ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Интересы сохранения Самурского леса должны иметь главенствующую роль в системе приоритетов

Интересы сохранения Самурского леса должны иметь главенствующую роль в системе приоритетов

Артур Алибеков, Руководитель по гидроэнергетике Проекта Программы развития ООН, Глобального экологического фонда, Министерства природных ресурсов и экологии РФ «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России».
 
6 лет назад, 3-го сентября 2010 года было подписано «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области рационального использования и охраны водных ресурсов трансграничной реки Самур».
 
Именно к этой символичной дате, которая во многом предопределила существующую проблематику, мною по просьбе ФЛНКА было проведено небольшое исследование в отношении так называемого «Самурского вопроса», связанного со строительством водозаборных скважин и водовода в районе дельты реки Самур.
 
В подготовленном на основании исследования докладе подчеркнуто:

«Утрата биологического разнообразия в известной мере ослабляет устойчивость природных экосистем. Это непосредственно касается таких специфических природных образований, как экосистемы речных дельт.
 
В этом отношении лиановые леса дельты реки Самур представляют яркий пример уникального реликтового природного комплекса, находящегося под угрозой исчезновения, и его сохранение имеет важное значение для природного богатства и биологического разнообразия Дагестана и Азербайджана.
 
Самурские лиановые леса сохранились с третичных времен. Прежде они занимали все юго-западное побережье Каспийского моря, а теперь сохранились только в дельте реки, где образуют единый лесной массив. Дельта реки Самур представляет собой уникальный природный объект с богатым биологическим разнообразием видов и экосистем, которые имеют большую природную ценность регионального и государственного значения.
 
При этом важна стоимость экосистемных услуг, которые оказывает данная территория для населения как в текущей, так в и долгосрочной перспективе. Важно понимать, что Самурский лес имеет большое экосистемное значение и его природный капитал является частью достояния Республики Дагестан и Азербайджанской Республики».
 
В рамках анализа проблематики «Самурского вопроса» отмечено, что в настоящее время Самурский лес находится под существенным прессом антропогенной нагрузки и эта уникальная экосистема деградирует, что обуславливает риски его возможного исчезновения и утраты для будущих поколений.
 
Подчеркнуто, что проблема деградации природных комплексов Самурского леса в первую очередь связана с трансграничным использованием водных ресурсов р. Самур. Это связано с тем, что питание Самурского леса во многом зависит от уровня грунтовых вод и соотношения поступления атмосферных осадков к их испарению. В связи с тем, что количество атмосферных осадков в регионе является недостаточным для питания лесных экосистем, основным источником питания Самурского леса являются именно грунтовые воды. В свою очередь, уровень грунтовых вод в значительной степени зависит от гидрологических условий реки Самур и ее водообеспеченности.
 
В соответствии с межправительственным Соглашением об использовании водных ресурсов реки Самур, 70% годового стока распределяется в равных долях между Россией и Азербайджаном. Оставшиеся 30 % являются минимальным экологическим попуском, призванным подпитывать дельту реки Самур.
 
Эксперты отмечают, что по имеющимся данным, несмотря на то, что Соглашение было подписано в 2010 году, фактический мониторинг изъятия стока начался лишь в 2014 году, при этом, по настоящее время отсутствуют действенные механизмы межгосударственного контроля соблюдения достигнутых договоренностей. Рост потребностей в качественной воде для обоих государств, а также отсутствие механизмов контроля провоцирует к сверхлимитному изъятию стока, что будет усугубляться при росте потребностей в водопотреблении.
 
Существующий согласованный объем экологического попуска составляет 30%. При этом, по оценкам специалистов, объем экологического попуска, наиболее оптимальный для жизнеспособности природных комплексов Самурского леса, должен составлять не менее 46,5% от годового стока. По наблюдениям некоторых специалистов, нормы даже согласованного экологического попуска в 30% в настоящее время не соблюдаются, что уже привело к снижению уровня грунтовых вод в районе устья примерно на 3 м. А это, в свою очередь, приводит к высыханию колодцев и деградации чувствительной к таким изменениям растительности Самурского леса.
 
В исследовании акцентируется внимание на том, что ключевым приоритетом использования водных ресурсов реки Самур является водопотребление, однако, не учитывается, что главным исторически сложившимся водопотребителем является непосредственно Самурский лес и интересы его сохранения должны в системе приоритетов использования водных ресурсов иметь главенствующую позицию. Однако, к сожалению, в системе приоритетов вододеления, экологические интересы недостаточно отстаиваются и соблюдаются.
 
В отношении проблем реализации проекта строительства Самурского водозабора отмечается следующее:
 
«Значимым элементом понимания проблем Самурского леса должно быть осознание того, что уже сейчас лесные экосистемы находятся вне зоны оптимума своего существования в связи с антропогенной (связанной с деятельностью человека) нагрузкой и, к сожалению, не принимаются действенные меры по минимизации или компенсации негативных воздействий и остановки процесса деградации экосистем дельты реки Самур, связанного с трансграничным использованием водных ресурсов и хозяйственным освоением территории.
 
Принимая во внимание имеющееся давление антропогенной нагрузки, а также отсутствие решения о принятии действенных мер по минимизации и компенсации негативного воздействия и ущербов, вполне обоснованным выглядит имеющееся среди местного населения беспокойство относительно создания на этой территории артезианского водозабора с запланированным объемом отбора воды в 70-100 тысяч м3/сутки, который может только усугубить негативные процессы, которые уже наблюдаются в дельте реки Самур.

Специалисты «Дагестангеомониторинг» в своих официальных заявлениях подтверждают, что эксплуатация водозабора приведет к снижению родникового и руслового стока на территории Самурского леса на 10-15%. Однако, мнения местных жителей и участников реализации проекта достаточно противоречивы и разнятся.
 
Для объективного определения значимости экологических воздействий целесообразно проведение, в соответствии с законодательством РФ, процедуры Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), с определением ущербов, негативных воздействий и природоохранных мероприятий. Однако, несмотря на экологические риски и неоднозначность данного проекта, подобные материалы не представлены в открытом доступе».
 
В понимании проблематики строительства «Самурского водовода» следует исходить из принципов охраны окружающей среды, отраженных в Федеральных законах, которые четко формулируют "презумпцию потенциальной экологической опасности" объектов намечаемой деятельности. Причем, важно отметить, что требования данных законов распространяются как на частных, так и на государственных (региональных) заказчиков или инвесторов проектов.
 
Проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня, применительно к данному проекту, несмотря на то, что он реализуется за границами Самурского заказника, однозначно пошло бы на пользу инициаторам проекта в качестве независимого подтверждения приводимых ими доводов о низком уровне воздействия на окружающую природную среду. Это бы и запустило процесс общественного социального диалога.
 
В связи с тем, что не представлены материалы оценки воздействия на окружающую среду и не проводятся общественные обсуждения, местное население вполне обосновано выражает недовольство реализацией проекта и недоверие к его инициаторам.
 
В этом свете закономерными представляются опасения населения о том, что инициаторы проекта намеренно скрывают данную информацию для минимизации рисков обоснованной исследованиями общественной критики. Данное представление является следствием отсутствия социального диалога между инициаторами проекта и местным населением. При этом реализация данного проекта при правильно построенном социальном диалоге и экологически-ответственном подходе к его реализации могла бы стать инструментом решения экологических и социальных проблем Присамурья.
 
Значительный акцент в исследовании также уделен вопросам обоснования объемов потребности в водоснабжении и аргументов инициаторов проекта. В этом контексте отмечено следующее:
 
«Инициаторы проекта пока демонстрируют неприятие возможных мер по минимизации и/или компенсации накопленного экологического ущерба и рассмотрения альтернативных вариантов решения проблемы водоснабжения г. Дербент. Одним из главных аргументов инициаторов проекта является отсутствие воздействия артезианских вод на питание Самурского леса. Действительно, артезианские воды слабо связаны с грунтовыми водами и находятся на больших глубинах, а их между собой, как правило, разделяет водоупорный слой. Однако, в вопросах гидрогеологии не все так однозначно и многое зависит от пород, трещинноватости, водопроницаемости грунтов и прочих геологических условий территории, о чем известно специалистам.
 
Нельзя однозначно утверждать о степени связанности грунтовых и артезианских вод Присамурья, однако, можно с уверенностью констатировать, что существуют определенные условия, когда артезианские воды в значительной степени определяют уровень грунтовых вод.
 
Однако, относительно неглубокое залегание артезианских скважин (55-80 метров), наличие большого количества зон разгрузки в виде родников и признание специалистов ГУП РЦ "Дагестангеомониторинг" о том, что создание водозабора все-таки приведет к снижению родникового и руслового стока на территории Самурского леса на 10 -15%, наталкивают на вывод о том, что присутствует гидрологическая связанность артезианских и грунтовых вод территории дельты реки Самур».
 
В исследовании представлены несколько возможных альтернативных вариантов разрешения «Самурской проблемы», внедрение которых позволит снизить накал социального возмущения и существенно уменьшить уровень негативного воздействия на экологию Присамурья. Одновременно, важный акцент в представленном исследовании сделан на значительный природный капитал Самурского леса и аспекты финансовой оценки возможностей его использования для будущих поколений. При сравнении рисков утраты лесов Присамурья и возможностей их организованного использования хотя бы для целей развития туризма и рекреации, становится очевидна значимость их сохранения для будущих поколений.
 
В завершающей части исследования сформулирован перечень рекомендаций сторонам «Самурского вопроса» и отмечено следующее:
 
«Представляется, что принятие решения о реализации данного проекта и других аналогичных проектов должно отталкиваться от принципов устойчивого развития, о которых часто говорит Глава Республики Дагестан. Принципы устойчивого развития подразумевают собой гармоничный учет трех компонентов: социального, экологического и экономического. Все эти три компонента должны являться гармоничной основой для принятия решений, причем решений, ориентированных на удовлетворение не только текущих потребностей, но и потребностей будущих поколений.
 
В связи с этим, при принятии решения о водоснабжении г. Дербент необходимо ориентироваться на потребности будущих поколений не только в водных ресурсах, но и благоприятной окружающей среде. Для этого, выбор предпочтительного варианта решения проблемы водоснабжения г. Дербент должен учитывать и стоимость природного капитала, для которого создаются риски, и возможности, которые предполагает каждый проект в долгосрочной перспективе»
.
 
Ознакомиться с докладом «К вопросу о Самурском водоводе» Артура Алибекова вы можете скачав прикрепленный к данному материалу документ.

voprosu-o-Samurskom-vodovode.pdf [325.26 Kb] (cкачиваний: 41)

.

ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Минприроды Дагестана заявило о нарушении Азербайджаном соглашения по реке С ...

МИД России готов оказывать содействие в решении вопросов по спасению Самурс ...

Запрос Сафаралиева в МИД России Лаврову

Кто виноват в гибели реликтового леса?

Жители Самурской зоны Дагестана выступают против строительства водовода на ...

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 13 сентября 2016 19:02

возможно  70-100 тыс.м.куб. сутки).наша беда втом .что власть ишет легкие пути решения проблем при этом законы РФ да и общечеловеческие для них не существуют .а с народа требует .Статья довольно таки грамотная  реально дающая оценки обстановки и требующая ответа дагспециалистов . не нагнетанию обстановки а реального диалога решения проблем


Цитировать