Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Особое мнение

Главное

Выступление Смирновой С. К.

Смирнова С. К. Спасибо большое, Евгений Николаевич.

          Уважаемые коллеги, прежде всего я хочу выразить благодарность органи­заторам данного "круглого стола", потому что любая инициатива, которая каса­ется народов Российской Федерации, исключительно важна. К сожалению, се­годня не так много структур на федеральном уровне, которые бы так внима­тельно относились к проблемам народов Российской Федерации. Наверное, сегодня единственный такой орган — Комитет Государственной Думы по делам национальностей, здесь очень внимательно относятся к вопросам, касающимся будущего народов Российской Федерации.

          Евгений Николаевич, я от имени Ассамблеи народов России хочу выра­зить вам огромную благодарность, потому что ассамблея в вашем лице видит хорошего друга и партнёра. Когда мы рассматриваем вопросы лезгинского ли народа или любого другого народа Российской Федерации, мы понимаем, что речь идёт не о судьбе отдельного народа, а о судьбе Российской Федерации в целом, потому что сегодня Российская Федерация — многонациональное, по­лиэтническое государство и в будущем оно должно сохраняться таким же.

          К сожалению, я вынуждена констатировать, что сегодня в Государствен­ной Думе есть ряд депутатов, которые считают, что необходимо вообще назвать Российскую Федерацию моноэтническим государством. Тогда куда деваться лезгинскому народу или моему родному удмуртскому народу? А ведь мы исто­рически формировались как этнос, как нация именно на этой территории. По­этому, безусловно, мы должны исходить из того, что все коренные народы Рос­сийской Федерации являются государствообразующими народами и, безуслов­но, судьба каждого народа должна находиться в поле зрения органов государственной власти.

          Сегодня я представляю не только Ассамблею народов России, но и Коми­тет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, по­этому вопросы, которые касаются социально-экономического развития Южно­го Дагестана и Дагестана в целом, также являются предметом нашего внимания и рассмотрения. Наш комитет участвует в том числе в рассмотрении раздела 11 федерального бюджета, где мы обсуждаем программы регионального развития. Сегодня существует Федеральный фонд регионального развития, который на­правлен именно на выравнивание уровней социально-экономического разви­тия разных субъектов Российской Федерации. И конечно, очень важно, чтобы в программах социально-экономического развития были отражены и вопросы этнокультурного развития того или иного региона.

          Ариф Пашаевич говорил в своём выступлении, что недостаточно выделяет­ся средств для тех районов, где сегодня компактно проживают представители лезгинского народа. Я не знаю, специально это делается или нет, но мне действи­тельно хотелось бы, чтобы мы не политизировали эти вопросы. Нужно очень внимательно проанализировать ситуацию и внести свои предложения, в том чис­ле в Государственную Думу, в Министерство регионального развития, чтобы при рассмотрении этих программ интересы муниципальных образований, где прожи­вает сегодня лезгинский народ, находили в них отражение. Но это работа еже­дневная, кропотливая, которая требует действительно больших усилии.

          Мы, безусловно, должны ждать и требовать от органов государственной власти особого внимания к проблемам того или иного народа, но в то же время я абсолютно убеждена, что огромная роль принадлежит институтам гражданско­го общества, общественным организациям. Сегодня существуют Федеральная лезгинская национально-культурная автономия, другие национально-культур­ные объединения — это как раз те организации, которые пытаются решать во­просы национально-культурного развития своего народа. Валерий Александрович не сказал в своём выступлении, но вы знаете, что впервые в этом году был проведён конкурс на поддержку некоммерческих организаций. То есть сегодня государство впервые выделило в федеральном бюджете средства на поддержку разных проектов именно некоммерческих организаций. В этом году выделено 250 миллионов рублей, на будущий год намечено выделить уже полмиллиарда. Все национально-культурные автономии, национально-культурные объедине­ния, в том числе в Дагестане, могут участвовать в этом конкурсе, который про­водится Общественной палатой и федеральными округами, в том числе Юж­ным федеральным округом, и предлагать свои проекты. В этом году разные ор­ганизации могли получить средства уже в пределах 1 миллиона рублей, а это возможность издавать книги, поддерживать проекты, в том числе проект про­граммы "Лезгинский народ", который курирует непосредственно Институт эт­нологии и антропологии РАН. То есть сегодня очень большая роль отводится общественным объединениям, и здесь, безусловно, нужно работать в совокуп­ности с органами государственной власти и местного самоуправления.

          Очень важный вопрос — представительство в органах власти и местного самоуправления. В этом смысле поддерживаю Валерия Александровича, я аб­солютно убеждена в том, что самочувствие народа зависит в том числе от того, представлен ли он в органах власти. Мне кажется, что в рекомендациях можно было бы записать: Президенту и Правительству Республики Дагестан рассмот­реть возможность придания тем муниципальным образованиям, где компактно проживают лезгинские народы, статуса национальных лезгинских районов. Сейчас, когда идёт объединительный процесс, когда появились Пермский край, новая Иркутская область и так далее, я предлагаю ввести особый статус этих районов. Это соответственно и финансирование, и сохранение языка, культуры, традиций этих народов, в том числе лезгинских народов.

          В рекомендациях Федеральному Собранию, на мой взгляд, следует указать не только на необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в сфере связей с соотечественниками, но и нормативной базы в области межэт­нических отношений, имея в виду, что уже готов законопроект об основах госу­дарственной политики в области межэтнических отношений, и очень хотелось бы, чтобы этот законопроект был принят Государственной Думой. Было бы здо­рово прописать это в рекомендациях.

          И, конечно, очень хотелось бы, чтобы у нас на федеральном уровне всё-таки была отдельная структура, которая занималась бы вопросами этнокультурного развития народов Российской Федерации. При всём уважении к Министерству регионального развития следует отметить, что сегодня вопросы этнокультурного развития народов, к сожалению, не являются первостепенными в деятельности министерства. Сегодня Министерство регионального развития занимается ЖКХ, доступным жильём и так далее, а вопросы этнической самобытности наро­дов, их сохранения и обустройства остаются где-то на втором плане.

          Спасибо большое.

 

 

Председательствующий. Спасибо.

          Я к одной проблеме, которую Светлана Константиновна затронула, очень осторожно отношусь и должен высказаться, — это проблема образования на­циональных районов. Вы помните, в нашей истории был такой период, когда по национальному признаку было образовано несколько тысяч населённых пунк­тов и десятки районов. Мы этот период проходили, и он себя не оправдал. Сегод­ня Конституцией Российской Федерации установлен принцип построения го­сударства по национально-территориальному и административно-территори­альному принципу, речь идёт о федеративном устройстве Российской Федера­ции, которое основывается на её государственной целостности.

          И хочу сказать ещё об одном. У нас и в Государственной Думе есть вояки, которые готовы перекроить всю территорию России. Один говорит: сделаем двадцать губерний, другой — тридцать, третий — сорок. Подойдёт к карте, руч­кой по карте проведёт — и готова новая Россия. Я задаю вопрос всем. В Консти­туции записано: в составе Российской Федерации двадцать одна республика, десять автономных округов, одна автономная область. Мы что, одним росчер­ком пера всё уничтожим? Нам что, сегодня конфликта в Чеченской Республике мало? Нам что, осетино-ингушского конфликта мало? Вы знаете, что произош­ло в Карачаево-Черкесии, где при нарезке округов 500 гектаров земли от одного округа перешло к другому. Чем закончилось? Демонстрацией, захватом Вер­ховного Совета Республики, а потом вынуждены были образовать два нацио­нальных района. Мне бы хотелось, чтобы мы здесь очень деликатно подходили к этой теме.

          Мы работаем без перерыва уже два часа и сорок минут. Давайте так: выступ­ления до пяти минут, и прошу излагать главное, что необходимо внести в реко­мендации.

          Слова просит Османов Нариман Османович — ректор института "Юждаг" Республики Дагестан. Пожалуйста.

 

Выступает Османов Н. О. - Подробнее >>

 

Навигация заседания круглого стола:

Вступительное слово Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимова Евгения Николаевича

Доклад заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН доктора социальных наук Кисриева Энвера Фридовича

Содоклад Председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свобо­ды совести Тишкова Валерия Александровича

Содоклад заведующего сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН Аликберова Аликбера Калабековича

Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича

Выступление заместителя  начальника  отдела Межнациональных отношений Министерства ре­гионального развития Российской Федерации Мартынова Вадима Евгеньевича

Выступление президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Керимова Арифа Пашаевича

Выступление президента Фе­деральной национально-культурной автономии азербайджанцев в Рос­сии (АЗЕРРОС) Садыкову Союну Касым оглы

Выступление депутата Государственной Думы,  президента Ассамблеи на­родов России Смирновой Свет­ланы Константиновны

Выступление Ректора института "Юждаг" Республи­ки Дагестан Османова Наримана Османовича

Выступление декана отделения факультета международных отношений дипломатической акаде­мии МИД России Семедова Семеда Абакаевича

Выступление профессора Дагестанского государственного педагогического университета Абдурагимова Гаджи Аслановича

Выступление первого за­местителя министра по национальной политике, информации и внешним свя­зям Республики Дагестан Ильясова Зикруллы Зияфдиновича

Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича

Подведение итогов круглого стола

Рекомендации круглого стола

 

Фотоальбом: Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана (круглый стол - 2006 год.)


ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА