Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Доклад Президента ФЛНКА Керимова А. П. на слушаниях Общественной Палаты РФ по теме: ''Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество''

Лезгинский народ является одним из древнейших аборигенных народов игравший большую роль в политическом устройстве Закавказья и Северного Кавказа, в его экономическом, духовном и культурном развитии. Предками современных лезгин были народы, жившие на востоке Кавказа, в государстве Кавказская Албания, близкие друг к другу, как по языку, так и по культуре. За свою историю Албанское государство не раз подвергалось различным захватническим нашествиям римлян, персов. До VII в. нашей эры Кавказская Албания сумела сохранить свою целостность, несмотря на все попытки захватчиков.

На территории Восточного Кавказа проживают народы, которые в научной литературе именуют «лезгинские народы», или «народы лезгинской группы».

Лезгинские народы - лезгины, табасаранцы, рутульцы, цахуры, агулы, удины, хиналуги, крызы, будуги, хапуты и жеки являются наследниками и потомками древнего албанского этноса. Процесс объединения лезгинских народов юго-восточного Кавказа завершается образованием собственного государства под названием – Кавказская Албания. Катастрофические бедствия потерпели лезгинские народы Кавказской Албании от нашествий персов, арабов нанесшие непоправимый урон государству Албании. Государство с тысячелетней историей начало постепенно разрушаться.

К VII в. относится завоевание Христианской Кавказской Албании арабами и распространение среди лезгинских народов ислама.

Жестоким и разрушительным нашествиям подвергались лезгинские земли со стороны тюркских кочевых племен. Начиная с XI века, земли Албании подвергались нашествию сельджуков, монголо-татар, а также набегам туркменских племен (XII в.н.э.).

В последующем, особо разрушительным характером отличались походы тюркских кочевых племен, при которых лезгинские народы подвергались массовому истреблению и насильственной ассимиляции. Походы завоевателей сопровождались переселением лезгинских народов в другие регионы и заселением на земли лезгин представителей тюркского этнического компонента. Эти трагические события вынуждали лезгин покидать плодородные земли на равнинной части Албании и укрываться в труднодоступных горах.

Древнегреческий историк Страбон отмечает: албанская народность образовалась из 26 племен, которые имели «свой язык и своего царя». Как пишет известный азербайджанский ученый по истории Кавказской Албании Ф. Мамедова, "число упомянутых Страбоном 26-ти племен, относящихся к задолго до страбоновскому периоду, к началу первых веков сильно сократилось. Это были албаны, гелы, леги, утии, гаргары, чилбы, сильвы, липины, цоды, каспии – автохтоны, в основном, лезгинского происхождения".
Сказанное подтверждает открытие грузинского учёного, член-корреспондента НАН, директор института рукописей им. К.С.Кикелидзе, проф. З. Н. Алексидзе, найденные несколько лет тому назад в православном монастыре Св. Екатерины на горе Синай (Египет), Лекционарий представляет собой один из древнейших сохранившихся текстов Евангелия (IV век н.э.), которые были расшифрованы с помощью удинского языка (язык лезгинской группы). Это имеет огромное значение для христианского мира.

Зная об этом, ФЛНКА впервые в России, с участием научной общественности России - Москвы, Санкт-Петербурга, Дагестана, стран дальнего и ближнего зарубежья - Австрии, Швейцарии, Франции, Германии, Грузии, Армении, Украины провела Международный научный симпозиум – «Кавказская Албания и лезгинские народы: историко-культурное наследие и современность», который состоялся 14-15 мая 2008 г. в Москве (Азербайджанские учёные в последний момент отказались участвовать в симпозиуме. Парламент Азербайджана поднял истерику вокруг симпозиума).

В  VIII в. под ударами арабского халифата началось падение Кавказской Албании. Однако на определенных территориях бывшей Кавказской Албании лезгинский народ сохранил свои государственные образования -  Лакз (VIII – ХV вв.) и Ширван (VIII – ХVI вв.).

Начиная с XVI века до начала XIX века, лезгины для сохранения своей исторической идентичности были ввергнуты в беспощадные войны против тюркских племен и Османской империи.

К концу XVIII в. почти все феодальные образования лезгин осознали, что Россия по сравнению с Ираном и Турцией является более сильной и надежной опорой, и поэтому старались укрепить отношения с ней. С 1802 г. по 1804 г. многие лезгинские ханства приняли русское подданство, и что Россия оградит  их от внешних завоевателей и сохранит единство народа.

После вхождения лезгинских земель в состав Российской империи, по непонятным в историческом смысле до сих пор причин в отношении лезгинских народов, принял очень агрессивные и антилезгинские акты:

- 11 марта 1836 года императором Николаем I было подписано особое «Положение» из 10 глав и 111 статей, регламентирующее положение Армянской Церкви. Согласно этому документу, был упразднен Албанский Католикосат, а на его месте были образованы две епархии (Арцах-Шуша и Шемаха) в юрисдикции Эчмиадзинского Патриархата Армянской Церкви.

- В 1860 году царская Россия по отношению к Лезгинскому народу совершила ещё один репрессивный акт, разделив   единый этнос на две части: между впервые созданной Дагестанской областью, Тифлисской и Бакинской губерниями.

- В 1909-1910 годах Российский Святейший Синод дал разрешение Эчмиадзинскому синоду и Эриванской армяно-григорианской консистории уничтожить старые архивные дела подведомственных епархий. По мнению многих исследователей очевидно, что среди этих архивов были уничтожены уцелевшие до тех пор архивы Албанской Церкви.

Это несмотря на то что во время Большой Кавказской войны, лезгины не воевали против России, не поддержали мюридизм. Лезгины больше были заняты противоборством с тюркской экспансией. Это является особенностью исторического прошлого, культурно-религиозной ориентации менталитета лезгин, относящиеся скорее всего не к дагестанскому менталитету, а Албано-ширванской политической системе, который себя сохранил часть албанского христианского компонента, и часть Ширвано-персидской осторожностью.

В настоящее время лезгины по неполным данным составляют более полтора миллиона человек. Согласно переписи населения 2002 года на территории России проживает 411,5 тысячи лезгин. Общая численность лезгинских народов в России составляет 615,7 тыс. человек.

Лезгинские народы компактно проживают в десяти административных районах Дагестана: Агульском, Ахтынском, Дербентском, Докузпаринском, Курахском, Магарамкентском, Рутульском, Сулейман-Стальском, Табасаранском, Хивском, а также городах Махачкала, Каспийск, Дербент и Дагестанские огни.
Общая площадь территории расселения лезгинских народов составляет 34% всей территории Дагестана.

В Азербайджане лезгины – второй по численности народ, по переписи 1989 года зафиксировано 178 тысяч. По данным экспертов в Азербайджанской Республике проживает около миллиона лезгин, в основном в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Шемахинском, Исмаилинском, Кабалинском, Варташенском, Кахском, Закатальском и Белоканском районах, в городах Баку, Сумгаит и Али-Байрамлы.

В последние полвека лезгины также расселились в таких бывших республиках СССР как Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Туркмения, а также на Украине, в Белоруссии и в странах Балтии. Многочисленная лезгинская диаспора существует в настоящее время и в Турции и Ближнем Востоке.

После того как перестала существовать Российская Империя на ее территории стали возникать временные государственные образования. В 1922 году был создан СССР, северные территории лезгин (те, которые ранее были в составе Дагестанской области) оказались в составе РСФСР, а земли «южных» лезгин оказались в составе ЗСФСР (ЗакФедерация), а с 1936 года – АзССР.

Между тем, стоит отметить, что интересы лезгинского народа и в советское время были игнорированы, обделены государственной политикой. К примеру, уступающие лезгинам в численности карабахские армяне, имея Армянскую Республику, получили автономию в Азербайджане, осетины удостоились двух автономий по обе стороны Кавказкого хребта – в России и Грузии, не остались без собственного дома – аджарцы, абхазы, адыгейцы, черкесы, кабардино-балкарцы.

После распада СССР лезгины оказались разделенными уже государственной границей между двумя суверенными государствами. На единой и общей для всех лезгин территории установился разделительный рубеж с пограничниками и таможенными постами. Даже родственники лезгин, их семьи, живущие в непосредственной близости друг от друга, в одночасье оказались по обе стороны  госграницей. Крайне обременительные правила межгосударственных отношений между Россией и Азербайджаном в сочетании с бюрократическим и коррупционным таможенно-пограничным пропускным режимом, делают жизнь лезгин, оказавшихся разделенным народом, невыносимым.

Основной причиной занижения данных о численности лезгин в пределах Азербайджанской Республики была целенаправленная политика, которая стала проводиться руководством этой республики с 1950-х годов. Её суть сводилась к нивелированию этнического многообразия, административному навязыванию лезгинам азербайджанской этнической идентичности, стремлению путем ассимиляции построить моноэтничное государство. Дело доходило до того, что в условиях социалистического развития в 50-х гг. прошлого века бесплатным образованием (высшим и средним специальным) могли быть обеспечены только те, кто числился этническим азербайджанцем. В этот период подавляющее большинство молодых представителей лезгинского народа, стремящихся к знаниям, были вынуждены регистрировать себя в качестве «азербайджанцев», оставаясь по существу свой идентичности и этнокультурному облику лезгинами. В результате этого и подобных этому государственно-бюрократических приемов численность лезгин в Азербайджане почти перестала расти. В настоящее время не менее половины представителей лезгинского народа, главным образом, из числа наиболее образованных и продвинутых в статусном отношении, принадлежат азербайджанской гражданской нации, числятся «азербайджанцами», но считают себя лезгинами, чтут и передают из поколения в поколения свою лезгинскую национальную идентичность, хранят свой язык и культуру.

Еще в советское время социально-экономическое и культурное языковое развитие лезгин Дагестана и Азербайджана стало разнонаправленным. Если в Дагестане лезгины и лезгинский язык получили официальный статус и одинаковые права с другими титульными народами, включая и азербайджанцев, то в Азербайджане лезгинам уготовили судьбу постепенного превращения в азербайджанцев. В 30-е годы в Азербайджане была прекращена работа всех социальных и культурных учреждений, которые поддерживали и развивали лезгинскую культуру и язык, а сами лезгины превратились в некоренное население и до 1956 года вынуждены были платить особый налог для того, чтобы получить образование в техникумах и вузах, расположенных в Азербайджане. Чтобы избавиться от налога надо было стать азербайджанцем. Представители интеллигенции массово переезжали в соседний Дагестан, так как лезгинские писатели и композиторы, историки и лингвисты стали в Азербайджане не нужны. В условиях тоталитарного режима только государство решало, какую культуру и язык развивать. Это нанесло культуре лезгин в Азербайджане непоправимый ущерб. Первые попытки лезгин в Азербайджане исправить ситуацию начались во время «хрущевской оттепели». Активисты преследовались партийными органами Азербайджана. Перед распадом СССР только в Кусарском районе удалось добиться изучения родного языка в лезгинских школах и то в урезанном виде и не во всех селах. Десятилетия отчуждения от родной культуры и языка сильно сказались на лезгинах Азербайджана. Люди, выросшие там, особенно те, кто проживают на южных склонах Кавказа (Исмаилинский, Кабалинский, Огузский, Кахский, Шекинский и другие районы) зачастую даже не подозревают о том, что имеют право на сохранение родного языка и культуры, у них выработалось мнение, что лезгинский язык может функционировать только внутри семьи.

После получения суверенитета Азербайджаном лезгины, проживающие там стали активно выдвигать требования о соблюдении своих прав. Провозглашая себя многонациональной страной, вынуждено принимая международные документы о признании прав нацменьшинств, Азербайджан в реальности проводит жесткую политику по подавлению инакомыслия, заставляя неазербайджанское население или покинуть республику или ассимилироваться. Уроки лезгинского и аварского языков в школах проводятся формально, отсутствует телерадиоканалы на лезгинском и аварском языках. Нет газет и журналов, которые издаются за счет бюджета государства. Репрессиям подвергаются лидеры и активисты из числа лезгин, не согласных с проводимой государством национальной политикой. Многие из них попали в тюрьмы и признаются европейскими структурами и азербайджанскими правозащитными организациями в качестве политзаключенных. Территории расселения лезгин и аварского народов в высшей степени милитаризированы, с целью морального подавления лезгинского и аварского населения на их лучшие земли без их согласия власти заселили репатриированными из Средней Азии турками-месхетинцами и беженцами из Армении и Нагорного Карабаха.  

Сегодня государственная граница, разделяющая лезгинский народ стала серьезным препятствием  для общения, сохранения родственных и общинных связей, исполнения традиционных народных обрядов. Крайне затруднены любые формы экономических, хозяйственных и торговых связей. Существует угроза форсированной ассимиляции народа, утери языка, культуры, этнокультурного единства. Пересечение границ превратилось в глубоко бюрократизированную процедуру, отнимает много времени, не всегда возможно, накладывает на граждан существенные расходы. Дело доходит до того, что родственники по разные стороны границы иногда лишены возможности присутствовать на свадьбах, похоронах, праздничных мероприятиях друг друга. Решение проблем приграничного сотрудничества и разделенных народов требуют государственного подхода, законодательного регулирования.

Произошедшие за последние двадцать лет глубокие изменения в организации государственной власти, государственного устройства вызвали в Южном Дагестане острейшие социально-экономические, политические про­блемы, требующие безотлагательного решения. Игнорирование этих проблем чревато серьёзными последствиями для самого существования Дагестана. Зна­чительную часть проблем, их остроту можно было бы снять, если бы республиканские власти не вели столь необъективную политику в отношении Южного Дагестана. Суть в том, что в нарушение исторической объективности во власти последние пятьдесят лет доминируют представители двух-трёх этнонациональных групп. Наиболее опасной характеристикой такого политического расклада явилось лоббирование этнонациональной политической элитой сво­их интересов во всех сферах жизни, особенно в экономической и кадровой. В основном это делалось за счёт ущемления интересов народов Южного Даге­стана. Наряду с громкими декларациями правящей национальной политичес­кой элиты о том. что равенство, справедливость, учёт интересов всех народов являются фундаментальными нормами общественной и политической жизни Дагестана, на самом деле проводилась политика дискриминации народов Юж­ного Дагестана во всех сферах жизни. Происходит выживание из кадрового со­става представителей лезгинского народа.

О характере действий правящей национальной политической элиты по ос­лаблению позиций представителей лезгинских народов, сохранению своего до­минирующего положения свидетельствует и вытеснение с руководящих постов представителей Южного Дагестана. За последние годы сменены десять первых лиц республиканских министерств и ведомств — представителей лезгинских народов: всегда в отношении других народов строго соблюдалась преемственность по национальному признаку. Почему то это золотое дагестанское правило в от­ношении лезгин и лезгинских народов не срабатывает?

Добившись серьёзного ослабления кадрового потенциала лезгинского на­рода на республиканском уровне, власти активно проводят работу по захвату властных рычагов города Дербента — исторической столицы Южного Дагестана. Об этом свидетельствует тот факт, что более десяти ведущих руководителей в этом городе назначены на должность — люди, которые не являются представителями коренных народов Южного Дагестана.

Как уже отмечалось, необходимо на государственном уровне принимать срочные экономические программы по снижению уровня безработицы в Юж­ном Дагестане, так как безработица создаёт отток трудоспособного населения, наиболее активного населения, прежде всего лезгинского, за пределы респуб­лики. В связи с этим особую актуальность имеет Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия доб­ровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, про­живающих за рубежом". Необходимо создать условия для возвращения лезгин на свою историческую родину. Но, как показывает реальная практика, в этом плане также есть много проблем. Многие лезгины, приехавшие на свою роди­ну — в Южный Дагестан, сталкиваются с очень большими, а порой непреодоли­мыми преградами, которые ставят перед ними местная администрация и чинов­ники при оформлении регистрации, гражданства, прописки и уж тем более по­лучении работы. Лезгины в Дагестане занимают первое место по миграции за пределы республики. Это происходит не от хорошей жизни.

Правительство Дагестана не обращает никакого внимания на своих сооте­чественников — лезгин, аварцев, рутульцев, цахуров и представителей других народов, ко­торые проживают в Азербайджане.

Разделённость лезгинского наро­да негативно отразилась и отражается на его духовном развитии. Так получи­лось, что в настоящее время у лезгинского народа нет единой истории, крайне недостаточно полноценных и целостных исследований по истории и культуре. Один древний философ говорил: народ, лишённый своей истории, обречён на вымирание.

Представи­тели некоторых народов Кавказа начали приватизировать древнюю историю лезгинского народа, кое-кто на Кавказе хочет переписать нашу исто­рию под себя. Есть даже попытки представить историю лезгин как общедаге­станскую. Получится почти то же самое, что произошло с легендарным танцем лезгинского народа – лезгинка, который сейчас считается общедагестанским. Получается что все дагестанские народы 500 лет назад собрались, каждый по одной ноте написал, и в итоге получилась лезгинка!

Лезгинский народ с реальной численностью населения более 1500000 человек и расселенный на хозяйственно целостной территории, превращен в обоих государствах в национальные меньшинства. Резко снизился правовой и социальный статус. Его историческая судьба почти целиком оказывается в распоряжении государственных органов Азербайджана, Дагестана и России.

В 1872 году указом царя Александра II в Закавказье были образованы шиитское и суннитское духовные управления, которые отныне обязаны были вести все дела, связанные с мусульманами. Они располагались в Тифлисе. Шиитов возглавлял шейх-уль-ислам, а суннитов муфтий.

Лезгины и аварцы, в отличие от большинства азербайджанских тюрок, являются мусульманами – суннитами. В Азербайджане коренные народы региона – лезгины, аварцы, рутульцы и цахуры, подвергаются притеснениям на этнической и религиозной почве. Представители этих народов неоднократно писали обращение к мировой общественности, в которых обращали внимание на проблемы, имеющиеся в Азербайджане. Власти Азербайджана в свою очередь для репрессий против представителей этих народов используют обвинение под любым предлогом.

Переименование же Лезги-мечети является частью политики Азербайджана, направленной на ассимиляцию коренных народов. Видимо в Баку считают, что, лишив коренные народы исторической памяти, их проще будет в дальнейшем ассимилировать. С этой же целью проводятся не только переименования, но и в учебниках истории практически полностью отсутствует информация по истории лезгин, аварцев и других автохтонов Азербайджана.

«Известно, что «Лезги мечеть» в комплексе архитектурных памятников Ичери-шехер числится в списках общемирового культурного достояния ЮНЕСКО с 2000 года.

«Лезги мечеть» – это история, это памятник архитектуры начала XII века, она внесена в базу данных ЮНЕСКО под этим названием. Я отношусь к этой ситуации следующим образом: это не просто попытка убрать историческое название с мечети, тем самым они хотят стереть историю лезгин, историческую память лезгинского народа.

Или, если лезгины жалуются – нам не дают на родном языке обучаться, у нас нет на родном языке газет, радио, телевидения, некоторые азербайджанские деятели сразу ищут внешних подстрекателей на стороне и сразу объявляет что это дело рук российских спецслужб.

Азербайджан должен создать элементарные условия для нетитульных национальностей, как минимум на том уровне, на котором созданы условия для азербайджанской диаспоры в Дагестане. Там азербайджанская диаспора имеет республиканскую газету, которая финансируется из бюджета Дагестана, радио на азербайджанском языке, главную редакцию азербайджанских телепередач на ГТРК. В Дербенте работают филиалы азербайджанских вузов, есть учебное заведение по подготовке преподавателей для азербайджанских школ.

Почти 200 лет Азербайджан был в составе России, их же не ассимилировали. Для них создали национальные академии, высшие учебные заведения, национальное телевидение, чтобы они как нация состоялись.

Искусственно создавать единый азербайджанский народ – это очень опасная игра для самого Азербайджана. Он, как суверенное государство, существует всего 10-15 лет, а чтобы страна состоялась как государство нужно долгое время, необходимы четкая и ясная национальная политика, правильная внутренняя политика, нормальные отношения к нацменьшинствам, надо сделать так, чтобы они ощущали себя полноценными гражданами. Хотят они или нет, гражданская нация Азербайджана на 30-40% состоит из населения неазербайджанской национальности.

Лезгинскую общественность очень беспокоит тот факт, что весь переговор­ный процесс между Россией и Азербайджаном прошёл без участия самого лезгин­ского народа, без участия его общественных институтов, без учёта его нацио­нальных интересов. Граница с Азербайджаном становится всё более жёсткой и закрытой, что очень осложняет отношения между родственниками, всеми лезгинами, проживающими по разные стороны границы. И это при том, что лез­гинам федеральными органами не раз было обещано, что граница будет про­зрачной, не будет никаких препятствий для общения лезгин, проживающих в России и Азербайджане.

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, как и вся лезгинская общественность с тревогой наблюдает за тем, как долгое время азербайджанские власти в течении многих лет грубо нарушают конституционные права и свободы, унижают и оскорбляют российских граждан - жителей двух селений Храх-Уба и Урьян-Уба, оказавшихся не по своей воле российскими анклавами внутри Азербайджана.

Последний случай связан с подписанным в прошлом году в сентябре российским и азербайджанским президентами соглашения об использовании воды приграничной реки Самур. Бурю возмущения дагестанских журналистов и блогеров вызвал те факты, что по этому соглашению граница между Россией и Азербайджаном переносится с азербайджанского берега Самура на середину реки, и что контроль за самурским гидроузлом остается в руках азербайджанской стороны. При подписании межгосударственного договора, не была решена проблема российских анклавов на территории Азербайджана. Был сделан вид, как будто их не существует.

Аналогичным образом водораспределительный гидроузел на реке Самур, относившийся к России, вдруг стал принадлежать Азербайджану. Существовавшее и ранее бесконтрольное изъятие воды азербайджанской стороной из важнейшей артерии Южного Дагестана, сток которой на 94% формируется на территории России, уже не сможет быть оспорено Россией. Более того, данное решение было принято на фоне острой нехватки питьевой воды и воды для сельскохозяйственных нужд в низинных районах Южного Дагестана и городе Дербенте.

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия использовала все способы для привлечения властных структур к проблеме анклавов Храх-Уба и Урьян-Уба, брошенных Российской Федерацией на произвол судьбы, отправляя письма в МИД РФ, Правительство РФ, Аппарат Полномочного представительства Президента РФ в СКФО и общаясь с их представителями. Однако власть осталась глуха к проблемам своих граждан. Многочисленные обращения и митинги, инициированные жителями самих сел также остались без должной реакции. Более того, чтобы оправдать свою позицию, МИД исказил реальную историческую основу возникновения анклавных поселений россиян в Азербайджане. А наш южный сосед в лице своих чиновников продолжает применять разные репрессивные методы в отношении храхубинцев и урьянубинцев при попустительстве российской стороны.

Надеемся, что сегодняшние слушания будут услышаны Российскими и Азербайджанскими властями и будут предприняты соответствующие меры для решения жизненно важных проблем лезгинского народа.

ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Революционный труд Albania Caucausica

Значение Дербента для сознания лезгинских народов огромно

Где жили лезгины в XVIII веке

Общественная Палата РФ совместно с ФЛНКА организуют слушания, на тему ''Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество''

Общественная Палата РФ совместно с ФЛНКА организуют слушания, на тему ''Разделенные народы России: правовой статус и трансграничное сотрудничество''

Комментарии (0)

Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия