчас в Дагестане активно распространяются слухи о том, что якобы его мюриды вооружаются и собираются мстить. Но я был в селе Хурикского на трехдневном траурном ритуале после его похорон.

Там собралось огромное количество его последователей и простых верующих. Ничего подобного активному вооружению мюридов я там не заметил. Подобные слухи лишь работают на дальнейшую дестабилизацию ситуации в Юждаге. А ведь религиозная ситуация там и без того непростая. В таком маленьком регионе столько религиозных течений и общин, что трений и непонимания невозможно избежать.

Что касается продолжения дела Хурикского, то его признанным приемником стал шейх Исамуддин эфенди ад-Дербенди, или Исамуддин Саидов. Он азербайджанец, являющийся выходцем из суннитской азербайджанской общины давно уже проживающей на табасаранских землях.

Есть официальное подтверждение, что Хурикский передал ему иджазу, или право на ведение наставнической деятельности в тарикате. Церемония передачи иджазы состоялась в мечети религиозной организации «Баб уль-абваб» в Дербенте. Таким образом, еще до смерти Хурикского Исамуддин Саидов был признан его официальным преемником.

Сам Исамуддин Саидов на сегодняшний день уже имеет более тысячи мюридов. У него два образования – светское и духовное. Он обладает знаниями по толкованию Корана, хадисов, обладает познания в суфийской практике. При этом Саидову с иджазой от Хурикского перешло очень проблемное наследство.

Как известно, Хурикский долгое время всеми силами противостоял проникновению в Юждаг влияния Духовного управления мусульман Дагестана и последователей аварского шейха Саида-афанди Чиркейского. Хурикский наращивал свое влияние в регионе, где столь же быстро крепли позиции шиитов и салафитов. Все это не обходилось без конфликтов. Многие из них не преодолены до сих пор.

В огромной степени подобная почва для разобщенности и конфликтности характерна и для лезгинских районов. Лезгинская молодежь, наблюдая за борьбой суфийских шейхов, за ростом влияния шиитов, в поисках ответов на свои вопросы начала пополнять салафитские общины.

В подобной ситуации причиной и полем для раздора внутри мусульманской общины Юждага стала даже старейшая мечеть на Кавказе – дербентская Джума мечеть. Она сейчас, по сути, контролируется шиитской общиной. На сегодняшний день и шииты, и суфии, и салафиты молятся в одной мечети, но отдельными джамаатами.

Эти конфликты и раздор в мусульманской общине Юждага необходимо как можно скорее преодолевать. Мусульманам региона нужен знающий и мудрый лидер, способный сгладить все конфликтные вопросы и углы. Который не понаслышке знает обо всех существующих проблемах. Который поверит молодежи и перестанет обвинять ее в крайностях.

Который услышит ее протестный голос, направленный против социальной несправедливости, коррупции и разобщенности. Который сумеет создать общественную площадку для широкого обсуждения острых вопросов. Который сумеет консолидировать различные мусульманские общины для разрешения и преодоления существующих проблем и конфликтов.

От того, появится ли такой лидер в Юждаге, зависит, каким будет ближайшее будущее этого региона – мирным и спокойным, или сотрясающимся от конфликтов и борьбы различных сил за лидерство.

Руслан Гереев

Руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан

Эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа 

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Расследования резонансных убийств в Дагестане в 90% случаев проводятся формально

Эксперт: Пауза в исламском диалоге в Дагестане работает на экстремистов

ФЛНКА соболезнует в связи с убийством суфийского шейха Дагестана Саид Афанди аль-Чиркави

Эксперты прогнозируют ухудшение обстановки в Дагестане после убийства шейха Саида Афанди

Застрелен шейх Сиражудин Хурикский

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия