ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Каракюре и тюркизация лезгинского наследия

Каракюре и тюркизация лезгинского наследия
Село Каракюре
 
 
Каракюре и тюркизация лезгинского наследия
Основание колонны в каракюринской мечети с куфическими надписями
 
Каракюре и тюркизация лезгинского наследия
Резные двери каракюринской мечети
 

Уверен, что современные жители Дагестана уже практически не ходят пешком по своим родным горам. Оттого мы сегодня вскидываем рюкзаки на спину и отправляемся пешком по нашим родным селам. Первое село, куда мы заглянем, называется Каракюре. Особенно важно для нас его посещение в свете нарастающих в лезгинской среде требований о возвращении к исконно лезгинским названиям наших сел и отказе от навязанных нам советской властью тюркских вариантов.

Село Каракюре расположено в 6 км к востоку от села Усухчай – районного центра Докузпаринского района. Несмотря на свое современное тюркизированное название, Каракюре – один из древнейших аулов Лезгистана.

Современные каракюринцы еще сохранили память о тех временах, когда их предки исповедовали христианство. Раньше Каракюре по некоторым источникам назывался Гра, позже получил название Кере (безухий) из-за того, что сельчане метили своих овец, отрезая им ухо.

Есть и другие версии происхождения названия этого аула, связанные с местностью Кюре. Однако в наши дни название этого села приобретает подчеркнуто тюркский вариант написания и произношения. Исторически Каракюре входило в состав вольного общества Докуз-пара – тоже, кстати, навязанное лезгинам тюркское название.

Предки каракюринцев жили в пяти населенных пунктах: Армут-Куза, Яркуль, ЧIурухюр, Старалай-хев и Каракюре. Владельцем всех этих населенных пунктов был Къамкъам. После прихода сюда арабских мусульман и утверждения ислама каракюринский владетель Разибег велел жителям указанных населенных пунктов перебраться в Каракюре, а брошенные четыре населенных пункта разрушить.

Основателями самого Каракюре считаются три крупных родственных объединения – сихилы: Югулар, Пугъуцар и Тваркар. Эти сихилы в свою очередь делились на тухумы, и в каждый из них входило от 10 до 15 тухумов.

С 18 века это село становится центром феодального владения каракюринского бека. В 19 веке после завершения Кавказской войны Каракюре было разрушено в 1877 годы. То есть в годы антиколониального восстания, известного в истории, как «малый газават».

В Каракюре имеется местность под названием «Хкун сурар», то есть «Могилы кольев». Согласно преданию, несколько столетий назад здесь была страшная чума, которая унесла много жизней. Из 900 домов в ауле осталось 60. Даже хоронить умерших было некому. Поэтому вместо могил при помощи кольев наспех вырывали неглубокие ямы, в которых погребали жертв чумы. После этого местность и получила название «Хкун сурар».

Выдающимся историческим памятником села является знаменитая каракюринская мечеть, которая была построена еще арабскими мусульманами. Историки утверждают, что правителем Каракюре в тот момент был сын легендарного Абу-Муслима Мехтер Санджаба.

Это мечеть с красивыми резными дверями. Основной частью мечети был колонный зал. Сохранились два ряда перекрытий, имевшихся над этим залом. Опорные столбы в сечении квадратные, а сами столбы круглые. Причем все стены полностью заняты стуковым панно, которое сверху завершается великолепной куфической надписью религиозного содержания.

Изучение этих надписей дало возможность утверждать, что эти куфические буквы относятся к переходному периоду и характерны для надписей Средней Азии 10-11 веков.

Вот что сказано в одной из этих надписей:

«О верующие! Бойтесь Аллаха и скажите сильное слово»

«Нет бога, кроме Аллаха».

«Вот… сын… имя Аллаха».

«Исаак сын Хасана уповает на Аллаха».

«Приступи к своей молитве и не будь из бесчестных».

Этот вид архитектурного декора каракюринской мечети представлен и в Кавказской Албании. Это показывает, что Каракюре был одним из культурных уголков Кавказкой Албании. У входа в мечеть на каменной плите имеется еще одна запись на арабском языке.

Она гласит: «Аллах помог джамаату села в ремонте этой мечети после того, как ее вместе с селением разрушили русские войска. Джамаату помогли также Бадир-хан и наши друзья из селения Такъар – Би Мурад, сын Касима, и устаз Мухаммад Риза во время правления ученого Мурад-Эффенди Каракюринского».

В Каракюре, кроме главной мечети, было еще пять квартальных мечетей, расположенных в разных частях селения.

Сегодня каракюринцы гордятся своими славными земляками:

• Хаирбеком Замановым, ставшим командиром стрелковой дивизии в период ВОВ. Он был единственным дагестанцем, занимавшим во время войны такую высокую должность;

• Ханбике Эмирсултановой, первой девушкой из Докузпаринского района, воевавшей на фронтах ВОВ;

• Ее мужем Эмирсултаном Амирахмедовым, активным участником многих сражений на фронтах ВОВ;

• Букаром Гамидулаевым, академиком Международной академии новых технологий, доктором технических наук, генерал – майором технических войск, генеральным директором крупного НПО ВПК в г. Пензе;

• Сережудином Гамидуллаевым, доктором экономических наук, проректором по учебной части Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии, полковником таможенной службы;

• Полковниками ФСБ и МВД Шайдабеком Эмирбековичем Шахвеледом и Закерьей Закерьяевым;

• Братьями Абасовыми - Керимханом Абасовым, работающим главой администрации Докузпаринского района и Акимханом Абасовым, руководителем отделения Федерального казначейства по южным районам Дагестана и многими другими.

К сожалению, при таком количестве достойных каракюринцев, у села даже нет своего сайта в интернете. Хотя у многих аварских высокогорных сел – сегодня есть даже по нескольку сайтов с обилием фотографий, исторических сведений и воспоминаний старожилов.

Даже на сайте Докузпаринского района страница Каракюре – полностью пуста. Здесь нет даже официальной информации о селей. Лезгину, живущему вдали от своей малой родины практически негде почерпнуть информацию о легендарных селах Лезгистана.

В такой ситуации наши возмущения тюркизацией лезгинского наследия тонут в полной пустоте и отсутствии инициатив со стороны самой лезгинской молодежи, живущей в окружении всего этого наследия и последнего поколения старожилов – носителей устных преданий и исторической памяти нашего народа.

Желающих среди лезгинской молодежи записать историю своих сел, своих тухумов, родных гор и джамаатов – практически не наблюдается. Оттого даже малейшего усилия со стороны азербайджанского лобби достаточно, чтобы заполнить этот катастрофический информационный, культурный и исторический вакуум собственной, тюркизированной версией Лезгистана.

Салман Тагиров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

«Где люди вольны, как орлы...» - 4

В селе Каракюре Докузпаринского района возведена одна из красивейших мечете ...

На пресс-конференции в Махачкале обсудят ситуацию в Докузпаринском районе Д ...

Штул и интеллектуальное наследие лезгин

Самая южная и самая высокогорная мечеть России ждет своих прихожан

Комментарии (7)
Комментарий #7, дата: 31 июля 2016 03:49

Думал, что почитаю научную статью, но увы. Во-первых, в науке, нельзя выдавать желаемое за действительное, излогаются события такими как они были, а не так как хочется. Начинать надо с позитива, что удалось, чего добились. Например, данное эссе многим понравилось. Автору удалось вызвать интерес к данной теме. Потом должна быть критика, замечания и пожелания. В любой научной статье есть недостатки, в любой научной резензии есть критика. Если это журналистика, то и в журналистике есть понятие журналистская этика. Автор, не изучил досконально данный вопрос, что то услышал и не разобравшись сразу написал, и начал критиковать. Обвинил власти, что в советский период они проводили политику тюркизации, чего в действительности не было, была русификация, а про это молчок, как и молчок, что село сжёг генерал... Тюркизация была, но она была есстественной, ненасильственной. Вообще критика должна быть позитивной; если критикуешь, то надо давать собственные предложения. Например, если не нравится название каракюре, то можно предложить название калакюре. Только надо обосновать почему. После критики можно сказать, что, однако данные замечания ни сколько не умоляют проделанной работы. Лично мне хотелось бы сказать, что народ сам выбирает свою судьбу. Вот тебе хотелось бы, чтобы все одевались бы так, чтобы национальный костюм, кухня, песни, танцы, язык развивались бы сторону старины глубокой, но культура так не развивается, она другая, это живой организм и она развивается, а это и есть национальная культура сейчас она вот такая.


Цитировать          
Комментарий #6, дата: 02 июня 2012 01:41
а что разве калакюре лезгинское название? вы меня удивляете своими познаниями язков

Цитировать          
Комментарий #5, дата: 01 июня 2012 23:16
Это замечательно, что в статье говорится о необходимости изучения истории лезгинских селений. Но прежде чем выставлять материал об одном из древнейших наших аулов, автору следовало хотя бы немного проконсультироваться со специалистами, ведь сайт читают тысячи людей из разных стран. Зачем тиражировать небылицы, когда можно этого избежать?
Справедливо затронув актуальную и очень серьезную проблему тюркизации и забвения нашего исторического наследия, автор не предлагает конкретного варианта переименования с. Каракюре. А ведь оно есть, надо лишь поменять одну букву, чтобы вернуть исконное название КАЛАКЮРЕ. Именно в таком виде оно фигурирует в арабоязычных источниках. О грубой ошибке автора, который почему-то связал Калакюре с Докузпарой, уже было сказано. Непонятно, откуда автор взял сведения, что "с 18 века это село становится центром феодального владения каракюринского бека". Это не соответствует действительности. Нет таких данных. Также фантазией автора является утверждение, что "в 19 веке после завершения Кавказской войны Каракюре было разрушено в 1877 годы". Селение было сожжено в 1839 г. царским генералом Головиным. Это давно известный и установленный исторический факт. Приводя переводы арабских надписей, было бы неплохо хотя бы упомянуть авторов этих известных переводов, а то у читателя может сложиться впечатление, что Салман Тагиров впервые публикует эти данные. Чи тарих чаз виридаз чир авуна к1анда.

Цитировать          
Комментарий #4, дата: 31 мая 2012 02:48
Я не совсем понял в чем помимо названия села еще проявляется тюркизация лезгинского наследия? Совсем не согласен с опасениями "заполнения информационного, культурного и исторического вакуума тюркизированной версией Лезгистана". Возможно, что в Азербайджане могут постараться тюркизировать и весь мир, но в России это невозможно (в настоящее время) и тюркизация не угрожает самим каракюринцам. Кстати, Каракюре НИКОГДА не входило в состав Докузпаринского вольного общества. Оно было одним из 6 селений составившим общество Алты-пара.

Цитировать          
Комментарий #3, дата: 31 мая 2012 01:42
Голословно говорит!

Цитировать          
Комментарий #2, дата: 31 мая 2012 00:33
Без сомнений статья нужная, хоть и болезненная. Особенно "Желающих среди лезгинской молодежи записать историю своих сел...". Ведь молодежь не может бежать впереди старшего поколения. Да и историю записывать не ее удел. Я думаю здесь не стоит перекладывать ответственность друг на друга. Уверен, по больше статей подобного рода, молодежь не заставит себя долго ждать, учитывая возросший интерес к своим корням у молодого поколения. Старшее поколение, к большому сожалению, утратила часть своего авторитета, который так сегодня необходим. Нет общего ясного, авторитетного ориентира у молодежи, и не важно будь то один лидер или группа людей. Вот и мечется она из одной крайности в другую, и у каждого свой Лезгистан на уме, от светско-европейского до арбо-шариатского, и лозунги разные... Куда тут до фотографий своих аулов и воспоминаний сторожил.

Цитировать          
Комментарий #1, дата: 30 мая 2012 21:52
Благодарен за статью
Кто занимается молодежью?Разве ФЛНКА разве имеете вы право осуждать молодежь тех кто только вчера родился которых не обучили патриотизму в том числе и ваш сайт который ничего не пишет для развития патриотизма, Это очень хорошая статья но в конце надо писать о небходимости сохранять и преумножать. а не обвинять и осуждать. НАдо писать такие статьи чтобы у лезгин у молодежи появлялось желание изучать свою культуру, свои традиции свой народ, свой язык свою землю. хватит причитаний и кликушиничества это недостойно это удел армянских спецслужбМЫ должны прививать патриотизм а не комплексы нашей молодежи. Армяне азеры пошли они все нафиг.
нам надо поднимать свою культуру.За севером потянется юг

Цитировать