ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»

Часть 6

г. Москва, 18 июня 2012 г.

Ариф Керимов: Слово предоставляется Аликберову Аликберу Калабековичу, руководителю центра изучения центральной Азии, Кавказа, Урала и Поволжья Института востоковедения Российской Академии Наук РФ.

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»
Аликберов А.К.  

Аликбер Аликберов,  руководитель центра изучения центральной Азии, Кавказа, Урала и Поволжья Института востоковедения Российской Академии Наук РФ:

Добрый день всем! Я представляю Институт востоковедения, Центр изучения центральной Азии, Кавказа, Урала и Поволжья. 3 года, как мы существуем. Около тридцати человек работает. И мы занимаемся проблемами разделенных народов в том числе занимаемся, и в том числе Азербайджана.

Я хотел бы, поскольку в религиозно-политических аспектах уже говорилось в нескольких докладах, хотелось бы отметить в большей степени международные аспекты этих проблем. Дело в том, что в реальности ситуация в Азербайджане, именно религиозно-политическая ситуация несколько сложна, чем она представляется. И там существуют очень сложные дискурсы и в шиитском исламе.

Причем идет поддержка и со стороны Ирана, как государственных, так и негосударственных организаций Ирана. Гереев говорил, что проблем в суннитском Исламе нет, но все-таки они есть, но не в такой форме, как в Дагестане. Но единственное, что сближает крайности суннитские в Азербайджане, так это то, что их одинаково не очень хорошо воспринимает власть Азербайджана. Соответственно эта дает какую-то основу для их консолидации.

Говоря о суннитском Исламе, можно тоже обозначить сторонников различных шейхов. Среди лезгин это сторонники последователей традиций, которые сходят к Сиражутдину Хурикскому. А в аварской среде это больше активные сторонники Шейха Чиркейского. При этом безусловно идет усиление салафитского ислама, при том, что ислам суннитский получаем больше поддержки из Турции, Саудовской Аравии. При том, что Ислам шиитский с Ирана.

В принципе. Иран и Саудовская Аравия злейшие враги. И вот эта ситуация как соперничество в религиозной плоскости создает сочетание интересных коллизий. И наконец, существует еще одно направление, которое еще более разнообразит разновекторную поддержку Ислама в Азербайджане. Это иранское движение, движение мазхабов, которые выступают за консолидациию мусульман. И при этом эта консолидация означает усиление роли Ислама в светском государстве.

То есть последние аресты председателя исламской партии Самедова очень хорошо освещаются в Иране. Для Ирана это событие, которое, с их точки зрения, нарушает социальные права мусульман. Но при этом не всегда делается упор на то, что Иран -исламская республика. А Азербайджан - светское государство, где религия отделена от государства. И, в общем-то, они не могут требовать от мусульман в Азербайджане такой же роли как у мусульман в Иране. И это было бы очень странно.

Но с другой стороны причина основная заключается в том, что исламские движения усиливают все более и более свое влияние. И власти борются не сколько против ислама, как такового, а против оппозиции к власти. Угроза лезгинского сепаратизма, которого прежде очень боялись, уже не считают серьезной, но сохраняются страхи в том, что именно переформатирование сепаратистских тенденций на салафитский лад способно многократно усилить и создать мощный фронт оппозиции.

В связи с этим возникает вопрос, насколько салафитский ислам в Азербайджане, который действительно в авангарде стоит возрождение собственного ислама и политизация ислама, насколько он связан с событиями арабской весны. Любопытно, что в апреле 2010 года, ровно за семь месяцев до событий в Тунисе, с которых и началась череда арабских революций, фондом Маршала спонсировался проект по проведению широкого исследования по проблеме ислама в Азербайджане.

И хотя США всегда утверждали, что они не причастны к арабским революциям, вскоре после революции в Египте, было арестовано несколько десятков человек, которые получали непосредственную помощь Соединенных штатов и которые активно действительно распространяли призывы к свержению власти в социальных сетях.

В 2010-2011-х года, в рамках программы фонда Маршал, было поэтапно проведено 10 круглых столов, собран значительный материал. И о политической направленности этих материалов можно судить из случайных реплик одного из организаторов исследования. Это руководитель департамента конфликтологии Института мира и демократии Азербайджана Арифа Юнусова, который назвал материал исследования правозащитной деятельностью.

Видимо об этом стало известно и властям Азербайджана. Потому что офис этого центра, этого института был бульдозерами буквально выровнен с землей. И в связи с этим обращает деятельность еще другого института мира, демократии и развития, который находится в Тбилиси. Среди официальных спонсоров числится и офис НАТО по информации и печати, институт открытого общества.

Всем известна нашумевшая история с возможным предоставлением Азербайджаном Израилю баз подскока деятельности разведорганизаций и сообщение высказываний самого Президента Азербайджана о том, что отношения Израиля и Азербайджана напоминают айсберг, где только 10% видно, а остальное скрыто.

И в связи с этим обращает на себя внимание позиция Ирана. Иран вскоре после этих событий собрал большую конференцию. А в столице иранского Азербайджана, который азербайджанцы называют южным Азербайджаном, где эти вопросы получили на государственном уровне широкое освещение. И угроза нависла над Ираном и сейчас более чем реально.

И ключ к Ирану, безусловно - это, конечно, Сирия. Еще неизвестно как события развернутся. Но ухудшение ситуации в Сирии – это, собственно говоря, то, что беспокоит международное сообщество. И то, что сближает позиции России и Китая для того, чтобы западные государства не допускали интернационализма. И не допускали вмешательства во внутренние дела других государств.

На данный момент, практически всех западных экспертов интересует вопрос о том, что будет на Кавказе, если все-таки Соединенные Штаты совершат вторжение в Иран. Между тем иранские азербайджанцы покупают массово недвижимость в Азербайджанской республике, в то время, как бакинцы уезжают в Москву, Тбилиси, опасаясь серьезной дестабилизации обстановки в Азербайджанской республике.

Что ожидает нас, горских народов Кавказа, которых мы часто называем Северокавказскими народами, в данной ситуации? Салафитский ислам с каждым днем будет усиливаться как в Дагестане, так и в Азербайджанской республике. Возможности консолидации колоссальные. В ближайшие годы мы увидим в значительной форме возросший ресурс суннитского ислама на Кавказе, который будет тем больше усиливаться, чем больше будет оказано давление на него.

И события в Сирии, которые заставили дагестанских салафитов частично или в большей степени вернуться на Кавказ, эту тенденцию только укрепляет. Другой вопрос - как и кто будет управлять этим чрезвычайно сложным процессом? И здесь я хотел бы отметить, что в этих условиях азербайджанские салафиты дагестанского происхождения, неизбежно будут использованы для деконсолидации мусульман в России, прежде всего дагестанского происхождения.

Если такая активность, подкрепленная финансовыми возможностями будет замечена, можно не сомневаться в том, что новая фаза геополитической игры на Кавказе, которая завязана в конечном счете на Иран, но должна решать и другие попутные проблемы, уже началась. Для Азербайджана это не только поддержка западных партнеров, но и также перенаправление избыточного политического давления за пределы республики.

Завершая хочу сказать, что существует еще один аспект проблемы, тоже международный. Во многом, безусловно, и история «Лезги-мечети»,закрытию суннитских мечетей под выдуманными предлогами- все это во многом отзвуки борьбы за наследие разделенных народов, в том числе кавказских народов, дагестанских народов.

Это и борьба за наследие древнего Албанского государства, которая все еще связана с проблемой идентичности азербайджанского народа. А идентичность все еще формируется. Она еще не завершена. И два вектора – то ли мы огузы, то ли потомки албан - ответа на него все еще нет. И здесь, безусловно, существует вопрос, который недавно возник. Рамиз Мехтиев, глава администрации президента выступил с идеей единой азербайджанской нации.

Но как бы не получилось так, что на словах одно, а реальная политика ассимиляторская другая. Директор института истории Якуб Махмудов в очередной раз заявил, что Дербент- это азербайджанский город. И его 5000-летие призвал отметить в Азербайджане. Я хочу отметить одну цитату: « И Дербент, и Нахичевань, названия которых происходит от Ноя, этим мероприятием мы доказываем миру не только древность нашей истории, но и демонстрируем, что были народом, играющим основную роль в формировании культуры и развитие народов мира».

Ассимиляция - это всегда двусторонний процесс. Никогда нельзя заставить человека принять другую этническую идентичность и другую религию. И эта вторая сторона – это то, что мы, общественные деятели, исследователи, которые занимаются этими проблемами, все-таки должны показать ценность и самоценность культуры, в том числе коренных кавказских народов, для того, чтобы она была все-таки не такой легкой эта ассимиляторская позиция.

И в данном случае, конечно, нужно бороться и за историческое наследие. Нужно все-таки возрождать традиции. И культурно себе возвращать и память, и в том числе древние автокефальные албанские церкви. И здесь, конечно, существуют противоречия. С одной стороны салафитский ислам, который действительно является основной силой, способной это сделать.

С другой стороны христианский культурный компонент. Как это совместить - тоже проблема. Спасибо за внимание!

Ариф Керимов: Уважаемые друзья, продолжаем нашу работу. После всех выступлений, мы выработаем итоговый документ. Слово предоставляется Председателю Тюменской региональной лезгинской национальной культурной автономии Керимову Вагифу Пашаевичу.

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»
Керимов В.П.

Вагиф Керимов, Председатель Тюменской региональной лезгинской национальной культурной автономии:

 Уважаемые участники конференции, здравствуйте! Я вообще не планировал выступать, так как Ариф Пашаевич мне приходится старшим братом. Поэтому по старшинству я всегда обязан помогать. Так как мои некоторые единомышленники выступали, попросили меня в конце выступить. Доклады были высокопрофессиональными, политически очень корректными. Я прекрасно понимаю, как трудно бывает провести такие нужные и необходимые конференции, тем более в столице. Интересы наших народов лоббировать некому. Поэтому, огромное спасибо организаторам.

Имею реальный опыт и знания в этом деле. Я сторонник реальных дел. Заявлять о них не люблю. Порой не всегда наши позиции со старшим братом сходятся. Я согласен со многими прозвучавшими здесь выступлениями.

В Азербайджане все СМИ крутят пропаганду идеологии. У них есть два врага - армяне и русские. Если говорить о том, что невероятно, но является фактом- то ни от России, ни от Армении для Азербайджана угроза не исходит. Но о настоящей угрозе они молчат. Это о том, что талыши, аварцы и лезгины являются частью «тела» Азербайджана. И если какая-то часть ее отколется, то оно не будет работать. Они об этом молчат, словно проблемы не существует. Говорят, что мы мусульмане, один народ и т.д.

Я многое могу говорить, но тезисы такие. У Азербайджана такое положение, что он, во имя сохранения себя как государства, он должен, обязан ассимилировать коренные народы, ибо этот проект иначе разрушится. И это очевидно! Поэтому надо это системно делать. Но об том они не говорят. И мы тоже должны проводить контрмеры.

Сегодня главный редактор газеты «Черновик» озвучил прекрасную идею о том, в какие инстанции можно и нужно обратиться. Какие шаги мы должны предпринять. Мы не можем позволить себе, чтобы нас выдавливали с обоймы истории. Они нас выдавливают. Мы это знаем и молчим.

Но что можно сделать в такой ситуации? Противостоять! Какими способами? Мы не обязаны сейчас все это озвучивать. Потому что если мы сейчас их озвучим и не осуществим, то против них будет предприняты такие меры, чтобы мы никогда их не смогли осуществить.

Многое можно сделать. Но сейчас здесь даже не надо озвучивать то, что мы можем сделать. Азербайджан нам ведь не говорит, что мы им враги. Они говорят, что Россия их враг. А на самом деле это не так. Россия создала Азербайджанское государство. И отдала им в подарок. Но они врагов-то не называют. И мы не назовем. Чтобы сегодняшнее мероприятие произвело эффект, необходима структуризация действующего органа. Что делать мы знаем. Каждый из нас знает, что необходимо сделать.

Араик сказал здесь, что народ имеет силу. Я с ним согласен. Потому я тоже призываю совместно собирать подписи. Это должно быть ваше предложение, предложение лезгинской студенческой молодежи. Потому что молодежь делится на два лагеря: патриотическую и салафитскую. А их необходимо объединить. В этом направлении нужно работать. И только в таком случае мы будем силой, когда с нами будут вести диалог.

Мы говорим о правах лезгинского народа. А кто создал право? Силы! Для кого? Для сильных! Мы говорить можем. Но делать надо по-другому. Наши дела будут нашим правом. Я поддерживаю очень хорошее начало.

Нам необходимо объединиться. Брат мой знает. Я об этом давно мечтал. Хватит против нас плести интриги, хватит ковыряться в прошлом. Надо строить будущее. Необходимо создать действующие органы. Чем будут они заниматься, мы знаем. Уверен, что знает это Марко Шахбанов и многие здесь присутствующие. Давайте будем действовать. Меньше говорить и больше делать!

И это будет нашим словом! Спасибо!

Из зала: Можно задать вопрос? Вы говорите, что можно собрать подписи в Дагестане. Почему бы не обратиться к Правительству Азербайджану тоже? Даже несколько подписей имело бы значение.

Вагиф Керимов:

Я два года стараюсь в Азербайджане одну общественную организацию создать. Я звонил десяткам людей. Мне устав организация «Самур» не может предоставить, как только слышит мое имя. Все бояться… Надо у людей убить синдром страха перед властями.

Биакай Магомедов, Главный редактор газеты «Черновик»:

Можно в порядке реплики выскажу два слова?

Дело в том, что если 5-10-15 лет назад кто-нибудь задался бы вопросом, может ли в Дагестане случиться такое, что салафиты и суфии в Дагестане объединятся и в Цумаде провели недавно диалог. Идет объединение. Мы два года в газете «Черновик» публиковали материалы об этом. Я убеждал, что в этих убийствах духовных лидеров замешаны спецслужбы. Нас стравливают.

И наконец-то хоть сейчас муфтий понял и начал объединяться. И в этом диалоге власть не присутствует. Поэтому я говорил, что можно много добиться. И когда здесь вижу пассивное отношение, то еще раз повторяю, что многое зависит от технологий. Просто нужно элементарно работать.

Вагиф Керимов:

Четыре человека спортивного телосложения, все мастера спорта, спортивного телосложения приехали из Баку, поехали на север работать. Мимо Тюмени проехали и заехали ко мне. Они меня не знают, просто слышали обо мне. И говорят: «Мы вас очень просим, вы, то дело что начали, не останавливайте. У нас рот на замке. И если вы ничего не сделаете, то мы вообще пропадем». И это факт. Мало ли что кто-то говорит, что лезгины не хотят. Это неправда.

Хотят они. Но делать не могут. Они под дулом автомата что могут сделать? Мы должны с российской стороны поддерживать их духом. Что ребята, мол мы ваши братья. И не дать ассимилироваться. Остановить этот процесс. Мы не пришельцы! Мы на своей земле. Дальше ситуация изменится в нашу сторону. Главное объединиться и работать. Слава Аллаху, что объединительный процесс начался, и наши ряды укрепляются представителями братских аварских и талышских народов.

Ариф Керимов: Дорогие друзья, слово предоставляется Председателю Рязанской городской лезгинской национально-культурной автономии Булуеву Багатырю Багаутдиновичу.

Багатырь Булуев, Председатель Совета Рязанской городской лезгинской НКА:

Спасибо, Ариф Пашаевич! Уважаемые земляки. Мне сегодня приятно было видеть здесь всех представителей региональных автономий.

Я много говорить не буду, так как предыдущие выступающие почти целиком осветили главные вопросы. Но все эти вопросы необходимо было слушать не нам, а нашим чиновникам, депутатам, национальным лидерам, лидерам Дагестана и России. Потому что если мы сегодня ничего не сделаем, то останется только говорильня.

Я, к примеру, работаю на этом поприще на общественных началах. Мы чем можем помогаем нашим братьям, нашим диаспорам. И нам сегодня останавливаться на этом нельзя. Надо достигнуть своей цели. Как говорится, под лежачий камень вода не течет.

Все авторы выступили отлично. Но больше всех понравилось выступление Биакая Магомедова. Он сказал, что необходимо достучаться до чиновников. Потому что иначе мы ничего не добьемся. Поэтому я считаю, что надо все начатое довести до ума. Желаю успехов в начатом нами деле. Вперед, лезгины и аварцы!

Ариф Керимов: Слово просит ветеран лезгинского движения «Садвал» Назим Гаджиевич Гаджиев.

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского народов, разделенных государственной границей между РФ и АР и пути их решения»
Гаджиев Н.Г.

Назим Гаджиевич Гаджиев, член лезгинского народного движения «Садвал» в 90-е годы:

 Приветствую вас делегаты форума. Спасибо главному организатору Арифу Пашаевичу. Ему я очень благодарен!

Также главному нашему патриоту от народа Эдуарду Хидирову. Благодаря ему, я сегодня здесь. Он единственный от наших депутатов здесь оказался. Фактически эта тема касалась нашего депутата Сафаралиева, который возглавляет Комитет по национальному вопросу. Его здесь нет.

Вечно этот наш депутат ни один наш вопрос не выполняет. Когда ребята к нему подходили, он говорил, чтобы к нему по национальным вопросам не подходили. Хотя это его прямая обязанность. Я хочу сказать, что все беды аварцев и лезгин в том, что так искусственно создали образование Азербайджан.

Я хочу сказать, что на территории Азербайджана было древнее лезгиноязычное государство Албания. Более двух с половиной тысяч лет назад на ее территории было принято впервые христианство. Об этом пишет современник, автор книги «История Албании». Он пишет, что во втором веке приняли христианскую веру в Албании при Епископе Елисее рукоположением Патриарха Иерусалимского. Вроде нас как исторический народ должны уважать. Но нашу историю растаптывают. После, как создали государство, в 1800 году, где присоединили Кавказ к России, тогда Россия разделила его на административные границы по своему усмотрению.

Но тогда граница наша первая была до Сумгаита. Это прямо под Баку. Это по Кавказскому хребту ряд районов нынешних на территории Кубинского ханства, где 70 % были лезгины. Таты там и тогда жили, и сейчас живут. Но ни одного тюркского поселения не было. Все названия сел тоже татские. Всех взяли и назвали азербайджанцами. И Россия с этим согласилась. После 1860-го года еще раз. Вот эта южная часть (Юждаг я так называю). Так как правильно называть Южные лезгины. У нас народ древний и надо называть по этническому признаку, возник раньше Дагестана.

Южных лезгин от Самура до Сумгаита отдали в 1860-м году. Теперь разделили на три части. Еще во время шейха Шамиля, когда он воевал за свободу горцев, известный татский политик Бакиханов пишет, что он родом из селения Амсар Кубинского уезда Дагестанской области. После Кавказской войны в 60-м году отдали все Бакинской губернии. Пришли турки в 18 году и мусаватисты создали Азербайджан. «Мусават» означает «равенство». Но никакого равенства там не получилось. Сами они создали под напором турок, хотя в то время лезгины и аварцы стояли за азербайджанцев. Народ стоял за веру. У народа самосознания тогда не было. А Азербайджан теперь забывает о том, что за них мы воевали.

Даже лезгины не знали слова «азербайджан». «Мугъул» говорили всегда на Азербайджан. Мы в детстве, когда ездили в Азербайджан, говорили, что едем в Ширван, Кубу, Шеки. Слово Азербайджан до народа дошел позже. А самих азербайджанцев начали называть так в Дагестане с 1938 года. До этого назывались закавказскими татарами. Сами азербайджанцы себя называют «азербайджанлы». Это не этническое название, это означает гражданин Азербайджана.

- А почему в Дагестане тоже они азербайджанцами стали? Там было 4 народа, разделенных по своим названиям. Их всех объединили и назвали азербайджанцами.

- Все села были терекеменцы. Вот это надо восстановить. Выше Дербента 300лет 12 сел назывались терекеменцами. Это села Великент, Джимикент, Татляр и т.д. А ниже Дербента, южнее, все были таты-мусульмане. Они назывались Митагъи, Джалгъан, Сабнава, Нюгдю и т.д. И ни одного тюркского названия. Все они иранские. Где же азербайджанцы?

По попустительству дагестанских властей взяли и назвали всех азербайджанцами, ввели тюркский язык и создали на свою голову многочисленный народ. Однако в Азербайджане нас разделили на будухов, крызов, джеков ит.д. И всех записали азербайджанцами. Обучаются на азербайджанском языке. 70% лезгин записали азербайджанцами. А у нас обратная политика в Дагестане. Усиливают азербайджанцев.

У меня такое предложение. Мы знаем, сколько было после переписи 26-го года терекеменцев, татов, персов, закавказских татар и турок. По процентам общего количества азербайджанского населения надо разделить и записать их так, как было раньше. Так как они нас делят. Мы сами себя губим, а потом жалуемся на то, что у нас много проблем. Проблемы мы сами себе создаем, друзья!

Еще хочу сказать насчет будухов, крызов и хиналугов надо им надо создать как наддиалектный язык лезгинский. Азербайджанцы хотят их поднять против лезгин. Потому надо вовремя этот процесс остановить. В Дагестане то же самое с рутульцами, цахурами. В Азербайджане рутульцы, цахуры сами себя назвали лезгинами. Мы их не заставляли. Почему мы их должны называть рутульцы, цахуры? Лезгины они.

Ибрагим Паша, ветеран Отечественной войны, пожилой человек в редакции газеты «Настоящее время» заявил, что такого народа, как рутульцы никогда не было. Хотя сам рутулец. Мы всегда были лезгинами. Слова рутул у нас нет. Это слово лезгинское. Мы называем слово «михат». Если бы была нация, она называлась бы «михатцами». А если смотреть по селу, то надо бы называть «шиназцами».

Рутул образовался недавно. И переводится как «сарай». Разве бывает нация по сараю? Разве бывает нации по долине? Почему они тогда агульцы?

Мы отказываемся от собственной истории. Это наша история. Надо нам совместно действовать. Всем объединиться.

Ариф Керимов: Уважаемые друзья! Сегодня мы выслушали всех желающих. Я хотел бы сказать несколько заключительных слов по нашей конференции. Вы знаете, что мы впервые вышли с таким проектом, посвященном судьбе двух этносов Дагестана: лезгин и аварцев. Я хочу поблагодарить всех выступавших. Мы заслушали доклады, которые осветили весь круг вопросов по поднятой проблематике. Я отметил бы также, что они были информационно насыщенными и в то же время политически корректными.

Я надеюсь, что это только начало. Мы обязательно продолжим такие проекты совместно с аварской национальной культурной автономией.

После конференции мы вместе соберемся и подготовим текст совместного заявления лезгинской и аварской национально-культурных автономий по ситуации, сложившейся в Азербайджане и путям решения данной проблемы. Конечно, это не совсем радостный факт, что на сегодняшней нашей конференции отсутствуют представители руководства Дагестана, несмотря на то, что они были приглашены.

Они должны были учесть хотя бы тот факт, что два крупных этноса Дагестана, проводят такое мероприятие в Москве. Но они не поддержали нас. И это свидетельствует о том, что сегодня власть Дагестана не хочет заниматься решением лезгинских и аварских проблем. Поэтому мы должны сплотиться – представители лезгинской и аварской общественности, интеллигенции, чтобы решать совместно наши проблемы.

Я бы попросил журналистов лезгинских и аварских средств массовых информаций как можно активнее проинформировать аварское и лезгинское население о проведенной сегодня нами конференции. И я надеюсь, что именно так и будет, так как здесь присутствуют главные редакторы ведущих дагестанских СМИ. Я надеюсь, что это будет объективная информация.

Мне кажется, что идея талышского лидера Фахраддина Абасова заслуживает уважение. Он предложил создать Координационный Совет коренных народов Азербайджана. На мой взгляд, идея очень хорошая. Причем это должна быть организация международного уровня.

Я попросил бы вас передать нам копии ваших докладов, так как мы готовимся к изданию книги.

Я считаю, что сегодня проделан первый шаг на пути служения своему народу. Если человек не является патриотом своего народа, то он не может быть патриотом России. Вы знаете, проведение таких форумов требует огромного интеллектуального и экономического потенциала. А он у нас есть. Поэтому я думаю, что такие мероприятия мы будем продолжать. И эта первая ласточка в нашей совместной работе. Несмотря на это считаю нужным сказать, что подготовка к такой конференции оказалось непростой задачей и мы столкнулись с рядом сложностей. Тем не менее, мы смогли преодолеть все трудности и довести начатое дело до конца.

Несколько лет назад в 2008 году мы впервые в Москве провели Международный симпозиум «Кавказская Албания и лезгинские народы». В нем участвовало много кавказоведов с мировым именем из разных стран мира. Буквально в последний день отказался от участия Азербайджан. После симпозиума они подняли шум-гам на уровне Парламента.

Там есть один ассимилированный аварец – директор института Истории Азербайджана Якуб Махмудов, он с трибуны Милли Меджлиса объявил о том, что надо ноту объявить России, почему в Москве лезгины проводят такое мероприятие.

Вы понимаете, мы выросли в таких условиях, когда наши предки нас учили тому, что необходимо каждому строить себе дом, иметь крепкую семью, посадить дерево… Нужно трудиться и отстаивать наследие, которое нам передалось от предков. Народы за свободу, независимость годами воюет. И добиваются этого!

А есть люди и народы, которым все достается по наследству. Вот в случае с азербайджанцами им это государство досталось по наследству от коммунистического режима. В результате этого наши народы оказались разделенными.

Я считаю, что у нас есть достаточный потенциал для того, чтобы поднять этот вопрос на международный уровень, решить все вопросы в рамках российского законодательства. Для этого у нас есть и силы, и возможности. Будем совместно работать!

Что меня радует в этом вопросе – это то, что мы договорились с аварскими друзьями о том, что осенью по данному вопросу будем проводить совместную конференцию в Дагестане, на более высоком уровне. А нам надо работать с нашим населением, чтобы они тоже чувствовали, что у нас есть такая проблема. Мы лезгины генетически не можем допустить, чтобы под давлением каких то внешних и внутренних факторов, отказаться от наших братьев по крови – от 800 тысяч лезгин, проживающих в Азербайджане. Не дай Аллах если такое случиться, это будет окончательная гибель лезгинского народа.

Поэтому мы будем работать не сложа рук. И уверен, что у нас все получится.

Завершая нашу конференцию, хотелось бы немного обсудить итоговый документ. У всех есть он?

Ибрагимов Б.А., Председатель правления кварельских аварцев:

Я могу добавить? Возможно, когда планировалась конференция, наверное, не было известно про кварельских аварцев – про грузинских аварцев. В резолюции ничего не сказано про нас. Я бы хотел бы попросить вас, чтобы вы включили нас тоже в конфедерацию.

Ариф Керимов: Хорошее предложение. Пожалуйста, отправьте его нам в письменном виде. Мы собираемся совместно с вашими руководителями направить резолюцию Руководству России, Правительству России, руководствам Азербайджанской Республики и Республики Дагестан.

Биакай Магомедов:

Можно сказать? Пилотный проект резолюции всем известен. Мы можем под ним уже расписаться. А уточнения выставить на сайте. Те участники, которые сейчас здесь, могут расписаться, чтобы мы подкрепили своими подписями факт обращения и то, что эту резолюцию приняли.

Ариф Керимов: Предложение принимается. Я думаю, что никто против не выступит. А потом, как поступят какие-то дополнения, мы их туда добавим.

А насчет обращения жителей Кабалинского района, хочу информировать участников конференции, что буду обращаться к Президенту Азербайджанской Республики о сложившейся ситуации. Иногда бывает так, что президент не в курсе бывает, а чиновники ниже ранга ради своего бизнеса готовы нарушить мыслимые и немыслимые критерии, которые являются основой стабильности любого многонационального государства.

Если нет других предложений, работа нашей конференции завершается!

Огромное спасибо вам всем за участие, за то, что нашли время для этого важного форума! Спасибо еще раз!

До встречи в Дагестане!

Информационно-аналитический центр ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

Академик Гусейнов: «Мне непонятна природа заявления депутата Сафаралиева…»

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского нар ...

Стенограмма международной конференции «Проблемы лезгинского и аварского нар ...

Равенство коренных этносов должно стать национальной идеей России

Равенство коренных этносов должно стать национальной идеей России

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 04 июля 2012 23:35
Ариф Пашаевич, Ариф халу, спасибо Вам большое, появляются надежды на лучшее будущее. Вы правильно делаете, что ищите союза с аварами. И вправду, какие могут быть национальные противоречия у лезгин и аваров? Все мелкие обиды прочь.
Ожидайте тонны грязи от "псевдо лезгин" и прочих ненужных элементов. Успехов, вместе мы победим!

ПС. Конференция в Дербенте будет серьезным ударом по нашим врагам.

Цитировать          
Комментарий #1, дата: 04 июля 2012 23:28
Иншаллагь увидимся в Дагестане!

Цитировать