Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Выступление Гусейнова А. А.

Гусейнов А. А. Спасибо.

          Я в известном смысле смущен, потому что не знаю, в каком качестве здесь выступить. Мои коллеги из академии, которые выступали до меня, профессио­нально занимаются этими вопросами, рассуждают о них со знанием дела и знают проблему намного лучше. Даже Валерий Александрович Тишков намного лучше знает лезгинские проблемы, чем я. Я могу поэтому высказать только не­которые соображения, основанные на моих собственных наблюдениях, на лич­ном опыте лезгина.

          Я хотел бы остановиться на двух небольших моментах. Первый — это, если можно так сказать, лезгинское самосознание (хотя Энвер Фридович Кнсриев запретил нам тут говорить о таком интеллигентски неопределённом уровне фи­лософских размышлений). Но тем не менее, мне кажется, всё-таки здесь есть какой-то предмет разговора. И второй момент, который я обозначил бы как "мо­сковские лезгины".

          Я хочу рассказать одну короткую притчу, касающуюся лезгинского само­сознания. Её в своё время я узнал от очень известного лезгина — это мой тёзка Абдусалам Кадырович Айдинбеков, которого знают все лезгины. Речь шла о конце XIX — начале XX века, о том периоде, когда из Баку в Дагестан и обратно ещё ходили пешком. Два лезгина пешком шли домой из Баку, где они работали разнорабочими, и по пути затеяли игру "Человек и Бог". Один залезает на оре­ховое дерево — это Бог, а другой снизу задаёт ему вопросы. Стоящий внизу спрашивает: "Аллах, для чего ты придумал русских?" — "Русских, — отвечает сидящий на дереве, — для того, чтобы были офицеры, чтобы они командова­ли". — "Аллах, а для чего ты придумал азербайджанцев?" — "Чтобы торговали, чтобы торговля была". — "Аллах, а для чего ты придумал евреев?" — "Чтобы они ювелирным делом занимались". — "Аллах, а для чего ты придумал лезгин?" — "Кого?" — "Лезгин". — "Я о таких не слышал".

          Я думаю, что эта притча в каком-то смысле характеризует самосознание лезгин стопятидесятилетней — двухсотлетней давности. Когда я, например, чи­таю наших поэтов второй половины XIX века, я не могу отделаться от ощуще­ния пессимизма, даже какого-то трагизма, какого-то удручающе безрадостного мировосприятия.

          С тех пор ситуация, конечно, существенно изменилась. Последние сто лет были годами бурного развития и расцвета лезгин. Очень плодотворными в этом отношении были, конечно, советские годы, ну и последние двадцать лет: появи­лись национально ориентированные движения, газеты, возрождены символы, праздник Шарвили и так далее. При всех заблуждениях, ошибках и так далее всё это тоже, я думаю, способствовало развитию лезгинского самосознания. и сейчас, конечно, лезгины уже не чувствуют себя народом, забытым Богом, скорее наоборот, есть сознание, что лезгины — это какой-то особый этнос, если не Богом избранный, то по меньшей мере имеющий в связи со своей древно­стью особые претензии. Например, есть попытки на основе лезгинского языка расшифровать микенскую письменность и так далее. То есть здесь уже, конеч­но, совсем другое мироощущение и мировосприятие.

          Но тем не менее существует проблема, связанная с лезгинским самосозна­нием, она была уже обозначена в докладе Энвера Кисриева и в содокладах, которые здесь прозвучали, — это разделённость лезгин. Возможно, этот термин — "разделённые народы" — какой-то неточный, грубый, опасный, как очень хоро­шо сказал Аликберов, опасный с точки зрения возможных выводов, что коль есть разделённые народы, то давайте их соединять и так далее. Всё-таки, как бы мы ни хотели, ни один лезгин не может, мне кажется, отвлечься от того факта, что единый этнос и единая культура оказались разделёнными, разрезанными. Понимаете? Конечно, существуют и другие (я буду пользоваться этим услов­ным термином "разделённый народ") разделённые народы, к примеру аварцы, адыги и так далее. Их много, но мы в данном случае говорим о лезгинах. И лез­гины, во всяком случае по сравнению с сопоставимыми с ними народами, име­ют по меньшей мере две существенные особенности. Этого нельзя забывать.

 

 

 

 

 

Председательствующий.Сколько вам ещё нужно времени? Вы восемь ми­нут выступаете.

 

 

Гусейнов А. А.Сейчас завершаю.

