Штул и интеллектуальное наследие лезгин
Ранее на сайте ФЛНКА мы открыли новую рубрику «Пешком по Лезгистану». Это решение было связано с тем, что современные жители Дагестана уже практически не ходят пешком по своим родным горам. И первым селением, которое мы посетили, было Каракюре. Сегодня же наша дорога лежит в селение Штул Курахского района.
Штул – это последнее селение перед Курахом, примерно, в 10 километрах райцентра. Расположен он на правой стороне от дороги на горном склоне. Как рассказывают старожилы, когда-то село имело название Рагаллай хюр («село на скале»), а название Штул оно получило позднее.
Некоторые сельчане связывают это с прибытием в село в ХIV-ХV веках арабских проповедников-суфиев. Это случилось в период, когда в процессе распространения ислама в Дагестане большую роль начали играть странствующие миссионеры. Большое количество исламских проповедников, известных в истории как «посошные войска», обошли не только все дагестанские аулы, но и дошли до чеченских земель.
Местные предания повествуют о проповедниках (араб. «дуат», ед.число «даи»), муллах и подвижниках, которые с котомками за плечами и посохами в руках (отсюда и название «посошные») обходили горные аулы, нанимались работниками, пастухами и проповедовали ислам.
Несмотря на пыл и самоотверженность проповедников, ислам в горы Лезгистана проникал чрезвычайно медленно. Поскольку горские общины обладали невероятным уровнем сопротивления всем новым учениям и властям, которые навязывались извне. Будь то попытки доисламских персов, хазар и монголов навязать горцам свои государственные порядки, или же усилия мусульман включить горцев в социально-политические отношения, выстроенные на основе Корана и Сунны.
Горцы, не желавшие расставаться с религией своих дедов, убивали исламских проповедников, высылали из своих сел родственников, принявших ислам, совершали нападения на своих мусульманских соседей. И не столько оттого, что они всей душой ненавидели Ислам, а оттого, что никак не хотели расставаться со своей традиционной духовной культурой, сложившимися веками нравами и обычаями.
Оттого и у предков штульцев первую группу арабских проповедников настигла жестокая участь. Их штульцы убили, как и во многих других селах. Но через некоторое время в село пришли новые пропопедники. Почему-то рагалайхюрцы их оставили в покое, однако им не разрешили жить в селе. Тогда пришельцы облюбовали себе гору Штин рядом с селом и расположились там. Потом они перебрались к «Ишен булаху» (роднику).
Когда отношения с горцами постепенно нормализовались, пришельцы окончательно переселились в село Рагаллай хюр. Проповедники себя считали ишанами, то есть шейхами, муршидами. Поэтому они приучили селян так и называть их - ишанами. По этой причине все, что было связано с пришельцами-ишанами получили названия: Ишен тул, Ишен булах, Ишен пад, Ишен кам, Ишен там.
После присоединения пришельцев с местным населением образовалось большое село (до 300 хозяйств) и оно получило название Ишантул. Впоследствии слово претерпело некоторые изменения и оно преобразовалось в Штул. Необходимо отметить, что группа проповедников оказала огромное влияние на быт, жизнь, духовную культуру горцев.
Через арабоязычную литературу и культуру новые мусульмане в лезгинских горах получали обстоятельную информацию об исламской и, более шире, мировой культуре и ее творцах. Более того, литературные памятники средневековых местных авторов, как правило, были написаны на арабском языке или на основе арабской графики.
Их уровень, широта и разнообразие обсуждаемых в них проблем, показывают, что лезгинские ученые того времени являлись составной частью общеисламского культурного потенциала, в рамках которого развивали свои специфически местные, оригинальные черты. Пo своему содержанию они представляют обширные исторические, богословско-философские и эпические трактаты с высокой письменной и интеллектуальной культурой.
Отдельные лезгинские авторы писали трактаты и на родном языке, самостоятельно приспособив арабский алфавит к воспроизведению речевых особенностей лезгинского. Оттого, в XVII-XIX веках село Штул становится духовным центром в Кюринском округе, куда приезжают учиться в медресе и у алимов из всех аулов Кюринского, Самурского округов, Кубинского уезда. Из Штула вышли крупные ученые-арабисты, мыслители. Они получили известность и за пределами Страны гор.
Именно с этой исторической и интеллектуальной инерцией, набранной штульцами при арабах-мусульманах, связано появление в Штуле таких известных политиков, революционеров и интеллектуалов, как соратник В. И. Ленина Магомед Лезгинцев, поэтесса Хатур, поэты Магомедсалих Эфендиев и Махмуд Эфендиев и другие.
И это вполне логично. Поскольку, как писал ранее наш земляк, политолог Руслан Курбанов, лезгины на протяжении всей истории были первыми в принятии самых передовых идеологий и технологий. Так, лезгины первыми в регионе приняли христианство, затем ислам. Достигли высот в развитии мусульманской культуры, науки и образования.
С приходом на Кавказ России лезгины также первыми среди остальных народов региона начали знакомиться с русской культурой и передовой европейской мыслью. Многие образованные лезгинские деятели и активисты стали поклонниками идей социальной справедливости, которые озвучивали большевики.
Лезгины вправе гордиться своими учеными, поэтами, писателями советского и постсоветского периода. И сегодня по уровню образования и владения последними достижениями современных наук лезгины по праву претендуют на то, чтобы войти в число самых образованных народов мира.
Салман Тагиров
Корреспондентский корпус ФЛНКА