ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Особое мнение

Табасараны

     ТАБАСАРАНЫ, табасаран (самоназвание), народ в России. Численность в Российской Федерации 93,6 тысяч человек табасараны - коренное население Дагестана. Численность в Дагестане 78,2 тысяч человек. Живут в юго-восточной части Дагестана (Хивский и Табасаранский районы), на равнине (Дербентский район), а также в предгорной зоне Табасаранского района. Общая численность 97,5 тысяч человек. Говорят на табасаранском языке лезгинской подгруппы дагестанских языков. Диалекты: северный и южный. Литературный язык на основе южного диалекта. Письменность на основе кириллицы. Распространены также азербайджанский (Табасаранский район) и лезгинский (Хивский район) языки. Верующие - мусульмане-сунниты.

      Табасараны упоминаются и в «Армянской географии» (7 в.). До начала 19 в. на территории табасаран существовало два владения: во главе с кадием (Северный Табасаран) и майсумом (Южный Табасаран), которые делились на бекства. Кроме владений существовали союзы сельских обществ (Кырах, Чуркул, Кухрук, Сувак, Нитриг, Дрич и др.). В 1-й половине 19 в. Табасаран был присоединён к России. Основные занятия табасаран - земледелие (зерновые - пшеница, ячмень, рожь, просо, полба, кукуруза; бобовые - горох; огородные и бахчевые культуры, садоводство, виноградарство) и скотоводство (в Нижнем предгорье - преимущественно выгонно-стойловое с преобладанием крупно рогатого скота - коровы, быки, буйволы; в Верхнем предгорье - отгонное, главным образом овцы). Традиционные ремёсла - ковроткачество (известные центры – сс. Хучни, Аркит, Тинит, Ерси), обработка дерева (сс. Хурик, Ханаг, Джули), гончарство (Джули), узорное ткачество, резьба по дереву и камню, кузнечное производство, шерстяное, бумажное, льняное ткачество, валяние шерсти (изготовление войлочных изделий), выделка кожи, изготовление узорчатых носков (джорабов). Из ремёсел сохраняются производство ковров и ковровых изделий (ворсовых и безворсовых), изготовление узорчатых джорабов, деревянной утвари.

      Селения имели ступенчатую, скученную или более свободную, разреженную горизонт, планировку. Для горных поселений характерно расположение на естественно укреплённых местах (по склонам гор), непригодных для земледелия. В каждом селении был гим (годекан), который обычно располагался около кузницы, позднее около мечети; здесь решались хозяйственные важнейшие и общественные дела, касающиеся всего селения. Традиционные жилища каменные, чаще двухэтажные с жилыми комнатами на втором этаже, большими лоджиями или галереей на аркаде или навесными балконами, объединялись с хозяйственными помещениями в один комплекс. Дома Г-образные, П-образные и квадратные в плане, с плоской земляной крышей и внутренним двориком. Многие дома имели опорный центр, столб «мурхвал», часто украшенный резьбой.

      Традиционный мужской костюм общедагестанского типа - нательная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы и папахи; обувь - низкая кожаная - дирихи (типа постолов) с суконными или войлочными ноговицами, вязаными шерстяными носками, мягкие кожаные сапоги, башмаки без задников на деревянной подошве. Украшением мужской одежды являлись пояс с металлическими пряжками, подвесками, пластинками, оружие (кинжал) и газыри. Традиционный женский костюм - туникообразное платье, шаровары, головной убор - чухта и платки, пояс (целиком серебряный либо позолоченный; из плотного материала с серебряной пряжкой впереди); нагрудное украшение из серебряных монет, налобное украшение, нашивное украшение -передник, обшитый монетами; кольца, серьги, браслеты. Украшениями служили серебряные застёжки, нашивные подвески, монеты, пластинки. Обувь - кожаные чувяки и шерстяные носки джорабы с цветным орнаментом. Традиционный костюм почти вытеснен современной одеждой. Пища табасаран - растительная (зерно, бобы, дикорастущие травы) и мясо-молочная. Основное повседневное блюдо - хинкал с мясом и без мяса. Приправой для хинкала служили: кислое молоко с чесноком и толчёными орехами. Готовили пироги с начинкой (из дикорастущих трав, творога, варёного на молоке риса, рубленного мяса, из требухи, яиц и молока), блины. Готовили голубцы, пельмени, плов, каши (крупяные, мучные), блюда из птицы. Молочные продукты: свежее и кислое молоко, творог, сметана, масло, сыр, айран (пахта). Хлеб (лепешки) на закваске, реже пресный. Употребляли в пищу овощи, зелень, фрукты (садовые, дикорастущие), сладости. Основной напиток - айран.

      Родственные группы у табасаран обозначаются терминами тухум, насил, джинс, къам, мераcap. Наиболее употребляемое из них - тухум. Джамаат состоял из нескольких тухумов. Каждый тухум когда-то имел закреплённые за собой пахотные земли, лес, сенокосные и пастбищные участки, мельницы, загоны для скота. В традиционном общественном быту табасаран стойко сохранялись обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести; существовали различные формы искусственного родства - побратимство, отдача в др. семьи малолетних детей на воспитание (аталычество) и передача ребёнка на кормление в дом зажиточного крестьянина.

      Счёт родства ведётся по отцовской и материнской линиям. В 19 в. преобладала малая семья, но до начала 20 в. распространены неразделённые семьи, состоявшие из трёх, а иногда и более поколений и включавшие в свой состав несколько брачных пар. Непременное условие внутрисемейных отношений - заботливое, уважительное отношение к женщине (жене, матери, сестре, дочери).

      Высокого уровня достигло искусство художественной обработки дерева, в том числе орнамент, резьба. Достаточно полно представлены различные жанры фольклора (легенды, предания, мифы, исторические сказания, притчи, сказки – волшебные, бытовые, обрядовые и внеобрядовые песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор). Из народных праздников наиб, древний - «эбелцен» (праздник весны). Табасараны создали богатый музыкальный и танцевальный фольклор. Разнообразны музыкальные инструменты: чунгур, саз, тар, зурна, дудук, свирель, бубен.