          Лезгинский этнос и культура, они не просто разделены, а разделены попо­лам. Понимаете, пополам! Когда тело без руки — это тоже плохо, но жить мож­но, без ноги можно, а если тело разрублено пополам, то это уже нежизнеспособ­ное тело. И конечно, от этого нельзя отмахнуться. А вторая особенность в том, что обе половины оказались в приграничной зоне. Раньше проблему разделён-ности как-то решали на житейском уровне, а сейчас решить эту проблему без участия государства уже невозможно, поэтому она должна быть поднята на го­сударственный уровень, на уровень отношений между Азербайджаном и Росси­ей. И поднята причём, как здесь правильно говорили, не в смысле каких-то пре­тензий, а в смысле того, чтобы эта проблема стала сферой сотрудничества двух государств.

          И в этом смысле, Евгений Николаевич, большое вам спасибо за организа­цию такого "круглого стола", потому что сам факт его проведения означает, что эта проблема поднимается на федеральный уровень. И для нас, конечно, это ис­ключительно важно.

          Касаясь московских лезгин, я буквально одно хочу сказать. Здесь, в Моск­ве, конечно, много лезгин, очень многие в науке, в образовании, в бизнесе рабо­тают, очень многие добились хорошего положения и так далее. И здесь есть свои проблемы культурного общения. Но самое главное, мне кажется, в том, что потенциал московских лезгин не используется для решения проблем Южного Дагестана. Понимаете? Я не знаю, в какой конкретной форме это должно про­исходить, но такие формы должны быть найдены. Я думаю, должны появиться такие интеллектуальные проекты, где бы и московские лезгины, и дагестанцы, и лезгины, которые живут в Дагестане, и учёные Дагестана могли бы участво­вать в решении проблемы.

          По своему личному опыту могу сказать, Валерий Александрович: что каса­ется российской идентичности и лезгинской идентичности, то у лезгин такой проблемы нет. Вот нет такой проблемы абсолютно! Более того, я не знаю, в эт­нологии фиксировали ли такой момент или нет, но, по моим наблюдениям, чем глубже, полнее, искреннее лезгины интегрированы в русскую культуру, тем глубже они осознают и свою, лезгинскую идентичность. Понимаете? То есть интеграция в русскую культуру оказывается не препятствием, а, наоборот, условием и фактором, которые способствуют нашей лезгинской идентичности. И это моё наблюдение, я думаю, касается не только лезгин.

          Спасибо. Ещё раз извините, Евгений Николаевич, что не совсем рассчитал время.

 

 

Председательствующий.Спасибо.

          Я хочу поддержать Абдусалама Адбулкеримовича в его выводах о россий­ской и лезгинской идентичности. Хочу один пример привести, он меня, конечно, порадовал. Я недавно узнал, что в Махачкале установили памятник русской учительнице. Никто не заставлял этого делать, никто не требовал. Это оценка тем годам (конец XIX—XX век), когда русский народ внёс существенный вклад в просветительство народов, проживающих в Дагестане. Вот это и есть нагляд­ный пример того, как мы должны работать.

         Слово предоставляется Мартынову Вадиму Евгеньевичу, он представляет Министерство регионального развития Российской Федерации. Пожалуйста.

 

Выступает Мартынов В. Е. - Подробнее >>

 

Навигация заседания круглого стола:

Вступительное слово Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимова Евгения Николаевича

Доклад заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН доктора социальных наук Кисриева Энвера Фридовича

Содоклад Председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свобо­ды совести Тишкова Валерия Александровича

Содоклад заведующего сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН Аликберова Аликбера Калабековича

Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича

Выступление заместителя  начальника  отдела Межнациональных отношений Министерства ре­гионального развития Российской Федерации Мартынова Вадима Евгеньевича

Выступление президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Керимова Арифа Пашаевича

Выступление президента Фе­деральной национально-культурной автономии азербайджанцев в Рос­сии (АЗЕРРОС) Садыкову Союну Касым оглы

Выступление депутата Государственной Думы,  президента Ассамблеи на­родов России Смирновой Свет­ланы Константиновны

Выступление Ректора института "Юждаг" Республи­ки Дагестан Османова Наримана Османовича

Выступление декана отделения факультета международных отношений дипломатической акаде­мии МИД России Семедова Семеда Абакаевича

Выступление профессора Дагестанского государственного педагогического университета Абдурагимова Гаджи Аслановича

Выступление первого за­местителя министра по национальной политике, информации и внешним свя­зям Республики Дагестан Ильясова Зикруллы Зияфдиновича

Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича

Подведение итогов круглого стола

Рекомендации круглого стола

 

Фотоальбом: Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана (круглый стол - 2006 год.)



ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА