Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Штул и интеллектуальное наследие лезгин

Штул и река Курах-чай
 
 
Торжественное празднование дня селения Штул
 

Ранее на сайте ФЛНКА мы открыли новую рубрику «Пешком по Лезгистану». Это решение было связано с тем, что современные жители Дагестана уже практически не ходят пешком по своим родным горам. И первым селением, которое мы посетили, было Каракюре. Сегодня же наша дорога лежит в селение Штул Курахского района.

Штул – это последнее селение перед Курахом, примерно, в 10 километрах райцентра. Расположен он на правой стороне от дороги на горном склоне. Как рассказывают старожилы, когда-то село имело название Рагаллай хюр («село на скале»), а название Штул оно получило позднее.

Некоторые сельчане связывают это с прибытием в село в ХIV-ХV веках арабских проповедников-суфиев. Это случилось в период, когда в процессе распространения ислама в Дагестане большую роль начали играть странствующие миссионеры. Большое количество исламских проповедников, известных в истории как «посошные войска», обошли не только все дагестанские аулы, но и дошли до чеченских земель.

Местные предания повествуют о проповедниках (араб. «дуат», ед.число «даи»), муллах и подвижниках, которые с котомками за плечами и посохами в руках (отсюда и название «посошные») обходили горные аулы, нанимались работниками, пастухами и проповедовали ислам.

Несмотря на пыл и самоотверженность проповедников, ислам в горы Лезгистана проникал чрезвычайно медленно. Поскольку горские общины обладали невероятным уровнем сопротивления всем новым учениям и властям, которые навязывались извне. Будь то попытки доисламских персов, хазар и монголов навязать горцам свои государственные порядки, или же усилия мусульман включить горцев в социально-политические отношения, выстроенные на основе Корана и Сунны.

Горцы, не желавшие расставаться с религией своих дедов, убивали исламских проповедников, высылали из своих сел родственников, принявших ислам, совершали нападения на своих мусульманских соседей. И не столько оттого, что они всей душой ненавидели Ислам, а оттого, что никак не хотели расставаться со своей традиционной духовной культурой, сложившимися веками нравами и обычаями.

Оттого и у предков штульцев первую группу арабских проповедников настигла жестокая участь. Их штульцы убили, как и во многих других селах. Но через некоторое время в село пришли новые пропопедники. Почему-то рагалайхюрцы их оставили в покое, однако им не разрешили жить в селе. Тогда пришельцы облюбовали себе гору Штин рядом с селом и расположились там. Потом они перебрались к «Ишен булаху» (роднику).

Когда отношения с горцами постепенно нормализовались, пришельцы окончательно переселились в село Рагаллай хюр. Проповедники себя считали ишанами, то есть шейхами, муршидами. Поэтому они приучили селян так и называть их - ишанами. По этой причине все, что было связано с пришельцами-ишанами получили названия: Ишен тул, Ишен булах, Ишен пад, Ишен кам, Ишен там.

После присоединения пришельцев с местным населением образовалось большое село (до 300 хозяйств) и оно получило название Ишантул. Впоследствии слово претерпело некоторые изменения и оно преобразовалось в Штул. Необходимо отметить, что группа проповедников оказала огромное влияние на быт, жизнь, духовную культуру горцев.

Через арабоязычную литературу и культуру новые мусульмане в лезгинских горах получали обстоятельную информацию об исламской и, более шире, мировой культуре и ее творцах. Более того, литературные памятники средневековых местных авторов, как правило, были написаны на арабском языке или на основе арабской графики.

Их уровень, широта и разнообразие обсуждаемых в них проблем, показывают, что лезгинские ученые того времени являлись составной частью общеисламского культурного потенциала, в рамках которого развивали свои специфически местные, оригинальные черты. Пo своему содержанию они представляют обширные исторические, богословско-философские и эпические трактаты с высокой письменной и интеллектуальной культурой.

Отдельные лезгинские авторы писали трактаты и на родном языке, самостоятельно приспособив арабский алфавит к воспроизведению речевых особенностей лезгинского. Оттого, в XVII-XIX веках село Штул становится духовным центром в Кюринском округе, куда приезжают учиться в медресе и у алимов из всех аулов Кюринского, Самурского округов, Кубинского уезда. Из Штула вышли крупные ученые-арабисты, мыслители. Они получили известность и за пределами Страны гор.

Именно с этой исторической и интеллектуальной инерцией, набранной штульцами при арабах-мусульманах, связано появление в Штуле таких известных политиков, революционеров и интеллектуалов, как соратник В. И. Ленина Магомед Лезгинцев, поэтесса Хатур, поэты Магомедсалих Эфендиев и Махмуд Эфендиев и другие.

И это вполне логично. Поскольку, как писал ранее наш земляк, политолог Руслан Курбанов, лезгины на протяжении всей истории были первыми в принятии самых передовых идеологий и технологий. Так, лезгины первыми в регионе приняли христианство, затем ислам. Достигли высот в развитии мусульманской культуры, науки и образования.

С приходом на Кавказ России лезгины также первыми среди остальных народов региона начали знакомиться с русской культурой и передовой европейской мыслью. Многие образованные лезгинские деятели и активисты стали поклонниками идей социальной справедливости, которые озвучивали большевики.

Лезгины вправе гордиться своими учеными, поэтами, писателями советского и постсоветского периода. И сегодня по уровню образования и владения последними достижениями современных наук лезгины по праву претендуют на то, чтобы войти в число самых образованных народов мира.

Салман Тагиров

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Родина поэтов Цилинг

В Курахском районе асфальтируют автодорогу "Штул-Курах"

На очереди – асфальтирование дороги «Штул - Курах»

В Курахском районе готовятся к 120-летию крупного революционера Магомеда Гусейнова (Лезгинцева)

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 03 август 2012 14:46
^ ИБРАГИМОВ ИЗМАИЛ ИБРАГИМОВИЧ




Измаил Ибрагимович Ибрагимов родился в 1920 году в с. Штул Курахского района. В 1934 – 35 годы учился в Азербайджанском художественном техникуме им. Азим-заде г. Баку. В 1935-39 годы учился (ЛСХИ) у преподавателя В. И. Синайского г. Ленинград. Начал работать в 1939 году. С 1948 года живет в г. Каспийске, работал преподавателем в Дагестанском художественном училище им. Джемала с 1960-1972 годы.

С 1972-1980 годы работает директором детской художественной школы г. Каспийска.

Член Союза художников России.

В 1958 году присуждена Государственная премия ДАССР.

Произведения Измаил Ибрагимовича хранятся в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой г. Махачкала.

Умер И. И. Ибрагимов в 1999 году г. Каспийск.

Выставки:

1949 – Выставка работ самодеятельных художников, СХ ДАССР, г. Махачкала.

1955 – Отчетная выставка, СХ ДАССР, г. Махачкала.

1959 – Персональная выставка, г. Каспийск.

1960 – Декада литературы и искусства Дагестана, Москва.

1968 – «Художники Дагестана», СХ ДАССР, г. Махачкала.

1969 – «Художники Дагестана», СХ ДАССР, г. Махачкала.

1972 – «50 лет ДАССР», республиканская выставка, Махачкала.

Памятники:

1961 – Герой Советского Союза А. Назаров, Каспийск.

1967 – М.-З. Абдулманапов, бетон, Каспийск.

1969 – Народный поэт Дагестана Т. Хрюгский, бетон, с. Хрюг.

1970 – И. Х. Лалаян, бетон, Кизляр.

1971 – Герой гражданской войны И. Хорошев, бетон, Кизляр.

1972 – Шамсула Алиев, чугун, совместно с Г. Гейбатовым, Дербент.

1972 – Герой гражданской войны Далгат, бетон, с. Сергокала, с. Урахи.

1973 – И. Байбулатов, чугун, Хасавюрт.


* * *

• Вдохновение: [И. Ибрагимов] // Даг. правда. – 1958. – 8 марта.

•Ибрагимов Измаил Ибрагимович: [скульптура] // Художники Дагестана. Изобразительное искусство (1917-2000): иллюстрированная энциклопедия (библиографический справочник) / Сост. Д. А. Дагирова. – Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. – С. 138-139.

• Скульптор Ибрагимов // Даг. правда. – 1980. – 9 июня.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия