ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

В вопросе сохранения родных языков главенствующую роль играет семья

В вопросе сохранения родных языков главенствующую роль играет семья
Магомед Абдулаев, ректор Дагестанского государственного педагогического университета, доктор юридических наук, профессор

Дагестанский государственный педагогический университет готовит квалифицированные педагогические кадры в системе классического образования. Учитель - это человек, который закладывает фундамент всех профессий. Если не будет грамотных учителей, не будет хороших инженеров, врачей, экономистов и т.д. Поэтому сегодня в ДГПУ созданы все необходимые условия для качественной подготовки педагогических кадров.

Вуз уделяет огромное внимание всестороннему развитию студентов, социальным и воспитательным вопросам, научно-образовательной работе, учебно-материальной базе, организации учебного процесса в вузе.

Дагестанским государственным педагогическим университетом накоплен позитивный опыт в сфере национального образования и языковой политики, и вопросы сохранения и развития родных языков находятся в числе приоритетных. Вуз на протяжении многих десятилетий ведет подготовку квалифицированных кадров для городских и сельских школ, а также других образовательных учреждений.

Педагогическое образование – это основа любого образования. И язык – основа всякого образования. Ребенка сначала учат языку, а только потом всему остальному, ибо человек познает мир посредством языка.

Дагестан представляет собой уникальный по своему национальному составу, культурному и языковому многообразию регион. Русский язык обеспечивает функционирование всех политических, социальных и иных институтов страны, а вместе с созданной на нем богатейшей научной и художественной литературой является мощным фактором духовного развития и осуществляет особую миссию в сфере образования, являясь не только предметом изучения, но и средством обучения.

В условиях многонационального Дагестана русский язык утвердился как язык межнационального общения. Но у каждого народа складывается своя уникальная языковая картина мира. У дагестанцев, естественно, наблюдается живой интерес к своему языку и культуре, все хотят сохранить ее, но она исчезнет, если мы ничего не будем делать. Мы взяли на себя инициативу и три года назад в ДГПУ открыли центр изучения родных (русского и дагестанских) языков.

Целью проводимых нами для каждого дагестанского народа Круглых столов является разработка долговременной стратегии сохранения и развития родных языков и культур. Для этого проводится анализ современного состояния и проблем преподавания родного языка в школах с последующей выработкой рекомендаций для составления республиканской программы по развитию родных языков и литератур.

В форумах принимают участие представители государственных и общественных структур, предприниматели, представители научных и образовательных учреждений, поэты и писатели, аспиранты и студенты вузов, которые обсуждают интересующие их вопросы, высказывают свое мнение и вносят предложения для сохранения, дальнейшего развития и обогащения родных языков. В работе круглых столов активно участвуют наши соотечественники из разных регионов страны и зарубежья. По итогам форумов принимаются резолюции, и планируется проведение конференций по актуальным проблемам национальных языков и литератур.

Эти мероприятия не являются формальными и разовыми. Работа продолжается в заседаниях сформированных попечительских советов. Постоянно действующий сайт Форума становится живой площадкой, в том числе и дискуссионной, для общения и обсуждения актуальных проблем сохранения и развития родных языков и культур.

Кроме того, ДГПУ в дальнейшем планирует открыть в рамках университета отделение по подготовке учителей лезгинского языка. Создание такого специализированного отделения внесет большой вклад в сохранение и развитие лезгинского языка и письменности.

Отчасти согласен с мнением некоторых экспертов, считающих, что ухудшающуюся ситуацию со знанием родных языков, в первую очередь, жителями городов, можно исправить жесткими мерами, в том числе, законодательного характера. Но в целом необходимо комплексно подходить к решению вопроса сохранения и развития родных языков, потому что здесь действуют объективные и субъективные причины. Не все упирается в совершенство законодательства, немаловажную роль, я бы даже сказал главенствующую, играет семья. Умение говорить на родном языке и основная база словесности закладывается в ребенке именно в семье.

Как ячейка нашего общества, семья должна быть максимально ориентирована на воспитание в детях чувства знания родного языка, передачи в молодое сознание традиций, национальной культуры и этнической идентичности. И самое главное воспитать в них чувство ответственности за сохранение и последующей передачи этих знаний поколениям. 

В завершение отмечу, что любая позитивная динамика в направлении родных языков полезна и необходима. Это задача всеобщая, и к поиску решений проблем сохранения дагестанских языков должны подключаться не только государственные органы власти, но и все гражданские институты.

Объединившись, мы сможем получить реальные результаты не только в сфере профессиональной подготовки специалистов – педагогов по национальным языкам, но также и в дальнейшем с помощью муниципалитетов решать задачи их трудоустройства в школах, лицеях, гимназиях, национальных средствах массовой информации и так далее.

.

ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Дагестанские языки должны развиваться

Сберечь родной язык

В Дагестане открылся Клуб национальных языков

Педагог из Дагестана стала победителем Всероссийского мастер-класса учителе ...

В Сулейман-Стальском районе принимаются меры по повышению качества изучения ...

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 22 марта 2017 17:06

на конец то мнение простых граждан и науки сошлись  семья и сегодня ,и завтра останется основым элементом сохранения самоидентификации .лично я убеждаю всех семья ,школа ,улица .никакого стыда когда речь идет о родном языке.


Цитировать