Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Особое мнение

Главное

Выступление Керимова А. П.

Керимов А. П. Спасибо, Евгений Николаевич.

          Уважаемые участники "круглого стола"! Разрешите от имени президиума Федеральной лезгинской национально-культурной автономии выразить благо­дарность за поддержку в проведении данного "круглого стола" председателю Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимову Евге­нию Николаевичу, работникам аппарата Комитета Государственной Думы по делам национальностей.

          Произошедшие за последние десять — пятнадцать лет глубокие изменения в организации государственной власти, государственного устройства вызвали в Южном Дагестане острейшие социально-экономические, политические про­блемы, требующие безотлагательного решения. Игнорирование этих проблем чревато серьёзными последствиями для самого существования Дагестана. Зна­чительную часть проблем, их остроту можно было бы снять, если бы некоторые республиканские власти не вели столь необъективную политику в отношении Южного Дагестана. Суть в том, что в нарушение исторической объективности во власти последние десять лет доминируют представители двух-трёх этнонациональных групп. Наиболее опасной характеристикой такого политического расклада явилось лоббирование этнонациональной политической элитой сво­их интересов во всех сферах жизни, особенно в экономической и кадровой. В основном это делалось за счёт ущемления интересов народов Южного Даге­стана. Наряду с громкими декларациями правящей национальной политичес­кой элиты о том. что равенство, справедливость, учёт интересов всех народов являются фундаментальными нормами общественной и политической жизни Дагестана, на самом деле проводилась политика дискриминации народов Юж­ного Дагестана во всех сферах жизни. Происходит выживание из кадрового со­става представителей лезгинского народа, рутульского, агульского народов, да и самого азербайджанского народа тоже.

          Узловым звеном взаимоотношений между органами государственной вла­сти республики и органами местного самоуправления является укрепление до­ходной базы бюджетов городов, районов и сёл. Именно в этих вопросах наибо­лее выразительно проявляется дискриминационный характер экономической политики правящей национальной политической элиты. Это касается прежде всего бюджетного финансирования, распределения кредитов, субсидий, инве­стиций, финансирования строительства предприятий, дорог, электростанций и так далее.

          О характере действий правящей национальной политической элиты по ос­лаблению позиций представителей лезгинских народов, сохранению своего до­минирующего положения свидетельствует и вытеснение с руководящих постов представителей Южного Дагестана. За последние годы сменены десять первых лиц республиканских министерств и ведомств — представителей лезгинских народов (я не буду называть фамилии): министр образования, прокурор рес­публики, постоянный представитель Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, руководители Роскомзема, антимонопольного управ­ления и другие, перечень можно продолжить. Ранее в Дагестане во всех случаях при замещении руководящих должностей строго соблюдалась преемственность по национальному признаку. Почему же это золотое дагестанское правило в от­ношении лезгин и лезгинских народов не срабатывает?

          Добившись серьёзного ослабления кадрового потенциала лезгинского на­рода на республиканском уровне, власти активно проводят работу по захвату властных рычагов города Дербента — исторической столицы Южного Дагестана. Об этом свидетельствует тот факт, что более десяти ведущих руководителей в этом городе назначены на должность — назначены, не избраны, и люди эти не являются представителями коренных народов Южного Дагестана.

          Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что при катастрофиче­ской безработице в пограничных лезгинских районах кадры пограничных и та­моженных служб в основном укомплектованы представителями других, неко­ренных народов. И получается, что среди контрактников пограничной службы всего 5 процентов приходится на представителей Южного Дагестана, 95 про­центов — Севера, Амурской области, Дальнего Востока, Северного Дагестана. В руководстве крупных хозяйственных объектов Республики Дагестан (это объекты федерального значения), таких как ООО "Дербентстрой", Махачка­линский морской порт, ОАО "Дагэнерго", ОАО "Дагнефть", ОАО "Дагтазпром", ОАО "Дагсвязьинформ", Кизлярский и Дербентский коньячные комбинаты, Управление железной дороги, вообще нет ни одного лезгина или представителя лезгинских народов, а это бюджетообразующие хозяйствующие субъекты Рес­публики Дагестан.

          Как уже отмечалось, необходимо на государственном уровне принимать срочные экономические программы по снижению уровня безработицы в Юж­ном Дагестане, так как безработица создаёт отток трудоспособного населения, наиболее активного населения, прежде всего лезгинского, за пределы респуб­лики. В связи с этим особую актуальность имеет Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия доб­ровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, про­живающих за рубежом". Необходимо создать условия для возвращения лезгин на свою историческую родину. Но, как показывает реальная практика, в этом плане также есть много проблем. Многие лезгины, приехавшие на свою роди­ну — в Южный Дагестан, сталкиваются с очень большими, а порой непреодоли­мыми преградами, которые ставят перед ними местная администрация и чинов­ники при оформлении регистрации, гражданства, прописки и уж тем более по­лучении работы. Лезгины в Дагестане занимают первое место по миграции за пределы республики. Это происходит не от хорошей жизни.

 

 

          Больше всего лезгин проживает в Тюменской области, почти 22 тысячи. Я спрашиваю: "Почему вы не живёте в прекрасных землях, на Каспийском море? Там всё есть, Бог всё дал". Отвечают: "Не можем получить статус бежен­ца, статус вынужденного переселенца". Чем занимаются федеральные миграци­онные службы?! Мы не можем назвать ни одного лезгина, который имел бы ста­тус беженца. Как будто лезгинские территории — запрет для лезгин.

          Я думаю, так больше продолжаться не может. В сложившейся ситуации нужны принципиальные изменения. Я уверен, что лезгинский народ больше так жить не хочет, тем более его молодой кадровый корпус, его бизнес-элита. Они не согласны с таким образом жизни.

          2006 год в Азербайджане объявлен Годом России, уже через месяц он за­канчивается. Все вы знаете, что прошлый год был Годом Азербайджана в Рос­сии. Правительство Дагестана не обращает никакого внимания на своих сооте­чественников — лезгин, аварцев, цахуров, представителей других народов, ко­торые проживают в Азербайджане. Не проводятся никакие встречи, никакие культурные мероприятия. В Баку, как вы знаете, есть филиал Дагестанского госуниверситета. Мы радовались, когда открывали филиал, думали, там будут готовить педагогические кадры для этнических лезгинских и аварских школ. Вместо этого в университете работают факультеты юриспруденции, экономики и менеджмента. Лезгинам и аварцам, проживающим в Азербайджане, плевать на это! Кроме того, в Республике Азербайджан существует постоянное предста­вительство Республики Дагестан, но абсолютно игнорируются все проблемы лезгин, аварцев в Азербайджане. Никакой работы не проводится по сохранению родных языков, культуры, обычаев. Должна же республика в отношении таких руководителей принять какие-то меры!

          Лезгинскую общественность очень беспокоит тот факт, что весь переговор­ный процесс между Россией и Азербайджаном идёт без участия самого лезгин­ского народа, без участия его общественных институтов, без учёта его нацио­нальных интересов. Граница с Азербайджаном становится всё более жёсткой и закрытой, что очень осложняет отношения между родственниками, всеми лезгинами, проживающими по разные стороны границы. И это при том, что лез­гинам федеральными органами не раз было обещано, что граница будет про­зрачной, не будет никаких препятствий для общения лезгин, проживающих в России и Азербайджане.

          Уважаемые участники "круглого стола"! Разделённость лезгинского наро­да негативно отразилась и отражается на его духовном развитии. Так получи­лось, что в настоящее время у лезгинского народа нет единой истории, крайне недостаточно полноценных и целостных исследований по истории и культуре. Один древний философ говорил: народ, лишённый своей истории, обречён на вымирание.

          Как вы знаете, к лезгинской группе языков относятся в Южном Дагестане языки лезгин, табасаранов, рутулов, цахуров, а в Азербайджанской Республике удинов, хиналугов, крызов, будухов. Известные советские и российские учё­ные-кавказоведы Кушнарёв, Чебаношвили, Авдеев, Яновский в своих научных трудах доказали, что ранняя этническая история лезгин и народностей лезгин­ской группы связана именно с государством Кавказская Албания. Представи­тели интеллигенции некоторых народов Кавказа и сотрудники Дагестанского научного центра Российской академии наук начали приватизировать древнюю историю лезгинского народа, кое-кто на Кавказе хочет переписать нашу исто­рию под себя. Есть даже попытки представить историю лезгин как общедаге­станскую. Получится почти то же самое, что произошло с легендарным танцем лезгинского народа. Помните, в советские времена был грузинский народный танец лезгинка? Почему-то лезгины грузинский танец создали. А сейчас уже весь Дагестан говорит, что лезгины — братья, поэтому пусть это будет общеда­гестанский танец. Я в десятках статей читал, что лезгинка — общедагестанский танец. Все дагестанские народы 500 лет назад собрались, каждый по одной ноте написал, и в итоге получилась лезгинка!

          Мы должны очистить древнюю историю лезгинского народа от искажений со стороны нечистоплотных политиков. С этой целью предлагается создать ре­дакционный совет из авторитетных учёных из академических и вузовских уч­реждений Российской Федерации для создания объективного научного труда по истории лезгинского народа.

           Уважаемые участники "круглого стола"! Я хотел бы в проект рекомендаций данного "круглого стола" внести некоторые мои предложения.

          Первое. В рамках реализации национального проекта "Развитие агропро-мышленного комплекса" восстановить заводы по разведению рыб на террито­рии Магарамкентского района Республики Дагестан.

          Второе. Правительству Республики Дагестан выделить земельные участки в городе Дербенте и Дербентском районе под строительство жилья для соотече­ственников-лезгин, желающих вернуться на историческую родину. В рамках реализации национального проекта "Образование" Министер­ству образования и науки, Правительству Российской Федерации выделить определённую квоту в вузах Российской Федерации для абитуриентов — представителей лезгинских народов с Северного Кавказа и из стран СНГ. Разработать программу по подготовке специалистов по филологии, исто­рии, археологии, мифологии и культурному наследию лезгин и лезгино-язычных народов в системе образования Российской Федерации.

          Третье. В области внешней политики. Рассмотреть вопрос о назначении советником посла Российской Федерации в Азербайджанскую Республику представителя лезгинского народа. Открыть консульство Российской Федерации в городе Кусары Азербайджан­ской Республики, где компактно проживают лезгины. Предусмотреть наличие лезгинских мероприятий в рамках проведения Года России в Азербайджане.

          Четвёртое. Общественной палате Российской Федерации провести общественные слушания по проблемам экологии, социально-экономического разви­тия Южного Дагестана, проблемам лезгин и трансграничных связей.

          Пятое. Федеральному Собранию Российской Федерации подготовить законопроект о правовом статусе разделённых народов — русских, лезгин, осетин.

           Благодарю за внимание.

 

 

Председательствующий. Я думаю, что мы все предложения изучим. Я не знаю, как быть с предложением дать Общественной палате поручение изучить, провести и так далее. Валерий Александрович присутствует здесь, наверное, он сделает выводы.

          Что касается вопроса о правовом статусе разделённых народов, я, как пред­седатель комитета, не взялся бы так, с ходу, за решение этого вопроса. Если у вас есть совместные с учёными наработки, давайте, я готов и группу создать, и поработать в этом направлении. Но так просто записать и решить этот во­прос... это невозможно.

          Всё, что касается производственных вопросов, — я думаю, что многие из них закономерно поставлены, — их можно рассмотреть и внести в рекоменда­ции. Не случайно я назвал, представители каких министерств присутствуют, потому что мы к ним обратимся, мы с ними ещё посоветуемся, как дипломатич­но обратиться в адрес МИД Российской Федерации и в адрес МИД Азербайд­жана для решения ряда вопросов.

          И конечно, кто Арифа Пашаевича не знает, может подумать, что его высту­пление — это гром среди ясного неба. Такие выражения, как "дискриминацион­ная политика", я бы осторожнее употреблял.

           Наш "круглый стол" собрался для того, чтобы проанализировать ситуа­цию и выдать рекомендации. Мы договорились, что в проект рекомендаций запишем вопрос о подготовке кадров, о должном представительстве во власти, чтобы люди на местах читали и видели, что "круглый стол" даёт полезные ре­комендации.

           Но с одним тезисом позвольте не согласиться. Я Дагестан хорошо знаю, ку­рировал его из центра в середине 80-х годов. Тогда, помню, был введён закон о борьбе с тунеядством, так по нему четверть населения Дагестана можно было посадить в тюрьму, потому что четверть населения Дагестана действительно не работала. А по закону, если три месяца не работаешь, тебя объявляли тунеядцем и наказывали. Тогда мы другой вывод сделали: главное — людям негде работать, нужны рабочие места. И после глубокой проработки вопроса вышло постанов­ление Правительства Российской Федерации о создании дополнительных ра­бочих мест в Республике Дагестан. И если кто-то не помнит этот период, то я напомню: в течение года-полутора было заложено три завода и построен 21 филиал. Поэтому когда мы говорим об экономических проблемах высоко­горных районов, то надо предлагать и их решение. Я понимаю, что здесь проис­ходит: рынок идёт вперёд, а в зоне Северного Кавказа рыночные отношения не так чётко отработаны, как в Москве. Здесь самые большие трудности. И вы пре­красно понимаете, о чём идёт речь.

          Хотел бы ещё по одному тезису подискутировать. Ариф Пашаевич говорит о преемственности кадров только по национальному признаку. Позвольте, я не согласен. На первом месте всегда стояли профессиональные качества с учётом национальных особенностей. Да, я полностью согласен, что представительство народов должно соблюдаться в республике, но в первую очередь следует учи­тывать профессиональные качества.

          Слово предоставляется Садыкову Союн Касым оглы — президенту Фе­деральной национально-культурной автономии азербайджанцев в Рос­сии (АЗЕРРОС).

 

Выступает Садыков С. К. - Подробнее >>

 

Навигация заседания круглого стола:

Вступительное слово Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимова Евгения Николаевича

Доклад заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН доктора социальных наук Кисриева Энвера Фридовича

Содоклад Председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свобо­ды совести Тишкова Валерия Александровича

Содоклад заведующего сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН Аликберова Аликбера Калабековича

Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича

Выступление заместителя  начальника  отдела Межнациональных отношений Министерства ре­гионального развития Российской Федерации Мартынова Вадима Евгеньевича

Выступление президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Керимова Арифа Пашаевича

Выступление президента Фе­деральной национально-культурной автономии азербайджанцев в Рос­сии (АЗЕРРОС) Садыкову Союну Касым оглы

Выступление депутата Государственной Думы,  президента Ассамблеи на­родов России Смирновой Свет­ланы Константиновны

Выступление Ректора института "Юждаг" Республи­ки Дагестан Османова Наримана Османовича

Выступление декана отделения факультета международных отношений дипломатической акаде­мии МИД России Семедова Семеда Абакаевича

Выступление профессора Дагестанского государственного педагогического университета Абдурагимова Гаджи Аслановича

Выступление первого за­местителя министра по национальной политике, информации и внешним свя­зям Республики Дагестан Ильясова Зикруллы Зияфдиновича

Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича

Подведение итогов круглого стола

Рекомендации круглого стола

 

Фотоальбом: Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана (круглый стол - 2006 год.)