Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Особое мнение

Главное

Выступление Ильясова 3. 3.

Ильясов 3. 3. Спасибо, Евгений Николаевич.

          Уважаемые коллеги, я вначале хотел бы обратить ваше внимание, что сегод­ня речь идёт о развитии, о проблемах южного региона Дагестана. Это неболь­шая территория, но посмотрите, сколько проблем здесь перекликается, пересе­кается, по скольким проблемам необходимо решение, чтобы обеспечить устой­чивое социально-экономическое развитие этого региона.

          В этой связи я хочу сказать, что в Российской Федерации необходимо соз­дать министерство по национальной политике, а не министерство, которое за­нимается этими проблемами наряду с другими вопросами.

          Что касается Республики Дагестан. В Российской Федерации восемьдесят восемь субъектов, но Дагестан является как бы особым регионом для Российской Федерации, особым в силу сложившихся обстоятельств, в силу его геопо­литического положения и в силу сложившихся межэтнических отношений. Вот для того, чтобы обеспечить развитие всех наций, народностей, этносов, насе­ляющих эту республику ещё со времён оных, были разработаны соответствую­щие программы развития национальных отношений в Республике Дагестан.

           В 1993 году была создана ещё одна такая же программа, в её разработке участвовала общественность, и сроком её завершения был указан 1997 год, а в 1996 году была разработана концепция Российской Федерации по нацио­нальной политике. К сожалению, несмотря на то, что субъекты Российской Федерации должны были разработать соответствующие собственные програм­мы, после 1997 года они не появились. Почему? Потому что мы ждали приня­тия концепции национальной политики на Северном Кавказе. В этой концеп­ции и должен был быть пункт о соответствующих программах субъектов, в том числе и Дагестана. Но, к сожалению, этот документ не появился, и прошедшие десять лет показали, насколько трудно обеспечить социально-экономическое развитие и этническую стабильность в регионе без координации действий всех наций и народностей.

          Следует отметить, что есть "Конституция горца" Расула Гамзатова, навер­ное, вы читали, есть другие положения, принципы, которые нигде не зафикси­рованы, но в Дагестане они учитываются всегда. Прежде всего это принцип, что решение проблем одной народности невозможно ценой ущемления прав дру­гих народностей. Такая позиция ставится во главу угла. Говоря о том, в каком положении сегодня находится регион Южного Дагестана, нужно отметить, что не во всех вопросах здесь необходимо вмешательство федерального центра, что есть ряд регионов Республики Дагестан, которые находятся в худшем состоя­нии. Я могу привести множество примеров. Возьмём Ахтынский район, относя­щийся к южной зоне республики, который по социально-экономическим пока­зателям среди двадцати трёх районов занимает 12-е место. Или Табасаранский район, который среди восьми районов занимает 3-е место. О Дербентском рай­оне и некоторых прочих мы не говорим. По отдельным показателям эти районы выходят на первые позиции, как, например, по объёму производства основных видов сельскохозяйственной продукции на душу населения. Это Докузпарин-ский район с 20 тысячами рублей на душу населения, в то время как в горном Унцукульском районе этот показатель составляет 4 тысячи 400 рублей. Сегод­ня задача руководства состоит в том, чтобы обеспечить развитие всех. Вообще, что касается Республики Дагестан в масштабах Российской Федерации, то стартовые условия нашего вхождения в рынок сильно отличались от условий других регионов. Как вступал Дагестан в рынок, мы прекрасно знаем. Как ре­зультат, сегодня средняя зарплата дагестанца — одна треть от средней по Рос­сии. В такой ситуации говорить о том, что это вина только руководства респуб­лики, не совсем правильно.

           Приходится отметить, что порой проходит не совсем достоверная инфор­мация о Дагестане, о развитии его регионов, вообще о складывающейся здесь ситуации. Сегодня Нариман Османович сказал здесь о большой безработице в Дагестане. Да, совершенно правильно, в республике огромное количество без­работных. Почему? До 1992 года Дагестан был регионом-донором, теперь он оказался в дотационном положении. Здесь надо учитывать, что в Республике Дагестан около шестидесяти тысяч человек было занято в промышленности, на наших заводах, которые были ориентированы в основном на оборонную от­расль. В ходе проводимых в 90-е годы реформ — конверсии и прочего — они были вынуждены перейти на производство тарелок, вилок и так далее. Переход на новые производственные процессы — это очень сложное мероприятие, тре­бующее времени. Сегодня предприятия как-то становятся на ноги, и наша зада­ча в том, чтобы помочь в этом плане региону.

          Нельзя не сказать и о границе. Граница изначально административная, ста­ла государственной границей, и в этом суть трагедии. Но, слава богу, со време­нем в результате мер, принятых руководством республики, руководством Рос­сийской Федерации, мы пришли уже к цивилизованному отношению к грани­це. Это атрибут нашей государственности, от которого никуда не деться. И отношения, которые сегодня складываются с пограничниками, должны быть такими, чтобы не создавать дополнительные проблемы. А эти проблемы созда­ются. Иногда мы рапортуем, что на границе нарушителей задержано, допустим, четыреста человек, но из них триста восемьдесят — это бабушки, которые за своей козой перешли на ту сторону. И не надо на этих показателях делать поли­тику, эксплуатировать эту тему во вред народам. Есть другой момент (об этом, к сожалению, сегодня никто не сказал), другая сторона этой проблемы — это ог­раничения, которые в связи с войной в Чечне и антитеррористическими меро­приятиями Российской Федерации были введены на границе. Одна-две пози­ции этих ограничений сняты, но в целом они до сих пор с 1995 года сохраняют­ся. Сегодня жизнь показывает, что для безопасности Дагестана, Российской Федерации эти ограничения уже не нужны, но зато они наносят ущерб эконо­мике Дагестана.

         Что касается выполнения программ "Юг России" и "Юг Дагестана", я со­гласен с Гаджи Аслановичем, надо включить в рекомендации пункт, проверить, как идёт выполнение. В целом ситуация неплохая, но есть вопросы, решение которых тормозится, может быть, не по вине Республики Дагестан. В республике специально были разработаны программы "Юг" и "Горы". Программа "Горы" сегодня свёрнута, она, как говорится, приказала долго жить, но программа "Юг" в силу значимости мероприятий, которые в эту программу включены, должна жить и здравствовать. Это наша позиция.

 

 

 

          Теперь что касается представительства во власти. Я некоторое время тому назад принимал участие в международном симпозиуме по кадрам в Москве. В нём участвовало около семидесяти стран мира, и ни в одном из выступлений на симпозиуме не было сказано, что представительство должно определяться по национальному признаку. Тем не менее в Дагестане этому критерию прида­ётся большое значение.

 

 

Председательствующий. Сегодня у нас "круглый стол", и я бы не хотел, чтобы мы здесь оправдывались.

 

 

Ильясов 3. 3. Евгений Николаевич, я поднимаю эти вопросы, чтобы все знали, какова ситуация. А что касается нашей сегодняшней задачи, то это коор­динация усилий всех сторон, задействованных в её решении. Проблемы я не стану перечислять, но мы, как представители разных органов, общественных объединений и организаций, собрались здесь для того, чтобы выработать общие рекомендации. Учитывая, что здесь присутствуют представители ряда мини­стерств, представители миграционной службы, хотелось бы обратить внимание на множество проблем, которые возникают с теми дагестанцами-россиянами, которые не имеют паспортов. Они переселились из Азербайджана, из Средней Азии и не имеют паспортов. Этому вопросу я просил бы уделить внимание.

         И последнее. Есть указ Президента Российской Федерации об оказании содействия гражданам, соотечественникам, которые изъявили желание вер­нуться в Российскую Федерацию. В случае с Дагестаном нужно проявить очень большую осторожность. Во-первых, в соответствии с указом президента ни в одну из трёх категорий Республика Дагестан не входит. Мы являемся одной из республик, где высока плотность населения, поэтому к размещению пересе­ленцев в республике надо отнестись осторожно.

 

 

Председательствующий. Спасибо. Слово предоставляется Шахлару Санаеву.

 

Выступает Санаев Ш. Ф. - Подробнее >>

 

Навигация заседания круглого стола:

Вступительное слово Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимова Евгения Николаевича

Доклад заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН доктора социальных наук Кисриева Энвера Фридовича

Содоклад Председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свобо­ды совести Тишкова Валерия Александровича

Содоклад заведующего сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН Аликберова Аликбера Калабековича

Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича

Выступление заместителя  начальника  отдела Межнациональных отношений Министерства ре­гионального развития Российской Федерации Мартынова Вадима Евгеньевича

Выступление президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Керимова Арифа Пашаевича

Выступление президента Фе­деральной национально-культурной автономии азербайджанцев в Рос­сии (АЗЕРРОС) Садыкову Союну Касым оглы

Выступление депутата Государственной Думы,  президента Ассамблеи на­родов России Смирновой Свет­ланы Константиновны

Выступление Ректора института "Юждаг" Республи­ки Дагестан Османова Наримана Османовича

Выступление декана отделения факультета международных отношений дипломатической акаде­мии МИД России Семедова Семеда Абакаевича

Выступление профессора Дагестанского государственного педагогического университета Абдурагимова Гаджи Аслановича

Выступление первого за­местителя министра по национальной политике, информации и внешним свя­зям Республики Дагестан Ильясова Зикруллы Зияфдиновича

Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича

Подведение итогов круглого стола

Рекомендации круглого стола

 

Фотоальбом: Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана (круглый стол - 2006 год.)