Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Биография Мухаммада Ярагского

Новые подробности биографии основателя мюридизма Мухаммада Ярагского

В последнее время наблюдается устойчивый рост интереса общественности к деятельности великого сына лезгинского народа, шейха Мухаммада Ярагского (лезг.: Ярагъ Мегьамед). Этот интерес проявляется не только со стороны лезгин, но и других народов. Отрадно, что внимание к изучению жизни и деятельности Мухаммада Ярагского проявляют представители ученой среды. Совсем недавно в научном журнале «Вестник Дагестанского научного центра» опубликована научная статья «Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)», одним из авторов которой является лезгинский ученый, профессор кафедры арабской филологии ДГУ, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, доктор исторических наукЗакарияев З.Ш. Статья написана в соавторстве с и.о. директора Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидатом исторических наукМусаевым М.А.

В статье приводится перевод на русский язык интересного образца жанра биографий в дагестанской исторической литературе – арабоязычной биографии ученого-богослова, шейха накшбандийского тариката, муршида Мухаммада ал-Йараги, написанной его сыном Исмаилом. Текст рассматривается как исторический источник, перевод снабжен комментариями. Ниже приводится основное содержание публикации. С полной версией статьи можно ознакомиться в Вестнике Дагестанского научного центра. 2015. №57. С. 44-50.
 
Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии).
 
Среди выдающихся деятелей Дагестана XIXв. особое место занимает фигура ученого-богослова, шейха накшбандийского тариката, муршида Мухаммада ал-Йараги ал-Курали. Несмотря на это, жизнь, общественно-политическая деятельность и, особенно, творческое наследие Мухаммада ал-Йараги все еще остаются недостаточно изученными. Между тем, еще в 1910 г. в «Исламской типографии» Мухаммад-Мирзы Мавраева в г. Темир-Хан-Шуре была издана литографическим способом объемная книга с образцами письменного наследия Мухаммада «Асараш-шайх ал-Йараги», которая до сих пор не переведена на русский язык.

В Фонде восточных рукописей Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН хранится один из экземпляров этой книги. Всего в ней 192 страницы.

Ознакомление с текстом позволило установить, что: на стр. 2-52 содержится известное сочинение шейха Мухаммада ал-Йараги «Асар ал-Йараги»; на стр. 53-126 его же поэтическое произведение «Касыда ат-та’ийа ал-кубра»; на стр. 127-134 его же «Касыда ат-та’ийа ас-сугра»; далее приводятся образцы поэзии и корреспонденции ал-Йараги. Письма адресованы как известным нам, так и неизвестным людям и целым обществам, они различного содержания, например, с призывом строго придерживаться норм шариата, вступить в ряды последователей тариката и пр. На стр. 141-143 содержится биография Мухаммада ал-Йараги. В тексте не указано кто является ее автором. Профессор А.Р. Шихсаидов, на основании изучения одной из рукописных копий данной биографии, ныне хранящейся в Институте рукописей РАН в Санкт-Петербурге, установил, что автором является Исмаил – сын шейха Мухаммада ал-Йараги [Шихсаидов А.Р. Письменные памятники Дагестана (жанр биографий) // Письменные памятники Дагестана XVII–XIX вв. Махачкала, 1989.С. 9]. А.Р. Шихсаидов издал в русском переводе отрывок арабского текста этого жизнеописания. Отсутствие полного перевода побудило нас к публикации всего текста на русском языке. 
 
Перевод текста биографии с арабского языка.

«Мухаммад, сын Малла-Исма‘ила, сына Малла-Шайх-Камала, сына Нузура ал-Йараги ал-Курали вступил на путь прекрасного тариката в тысяча двести тридцать седьмом году (1237 г. хиджры начался 28 сентября 1821 г. Здесь и далее даты по хиджре переводятся на христианское летоисчисление по григорианскому календарю – авт.), когда ему был пятьдесят один год. Пробудившись от [сна] отрешения, он вздыхал от сожаления, [что не сделал этого ранее]. 

Ему пришлось испытать все горести преследования, особенно от русских. Из-за этого он был вынужден бежать в начале месяца зу-л-хиджжа тысяча двести сорок пятого года (начался 24 мая 1830 г. – авт.) в область (вилайат) Табасаран. Он жил в течение примерно шестнадцати месяцев в селении Кюряг (Кураг), – да смилуется Всевышний Аллах над его жителями. Затем он отправился в селение Дюбек (Тивак), где пребывал примерно двадцать дней (в соответствии с устной традицией, в Дюбеке Мухаммад ал-Йараги выдал свою дочь за имама Гази-Мухаммада – авт.). Затем он переселился оттуда вместе с известным ученым, выдающейся личностью, обновителем религии (муджаддид), борцом на [пути] Аллаха Гази-Мухаммадом, при его возвращении со своим победоносным войском после осады города Дербента (Баб ал-Абваб) в месяце рабиʻ ал-ахир [1247 г.х.] (начался 9 сентября 1831 г. – авт.). [Мухаммад ал-Йараги] остановился в селении Эрпели (Ирфили) на несколько дней. Затем он переехал в селение Чиркей (Чирки), где оставался около месяца. После выступления Гази-Мухаммада с его победоносным войском в Чечню (вилайат Чачан) для нападения на крепость Кизляр, где ему сопутствовал успех, [в Чиркей] пришли грешные неверные вместе с лицемерами и нечестивцами [из числа мусульман] и чиркеевцы заключили мир с неверными (заключение мира имело место 27 октября 1831 г. – авт.)[Отношение барона Розена к гр. Чернышеву, от 12 ноября 1831 г., №136 // Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Т. VIII. Тифлис, 1881. С. 544.].По этой причине Мухаммад [ал-Йараги] переселился оттуда со своей семьей и учениками в селение Игали (Ихали) в [месяце] джумада ал-ахира (начался 7 ноября 1831 г. – авт.), и жил там до месяца зу-л-ка‘да (начался 2 апреля 1832 г. – авт.)./10/ Затем он отправился оттуда в селение Гимры (Кимра) – место жительства упомянутого борца за веру [Гази-Мухаммада], – да простит его Всевышний Аллах! И он жил там до месяца джумада ал-ула [1248 г.х.] (начался 26 сентября 1832 г. – авт.). Затем он переселился оттуда в селение Балахани (Балак) в середине этого же месяца. По истечении примерно двадцати дней неожиданно пришли неверные вместе с лицемерами и злодеями. В понедельник, в четвертый день [месяца] джумада ал-ахира (29 октября 1832 г. – авт.) между ними произошло сражение, войско мусульман потерпело поражение из-за некоторых лицемеров среди них. Упомянутый ученый муж, обновитель религии [Гази-Мухаммад], – да помилует его Всевышний Аллах, и да будет он ходатаем за нас в Судный день! – стал мучеником за веру вместе с некоторыми учеными, среди которых, совершивший обряд хаджа ‘Али-афанди, Нур-Мухаммад ал-Кахи, Малла-Ахмад ал-Кубали,Салман-афанди (указаны ученые, имена которых не упоминаются в биографических словарях дагестанских авторов, посвященных богословам.Судя по нисбам, двое из них были родом из населенных пунктов расположенных к югу от Самура и в Закавказье, – Куба и Ках – авт.), и некоторыми храбрецами и достойными людьми, – да помилует их Всевышний Аллах, и да сделает Он их нашими заступниками [в Судный день]. 

Дела религии, [возвысившиеся] благодаря усилиям непоколебимого обновителя [Гази-Мухаммада], были сведены на нет. Число ее сторонников уменьшилось, а число противников преумножилось. Дело благородного пути (шариата) было отброшено назад, и лицемеры отвергли речь Всевышнего Аллаха.
Проведя некоторое время [в Балахани, Мухаммад ал-Йараги] почувствовал, что его зрение слабеет. Он усердно принялся за заучивание Корана, которое он завершил в последние дни месяца шаввал [1250 г.х.](завершился 28 февраля 1835 г. – авт.) при помощи Всезнающего, Всевластного (ал-Малик) [Аллаха], прямо перед тем как отправиться в селение Согратль. [Мухаммад ал-Йараги] переселился туда [из Балахани] в начале месяца мухаррам тысяча двести пятьдесят первого года (начался 29 апреля 1835 г. – авт.), и жил [в Согратле] в течение примерно трех лет и четырех месяцев. (В данном месте имеется значок с пояснением на полях, что текст с самого начала до этого места передается из уст Мухаммада ал-Йараги – авт.)

Затем постигла его, – да будет над ним милость Всевышнего Аллаха – сильная болезнь, утром в четверг девятого числа [месяца] джумада ал-ахира тысяча двести пятьдесят четвертого года (30 августа 1838 г. – авт.) от даты хиджры Господина демонов и людей. В понедельник, в послеполуденное время, тринадцатого числа того же месяца (3 сентября 1838 г. – авт.), он скончался во время совершения ритуального омовения, – да смилуется над ним Всевышний Аллах! Собрались ученые, хаджии и благочестивые люди селения Согратль – да будет оно хранимо от всех напастей и зол, и мы совершили с ними заупокойную молитву и похоронили его там во вторник утром. Да помилует [Мухаммада ал-Йараги] Аллах и облачит в одеяния прощения, и да поселит его в самых лучших чертогах рая, и да сделает его нашим заступником в день Суда, ради почтения к правдивейшему пророку, его семейству и благословенным сподвижникам. Аминь! Он, – да помилует его Аллах, – был опорой выдающихся ученых, шейхом всех шейхов, украшением мусульман и ислама, обновителем шариата, наставником (муршид) накшбандийского тариката, приближенным к Всевышнему (валий), познавшим Господа, отрешенным от всего мирского (захид), пребывающим постоянно в богослужении, знавшим Коран наизусть, совершившим хиджру (мухаджир) на пути Сострадающего [Аллаха], не терпевшим несправедливость, обладавшим неиссякаемой энергией, скромностью, щедростью, добротой к рабам Аллаха. В общем, он обладал самым благим нравом, все возвышенное и чистое ему было присуще, все низкое и порочное было ему чуждо, – да помилует его Всевышний, Всевластный, Милующий, и да сделает его нашим заступником в день Воскрешения. Аминь!».

Продолжение статьи читайте в следующей публикации на нашем сайте.

.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Общественный контроль

Жизненный путь лезгинского шейха

Светоч дагестанской истории

Открытый районный турнир по вольной борьбе среди юношей им. Мухаммада Ярагского состоится в Магарамхюре

О происхождении Мухаммада Ярагского

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия