ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Любое экономическое решение в Дагестане будет иметь эффект только при наличии политической воли

Любое экономическое решение в Дагестане будет иметь эффект только при наличии политической воли
 
Хаджи-Мурад Абашилов, кандидат экономических наук
 
Мы с вами практически уже прожили насыщенный многими событиями 2017 год. Он сложился очень неоднозначно, но в рамках года произошли ключевые изменения, которые, надеюсь, раскроют перспективы республики.

Буквально пару недель назад публичное предъявление полнейшего несоответствия нарисованных показателей реальной динамике экономики на конференции в ИСЭИ ДНЦ РАН воспринималось ответственными лицами как маленькая шалость, с легкой ухмылкой. Спасибо нашим коллегам (Шамилю Хадулаеву, Расулу Кадиеву и др.) за эти острые вопросы, позволяющие нам понять всю эфемерность публичных отчетов уполномоченных органов исполнительной власти.

В надутии пузырей убедился в этом году и сам лично на базе министерства сельского хозяйства и продовольствия РД. Количество приписок по поголовью скота в животноводстве и завышения сумм расходов к возмещению по растениеводству не поддается даже ревизорскому исчислению. Но для себя выявил один очень странный феномен – в рамках нынешнего финансово-бюджетного устройства именно такие «свободные художества» с цифрами являются основой развития, финансовой базой функционирования отрасли. К великому нашему сожалению. Однажды запущенный конвейер по небольшому завышению показателей с целью отчетного представления о достижении плановых критериев разросся в сложнейший механизм, управлять которым без определенной чиновничьей сноровки не получится. И управление отраслями, министерствами сводится не к достижению новых высот, а к эквилибристике цифрами и освоению бюджетов.

Этот механизм не починить. Его можно только сломать, разорвав все порочные связи внутри оного. Мы можем оценить это на примере столицы. Сложнейшая система управления городом под руководством Саида Амирова, завязанная на личных связях и коррупционном механизме, сразу дала критические сбои по всем направлениям – системы жизнеобеспечения, финансово-бюджетная сфера, коммунальная, транспортная сфера не раз попадали в коллапс. И до сих пор экономика города, его хозяйственные связи не восстановлены – потому что из механизма вынули приводящий вал, заменив его другим, но не поменяли саму суть.

На сегодняшний день исходить мы можем лишь из того, будут ли менять отдельные части скрипучей государственно-административной системы республики или все же будут выстраивать новый механизм? Что день грядущий нам готовит?

И мы опять приходим к тому, что экономикой управляет политика. 2017 год ознаменовался важнейшим политическим шагом, который резко изменил диспозицию. Представляется не столь важным проводить анализ тех самых публичных отчетов с бездоказательными цифрами и искать в них очередные несоответствия, сколько окинуть взглядом в целом и оценить – что из себя представляет экономика Дагестана и в каком направлении ей надо двигаться.

Классический постулат – благополучие базируется на развитии экономики. Если довериться официальной статистике, то она гласит о том, что за 10 месяцев текущего года относительно показателей прошлого года практически по всем направлениям наблюдается рост. ВРП растет, обороты организаций по отдельным отраслям увеличиваются, но ощущения говорят об обратном. Ощущения к цифрам не притянешь, но инвестиционный климат и общее качество жизни — показатели не абсолютные, а относительные.

<…>

Статистика в очередной раз играет цифрами, а экономика не растет. Почему?! На наш взгляд, есть несколько тому причин, лежащих в глубине и на поверхности.

1. Это тот самый инвестиционный климат, который сложился за последние 4 года. Классический период, в рамках которого оцениваются результаты работы выборного руководства. Они отрицательные. Инвестиционный спрос натянут государственными инвестициями и госгарантиями приближенным к руководству организациям.

2. Дефицитность собственных финансов республики. Ежегодное муссирование темы межбюджетных трансфертов приводит к очередному перетягиванию каната между субъектами РФ в борьбе за дотации.
Отсутствие финансового обеспечения для финансирования экономики, хозяйствующих субъектов определяет отсутствие реальных рычагов воздействия на экономику.
Огромный долг, который искусственно повешен на ключевые элементы топливно-энергетического комплекса республики. Долги газовиков и энергетиков будут кочевать из года в год в пугающей арифметической прогрессии с невменяемыми цифрами в 35 млрд. руб. по состоянию уже на 2017 год.

3. Отсутствие развитого промышленного производства. Азимут, Авиаагрегат, Электросигнал, КЭМЗ и регулярно фактически дотируемый оборонзаказом Дагдизель. Это флагманы республиканской экономики, которых даже на российском рынке не видно абсолютно. Отсутствие собственной производственной базы формирует зависимость от внешних производителей по самым мелким даже номенклатурам деталей для остальных отраслей — и сельского хозяйства, и строительства, и даже торговли.

4. Высокая теневая составляющая экономики. Эта сфера не может быть определена, но поддается оценке, хотя и довольно приблизительной. Например, по итогам целого комплекса проверок, инициированных руководством города совместно с налоговиками, было выявлено более 3000 предпринимателей, осуществлявших свою деятельность без постановки на учет.

5. Административно-правоохранительный пресс. Это самый сложнооцениваемый показатель, который прямо коррелирует с первым пунктом и обратно ему пропорционален. Он запределен. Количество и объем проверок различных контрольных органов, инициация уголовных дел по малейшему поводу с квалификацией «мошенничество».

<…>

Если сегодня запускать экономические процессы, основываясь на политической воле в их воплощении, то следует выбрать ключевые направления и сосредоточиться исключительно на них, не распыляясь.

1. Решение вопроса с газовыми и энергетическими долгами
2. Создание регионального банка
3. Определение сельского хозяйства в качестве локомотивной отрасли экономики и полное сосредоточение на максимальное решение сопутствующих проблем
4. Полнейший отказ от прямого финансирования и предоставления государственных гарантий в любом инвестиционном проекте, не связанном с сельским хозяйством
5. Определение точек роста экономики лежит не только в выборе конкретной сферы, но и в секвестировании бюджетных расходов именно в части расходов на госуправление

<…>

Здесь вновь перед нами встает вопрос качества государственного аппарата и уровня должностных лиц, о чем и было сказано в самом начале.

Любое экономическое решение в республике будет иметь эффект только при наличии политической воли и эффективной, настроенной команды.

С полной версией доклада можно ознакомиться, перейдя по ссылке.

.

ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

«Экономику определяет политика»

В Дагестане отмечается положительная динамика темпов основных экономических ...

Мусафенди Велимурадов: объем сельхозпроизводства в Дагестане в I квартале 2 ...

Мнимые успехи дагестанской экономики. Экономическая статистика Дагестана ра ...

Парадоксы дагестанской экономики. Угроза деиндустриализации сохраняется

Комментарии (0)