ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Кремлем выбрана твердая и неуклонная стратегия по возвращению Дагестана в правовое и социальное поле России

Кремлем выбрана твердая и неуклонная стратегия по возвращению Дагестана в правовое и социальное поле России

Халил Халилов, экономист, член общественного совета Минэкономразвития РД

Новый глава республики и председатель правительства не вовлечены в конфликты внутри кланов Дагестана. То, что они на себя приняли, - это очень тяжелая ноша. Часть местной элиты имитирует тот факт, что они их приняли, часть саботирует их работу, не показывая это открыто, часть пытается эмигрировать в другие страны и регионы, чтобы не попадаться под жесткую антикоррупционную кампанию, начатую главой региона.

С приходом новой команды Васильев-Здунов к управлению республикой начаты невиданные по масштабам мероприятия по очищению Дагестана от коррупции, воровства бюджетных денег, наведению элементарного порядка в управлении всеми секторами и отраслями. Таких масштабов мер по наведению порядка в одном отдельно взятом регионе не было никогда и ни в одном регионе России. Главное, что начатый процесс показывает, что это не просто кампания на определенный срок, а выбранная Кремлем твердая и неуклонная стратегия по возвращению этой республики в правовое и социальное поле российского государства.

Потому полагаю, что начатая работа охватывает пока только лишь часть того огромного «айсберга» проблем, в котором оказалась республика. А масштаб этих проблем, масштаб поражения коррупцией, полное игнорирование законодательных требований и норм во всех сферах и уровнях государственного и муниципального управления в республике настолько огромен, что Васильев и Здунов оказались перед сложным выбором каким образом сменить всю эту «заряженную» систему власти, где найти сотни и сотни новых и готовых управленцев, и как при этом обеспечить бесперебойность нормального ее функционирования.

Эти люди оказались, как и прогнозировалось вначале их прихода в Дагестан, в сложнейшей ситуации. Определенную помощь им оказывают все федеральные структуры, в том числе и правоохранительный блок. Кроме того, к этому же процессу потихоньку подключают федеральные сетевые компании, институты развития. Но тем не менее, ситуация в республике не намного и не так быстро меняется к лучшему, и не понятно, насколько быстро они сумеют поменять всю вертикаль управленческой команды, заточенную на решение новых задач в новых, абсолютно правовых условиях функционирования.

На данный момент нет ни одной отрасли, где бы мы могли сказать, что за последнее время достигнуты значительные успехи и она динамично развивается. Но в наиболее удручающем состоянии оказалась строительная отрасль, величина падения которой достигла катастрофических размахов. Так, если за 2017 год в республике было сдано 2000,1 тыс. кв. метров жилья, то за первое полугодие этого года всего лишь 376,8 тыс. кв. метров. И это в республике, где население растет больше чем в остальных регионах (не считая Москвы и Московской области). Да и вся строительная отрасль упала за полгода 2018 года к сопоставимому периоду прошлого года на 12,1%.

Но самое плохое, объем инвестиций за первый квартал этого года составили всего лишь 16 млрд. рублей, тогда как за весь прошлый год они приблизились к уровню 200 млрд. рублей. Мы не наблюдаем реализацию новых проектов, разве что с определенной периодичностью банкротятся ранее начатые инвестиционные проекты (Кикунинский комбинат, Дагфос, Дагагрокомплекс, еще другие, которые не работают в полной мощи и ищут своих покупателей, инвесторов). Не закладываются основы под новый экономический потенциал, республика все также остается вне многих национальных проектов, не определена спецификация региона, степень участия в разделении труда внутри госкорпораций и монополий.

Мне нравится то, что делает Васильев в плане увеличения налогов и сборов от АЗС, банкетных залов и ресторанов, гостиниц и рынков, огромная масса денег остается без фискальной нагрузки государства, а следом остаются множество социальных проблем региона, за решение которых непрерывно и пристально следит Васильев и Правительство.

Но в то же время нужно видеть и начать эти процессы немного глобально. Одной из наиболее злободневных проблем республики является наша хроническая бедность, наше отставание от средне-российского уровня социально-экономического развития. И эта бедность все больше порождает бедность, очередные проблемы в той или иной сфере нашей жизнедеятельности. В чем основная причина этого явления, почему такая богатая людскими и прородно-географическими ресурсами республика хронически испытывает дефицит собственных средств для достойной жизни дагестанцев?

Основная причина всех этих бед - то, что мы мало производим продукта (услуг, товаров) на душу населения, что в каждом произведенном продукте дагестанского происхождения очень низкая добавленная стоимость. А почему мы мало или плохо производим, казалось бы, дагестанцы трудолюбивый народ?

Кроме того, ежегодно федеральный центр помогает республике в виде дотаций и субсидий, размер которых в текущем году превышает более 70 млрд. рублей. Трансферты из федерального бюджета ориентированы на финансирование расходов бюджета по нормативу текущей бюджетной обеспеченности жителей республики, но при этом практически в полной мере исключается обеспечение всех необходимых мер по всей вертикали власти с целью формирования региональной экономической политики.

До настоящего времени экономическая политика, ее цели, стратегия и тактика, ориентиры и механизмы достижения этих целей не определены. Идут поиски, проводятся стратегические сессии. А по сути дела нужно поставить четкий вопрос перед экономическими властями: как достичь богатства республики и обеспечить достойный уровень жизни дагестанцев? Что нужно предпринять для этого?

От чего нужно отказываться и что нужно привлечь в республику, при этом оказав необходимую государственную поддержку? Прежде всего, нужно спроектировать структуру экономики республики под эту задачу. Если нужно, то ради этой цели нам стоит отказаться от сырьевых товаров и убывающей отдачи ради обрабатывающей
промышленности (и сферы новых технологичных услуг) и возрастающей отдачи. Нужно перестать принимать за аксиому то, что только свободная торговля и рыночная экономика способны сделать все страны мира одинаково богатыми.

Основной стратегией должна быть политика эмуляции положительного опыта успешных стран Европы, Азии или Америки, нужно постоянно пытаться сравниться с другими или превзойти их в каком-либо достижении или качестве, заложить в каждом из нас желание или стремление сравняться или превзойти тех, кто успешен. И тратить деньги, предназначенные на субсидии только на те виды экономической деятельности, где изначально закладывается, производится высокая добавленная стоимость, которая обеспечит в максимальной степени запросы основных участников этого экономического процесса, то есть «высокая добавленная стоимость = высокая прибыль для инвестора + высокие зарплаты для наемного труда + высокие налоги для государства». Иной формулы для достижения богатства региона нет. И нужно прекратить расходовать средства бюджета на убыточные компании и отрасли. Эта деятельность порождает бедность для нас и наших детей.

Бедная экономика не будет давать много налогов. Вот несмотря на все эти усилия нынешних властей республики налог на прибыль организаций в этом году за первое полугодие составил 2,329 млрд рублей, а за такой же период прошлого года – 2,378 млрд. рублей. То есть, несмотря на титанические усилия Васильева налогов от прибыли стало меньше на 50 млн. рублей. Или НДС: январь-июнь этого года – 2,9 млрд рублей, а за такой же период прошлого года – 3,13 млрд рублей, Что это значит? Что экономика не подвластна административным командам, она живая и тонкая материя, там много тонких нитей, таких как рентабельность, маржинальная доходность, точка безубыточности.

В конце концов я был поражен грамотностью и дальновидностью наших налоговиков, которые на одном из совещаний буквально кричали, ратовали за соблюдении «кривой Лаффера» в экономике. И это налоговики! Настолько они молодцы и работают очень современно. Я за них рад.

В целом данная работа по мобилизации сбора налогов и платежей дает свои положительные плоды, так по итогам 6-ти месяцев этого года увеличилось начисление и поступление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации на 978,475 млн рублей.

Я приветствую решение Васильева по привлечению крупных российских торговых сетей и сетей крупных АЗС, потому как только такие сети могут аккумулировать сборы налогов и обеспечить финансовую устойчивость регионального бюджета. Уровень налоговой нагрузки обозначенных сфер бизнеса критически низкий, но в тоже время та же торговля, к примеру, играет неоценимую социальную роль в обеспечении занятости такого депрессивного региона, как Дагестан.

Привлекая российские торговые и прочие сети в республику глава региона должен понимать, что в самые короткие отрезки времени он должен обеспечить доступный огромному количеству новых безработных рынок труда, рабочие места. Он уже сегодня
должен закладывать фундамент под новые проекты, в поддержку которых должны пойти дополнительные доходы бюджета. Иначе – это игра с огромными социальными рисками. Но нужно идти в этом направлении, нужно нам менять структуру экономики, увеличив долю производства в валовом региональном продукте.

Экономика республики показывает не самые хорошие темпы развития, инвестиции в основной капитал ниже необходимого уровня для обеспечения нормально роста объемов развития в будущем. Как мне кажется, новая команда в поиске путей развития, сегодня нет четкого понимания, как и в каком направлении нужно двигаться, какие приоритеты должны быть расставлены.

Потому я считаю, что в недалекой перспективе мы будем оставаться одной из бедных экономик среди регионов России с наихудшими показателями ВРП на душу населения, наше отставание от богатых регионов все больше будет нарастать. Не хватает четких, ярких планов развития и способных их реализовать профессиональных управленцев. Нынешнее вялотекущее состояние с неопределенными ориентирами в будущем нами несомненно будет оценено как еще одно упущенное драгоценное время для выхода республики из глубокого социально-экономического кризиса.

.

ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Дагестан нужно любить и развивать

Владимир Васильев прокомментировал самую низкую позицию Дагестана в рейтинг ...

Бюджет Дагестана на будущий год запланирован в размере свыше 103 млрд рубле ...

В Дагестане правительство подготовило проект дефицитного бюджета на 2014 го ...

На социально-экономическое развитие горных территорий Дагестана выделят 23, ...

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 06 сентября 2018 21:00

если все что происходит зависило бы от васильева давно он решил бы .москва ставит проблемы передд народом дагестана а васильев третье или четвертое лицо выполняющий чьи то приказы и интересы даже  не москвы .основная задача власти обуздать народ, сломать его волью для этого осталась назвать народ террористом он уже началось в  Самуре .просто живем в пространстве запушенного  тумана .никто никого не видит.проблемы каждого остается его проблемами .и поэтому говорить о правовом поле пока рановато.о каком правовом поле можно говорить если все что делают в стране делают в ушерб государству и народам .даже МКС продырявили и не с кого спрос.Самур гробит с позволения москвы где правовое и соц поле .нету .пора  объявить день Солидарности и Единства народов Дагестана защиты прав народа от узурпаторов власти  .один устроил  гейпарады .а другой объявил войну народу прикрываясь лозунгом война с терроризмом . где политиеские партии которые объязаны защищать народ ?


Цитировать