Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»

Часть 5

г. Москва, 18 июня 2012 г.

Энвер Кисриев: Слово предоставляется нашему гостю Фахраддину Фармановичу Абасову, редактору газеты «Голос Талыша».

Абасов Ф.Ф.

Фахраддин Абасов, редактор газеты «Голос Талыша»:

Дорогие друзья! Я хочу выразить свою огромную благодарность от имени нашего талышского народа, лично Арифу Пашаевичу за приглашение на это мероприятие. Что я могу сказать о ходе дискуссии? К основным докладчикам у меня нет никаких претензий. Их доклады составлены в соответствии с Уставом автономии этих народов. И поэтому никак нельзя придраться. Но на правах старшинства, я хотел бы представить свое видение по всем этим вопросам и чуть-чуть изменить ход обсуждений.

Доклады выступавших, кроме доклада нашего дорого и главного редактора газеты «Черновик», меня увели далеко в 70-е годы, когда мир находился в состоянии относительной статики и не наблюдались никакие резкие движения. Мы тогда были детьми и плакали, просили молока, и наши матери кормили нас молоком. Я надеюсь, что мы давно уже выросли из того возраста и больше молока не хотим. Если даже захотим и будем плакать, то никто нам его не даст. И власть тоже никаких прав не даст таким образом, потому что все это надо подобрать .

Как говорил генерал Дегол, не надо захватывать власть, его надо подобрать, потому что она валяется на улицах. Если так будем продолжать, и так будем валяться на улицах между Россией, Азербайджаном и Ираном, никто нам ничего не даст. Я хотел бы поставить перед вами вопрос концептуального характера. И еще говорить о геополитике, потому что многое, о чем тут говорилось, меня удивило.

Даже выступление нашего дорогого Деньги Халидова. Я задался вопросом, чем это там занимаются в вашей Академии геополитических исследований? Рассказывают о своих воспоминаниях что ли? Как мы хотим спасти свои народы, если сегодня мир находится в состоянии турбулентности? А в таком состоянии нельзя просить, даже в голову не придет никому просить молоко, тем более зная, что тебе его никто не даст.

Сегодня вопрос стоит ребром о спасении наших народов. Поэтому, по-другому давайте, заглянем на все вопросы, сделаем правильные выводы для себя, мои дорогие братья. Кстати, я думал, что буду одним из содокладчиков, как представитель целого народа. Но ничего страшного, у вас хватит терпения слушать меня. Какие концептуальные вопросы меня лично волнуют?

Допустим, я хочу начать с постановки вопроса. Начнем с понятия «разделенный народ». В литературе обычно говорят, кто такой разделенный народ! Это народ, разделенный на 2 части. На одной из частей он находится на правах национального меньшинств, но это понятие, это определение нам ничего не дает само по себе. Для нас главное, на мой взгляд, это то, как мы стали разделенными. То есть, допустим, талыши разделились на 2 части после русско-иранской войны.

Можно привести много примеров. Корейцы стали разделенными, но они приобрели сразу 2 государства. И никто не ассимилирует их. А как стали разделенными аварцы, лезгины, цахуры и другие народы? Наш первый докладчик сказал, что нас передали Азербайджану, как крепостных крестьян , но извините меня, даже они имели свои названия и никто их не ассимилировал , но ваши сразу начали называть по-другому. Лезгины перешли границу и стали азербайджанцами, какими- то турками, а тут они лезгины и аварцы.

Это разве крепостные крестьяне? Конечно, нет! Поэтому этот вопрос надо поставить концептуально и найти ответ на этот вопрос. Вот такое простое определение разделенных народов дает повод для разных спекуляций, даже софистки. Вот недавно один представитель аварского народа, представитель дагестанских властей как сказал: «Разделенность - это не исключение, а правило». О чем тут говорить?

Терпите, ребята, пока мы будем устраивать свою жизнь за счет нефти Азербайджана, вы терпите, ничего страшного не будет. То есть, убаюкивает нас это определение, а вместо этого мы должны знать, что нам делать , и никакие чиновники нам ничего не дадут, только мы сами. С геополитической точки зрения ответственно заявляю вам – ребята, не будет никакого Азербайджана, как бы грустно не было для многих из вас. И не надо строить планы, что вам предоставят какие- то региональные статусы.

Вам предоставят какие-то культурные автономии. Вообще, как ставят этот вопрос сейчас? Давно уже идут обсуждения по трем направлениям – будущая федерализация Азербайджана, конфедерация Азербайджана и, наконец, распад этого проекта, как незаконнорожденного образования. Вот наш один докладчик сказал, что в Азербайджане уже есть две автономии. И я, как гражданин Азербайджана, за последние 20 лет как- то не заметил, что есть две автономии.

Знал, что там есть одна автономия. И даже не автономия, а государство-это Нахичеванская республика, которая активно выводится из республиканского подчинения, кроме эмиссии денег и армии, остальное все находится в их руках. В руках Васифа Талыбова, руководителя Нахичеванской республики. Остальные только армия и эмиссия денег. Что даст нам автономия, если мы будем стараться превращать Азербайджан в Федерацию.

То же самое, что в Нахичеванской республике, где устроен такой режим, и куда вообще заехать невозможно. И там где-то 30 тысяч населения осталось всего. Остальные все, даже нахичеванцы, вынуждены были уехать либо в Баку, либо в Россию. Такую же автономию, возможно, дадут вам создать, тем более здесь требовали, чтобы было бы здесь лезгинское телевидение. У них ума хватало бы, давно телевидение было бы.

Один такой же лезгин или талыш сидел и хвалил бы днем и ночью Гейдара Алиева с сыном. И что же тогда? Арифу Пашаевичу тогда пришлось бы распускать эту автономию, потому что не о чем будет там говорить. У них ума не хватает просто, поэтому мы, представители талышского движения, категорически против федерализации Азербайджана, автономии вообще – культурной или территориальной не имеет значения.

Тут я много чего написал, я могу дальше проанализировать. Но сколько мы можем говорить о проблемах? Я уверен, что здесь собрались известные ученые, подготовленные кавказоведы, которые в силу своей специальности обязаны, должны знать об этих проблемах. Даже если не знают, в интернете могут прочитать, что кому- то дорога нужна, кому-то школа, да ради Бога, что вы думаете, что они не знают об этом?

Мы должны обсудить вопрос, как нам выйти из ситуации. Сегодня мир так стремительно изменяется, что мы не успеваем анализировать даже. Если завтра что-то произойдет, где мы будем тогда? А мы тут молока требуем, извините. Поэтому это не выход для нас. Что касается конфедерации, есть такие проекты, чтобы допустим превратить Азербайджан в конфедеративное государство с условием включения туда и Карабахской республики.

Сами понимаете, что это вообще нонсенс, тем более что конфедеративное государство - это неустойчивое образование и не имеет никаких перспектив. Что в этом удивляет меня? Складывается мнение что тех авторов, которые пишут о федерализации, конфедерализации Азербайджана, больше волнует судьба азербайджанцев, а не судьба их народов. Даже те лезгины, те талыши больше пекутся о судьбе азербайджанской республики. Дай Бог, чтобы только не распалось государство. А нам стоит беспокоиться о судьбе этого государства, которое создано на пустом месте?

Никто не спрашивал нас, хотим мы жить в этом государстве или нет? В 18-м году разве турки оккупировали Лезгистан, Дагестан или Талыш? Только большевики одним росчерком пера сделали там государство. А сейчас мы больше турок печемся за то, чтобы держать Азербайджан. Зачем? Поэтому мы категорически против этих всех моментов и выдвигаем единственный правильный выбор для нашего народа - независимость каждого из наших народов.

Независимое государство лезгинское, талышское ,аварское. Тут не имеет значения, сколько аварцев и сколько лезгин. Вот об этом будем говорить, пожалуйста, будем обсуждать. Будут вопросы, ради Бога, я готов отвечать. Вот в этом направлении у меня есть предложение. Сегодня вот тут же давайте выступим с заявлением создания конфедерации коренных народов Азербайджана с постоянно действующим офисом в Москве. Сегодня туда войдут аварцы, лезгины, талыши. Двери наши будут открыты. Ради Бога, пускай остальные тоже зайдут.

Мы там будем готовить единую платформу, четкую. Мы сегодня часто ругаем Российское руководство за то, что оно передало нас. Но Российское руководство, если кто-то требует школу, дорогу, решает эти вопросы. Пока все русские не поймут, где граница Российской империи проходит, не будет стабильности ни на Северном Кавказе, ни в Дагестане, ни в самой России. Поэтому мы должны требовать, потому что мы должны доказать всему миру, что мы не являемся какими-то объектами геополитики.

Мы, активные субъекты геополитики, и без нашего участия никто не имеет права решать нашу судьбу. Конфедерация наших народов должна заниматься этими вопросами. После того, как мы выступим, нашим участникам, гостям не будет скучно. Многие вот уходят, сколько можно слушать? Сколько можно ныть? Вот нет этого. Спасибо вам за внимание!

Энвер Кисриев: Спасибо, слово предоставляется научному сотруднику Института востоковедения, удину по национальности, Зурабу Вахтанговичу Кананчеву.

Кананчев З.В.

Зураб Кананчев, к.и.н., докторант, Университет Вены, Институт Византинистики, Австрия:

Дорогие коллеги! Я очень рад всех вас здесь приветствовать! Благодарю Арифа Пашаевича и всех остальных, кто организовал данное мероприятие. Я не буду требовать молока. И даже не буду говорить о каких- то несбыточных геополитических моментах, связанных с правами того или иного народа. Я просто скажу о том, что происходит сейчас с удинами в современном Азербайджане.

Одним из важных аспектов развития современного удинского народа является вопрос религиозный. В 2003 году удины смогли добиться создания албано-удинской христианской общины Азербайджанской республики. Вице- президентом в свое время был я, на протяжении долгого времени занимался реставрацией храмов албанских на территории Азербайджана. Проблема удин, как у любой этнической группы, сохранение своего языка, культуры, традиций.

Естественно, в первую очередь христианства. Волею судеб было уготовано удинскому народу быть народом также разделенным. Это не что иное, как исторический процесс. К сожалению, часть их проживает на территории Грузии. Часть проживает на территории современного Азербайджана, являясь автохтонами этого региона, но так сложилось, что большая часть, даже половина проживает на территории Российской Федерации.

Одна из важных проблем современного удинского народа – это то, что идет достаточно серьезная сложная борьба за так называемое албанское наследие среди народов, в том числе и закавказских. Да и в Азербайджане существуют идеи противопоставления удин друг другу сейчас. Это становится фактором, так называемого геополитического противостояния на Южном Кавказе. Удины начинают использоваться в борьбе за Нагорный Карабах.

Недавно, я например, читал выступление одного из удин, который проживает на территории Ростова. Он обвинял удин в том, что они не борются за свои права. Говорил, что больше всего от азербайджанцев пострадали удины. На что увидел ответ азербайджанский представитель удин Роберту Мубиле, потому что на самом деле это не так. И вся эта проблема заключается в том, что удины становятся в последнее время заложниками в этой серьезной ситуации, потому что на самом деле вопрос очень прост.

Речь идет о возрождении христианства в удинской среде. Христианский этнос - это один из тек, кто сохранился на сегодняшний день на Кавказе. Но не имеет по тем или иным возможностям исповедовать свое христианство. Становится вопрос о том выборе, к какой церкви обратиться. Дело в том, что в свое время 1836 году рескриптом Николая Второго албанская церковь была передана Эчмиадзину. И с этих пор часть удин, отказавшись в лоно армянско-григорианской церкви, исповедовала православии.

До последнего момента достаточно много удин относится к русской православной церкви, часть к грузинской православной церкви. И вот здесь тоже становится серьезный вопрос о том, какое христианство выбирать. Естественно, так как большинство является прихожанами русской православной церкви, вопрос вроде бы открыт. И сейчас недавно выступление Роберта Мубиле, Председателя албано-удинской христианской общины говорит о том, что этот вопрос достаточно острый.

Например, поднимался вопрос о константинопольском патриархате, вопрос иерусалимского положения и т д. То есть вопрос достаточно острый на сегодняшний момент, но он был бы не так остр, если бы не выступил с заявлением директор Института истории, депутат Милли Меджлиса Якуб Махмудов, заявив о создании азербайджанской албанской церкви. Причем должны войти в эту церковь, как сами удины, так и представители других малочисленных народов.

По некоторым данным, это должны быть частично и ингилойцы, аварцы и многие другие. Как он себе это видит, я не представляю, но так или иначе заявление было сделано. Так же существует достаточно серьезная концепция, я уже говорил, за борьбу за албанское наследие. О том, что албаны - это действительно тюркского происхождения, о том что все, что связано с современной кавказской Албании относится к тюркам.

Не дается возможность на самом деле во многих учебниках проследить, что же из себя представляло это государственное образование. Но, наверное, удины не были бы удинами, если бы на протяжении долгого времени в течение разных обстоятельств не сохранили ни свой язык, ни свои традиции, ни религию. И вот мы провели в этом году в конце апреля удинский съезд в селении Нидж с привлечением азербайджанских властей.

Говорили о тех проблемах, которые есть у современного удинского народа, подняли этот вопрос достаточно остро и с точки зрения экономического развития селения, дабы не выезжали оттуда удины, особенно молодые. Вопрос здесь основной - это вопрос сохранения языка. И здесь, конечно, необходима помощь, в первую очередь со стороны азербайджанского и российского государств.

Дабы можно было преподавать этот язык, в том числе и в школах. Сейчас ведется преподавание удинского языка в 1-4 классах. Правильно говорил Амиль, что преподавание языка, а не на языке. В отличие от многих других народов, удины были более благосклонны со стороны Советской власти. И до 56-го года удинский язык был языком, на котором преподавали.

И вот только в 56-м году, когда вышли в 10-м классе с удинским языком, мы поняли, что с ним никуда не поступить, попросили, чтобы его просто на просто отменили, как язык, на котором преподают. С этого момента удинский язык стал факультативным. С 1-го по 4-е классах сейчас преподают удинский язык в азербайджанских школах. Печатают учебники на удинском языке, сейчас активно переводится Евангелие на удинский язык.

Азербайджанское правительство вкладывает средства в реставрацию храма в самом Ниже. Первый храм был реставрирован с помощью норвежской организации, второй храм реставрирует Министерство культуры. Был реставрирован храм в селении Киш, создан музей церквей албанских. Мы видим со стороны азербайджанского руководства определенно позитивные моменты, связанные отношением к удинам.

Но мне хотелось бы, чтобы это отношение не было связано с какой либо политизацией вопроса удинского, не хотели бы, чтобы какие- либо третьи страны пытались манипулировать. Половина удин, я повторяюсь, живет в Азербайджане. И от того, что мы будем делать, зависит их дальнейшая судьба. Зависит то, смогут ли удины остаться на территории Азербайджана достаточно полноценным народом.

Хотелось бы еще раз поблагодарить всех присутствующих здесь за иногда яркие иногда полемистичные доклады. С некоторыми можно поспорить, с некоторыми согласиться. Однако на то это и конференция, для того, чтобы выслушивать различные точки зрения. Еще раз благодарю всех тех, кто организовал эту конференцию. Большое спасибо!

Энвер Кисриев: Слово предоставляется Константину Игоревичу Казенину, заместителю главного редактора информационного агентства «Регнум».

Казенин К.И.

Константин Казенин, Заместитель главного редактора ИА «Регнум»:

Большое всем спасибо! Рад всех приветствовать. Очень интересная дискуссия. Я может буквально несколько слов скажу и добавлю одну тему, которая пока может быть не звучала, но звучать должна. Дело в том, что любой разделенный народ создает два разделения. Одно разделение географическое, можно сказать физическое.

Разделение, заданное между границей государств. С другой стороны это разделение внутреннее, может психологическое. Оно связано с политическими симпатиями разделенного народа, который тоже неминуемо делится между двумя государствами, между которыми он оказался. Если говорить о лезгинах, то в недавнее время было все совершенно ясно. Потому что может быть Россию критиковали за то, что недостаточно активно берется за какие-то проблемы. Но все-таки Россия воспринималась все 90-е годы как источник надежд, может быть и не сбывшихся, но не как источник проблем.

Вот сейчас это немножко изменилось. На основании чего я это говорю? Потому что мне приходится бывать регулярно в Южном Дагестане, в том числе в районах, в сельской местности. Вот недавно я был в Магарамкентском районе. Я не обладаю данными соцопроса. То, на основании чего я это говорю- это всего лишь полевые интервью, собранные в разных селах. Но о некой тенденции можно говорить и на их основании.

Если говорить о лезгинах Юждага, то, конечно, здесь нет протестных политических настроений, связанных с Россией, с российским руководством. Такого, конечно, нет. Но очень видно, что разные хозяйственные проблемы, возникающие у лезгин Южного Дагестана сельской местности – это такая проза жизни- они все больше воспринимаются как следствие российской политики прежде всего на азербайджанском направлении.

И вот эта проблема становится все более и более ощутимой. Например, если говорить о низовьях Самура Дагестанской части территории, там одна из ключевых проблем - это орошение. Сельские жители вполне ясно связывают эту проблему с недостатком воды с решениями по границе, с договором 2010 года, с тем, что на территории Азербайджана оказался водозабор известный. И самурская вода ушла в самур-апшеронский канал. Это я говорю о тех проблемах, о том понимании, которое есть у местного населения, по крайней мере того, с кем удавалось общаться.

Второй момент. Те проблемы, которые имеются у лезгинского местного населения в Юждаге со сбытом своей сельхозпродукции опять-таки часто связываются с большой открытостью для России и для Дагестана для импорта азербайджанской сельхозпродукции и с контролем представителей соседнего государства, пусть и выходцев из него с российским гражданством теперь над транзитом, перекупкой, сбытом сельхозпродукции в этой части Дагестана.

То есть опять-таки это вопрос у местного населения к российской политике в отношении продовольственного импорта и связанных с этим моментов.

Третий момент. Все, с кем удавалось поговорить, знают о ситуации с селами Храх-Уба и Урьян-Уба. Здесь много об этом говорилось. Но не прозвучал один аспект, который в Юждаге хорошо известен уже. То, с кем связана эта проблема, жители прекрасно понимают. Но уже первый этап переселения храх-убинцев в Дагестан уже сопровождался некоторыми скандалами, выступлениями с упреками в адрес храх-убинцев одного из дагестанских министров с ответным письмом. То есть то, что определенный негативный фон создан видно. И если хоть отчасти он повторит то, что сопровождает переселение внутри Дагестана ( я имею ввиду лакцев в Новолакском районе, переселение в зоне Ирганайской ГЭС), то это будет удар по имиджу России. Весьма и весьма ощутимый.

Это те тенденции, которые я замечаю в последнее время. И нет сомнения в том, что если проблема разделенности лезгинского и аварского народа будет решена, нет сомнения в том, что основное бремя решения ляжет на Россию. И я знаю, что сами люди это прекрасно понимают. О таких тенденциях лучше не забывать сейчас. И говорить надо о них. Потому что потом будет поздновато.

Спасибо за внимание!

Энвер Кисриев: Спасибо! Слово предоставляется Степаняну Араик Аганесовичу, вице-президенту Академии геополитических наук РФ.

Степанян А.О.

Араик Степанян, Член-корреспондент Академии геополитических проблем, кандидат философских наук:

Спасибо за организацию такой конференции. И формат, и название на мой взгляд очень удачные. Объединение аварцев и лезгин, я думаю, приведет к некоторому устойчивому развитию в Южном Дагестане и Северном Азербайджане. Но сначала я хотел бы ответить глубокоуважаемому Абу-Заде Фахредину. Он удивлялся и возмущался, чем занимается Деньга Шахрудинович в Академии геополитических проблем.

Я хочу сказать, что он выступал там как аварец и представитель РКНКА. А вот о геополитике буду говорить я, как ответственный секретарь Академии геополитических проблем. Здесь уже многое было сказано. Я буду акцентировать внимание на тех проблемах, которые не попали в поле зрения выступающих.

Во-первых- объединение лезгин и аварцев- это историческое событие во благо двух народов. Это гарант стабильности даже в регионе. Мы можем только прогнозировать только те события, которые могут произойти в Азербайджане. Потому что в этом регионе акцентировано внимание великих держав. Которые может быть решили, что огромными запасами нефти не может распоряжаться такое маленькое государство и как –то надо его справедливо разделить.

И вот здесь мы видим, что в регион являются силы, которые не имеют к нему никакого отношения. Мы видим, что там усиливается позиция Израиля и медленно, но устойчиво выдавливается оттуда Россия. Кстати, я огорчен тем, что здесь не увидел ни одного представителя российских властей. Потому что здесь обсуждаются проблемы российских граждан.

И хоть кто-то обязан был придти. Ни одного чиновника. Мы хотели бы услышать их точку зрения, политкорректное. Таким образом, Россия выдавливается из Азербайджана. И стратегические точки продаются Израилю. И как сказал Ильхам Алиев, это только верхушка айсберга.

И здесь, поэтому прогнозируется рост напряженности. Она может проходить на межконфессиональной, межэтнической основе. И это может привести к вооруженным столкновениям. Поэтому необходимость сплочения двух братских народов - лезгин и аварцев - это диктуется из непосредственно собственных личных интересов двух народов. В первую очередь лезгины должны объединиться внутри лезгинских общин, а аварцы внутри аварских. И в итоге они все вместе должны быть в сплоченном союзе.

Я заметил, что в нашей конференции есть некое разделение власти и народа. И замечаем, что власть не присутствует. Самый твердый союз - это союз народов, а не государств. Все союзы государств разрушаются. А союз народов сохраняется. Еще хочу отметить, что причиной того, что возникли такие проблемы у лезгин и аварцев является тот факт, что Россия последние 20 лет отказалась от своей мессианской сущности.

То есть все последние 20лет либеральной вакханалии Россию вышибло из всех геополитических позиций, которую Россия имела в Ближнем Востоке, на Кавказе, в Средней, Центральной Азии. Отовсюду шла тотальная капитуляция и отступление. Сегодня мы надеемся и замечаем некие волевые движения, что Россия не хочет отдавать свои позиции евразийской зоне и готова предпринимать ряд действий, чтобы укрепить свои позиции и сплачивать государства и народы этого региона - большого евразийского пространства.

Поэтому здесь в выступлениях прозвучало, что мы должны требовать решить наши проблемы Президента России. Но я считаю, что эти проблемы может решить только народ. Поэтому я желаю вам успеха в этом деле. В следующих мероприятиях здесь должны присутствовать общественные русские организации. Чтобы это общение было более тесным и продуктивным, чтобы русский народ знал, что происходит на ее южных рубежах.

Это историческая необходимость. Многие из вас знают, что лозунги бросаются в общественную среду «Хватит кормить Кавказ!». Это те силы, которые финансируются извне, чтобы расшатать ситуацию в России на почве межнациональных конфликтов. И в итоге чтобы добиться ее развала. А это для народов Кавказа будет иметь плачевные последствия. Будет хуже, чем в Ливии и Ираке.

Поэтому я думаю, что на пятом съезде РКНКА все представители высказались за усиление роли России в делах Кавказа!

Ариф Керимов: Спасибо, Араик Аванесович! Вы сказали, что не было никого из представителей российских властей. Были на высоком уровне, они представились. Видимо со стороны руководства они не получили никакой команды. Потому не выступили. Я хотел бы предоставить слово Энверу Фридовичу, заведующему сектором Кавказа Центра региональных исследований.

Кисриев Э.Ф.

Энвер Кисриев, к.и.н., заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН:

Наша конференция посвящена конкретной теме, очень наболевшей для дагестанцев. То проблеме лезгинского и аварского народа, разделенных госграницей между Россией и Азербайджаном. В рамках этой темы прозвучало огромное количество фактов, которые нуждаются в дальнейшей разработке. Конечно, мы не удержались в рамках только этой проблемы. Было поднято очень много острых, эмоционально поставленных сопутствующих проблем. И это было неизбежно.

Но я, все же, хотел бы сказать, что дисциплина требует от нас фокусирования внимания на той проблеме, которая была представлена на международной конференции. Важно еще подчеркнуть, что проводится она по инициативе двух организаций. Это действительно очень знаменательно, то, что две национальные культурные автономии двух народов объединились ради общей, наболевшей для них проблемы.

В этой связи еще раз хочу сказать, что речь идет о двух организациях гражданского общества, которые решают свои проблемы в рамках гражданского общества и в рамках правовой системы, в которой они существуют. Конечно, многие относятся скептически к возможностям организаций гражданского общества. Но я думаю, что если это и так, то не потому, что этих возможностей нет. А потому, что мы не можем их максимально использовать.

А возможности есть. И они немалые. И я надеюсь, что мы будем развивать нашу проблематику в рамках гражданского общества. Какие у нас пути? Конечно, это идеология. Это научные факты. И мы должны пользоваться ими в борьбе за разрешение тех проблем, о которых мы многое сегодня говорили. И конечно мы должны пользоваться в рамках правовой системы, существующей в России и Азербайджана.

