Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

О проблемах разделённых народов России

     Впервые в России представители общественности, ученые и чиновники обсуждали проблему разделенных народов. Ключевым партнером Рабочей группы Общественной палаты РФ по Кавказу в организации данных Слушаний выступила Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Зал заседаний Общественной палаты РФ был переполнен, так как тематика мероприятия вызвала неподдельный интерес  у представителей многих народов, а также ученых и политиков.

     Многочисленные попытки заявить о существовании разделенных народов и их проблемах предпринимались и раньше. Однако по разным политическим соображениям власти всячески препятствовали проведению такого рода мероприятия, особенно в стенах госучреждений. Однако уже давно настала насущная необходимость его провести, причем с ясно обозначенной тематикой. Изначально под разделенными народами предполагались те из них, чья этническая территория госграницами делилась на отдельные части. В качестве таковых организаторы в первую очередь выделяли русских, лезгин и осетин, а также аварцев, цахуров, рутульцев. Однако затем были внесены небольшие коррективы и в этот список были включены еще и адыги (черкесы). Окончательно тема слушаний звучала так: «Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество».

Шевченко М.Л.

     Во время вступительной речи Максим Шевченко призвал всех присутствующих в своих докладах и выступлениях акцентировать внимание на конкретных предложениях, способствующих улучшению положения разделенных народов. По атмосфере, царящей в зале, чувствовалось, что данная инициатива общественных организаций взволновала верхи: слушания согласованно проигнорировали высокопоставленные чиновники Дагестана за исключением Постоянного представителя РД при Президенте РФ Гаджи Махачева, МИД России и Посольство Азербайджана в РФ. А азербайджанская пресса, болезненно реагирующая на любое событие в России, касающееся лезгин и Азербайджана, неожиданным образом  «не заметила» данное событие.

Керимов А.П. 

     С основным докладом выступил Президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Ариф Керимов. Часть его он посвятил историческим причинам возникновения разделенности у лезгин, связанных с административными реформами Российской империи в 19 веке.  В частности он отметил: «После вхождения лезгинских земель в состав Российской империи, по непонятным в историческом смысле до сих пор причинам в отношении лезгинских народов, принял очень агрессивные и антилезгинские акты:

     - 11 марта 1836 года императором Николаем I было подписано особое «Положение» из 10 глав и 111 статей, регламентирующее положение Армянской Церкви. Согласно этому документу, был упразднен Албанский Католикосат, а на его месте были образованы две епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Эчмиадзинского Патриархата Армянской Церкви.

     - В 1860 году царская Россия по отношению к лезгинскому народу совершила ещё один репрессивный акт, разделив   единый этнос на две части: между впервые созданной Дагестанской областью, Тифлисской и Бакинской губерниями.

     - В 1909-1910 годах Российский Святейший Синод дал разрешение Эчмиадзинскому синоду и Эриванской армяно-григорианской консистории уничтожить старые архивные дела подведомственных епархий. По мнению многих исследователей очевидно, что среди этих архивов были уничтожены уцелевшие до тех пор архивы Албанской Церкви.

Более подробно он остановился на положении лезгин в Азербайджане. Являясь вторым по численности народом этой страны, лезгины испытывают дискриминацию еще с советских времен. Одним из вопиющих фактов явилось введение специального налога для некоренных народов, желающих получить среднее техническое и высшее образование. К ним отнесли и лезгин, а налог получил название «лезги пул». Официальные данные о численности лезгин были занижены в несколько раз. Так, по переписи 1999 года в Азербайджане было учтено 178 тысяч лезгин, в то время как в докладах ОБСЕ фигурирует цифра в 700 тысяч.

     Керимов отметил: «что интересы лезгинского народа и в советское время были игнорированы, обделены государственной политикой. К примеру, уступающие лезгинам в численности карабахские армяне, имея Армянскую Республику, получили автономию в Азербайджане, не остались без собственного дома – аджарцы, абхазы, адыгейцы, черкесы, карачаево-балкарцы, а осетины удостоились двух отдельных автономий по обе стороны Кавказского хребта – в России и Грузии.

     После распада СССР лезгины оказались разделенными уже государственной границей между двумя суверенными государствами. Лезгинскую общественность очень беспокоит тот факт, что весь переговор­ный процесс между Россией и Азербайджаном прошёл без участия самого лезгин­ского народа, без участия его общественных институтов, без учёта его нацио­нальных интересов. И это при том, что лез­гинам федеральными органами не раз было обещано, что граница будет про­зрачной, не будет никаких препятствий для общения лезгин, проживающих в России и Азербайджане. А граница с Азербайджаном становится всё более жёсткой и закрытой. На единой и общей для всех лезгин территории установился разделительный рубеж с пограничниками и таможенными постами. Даже родственники, живущие в непосредственной близости друг от друга, в одночасье оказались по разные стороны госграницы. Крайне обременительные правила межгосударственных отношений между Россией и Азербайджаном в сочетании с бюрократическим и коррупционным таможенно-пограничным пропускным режимом, делают жизнь лезгин, оказавшихся разделенным народом, крайне тежелой.

     Основной причиной занижения данных о численности лезгин в пределах Азербайджанской Республики была целенаправленная политика, которая стала проводиться руководством этой республики со второй половины 1930-х годов. Её суть сводилась к нивелированию этнического многообразия, административному навязыванию лезгинам азербайджанской этнической идентичности, стремлению путем ассимиляции построить моноэтничное государство. Дело доходило до того, что в условиях социалистического развития в 30-50-е гг. прошлого века бесплатным образованием (высшим и средним специальным) могли быть обеспечены только те, кто числился этническим азербайджанцем. В этот период подавляющее большинство молодых представителей лезгинского народа, стремящихся к знаниям, были вынуждены регистрировать себя в качестве «азербайджанцев», оставаясь по существу своей идентичности и этнокультурному облику лезгинами. В результате этого и других государственно-бюрократических приемов численность лезгин в Азербайджане почти перестала расти. В настоящее время не менее половины представителей лезгинского народа, главным образом, из числа наиболее образованных и продвинутых в статусном отношении, принадлежат азербайджанской гражданской нации, числятся «азербайджанцами», но считают себя лезгинами, чтут и передают из поколения в поколения свою лезгинскую национальную идентичность, хранят свой язык и культуру.

     Лезгинский народ с реальной численностью населения более 1500000 человек, расселенный на хозяйственно целостной территории, превращен в обоих государствах в национальное меньшинство. Резко снизился правовой и социальный статус. Его историческая судьба почти целиком оказывается в распоряжении государственных органов Азербайджана, Дагестана и России».

     Керимов сравнил положение лезгин в Азербайджан с положением азербайджанцев в Дагестане, где последние имеют те же самые права, что и остальные 13 народов, получивших статус титульных в советское время. Государство обеспечивает культурно-языковые права азербайджанцев Дагестана, осуществляет финансовую поддержку в этой области. Кроме того азербайджанцы очень хорошо представлены на руководящих должностях в Дагестане, особенно в Дербенте и Дербентском районе. Ситуация же с лезгинами в Азербайджане кардинально отличается. Государство почти не выделяет деньги на поддержание лезгинского языка и культурной идентичности лезгин, резко сужены возможности применения лезгинского языка во всех сферах кроме внутрисемейного общения. Далее в своём докладе, Керимов сказал: «Азербайджан должен создать элементарные условия для нетитульных национальностей, как минимум на том уровне, на котором созданы условия для азербайджанской диаспоры в Дагестане. Там азербайджанская диаспора имеет республиканскую газету, которая финансируется из бюджета Дагестана, радио на азербайджанском языке, главную редакцию азербайджанских телепередач на ГТРК. В Дербенте работают филиалы азербайджанских вузов, есть учебное заведение по подготовке преподавателей для азербайджанских школ.

     Более 200 лет территория нынешнего Азербайджана находилась в составе России, и азербайджанцев никто не пытался ассимилировать. Для них создали национальные академии, высшие учебные заведения, национальное телевидение, чтобы они как нация состоялись.

     Искусственно создавать единую азербайджанскую нацию, нарушая права остальных народов, – это очень опасная игра для самого Азербайджана. Он, как суверенное государство, существует всего 15-20 лет, а чтобы страна состоялась как государство нужно долгое время, необходимы четкая и ясная национальная политика, соблюдение прав  нацменьшинств. Надо сделать так, чтобы лезгины и другие народы ощущали себя полноценными гражданами своей страны. Хотят они или нет, гражданская нация Азербайджана на 30-40% состоит из населения неазербайджанской национальности».

Никитин В.И.

     Политолог, бывший председатель комитета по делам национальностей Госдумы Валентин Никитин в своей речи высказался однозначно насчет того, что разделенными народами России следует считать только русских, осетин и лезгин. Отметив, что проблемы лезгинского народа стоят наиболее остро в этом ряду, он попросил всех присутствующих сконцентрироваться на разделенности лезгин. Также он предложил заключить международный договор с Азербайджаном о статусе лезгинского народа в этой стране.

Гусейнов А.А.

     По положению лезгин выступил также директор Института философии РАН академик Абдусалам Гусейнов. По его мнению, народы, чья этническая территория разделена пополам госграницей пострадали гораздо сильней и без оказания помощи в сохранении этнокультурного единства двух половинок народ обречен. Он отметил, что разделенность является угрозой национальной самобытности народов. В такой тяжелой ситуации находится и лезгинский народ. В целом он предложил вопрос о разделенных народах включить в международную повестку дня, а также высказался за привлечение к уголовной ответственности лиц за публичное высказывание идей об отделении от России каких-либо территорий.

     Предложение Гусейнова развил заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН, профессор Владимир Зорин, который выразил идею ввести жесткий мораторий на пересмотр границ на всем постсоветском пространстве.

Кисриев Э.Ф.

     Заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев, согласившись с позицией Зорина, выразил возмущение действиями российских чиновников и дипломатов, которые как раз и пересмотрели границы между Россией и Азербайджаном. В результате этого сильно пострадали интересы страны и российских граждан. Причем он подчеркнул, что непонятно какими целями руководствовались данные лица и что Россия получила взамен сделанных Азербайджану уступок.

Махачев Г.Н.

     Действия других ответственных лиц – депутатов  Госдумы были подвергнуты критике постоянным представителем РД при президенте РФ Гаджи Махачевым. Его позиция по этому вопросу заключалась в том, что депутаты, не участвующие в обсуждении таких важных вопросов, непосредственно касающихся существования дагестанских народов, не должны представлять Дагестан в Госдуме. Об этом он обещал доложить Президенту РД. Он также поделился информацией по положению аварцев в Азербайджане, а также в Грузии. Одним из путей решения проблем разделенных народов он видит в широком внедрении информационных технологий и Интернета, их использования для коммуникации между представителями данных народов.

Казенин К.И.

     Заместитель главного редактора ИА REGNUM Константин Казенин осветил проблемы цахуров и аварцев, проживающих в Азербайджане. Государственная граница свела на нет транспортную связь со своими соплеменниками, отделенных от них и естественно-географической преградой – Большим кавказским хребтом. Жизненно необходимым для них является прокладка дорог через перевалы, так как для того чтобы попасть друг другу в гости в настоящий момент они вынуждены сделать крюк  сотни километров длиной, огибая хребет.

Саркаров А.З.

     Кстати в такой же ситуации находятся также лезгины и рутульцы, проживающие  на южных склонах Большого Кавказа к востоку от цахуров и аварцев. Об этом сказал руководитель информационно-аналитического центра ФЛНКА Амиль Саркаров. Он подчеркнул, что важно знать реальную численность народов, которая может резко отличаться от официальной информации, полученной при проведении переписи населения. Так, он подтвердил цифру по лезгинам Азербайджана, которую привел Ариф Керимов. Численность аварцев он оценил в 100-150 тысяч человек, цахуров –  50-80 тысяч, рутульцев  – 20-30 тысяч. Кроме того он  отдельно остановился на международных соглашениях, которые поддерживают и защищают интересы народов, разделенных госграницей. В частности это касается Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. В последней имеется специальная статья, которая касается международных обменов и может существенно помочь положению разделенных народов. В частности, страны, ратифицировавшие данную Хартию, обязуются «применять существующие между государствами, в которых тот же язык используется в идентичной или схожей форме, двусторонние и многосторонние соглашения в сфере культуры, образования, информации и других областях, либо при необходимости добиваться заключения таких соглашений с тем, чтобы содействовать расширению контактов между лицами, пользующимися одним и тем же языком в соответствующих государствах. А также развивать приграничное сотрудничество, в частности, между региональными или местными властями, на территории которых тот же язык используется в идентичной или схожей форме.

Фатуллаев М.А.

     Секретарь посольства Южной Осетии Инга Кочиева и главный редактор «НВ» Милрад Фатуллаев, внесли предложение о принятии Федерального Закона «О разделенных народах» и совершенствовании законодательной базы по проблеме разделенных народов.

Хидиров Э.Я.

     В своей речи Депутат Народного Собрания Республики Дагестан Эдуард Хидиров затронул проблему Храх-Убы и Урьян-Убы – российских анклавов в Азербайджане, для решения которых разрабатывается Федеральная целевая программа переселения их жителей в Дагестан.

      Подробнее о проблемах, с которыми сталкиваются сельчане рассказал Аллахверди Мамедов – один из храхубинцев, делегация которых специально приехала на слушания.

Мамедов А.Г. 

     Еще один гость, юрист общины Лезги мечеть города Баку Эльман Османов кратко рассказал, что этнокультурная идентичность лезгин в Азербайджане стирается посредством того, что убирается слово «лезги» из названий объектов культуры, как это произошло с Лезги мечетью. Решением проблемы разделенного лезгинского народа, по его мнению является простое признание приграничными государствами наличия этой самой проблемы и придание статуса разделённого народа, и, пусть даже, при представлении доказательств разобщенности с родственниками, разрешить этим народам иметь двойное гражданство для правового обеспечения сохранности родственных связей. Проблема разделенных народов имеет и конфессиональный аспект. Как известно верующие лезгины исповедуют Ислам суннитского толка. В настоящее время, усилия шиитских деятелей Азербайджана направлены на полное искоренение, то есть запрещение суннитских общин.

Степанян А.О

     Ответственный секретарь и член президиума Академии геополитических исследований Араик Степанян, отметив взрывоопасность проблемы разделенного лезгинского народа и, в случае возникновения вооруженного конфликта, возможного участия в нем третьих стран.

Аббасов Ф.Ф.

     Один из лидеров талышской диаспоры России Фахраддин Аббасов предложил самый действенный политический механизм. Он сказал, «пусть в следующий раз за общий стол сядут с одной стороны представители лезгинского и аварского народов,  с другой – представители Азербайджана». По его мнению, на такой встрече можно будет обсудить все проблемы  и статус народов, заслуживших право на отдельную автономию в пределах Азербайджана.

     Среди выступающих был и директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александр Журавский, рассказавший о работе по подготовке диагонального соглашения о сотрудничестве между Республикой Дагестан и Республикой Азербайджан, а также депутат Государственной Думы РФ Сергей Марков. 

Журавский А.В.

     По итогам слушаний был приняты рекомендации органам государственной власти федерального, регионального и республиканского уровня по разрешению проблем разделенных народов России и повышению уровня и эффективности трансграничного сотрудничества между органами государственной власти России и сопредельных регионов:

•         Рекомендовать общественным, государственным и иным структурам РФ, занимающимся проблемами разделенных народов, принять за основу определение, понимающее под разделенными те народы, территории проживания которых в силу исторических потрясений оказались разделенными государственными границами против воли самих этих народов

•         Рекомендовать общественным организациям РФ продолжить взаимодействие с МИД РФ и иными государственными структурами в целях официального определения правового статуса разделенных народов и повышения эффективности трансграничного сотрудничества России со странами проживания разделенных народов

•         Рекомендовать органам государственной власти РФ и сопредельных государств, в которых проживают народы, признанные разделенными, инициировать практику создания Межправительственных и Межпарламентских Комиссий с включением в их состав представителей общественности разделенных народов для разрешения накопившихся проблем, обсуждения вопросов правового статуса разделенных народов и трансграничного сотрудничества в регионах их проживания

•         Рекомендовать органам государственной власти РФ и сопредельных стран ратифицировать Европейскую хартию о региональных языках и ускорить процесс реализации межгосударственного взаимодействия по подержанию единого языкового и этнокультурного пространства на территории проживания разделенных народов

•         Обратиться к органам государственной власти стран, в которых проживают представители коренных народов России в статусе «разделенных народов», с просьбой обеспечить возможность и условия для изучения родного языка, создания СМИ на родном языке, создания общественных организаций, культурных центров, основной задачей, которых является сохранение и развитие родной культуры, а также обеспечить охрану памятников истории, архитектуры и культуры этих народов

•         Призвать органы государственной власти РФ и сопредельных стран способствовать облегчению режима пересечения государственной границы представителями разделенных народов, проживающими в районах, прилегающих к границе

•         Рекомендовать органам государственной власти РФ в целях выполнения Постановления Государственной Думы РФ от 4 июня 1997 года за N 1465 – II ускорить заключение международного договора между Россией и Азербайджаном о правах лезгинского и аварского народов

•         Рекомендовать органам государственной власти РФ дать четкую формулировку статусу российского «соотечественника», применительно к представителям зарубежной черкесской диаспоры и официально признать черкесов зарубежной диаспоры российскими соотечественниками по их персональным заявлениям о таком желании согласно Закону о соотечественниках РФ

•         Рекомендовать органам государственной власти РФ разработать правовые механизмы упрощенного получения гражданства представителями коренных народов России, оставшимися в силу исторических потрясений за пределами страны, и желающими вернуться на свою историческую родину, включая пункт о сокращении срока проживания в России вернувшихся лиц с 5 лет до 1 года

•         Рекомендовать органам государственной власти РФ разработать государственную программу по поддержке и адаптации репатриантов – лиц, вернувшихся на территорию исторического проживания своего народа

•         Рекомендовать органам государственной власти РФ ввести на законодательном уровне запрет на спекуляции в информационном и публичном пространстве относительно возможного развала России

•         Рекомендовать органам государственной власти РФ считать заявления общественных или государственных деятелей о необходимости распада РФ, отделения от нее той или иной части страны изменой и преступлением и преследовать подобные заявления по всей строгости закона

•         Обратиться в Государственную Думу РФ с рекомендацией  поддержать Постановление Народного Собрания РД о принятии Федеральной целевой программы переселения жителей российских сел Храх-уба и Урьян-уба с территории Азербайджана на территорию Дагестана

•         Обратиться в МИД России с рекомендацией поддержать обращение к государственным органам Азербайджана с просьбой не препятствовать возвращению к местам проживания жителям российских сел Храх-уба и Урьян-уба, выехавшим за пределы Азербайджана

.

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Международная конференция по правам лезгинского и аварского народов

О проблемах разделённых народов России

Общественная Палата РФ совместно с ФЛНКА организуют слушания, на тему ''Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество''

О проблемах разделённых народов России

Общественная Палата РФ совместно с ФЛНКА организуют слушания, на тему ''Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество''

Комментарии (9)
Комментарий #9, дата: 29 июнь 2012 00:49
Друзья, русские вспоминают про лезгин только когда идут переговоры по Габале и газо-нефтепроводам или когда исходит угроза Карабаху и Армении. И, кстати, все серьезные независимые аналитики считают, что наша проблема "дутая". Поэтому они проходят где угодно, но только не на территории Лезгистана и принимают участие в них лезгины которые уже 100 лет не живут на исторической родине. И проводятся эти мероприятия не за счет лезгин, а как известно кто платит ... Поэтому все эти собрания в Азербайджане вызывают смех. У нас полно людей пассионарных и готовых к самопожертвованиям, но они оказываются в среде бандитов и "ваххабитов". Нужны лидеры дома - готовых самоотверженно продвигать национальные идеи, чтобы наши проблемы стали проблемами и наших недругов. И только они будут вызывать у наших угнетателей ужас. Потом уже можно будет собирать конференции и обсуждать как можно мирно решить наши уже общие проблемы. А так... результатом будет - пшик.

Комментарий #8, дата: 02 июль 2011 19:44
В какой-то мере,конечно вы правы.Одно другому не мешает,не нужно рассматривать, лишь ,только религию,как панацею от всех наших бед.Все эти меры можно и нужно использовать для остепенного выпрямления ситуации в Лезгистане. Что касается заговора,здесь я с вами не могу согласиться.Об этом говорят многочисленные примеры из жизни.На уровне примитивно-бытовом,возможно,кажется,что это все чушь,как вы позволили себе выразиться. Для людей,которые интересуются Дагестаном не является секретом,в том числе для,т.н. "лезгинской элиты",что есть тесное сотрудничество между даргино-аварскими политическими кругами и тюркскими,как в самом РД,так и с султанатом азер-н.Само назначение представителя даргино-аварского клана президентом РД стало возможным при прямой поддержке и финансировании самого султана,при молчаливом "согласии" лезгинской "элиты".Недаром свой первый визит с верноподданическим поклоном назначенный президент нанес в султанат,дабы сказать,что деньги султан потратил не зря,все с лихвой окупится.Что и было сделано,МММ поставил свой подпись под известными договоренностями.Дальнейший ход событий показал,что это все так и есть.

Комментарий #7, дата: 29 июнь 2011 22:04
К сожалению, долгие годы традиционно большой проблемой лезгин было отсутствие действенных национальных организаций и креативных, последовательных лидеров, способных отстаивать лезгинские интересы. Предпринятые в последнее время ФЛНКА шаги по привлечению внимания широкой общественности к острым проблемам лезгинского народа и другую деятельность этой организации надо только приветствовать и поддержать. Проведение же слушаний с участием Общественной палаты, имевших (и имеющих) широкий общественный резонанс, является ярким примером способности ФЛНКА проводить крайне необходимые для нашего народа публичные мероприятия.

Комментарий #6, дата: 29 июнь 2011 21:13
Нарк064, пожалуй соглашусь с вами на счет того, что общественная организация, тем более НКА, ... какая бы она не была, в природе своей не может и не в состоянии решать проблему разделенности. ФЛНКА может придать этой проблеме гласность! Требовать от властей соблюдения права коренного населения и т.д. Благодаря такого рода мероприятиям деятели как Максим Шевченко и мн. другие узнают об этом. В своих выступлениях, интервью упоминают во всеуслышание о Лезгинской проблеме. .......Только радикальные группировки на местах компактного проживания могут обострить ситуацию и поставить руководство страны или республики перед фактом, когда игнорирование этого вопроса ставит под вопрос стабильность в регионе, на границе, в республике. .............................. Нарк064, как вы себе представляете работу ЧК? Кто в него должен входить? Как выявлять и ликвидировать спиртные напитки, которые являются чьей то собственностью? Как быть с комбинатами, как их вы собираетесь уничтожить? И самое главное и смешное, с кем вы собираетесь это делать? Спасти ситуацию с деградацией молодежи, на мой взгляд, может только РЕЛИГИЯ! а все остальное это эмоции!!! Что касается "заговора" лезгинских администраций и даргино-аваро-тюркского альянса против нашего народа - не иначе как чушью не назовешь, .. не в обиду будет сказано. Ситуация в которой мы оказались - это результат слабости нашего народа в целом, его нерешительность, боязнь перед властью и властьимущими и т.д. Я уверен, даргинцу или аварцу абсолютно плевать кто по национальности его конкурент в борьбе за власть, за деньги, за контроль над финансовыми потоками. Не надо тешить себя некими "заговорами" дабы оправдать свою нерешительность и слабость. ............... Я могу перечислить примеры того как лезгины в Даге проявляли характер, вели себя уверенно и достойной, в результате те самые властьимущие шли им на встречу. ... Вспомните выборы в Дербенте!

Комментарий #5, дата: 29 июнь 2011 16:21
2401...! Считаю,что ФЛНКА нет до конца исчерпала свои потенциал,свои возможности,а на счет президента,можно было бы,еще, подумать. В целом мероприятие проведено неплохо,хотя,и были возможности для усиления эффекта,от проведенного слушания.Не хватало средств наглядной демонстрации реалий, царящих на лезгино-лезгинской границе,интервью с людьми,которые пересекают эту границу,отсутствие пешеходного перехода,ну и т.д. Нужно понимать,что такие слушания,конференции не смогут,в ближайшее время, изменить ситуацию "на линии разлома"нашего народа.Для того,чтобы реально изменить ситуацию в нашу пользу,чтобы произошел "тектонический сдвиг" в решении проблемы разделенности,нужно иметь консолидированный народ. А этого нет,и в зримую перспективу не предвидится. Народ наш,лезгинский, медленно,но верно погибает, от алкоголизации,наркотизации, никотинизации, а главы администраций на местах довольны таким ходом,нашей ,лезгинской жизни. Ведь, сами подумайте,человек пьющий не требователен,ни к себе,ни к семье,ни к администрации..., в общем, вы поняли. Я, смело могу утверждать, что в ЛЕЗГИСТАНЕ существует, "заговор" лезгинских администраций и даргино-аваро-тюркского альянса против нашего народа. Это не конспирология,подтверждением тому служит реальная жизнь нашего измученного,нищетой,голодом, холодом,безработицей,всякими другими лишениями народа.Чтобы исправить положение в ЛЕЗГИСТАНЕ, необходимо создать ЧК(чрезвычайный комитет) по выявлению и ликвидации спиртных напитков,наркотиков,табачных изделий,а также точек их продажи и распространения.Каждый,кто продает эти зелья должен знать,что он будет привлечен к ответственности перед лезгинским народом.Без таких мер, нам, вряд ли, удастся возродить наш ЛЕЗГИСТАН. Здоровая , сильная духом и телом нация, может ставить перед собой великие цели и притворять их в жизнь.

Комментарий #4, дата: 26 июнь 2011 03:09
два-четыре-ноль, складывается впечатление, что задача у вас похаять ФЛНКА и его руководителя. Люди провели серьезное мероприятие, на котором участвовало достаточно много известных и уважаемых в стране людей. Подняли очередной раз проблемы нашего народа перед общественностью и властью. Да они "рекомендовали", а не "постановили". Хасбулат прав, что вы конкретно предлагаете? "Мы должны понять" - мы поняли, что дальше?

Комментарий #3, дата: 26 июнь 2011 02:55
Что это за методы такие? Да и лидеров других откуда взять? Вроде кто небезразличен к проблемам лезгин, тот и так себя проявляет. Участвует в этих событиях. А если не участвует, то какой он будущий лидер? Интересно, почему это ФЛНКА и ее президент исчерпали свои возможности? И что они сделали не так? Так может сказать только совсем посторонний человек, который ни в чем не участвует, а свое мнение строит на слухах и сплетнях. Неужели ФЛНКА кому-то мешает? Давайте закатывать все достижения лезгинских организаций под асфальт. Это же не сложно. Все равно у нас все не такие. Кто чуть активизируется, то сразу попадает в списки действующих неправильно или исчерпавших свои возможности...

Комментарий #2, дата: 25 июнь 2011 23:56
То что Вы написали, многим понятно. Что Вы конкретно предлагаете для изменения ситуации к лучшему?

Комментарий #1, дата: 25 июнь 2011 16:16
ОП-клапан для выпуска пара, чтобы не взорвался котел. Рекомендовать, обратиться, призвать... Этим все и закончится, как и раньше. Нет надежды ни на кого, кроме самих себя. Нет надежды на депутатов, глав администраций, общественников. Только сами. Мы, должны решать свои проблемы. Мы, как дети, апеллируем к разуму "взрослых". Обращаемся, рекомендуем, призываем... Это - тупик. Мы должны понять - нет проезда, нет, даже прохода, пешком, как на лезгино-лезгинской границе. Нужны другие методы, другие ЛИДЕРЫ, потому что наступило другое время, другие реалии. ФЛНКА исчерпала свои возможности, исчерпал возможности ее президент.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия