Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Особое мнение

Главное

Выступление Тишкова В. А.

Тишков В. А. Спасибо, Евгений Николаевич.

          Мне кажется,  это очень знаковое собрание сегодня здесь, в Государствен­ной Думе, под эгидой вашего комитета, а два прозвучавших доклада в значи­тельной мере избавили меня от необходимости говорить о том, о чём я планиро­вал сказать.

          Я хотел бы отметить вот такое очень отрадное, на мой взгляд, явление, ко­гда крупные проблемы развития той или иной части нашей страны, тех или иных народов, проблемы сохранения культуры и другие поднимаются предста­вителями самих этих народов. В частности, разговор о Южном Дагестане, о лез­гинских народах всё-таки в значительной мере был инициирован обществен­ными активистами именно из этой среды и поддержан некоторыми представи­телями деловых кругов, видимо, тоже выходцами из этой среды. И мы должны быть готовы объединить усилия государства, таких вот крупных общественных институтов, политических институтов и инициативу самих регионально-куль­турных или этнокультурных сообществ, где есть и интеллигенция, и представи­тели бизнеса, и просто такие общественные подвижники.

          То, что Южный Дагестан — это один из регионов древнейшей истории че­ловечества, было совсем недавно ещё раз подтверждено в ходе экспедиций, ор­ганизованных Российской академией наук, моим коллегой академиком Деревянко, выдающимся археологом, совместно с дагестанскими археологами. За последние два года были сделаны археологические открытия мирового значения, доказывающие, что именно этот регион, эта территория была вообще од­ним из первых мест заселения территории Земли, начиная с выхода первого че­ловека из Африки.

          Конечно, необязательно протягивать связующую нить от современных на­родов и культур в глубь тысячелетий, но сам факт, что это древнейшее место проживания человека, что здесь сохранились культурные останки, археологи­ческие памятники, а тем более выдающиеся памятники более позднего периода, периода Средневековья, накладывает большие обязательства на всех нас, и на Республику Дагестан, и на местные сообщества, — обязательства сохранять, развивать и демонстрировать эту культурную уникальность, это культурное ве­личие всему остальному миру.

          Это касается, конечно, и многоязычного населения с многообразием его традиций. Надо отдать должное, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук издал большой том "На­роды Дагестана", кстати говоря, высоко оценённый всей мировой наукой. Мо­жет быть, стоило бы издать его большим тиражом, чтобы в каждой библиотеке Дагестана этот том был и чтобы люди могли им пользоваться в образователь­ных целях. Мы готовы и дальше продолжать исследования, организовывать экспедиции.

          Система экспертиз очень важна, потому что одно дело — заявления, озабо­ченность, которую выражают население, активисты, другое — это то, что мы вместе с политиками и экспертным сообществом должны предложить пути ре­шения проблем.

          И вот здесь я бы назвал некоторые проблемы и меры, о которых нам есть смысл задуматься. Речь идёт не только о сохранении культуры, но, может быть, даже и о возрождении чего-то, что было утрачено в последние десятилетия или столетия, особенно это касается языков малых народов. Существуют опреде­лённые международные конвенции, налагающие обязательства в том числе и на нашу страну, обязательства сохранять это многообразие, особенно те малые культуры и языки, которые находятся под угрозой. Но речь идёт и о развитии, пусть это будет прежде всего культурно ориентированное развитие, чтобы не разрушалось, а сохранялось культурное многообразие. Нужно говорить о куль­турно ориентированной модернизации. Если модернизация будет происходить только на уровне центральных регионов или больших мегаполисов, мы пробле­му обустройства нашего народа в целом не решим. Поэтому отдалённые районы или трудные по условиям проживания районы, как, например, высокогорье или особенно арктические регионы с уязвимой средой, требуют особого внимания. Более того, существуют даже особые требования к правительствам, к бизнесу, особенно к международным корпорациям, ведущим хозяйственную деятель­ность, к примеру добычу нефти, газа, других ресурсов в тех районах, где сущест­вуют уникальные культурные традиции. И особенно это относится к уязвимым системам жизнеобеспечения, основанным, скажем, на рыболовстве или олене­водстве, как у арктических народов, или же на каких-то уникальных ремёслах и очень трудных видах скотоводства, которые есть на высокогорье. Кстати гово­ря, надо бы довести до сведения местных общий и местных властей Дагестана установки Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. а также положения ряда наших законов об особом правовом режиме, распростра­няющемся на те зоны, где добываются ресурсы, где природе и населению может быть нанесён ущерб, за который полагается компенсация, и где ущерб должен предотвращаться или минимизироваться (компенсация — это уже третья, пос­ледняя стадия). Об этом, конечно, местные общины и власти должны быть ос­ведомлены. Без их голоса, без их позиции — чёткой и жёсткой, вплоть до обра­щений в суд, — самого высокого уровня корпорации никогда не будут особенно стараться соблюдать эти требования.

          Вопрос развития связан, конечно, с очень сложными моментами. Мы до сих пор не решили проблему земли, земельной реформы в горных районах. Мы более или менее знаем, что делать с землёй в условиях рыночной экономики, обрабатываем равнинные аграрные угодья, а вот уже с альпийскими лугами вы­сокогорья очень большие трудности. Есть опыт других стран, есть наши собст­венные традиции, и надо как-то эти вопросы решать. Я полностью поддержи­ваю идею какой-то программы или каких-то специальных мер по развитию вы­сокогорных районов, поддержке населения, которое там проживает.

          Есть момент, который не затронут ни в рекомендациях, ни в сегодняшних докладах, но я хотел бы обратить на него ваше внимание. Развитие народа, в том числе и сохранение национальной идентичности, культуры, языка, терри­ториальной целостности, невозможно без должного представительства во вла­сти, без должного самоопределения в рамках Российской Федерации или в рамках большого региона, как Дагестан, а также и без сильного местного само­управления. Поэтому вопросы представительства во власти (речь идёт о наро­дах Южного Дагестана) как на уровне Республики Дагестан, так и на уровне Российской Федерации, а также организации местного самоуправления на ос­нове наших общих законов и некоторых традиций, которые существуют в Даге­стане и которые могут быть инкорпорированы в общий федеральный закон, очень важны с точки зрения обеспечения правового многообразия и единого правового пространства. Единое правовое пространство наши юристы иногда понимают как одинаковое правовое пространство, а это совсем не так. Признан­ное многообразие, или разнообразие, — это и есть то самое единство правового пространства, без которого в нашей стране не обойтись. Поэтому вопрос о пред­ставительстве я бы специально изучил, это вопрос деликатный, хотя, конечно, не более деликатный, чем состояние здоровья или международные, геополити­ческие вопросы, вопросы границ и так далее.

          О проблемах культуры, языка и образования (здесь присутствует много специалистов, моих коллег, в том числе академик Гусейнов) я не буду говорить, но я бы обратил внимание только на одно. В вопросах культуры, культурно-об­разовательного комплекса мы должны преследовать как бы двойную страте­гию: с одной стороны, сохранить традиции и то, что придаёт народам отличи­тельность, определяет их идентичность, но, с другой стороны, не менее важны утверждение общероссийской идентичности, знание русского языка, общерос­сийских культурных норм, чтобы люди, рождающиеся в этой среде, при жела­нии могли спокойно на территории всей страны найти приложение своим та­лантам, своим силам, могли получить образование в любом вузе, в который они будут способны поступить. Поэтому вопросы именно этой двойной стратегии необходимо держать в уме.

 


 

 

 

 

 

          Есть ещё проблема, которая не затронута, проблема общероссийского кон­текста: невозможна здоровая и удовлетворяющая всех достойная жизнь людей. их деятельность как на местах, так и бизнес-деятельность за пределами Южно­го Дагестана, в других регионах Северного Кавказа или России, если не будет позитивного и доброго отношения всех россиян к представителям кавказских народов, дагестанцам, в том числе, естественно, к выходцам из Южного Даге­стана. Поэтому нам нужно подумать о том, как знакомить россиян с уникально­стью, культурным богатством Дагестана, его народов. Особенно уникальны ре­мёсла, о которых Евгений Николаевич упомянул, они могут составлять гор­дость всей нашей российской культуры, украшать жизнь и приносить нам радость. Это нужно всячески пропагандировать, включить во все культурно-об­разовательные программы, чтобы все россияне испытывали уважение, симпа­тию к дагестанцам, поддерживали и дагестанский бизнес, и дагестанскую куль­туру, были солидарны с республикой в каких-то трудных ситуациях.

          Я не буду говорить обо всех мерах, но упомяну, что мы с Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации начали реализа­цию проекта по созданию фильмов о народах Дагестана. Есть уже небольшой, на несколько минут, ролик как раз по лезгинскому проекту, на четыре минуты. Если Евгений Николаевич разрешит, можно будет посмотреть его сегодня.

          И наконец, проблемы, связанные с геополитикой, и более узко — отноше­ния России и Азербайджана в этом контексте. Я поддерживаю позицию, что Россия даже просто ради соблюдения международно-правовых норм обязана обеспечивать права человека, права меньшинств, тем более если речь идёт о правах людей, чья культура родственна нашей. У нас есть свои, российские азербайджанцы. И как бы ни не хотелось кому-то считать их нероссийским на­родом, у нас есть азербайджанцы и армяне, которые живут здесь десятилетия­ми, поколениями, веками. Вопрос непростой. Тема разделённого народа очень тонкая и, если можно так сказать, довольно провоцирующая. Поэтому нам нуж­но продумать развитие связей, в том числе трансграничные контакты, потому что у людей должна быть свобода коммуникации. Это первый момент.

          Нам нужно проанализировать совместно с Азербайджаном или самостоя­тельно, если нет такой возможности, как соблюдаются базовые права и условия жизни этой части азербайджанского населения, этой части меньшинств. Я ду­маю, что здесь есть какая-то специфика. Может быть, действительно ассимиля­ция в Северном Азербайджане сильнее, чем в Южном Дагестане. Здесь нельзя с одной меркой подходить. Есть вопросы личных стратегий, того, как люди вы­бирают свою судьбу, в пользу чего принимают решение. Нам нужно просто знать эту картину более полно.

          Наконец, я думаю, что эту проблему мы должны решать как бы на тройном уровне, чтобы все наши проекты, все наши программы не вызывали каких-то ненужных трений, опасений и так далее. Когда тот же Шахлар Санаев ознако­мил меня с программой научных исследований, я сказал, что мы должны это де­лать на трёхсторонней основе: Москва — Махачкала — Дербент, что три адми­нистративных, научных и культурных центра должны объединить свои усилия, это будет только к общей пользе. Кстати говоря, ЮНЕСКО приняла решение, и недавно в Париже премию за этот год в области содействия толерантности и ненасилию вручили городу Дербенту. Ваш покорный слуга тоже получил эту премию. Спасибо вам за это. (Аплодисменты.)

 

 

Председательствующий. Спасибо.

          Валерий Александрович пример всем показал — уложился как содоклад­чик ровно в 15 минут.

         Я предлагаю два предложения, которые высказал докладчик, включить в проект рекомендаций. Первое предложение связано с должным представи­тельством во власти. Хочу сказать, Валерий Александрович, что в Дагестане всё посчитано с точностью до одного человека, и там знают, сколько лезгин, кумы­ков, аварцев и так далее переселились, куда переселились и кто пришёл на их место. Наверное, проблему здесь надо ставить шире и сказать о подготовке в це­лом кадров Южного Дагестана. И конечно же, нельзя забывать вопросы органи­зации органов местного самоуправления, от них во многом зависит, как живут районы, что там происходит, какие инициативы исходят от них. А от Прави­тельства Российской Федерации зависит, как субъекты финансируются. Сегод­ня в целом они в России финансируются по остаточному принципу: центр, субъекты. А пока до городов, районов дойдёт, остаётся минимум. Что же касает­ся высокогорья, здесь, наверное, всё ещё сложнее. Давайте попробуем и это обо­значить в рекомендациях.

          Слово предоставляется Аликберову Аликберу Калабековичу. заведующе­му сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН. Пожалуйста, Аликбер Калабекович.

 

Выступает Аликберов А. К. - Подробнее >>

 

Навигация заседания круглого стола:

Вступительное слово Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Трофимова Евгения Николаевича

Доклад заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН доктора социальных наук Кисриева Энвера Фридовича

Содоклад Председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свобо­ды совести Тишкова Валерия Александровича

Содоклад заведующего сектором истории арабских стран Института востоковедения РАН Аликберова Аликбера Калабековича

Выступление директора Института философии РАН Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича

Выступление заместителя  начальника  отдела Межнациональных отношений Министерства ре­гионального развития Российской Федерации Мартынова Вадима Евгеньевича

Выступление президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии Керимова Арифа Пашаевича

Выступление президента Фе­деральной национально-культурной автономии азербайджанцев в Рос­сии (АЗЕРРОС) Садыкову Союну Касым оглы

Выступление депутата Государственной Думы,  президента Ассамблеи на­родов России Смирновой Свет­ланы Константиновны

Выступление Ректора института "Юждаг" Республи­ки Дагестан Османова Наримана Османовича

Выступление декана отделения факультета международных отношений дипломатической акаде­мии МИД России Семедова Семеда Абакаевича

Выступление профессора Дагестанского государственного педагогического университета Абдурагимова Гаджи Аслановича

Выступление первого за­местителя министра по национальной политике, информации и внешним свя­зям Республики Дагестан Ильясова Зикруллы Зияфдиновича

Выступление помощника депутата Государственной Думы Санаева Шахлара Фарзулаевича

Подведение итогов круглого стола

Рекомендации круглого стола

 

Фотоальбом: Национально-культурные особенности развития народов Южного Дагестана (круглый стол - 2006 год.)