Они тоже открывают огромные возможности для решения этих проблем. В принципе, они разрешимы в рамках мирных инициатив, если мы будем настойчиво и дружно работать в этом отношении. Азербайджан- это государство, которое находится сейчас в сложном положении, испытывает огромные трудности. На мой взгляд, самой большой трудностью является то, что она выбрала неправильную национальную политику.

Последние 3-4 года руководство Азербайджана и Академии наук азербайджанской серьезно взялось за выработку национальной идеи своего государства. Они с большим трудом шарахаются от идеи азербайджанизма и тюркизма. Причем разработка идеи азербайджанизма скатывается на тюркизм. А попытка основать национальную идею на тюркизмах склоняет их к азербайджанизму. Вот в этом порочном круге развивается общественная мысль азербайджанцев относительно национальной идеи своего государства.

Но в последнее время я ощущаю в их работах выдвижение на передний план идеи гражданской нации, когда понятие азербайджанец будет означать азербайджанское гражданство. То есть быть полноправным гражданином азербайджанского общества. Если для аварца, живущего в Азербайджане, или лезгина, или талыша, понятие азербайджанец будет означать принадлежность к этому государству, то ни у кого не было бы и не будет возражений против этого.

К сожалению, эта идея постоянно меняется и проводится непоследовательно. И это приводит к тому, что господствующие идеи пока в их политическом дискурсе, в их политических практиках продолжается сознательная ассимиляция. Что удивительно, когда-то, когда и в помине не было азербайджанского государства, и когда понятие азербайджанец не имело никакого отношения к этому этнокультурному региону, уже в те времена существовало относительное этнокультурное единство региона. Языком межнационального общения был тюркский язык, который в последующем был назван азербайджанским.

То есть вне политических систем, вне политических интриг, вне идеологических спекуляций люди жили вместе, люди жили своей этнической жизнью, не забывали свои национальные обычаи, культуру, язык. И вместе с тем общались на общем им тюркском языке. Теперь же, оседлав естественный процесс, азербайджанские политики губят систему дружбы между народами, которая многие сотни лет развивалась и продолжалась на этой территории.

Впереди, очень много работы. Мы сделали большой и очень важный один шаг. Одно из моих предложений такое. Я думаю, что нам нужно создать бюллетень мониторинга этой проблематики и сдавать ее в виде книги, которая содержала бы факты, отражающие именно эту проблему. И мнения, разработки теоретического плана. Но больше всего именно мониторинг ситуации. Я уверен, что ни один азербайджанский чиновник не сможет отвертеться, когда ему указывают на те или другие конкретные факты, о которых сегодня много говорили.

Единственная тактика у них в таких случаях - это замалчивание и укрытие. Потому я думаю, что факты, которые мы можем издавать в виде книжки-ежегодника, которую будем отправлять во все соответствующие органы государственной власти Азербайджана и России - это может способствовать одним из сильных рычагов.

Ариф Керимов: Спасибо, Энвер Фридович! Дорогие друзья. Осталось у нас несколько выступлений. Работаем почти 6 часов. Чувствуется усталость. Есть предложение продолжить нашу работу после небольшого перерыва.

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте России пройдёт в Саранске

Автора ролика "Давай, до свидания!" обвинили в госизмене

Положение разделенных границей между РФ и Азербайджаном дагестаноязычных народов усложняется, считают эксперты

Международная конференция по правам лезгинского и аварского народов

Всем тем, кто не оставил меня в трудную минуту

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 01 апрель 2014 10:21
Цитата: Abdullah
Удин Зураб Кананчев - лизоблюд проазерский.
Брат ты прав на миллион процентов.Фахреддин герой,а Зураб продажный ......

Комментарий #3, дата: 01 апрель 2014 09:45
Я бесконечно уважаю Фахраддина Абосзода.Как же сильно он любит свой народ.Как реально он мыслит.Конкретный мужик.Отличный человек.Большой респект.

Комментарий #2, дата: 03 июль 2012 22:08
Фахрудин Абосзода великий талыш и говорит как прорицатель - Азерстан должен исчезнут с карты мира!

Комментарий #1, дата: 03 июль 2012 22:04
Удин Зураб Кананчев - лизоблюд проазерский.



Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия