ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»

Часть 3

г. Москва, 18 июня 2012 г.

Ариф Керимов: Сейчас мы предоставим слово Садыкову Союну Касумовичу, Президенту Федеральной азербайджанской национально-культурной автономии, пожалуйста, Союн Касумович…

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»
Садыков С.К.

 Союн Садыков, Президент Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России «АЗЕРРОС»:

- Добрый день, уважаемые участники конференции! Я хочу поблагодарить Арифа Пашаевича за то, что он пригласил меня сюда. Не думайте, что это доклад, нет я просто хотел бы высказать свое мнение по поводу вашей резолюции. Я очень люблю говорить без бумаг.

Сегодня выступил сначала Курбанов Руслан Вячеславович. Я внимательно слушал его выступление. Мне показалось, что человек или сознательно это делает, или он вообще никогда не был в Азербайджане. Он, наверное, не только в Азербайджане не был, видимо он не был в тех районах, в тех селах, где живут лезгины. Человек говорит, что в кадровых вопросах проблемы есть у лезгин в Азербайджане.

Как это есть, когда более 20 лет Министерство обороны страны доверено лезгину, командует лезгин. Министерство МЧС тоже доверено лезгину, вторым городом по величине – Сумгаитом руководит лезгин. А что они не лезгины? Они кто? Давайте спросим у них. Кстати глава Сумгаита - мой товарищ, умнейший человек .

Мне кажется, что сейчас надо было пригласить сюда представителя лезгин, депутата Вахида Ахмедова который долгое время был в правительстве Азербайджана и других структурах власти. Вызвать их всех сюда и выслушать их мнение.

Да! Есть проблемы у лезгинского народа, есть проблемы у них не только в Азербайджане. Да! Есть проблемы у аварцев, лакцев, азербайджанцев. Например, никто не сказал здесь, что в Дагестане около миллиона азербайджанцев жило до 60-го года и сегодня из них осталось всего 130 тысяч. Почему никто не говорит, что в последний год Советского Союза в 89-году в Дагестане 250 тысяч жило азербайджанцев, а сегодня их 130 тысяч? (Шум и смех в зале)

Это не от того, что власть в Дагестане их выжила оттуда. Нет! Это условия экономические заставляют людей уезжать. Да! Сегодня в самом Дагестане перепись показывает 385 тысяч, а на самом деле нет больше половины этих цифр. (Смех в зале)

Они в Красноярске, Тюмени, Хантамансийске. Да! Есть проблема на приграничной зоне. Мы когда в Государственной Думе проводили мероприятие, я сам сказал, что нужно сделать так, чтобы между Азербайджаном и Россией были хорошие отношения и партнерство, чтобы не власть России и не власть Азербайджана не ввели визовые системы.

Это страшно, когда разделен народ и родственники друг друга не видят. Я, к примеру, родом из Грузии. Моя Родина – Грузия. И я не могу пригласить своих родных сюда, чтобы их увидеть. Вот наша задача, на мой взгляд, сделать так, чтобы стратегическое партнерство, которое существует с 2000-го года по сей день между Азербайджаном и Россией, укрепилось.

Нам надо сделать так, чтобы граница была не только там, где река Самур. Надо сделать хотя бы пешеходную границу, чтобы люди свободно ходили к родственникам туда и обратно. Вот над этим надо нам думать. Никто не сказал здесь, что азербайджанское государство за последние 5 лет инвестирует Дагестан. И немало денег вкладывает. Причем инвестирует не только Дербент, Магарамкент, Каспийск или Махачкалу. А инвестирует даже кизлярскую зону. (Смех в зале)

Об этом никто не сказал. Я думаю, что задача у любого народа, любого лидера одна - чтобы эти соседи понимали друг друга, жили вместе, как жили веками. Есть проблемы разделенных народов. Первым разделенным народом в Российской империи оказались азербайджанцы, когда разделили северную часть Ирана азербайджанской зоной. Половина осталась там и чуть-чуть в Российской империи.

Да, после 1917 года, затем после 1992 года опять то же самое получилось. Не понимая, делили границы, не уточнив приграничную зону. Это ведь не власть Азербайджана виновата в том, что так разделили границы. И не власть Грузии и Казахстана. Виноваты именно эти «3 друга-мушкетера», которые развалили СССР.

Я думаю, что цель, задача наша заключается в том, чтобы говорить о тех проблемах которые есть и призвать к их решению. Сегодня я не слышал в адрес власти Дагестана ничего критического, только огульно обвиняют Азербайджан.

По вашим словам получается, что власти Азербайджана - какие-то агрессивные звери, которые ненавидят лезгин и другие народы. Мне кажется, что это неправильно. Если мы хотим справедливости, давайте поговорим, почему по сегодняшний день в Дагестане взрывают постоянно, почему их молодежь погибает, исчезают ваши дети. Почему об этом никто ничего не говорит?

Если б не было хороших отношений у России с Азербайджаном, и если бы не удалось Владимиру Путину и Гейдару Алиеву создать это стратегическое партнерство, наверное был бы на Северном Кавказе пожар. Благодаря этим двум республикам и благодаря тому, что они сумели найти общий язык и в политических и экономических вопросах, уменьшилось кровопролитие там, уменьшились взрывы. Сегодня, благодаря экономическому развитию Азербайджана и России, вкладываются инвестиции и в Северный Кавказ.

Я сам светский человек, но я люблю свою религию. Я мусульманин. Мечеть не для лезгин и азербайджанцев. Мечеть для всех мусульман, может какой то лезгин или какой то азербайджанец построил ,но он строил для всех мусульман, а не для конкретно своего народа.

Тут молодой парень выступал о религиозных людях. К сожалению, среди религиозников есть мошенники которые стараются обмануть общество, к сожалению, они есть, вот давайте мы подумаем о том, как решить проблему. Азербайджан – это самое первое среди мусульманских государств демократическое государство 17-го года.

Азербайджан - светское государство. Сегодня Азербайджан среди мусульманских государств самое открытое государство. Да! Проблемы у народов были, есть. Была проблема, когда Азербайджан воевал против Армении. Тогда Азербайджан был нищим государством.

Сегодня Азербайджан - богатое государство. Государство, которое развивает каждые регионы, вкладывает деньги, развивается и людям становится лучше. Сегодня в Азербайджане строят хорошие дороги, и в аварских районах дороги строят, и в лезгинских районах. Сегодня строят аэропорт международный - это большое дело, но для этого нужно время.

Спасибо за внимание! Ариф Пашаевич, вы озвучили некоторые вопросы. Открыть консульство- это вопрос сложный, потому что когда я обращался в МИД России, мне ответили, что есть между государствами- Азербайджаном и Россией- соглашение: консульства Азербайджана в двух местах открывается, и России в 2-х местах. Я думаю, чем больше будет консульств, тем будет лучше. Это решаемый вопрос, потому что есть между государствами хорошие отношения.

Ариф Керимов: Спасибо, Союн Касумович! Слово предоставляется Айтберову Тамерлану Магомедовичу, доктору исторических наук, старшему научному сотруднику Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии Наук. Пока Тамерлан Магомедович дойдет до трибуны, уважаемый Союн Касумович, хочу на вашу реплику по поводу того, почему мы не пригласили на конференцию лезгин проживающих в Азербайджане, сообщаю, что из Азербайджана мы приглашали представителей лезгинского народа и руководителей общественных организаций. Знаете, что они сказали? Чан брат, нас не трогай, нам жить здесь еще надо, потом, когда оттуда вернемся, наши головы оторвут. Пожалуйста, Тамерлан Магомедович… (Смех в зале)

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»
Айтберов Т.М.  

Тамерлан Айтберов, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской Академии Наук:

- Здравствуйте, уважаемые члены крупной международной конференции! Я благодарю лезгинскую общественность, которая позволила дагестанцам собраться на этом мероприятии и изложить свою боль, свои мысли перед столичной широкой общественностью. Прежде всего, хотелось бы сказать, что есть такое понятие, как Закавказский Аваристан.

Это территория, равная по площади двум герцогствам Люксембургским. Это солидная территория. Русские эпохи кавказской войны называли эту территорию раем Закавказья. В настоящее время в этом раю 85% и даже больше, руководителями районов являются азербайджанцы. Почти все они пришлые азербайджанцы из разных южных шиитских районов.

О представителях аварцев вы уже слышали выступление Хапизова. Но возникает вопрос, что же там было до того, как эта территория вошла по той хитрости, с которой Кемаль Паша сумел подкинуть коммунистам и Ленину. Как она попала в состав Азербайджана? Что же там было до этого? Я должен сказать, что эта территория являлась совершенно независимым государством.

Не Грузия, не тем более какой то азербайджанский хан над этими территориями власти не имели. Наоборот, азербайджанские ханы платили дань закавказским аварцам. Эти факты отражены в многочисленных письменных источниках. Это государство имело свою территорию, имело свои законы, записанные во времена, если брать русскую историю Анны Ивановны на основе более древних законов.

Эти законы опубликованы, датируют 1648 годом, сохранился архив этого государства, то есть мы видим, что это была сильная военная единица. Все, что нужно для государства. И вот в этом государстве в настоящее время аварцы находятся в униженном положении по кадровой линии. И как нам сказали, и по линии представительства в области бизнеса.

Следующее направление – языковое. Вот часто азербайджанские ученые с уважением называют аварцев малочисленным этносом. В конце концов однажды пришлось сказать: «Уважаемые товарищи, в Орджоникидзе 8 тысяч грузин живет и где-то 12 тысяч армян, осетины же их не называют малочисленными народами. Да, на фоне осетин они малочисленны, но они являются частью больших исторических народов. Лезгины и аварцы, живущие в Азербайджане - это не малочисленные народы. Это часть больших народов Северного Кавказа. Крупных народов Российской Федерации.

Далее азербайджанские руководители считают, что основанием для того, чтобы относиться с таким определенным убеждением к языкам этих двух народов является объявление их младописьменными, бесписьменными. Я хочу сказать, что на Закатальском говоре аварского языка есть по крайней мере то, что случайно удалось нам встретить в рукописном фонде института то, что хранится с 1820 года.

Хотя арабские надписи там есть 13 века - надписи на арабском, составленные аварцами - тексты на собственно аварском языке сначала 19 века до революции публиковались в печати на аварском языке. Тексты достаточно большим тиражом. И вот у народа, имевшего свою государственность, у народа, имевшего такую письменную традицию на территории, где языком общения был аварский, вдруг в первые же годы советской власти начинается подавление этого народа.

Но особенно это усилилось в 38 году, когда власти Азербайджана открыли войну против аварского народа, против аварского языка. То есть он был подвергнут полному запрету. Это истина. И никто отрицать ее не сможет. Значит даже преподавание в начальных классах по одному часу в неделю, азербайджанский ЦК компартии, азербайджанский Совет министров, азербайджанское министерство не допускало. Это было полное унижение…

Однако все же встает такой вопрос. Как же все-таки удалось создать нынешнюю ситуацию в Закатальском, Белокамском округе. Значит тут надо сказать, что есть определенные объективные причины. И вторая сторона - это те положения, которые были созданы властями Азербайджанской республики, особенно в советскую эпоху.

Объективно какие? Дело в том, что территория Елису или как там говорят сейчас Кахского района входила в 16 и в начале 18 веков в состав Ширванского Беглербегства, а территория Джаробелокана входила в состав Кахетии, которые в свою очередь подчинялись Иранской империи. И вот поэтому там, в южной части Закавказского Аваристана, азербайджанский язык, конечно, имел более определенные какие- то позиции.

Это была объективная предпосылка существования. Второй момент-это было переселение во второй половине 19 века дагестанцев из горного Дагестана, в основном из нынешнего Рутульского района. Это были представители малочисленных племен, у которых в Дагестане не было никаких перспектив. И вот, используя недавних переселенцев власти еще царской России, впоследствии Советской власти Азербайджана, начали борьбу против аварского языка.

Потому что этих людей аварцы запустили в свои села. Теперь эти же люди начали шуметь, кричать, чтобы любое собрание, тем более процесс обучения, шел на общепонятном языке, как они говорят. Они говорят, что вороний язык не нужен, наш язык они называют вороньим. И это не секрет. Далее хотелось бы отметить еще одну из причин. Это странная позиция российской и еще имперских властей.

Дело в том, что хотя это и скрывается, но очевидно, что русские власти эпохи империи внушили им мысль, что полностью русифицировать мусульманское населения на Восточном Кавказе не удается и что надо создать там тюркское шиитское государство, чтобы шиитское правительство противостояло Османской империи суннитской.

Вот в этих рамках работала русское имперское правительство. И в рамках этого как раз они начали подавление дагестанских языков. Только лишь в преддверии уже грядущих войн по многочисленным обращениям штаба кавказской армии начался отход от этой позиции. Только тогда русские стали задумываться, что надо поддержать лезгинские и аварские языки.

Это, как мы знаем, секретно разрабатывалось. Эти планы изложены Трубицким. В заключении хочу сказать, что подавление наших дагестанских языков произошло в первые годы советской власти. Особенно аварского языка. Это произошло руками азербайджанских коммунистов, которые натравили на аварцев красную армию.

Значит как это произошло? С одной стороны этих аварцев уговорили выступить в поддержу мусаватистского режима, а потом за советскую власть при помощи Красной армии, когда сами азербайджанцы бросили фронт, бросили правительство. Все эти военные силы затем были направлены на аварцев, армия, ЧК и т.д. провели настоящие децимации, проводили страшные репрессии.

И вот уже в 26-м году во время переписи уже все нутро азербайджанского руководства раскрылось. Получилось, что везде народ растет, а на территории Азербайджана аварцы уменьшаются в 3 раза по численности. Это же невозможно. Мы видим количество домов аварцев. И сейчас происходит то, что происходило в 26-м году. Только джарцев не смогли сломить и уговорить записаться тюрками. Остальных всех запугали либо при помощи этих племенных переселенцев горного Дагестана.

Эти все села записаны под названием как тюркские. В селе Тала 8 тысяч человек, в селе Гуган 4 тысяч человек. Здесь живут аварцы, но они записаны азербайджанцами. В эпоху Горбачева, которому мы должны быть благодарны за его демократизацию, в эпоху Визирева, удалось возродить чуть-чуть изучение аварского языка в школах, но и это было ликвидировано при клане Алиевых.

В тех селах, которых в 1926 году поддались влиянию и записались азербайджанцами, турками и сейчас говорят все по - аварски. Говорят, к примеру, в селении Тала, состоящем из 2000 дворов. В этом селе практически все на аварском говорят. В селении Чардах вообще только аварцы живут.

500 дворов говорят на аварском языке. Ни в коем случае даже час в неделю в первом классе не допускают преподавание аварского языка. Я хочу сказать, что единственное у нас есть такое пожелание.

1) Я присоединяюсь к такому пожеланию в том, чтобы аварскому языку, учитывая уважение лезгин и аварцев к азербайджанцам Дагестана, учитывая их уважение к азербайджанскому языку на территории Дагестана, дали статус регионального языка, чтобы мы тоже сохраняли уважение к азербайджанскому языку.

2) Второе. У нас такое пожелание, чтобы российское правительство поддержало тех дагестанских лезгинских и аварских бизнесменов, у которых есть желание создать частные телекомпании, которые будут вещать на Закавказье. Раз азербайджанцы нам вещают на территории Дагестана, раз Америка через «Голос Свободы» на территории Дагестана вещает на аварском языке, то почему наши бизнесмены не могут тоже соответствующую нашу российскую позицию преподнести в этих регионах? Значит, я хотел бы, чтобы российские власти поддержали в этом.

Ариф Керимов: Спасибо, друзья, коллеги! Продолжаем нашу работу. Слово предоставляется Ибрагимову Бадрудину Абдулаевичу, Председателю правления РДО кварельских аварцев.

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»
Ибрагимов Б.А.  

Бадрудин Ибрагимов, Председатель правления кварельских аварцев:

- Салам алейкум, уважаемые присутствующие! Во – первых, хочу поблагодарить Федеральную лезгинскую национально-культурную автономию, а также Аварскую национально-культурную автономию за то, что предоставили возможность выступить на этой конференции. Я хотел бы начать свое выступление. Я не ученый. Я простой парень из кварельских аварцев, который повидал много горя и много переселений.

Наши предки до этого переселения пережили еще два переселения. В 1944 году из Грузии в Чечню было переселено наше аварское население. В 1957 году, когда чеченцы начали возвращаться в свои края, нашим предкам пришлось вернуться в Грузию и там практически обосновались до 1990 года.

После прихода к власти националистически настроенного Президента Грузии Зияда Гамзахурди, нам пришлось вынуждено переселиться в Дагестан. Тогда был создан оргкомитет 30 ноября 1992 года под номером 220. Есть постановление Правительства Российской Федерации, которое усматривает оказание помощи кварельским аварцам.

Но по каким - то причинам, а причина тут простая (то, что вы знаете, что Шеварднадзе человек, который назывался белым лисом, в 94-м году, когда вторично пришел к власти Грузии, сказал нашим властям, мол мы не выгоняем аварцев, пускай живут. Хотя переселение уже было начато стихийно.

Его уже невозможно было остановить, так как в Грузии уже не было экономических возможностей. И дальше больше проживать не было никакой возможности, получать образование, которое мы получали на русском языке. Не было никакой работы, и люди стихийно переселялись в Дагестан. Это 1200 семей из 3 сел аварских в Грузии.

Из их семей где то 400-500 хозяйств остались в Грузии по сей день. На сегодняшний день вообще я хотел отойти от этой темы и спросить, неужели не были приглашены наши власти сюда, которым безразлична судьба своих земляков? А это испытание на собственной шкуре.

Мы как цивилизованные люди, которые родились и выросли в Грузии, в 2009 году, видя, что наши проблемы никто не решает, решили и создали региональную общественную организацию для того, чтобы работать с властями цивилизованным путем, писали обращение в федеральный центр, обращались в республиканский центр. Для этого они создали дежурную межведомственную группу, которая за целый год всего один раз посовещалась.

Целый год заместитель министра юстиции республики Дагестан готовил проект по нашему вопросу, по сей день который еще не поступил в парламент. Сегодня мы критикуем азербайджанских властей может и правильно. За то, что ущемляют наших, надо покритиковать своих тоже, которым безразлична наша судьба. Судьба двух крупных этносов Дагестана, почему здесь нет представителей власти, есть один представитель-патриот из патриотов Эдуард Хидиров.

Надо отдать должное ему. Спасибо хочу сказать ему. У нас есть в Думе депутаты от аварцев, от лезгин. Почему их нет здесь? Мы критикуем представителей другой республики. Надо отдать должное азербайджанскому президенту за то, что он хорошо продвигает свою политику. А наши что, умерли? Наше обращение в федеральный центр? Когда мы обратились туда, нам прислали ответ, мол Дагестан не входит в программу переселения.

Зачем входить в программу переселения, зачем придумывать новые Постановления, если есть Постановление по нашему вопросу с 92-го года, которое еще было принято Правительством России. Как густонаселенный регион Дагестан предлагает нам переселиться вглубь России. Ну, пойдем мы туда, переселимся. А завтра?

Вы же знаете, что сегодня в России голову поднимают шовинисты и националистические движения, а завтра, если эти люди, которые не дай Аллах придут к власти, скажут, давайте, ребята, «чухайте» к себе домой, что тогда делать? Снова переселяться? Мы итак четырежды переселились. Куда еще переселяться? Мы же вроде вернулись на историческую родину- часть вернулась, часть осталась.

То же самое и с разделенными народами - как с лезгинами, так и с аварцами в Азербайджане. Я хочу сказать спасибо тем, кто озвучивал эту проблему и предоставил такую возможность нам. Например, сегодня в Грузии политика прозападная. И они не имеют против нас ничего, даже можно сказать более благосклонно к нам относятся грузинские власти, чем наши власти к нам в данный момент.

Мы не можем получить элементарное гражданство. Здесь находится отец Абдулы Абдулжалилова – человек, который прославляет Дагестан. Это выходец из нашего села. Этот человек в этом году одержал победу в 3 больших соревнованиях «Кубок Путина», стал чемпионом России. Совсем недавно еще взял кубок Европы.

И этот талантливый парень, спортсмен не мог долгое время получить паспорт. И вот буквально года два назад получил он паспорт. Есть и другие такие вопросы, которые касаются негативного влияния, которую получает молодежь, у которых нет одного места жительства, которые стихийно расселились по разным областям.

Большинство из наших живут на квартирах с многодетными семьями. И хозяева квартир уже не берут квартирантов, у которых много детей. Такое тоже препятствие есть. Мы не просим у дагестанских властей невозможного. В каждом обращении мы писали, что понимаем, что ваш бюджет скуден, не хватает его на то, чтобы делить между вами. Но давайте вместе обратимся в федеральный центр, потому что мы же не чужие, в конце концов, мы свои. Как можно так безалаберно относиться к своим?

Почему мы создаем национальную культурную автономию? Наверное, из-за бездействия властей. Правильно? Я хочу сказать, что если крик души наш будет услышан властями Дагестана и России, то получить в Грузии гражданство нет никаких проблем. Если мы там родились, они дают нам двойное гражданство. А почему нельзя делать так, чтобы лезгины, аварцы, которые проживают в Азербайджане, а также лезгины и аварцы, которые проживают в Грузии могли получить двойное гражданство?

Это же можно попросить, чтобы в законодательном порядке рассмотрели, чтобы дали такую возможность. При желании же могут. Стали же граждане Южной Осетии гражданами России. А что нам нельзя что ли? Мы что, белые вороны что ли? Элементарный пример приведу.

В Грузии один наш простой парень, чабан, который пас овец и этим кормил свою семью, гражданство грузинское имеет. Жена и дети имеют гражданство России. Он свою дочку не видел 10 лет. Замуж без него ее здесь выдали в Дагестане. Он просто пас овец. Вот недавно овцы его перешли черту границы.

Овцы ведь не знают, где граница. Он побежал за ними, приходят наши пограничники и забирают его в Хунзах. Там трамбуют и возвращают в Грузию. А в Грузии его подозревают в шпионаже. Представьте, что было бы, если бы у него, как у аварца, который проживает в Грузии, далеко от своей Родины, родных и близких было бы два паспорта. Наверно тогда и у овец тоже потребовали бы паспорта.

Хотел бы, чтобы обратили на этот вопрос внимание. Если будет возможность, попросить дать двойное гражданство. Если будет услышан наш призыв сделать так, чтобы граждане России могли свободно в любое время пересечь границу Грузии, мы сможем свободно ездить туда. Потому что нет препятствий. Когда безвизовый режим, мы можем навещать своих родственников, но наши родственники не могут нас навестить, приехав сюда. Мы надеемся на то, что вновь созданная культурная автономия аварцев совместно с Федеральной лезгинской культурной автономией добьются многого.

Потому что когда лезгины и аварцы объединяются, будут бояться. Не надо говорить, что раньше были другие времена. Магомед Ярагский был хорошим учителем Шамиля, но этого больше не будет. Мы уже цивилизованные аварцы, так что мы будем работать цивилизованно, только поймите, что мы любим Россию и Россия должна любить нас! Большое спасибо всем за внимание! 

Ариф Керимов: Спасибо, Бадрудин Абдулаевич!

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Шахбан Хафисов: Решение аварского вопроса в Азербайджане – в создании автон ...

Разделенные между Дагестаном и Грузией кварельские аварцы бьют тревогу

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского нар ...

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского нар ...

Лезгины, аварцы и цахурцы Азербайджана стали разменной монетой в политическ ...

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 26 ноября 2015 13:42
Тамерлан Айтберов все четко и конкретно описал. Особенно в медовые месяцы трансвестита ата - тюрка Кямаля и госпожи Лениной все народы Кавказа были полностью оттесненны и вытесненны , многие стали тюрками- шиитами.

Цитировать          
Комментарий #3, дата: 01 апреля 2014 11:07
Молодец Айтберов Тамерлан. Все четко расписал. Туркизация продолжается.Влияние Османской турции и сейчас огромно как на всем Кавказе так и в самой России.Турки даже не скрывают этого. Достаточно послушать Эрдогана. Турок и есть турок.Какая разница Адербадаганский или Анатолийский! Ассимилировали и будут еще ассимилировать.

Цитировать          
Комментарий #2, дата: 01 июля 2012 13:30
...союн не придурок, союн конкретный пацан. Просто он видимо перепутал конференцию ( мероприятие в котором не предусмотренно балабольство, а только факты и аргументы) с собранием таргашей на базаре. Ни чего, бывает... Если бы он понимал всю серьезность этого мероприятия, то он обязательно подготовился бы к нему, ну и просвятил бы всех присутствующих о вкладе закавказских турок в историю и культру ВСЕХ и вся. А почему бы и нет? Ведь, как он же говорил, азер-нец по имени Керемли был архитектором, (хорошо что не спонсором) при строительстве московского кремля. ... Да уж. И смех и грех. "Садыковщина" - новое определение политической клоунады.

Цитировать          
Комментарий #1, дата: 01 июля 2012 07:42
Придурок этот суюн

Цитировать