Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Куда течет река Самур?

Шихсефи Сефиханов о проблеме реки Самур и Самурского природного комплекса

Редакция сайта ФЛНКА предлагает Вашему вниманию статью генерального директора ООО «Самурэнерго», кандидата экономических наук Шихсефи Сефиханова, в которой он в очередной раз напоминает о сложной ситуации вокруг реки Самур и Самурского природного комплекса, возникшей после вступления в силу Договора о госгранице между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, а также высказывает свое экспертное мнение о путях решения имеющихся проблем.
 
* * * * * *
 
Прошло более 10 лет с того момента, когда 17 июня 2011 года Государственная Дума Российской Федерации ратифицировала Договор о госгранице между Россией и Азербайджаном. Против утверждения данного договора выступали лезгинская общественность, целые фракции в Госдуме – КПРФ и Справедливая Россия, которые неоднократно выражали свое несогласие с его условиями, противоречащими интересам России, нарушающими Конституцию РФ.
 
До начала заседания в ГД РФ несколько депутатов предложили отложить рассмотрение данного вопроса. Так, член фракции КПРФ от Дагестана Сергей Решульский посчитал несвоевременным данное решение по причине того, что не было выполнено Постановление Госдумы от 4 июня 1997 года «О рекомендации по заключению международных договоров между Россией и Азербайджаном о правах лезгинского и аварского народов», а также не был дан ответ на обращение Народного Собрания Республики Дагестан.
 
Его коллега по фракции Анатолий Локоть добавил, что приложения 1 и 2, т.е. карты демаркации границы с Азербайджаном, отсутствуют в документах.
 
Солидарность с Решульским проявил коммунист Николай Коломейцев и член фракции «Единая Россия» Асан Нюдюрбеков, который также не поддержал Договор и выступил с предложением о переносе его рассмотрения на осеннюю сессию. Что касается отношения других семи дагестанских депутатов Госдумы к договору, то они посчитали нужным согласиться с условиями договора и голосовали за его ратификацию. Коммунист Николай Рябов в завершение своего выступления заявил: «Голосовать за ратификацию такого договора фракция КПРФ не будет. Считаем, что будет правильно отложить ратификацию и провести «Круглый стол» по этой непростой теме…».
 
Член фракции «Справедливая Россия» Семен Багдасаров, завершая свое выступление, заявил, что ратифицировать это соглашение - это «просто не по-государственному».
 
Данная проблема в наибольшей степени ударила по лезгинскому народу, однако затрагивает интересы всего Дагестана и всех населяющих его народов. Речь идет о кабальном для дагестанского народа договоре между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о государственной границе, подписанном в Баку 3 сентября 2010 года, согласно которому азербайджанской стороне в одностороннем порядке переданы имеющие стратегическую важность пограничный Самурский гидроузел, два российских села Храх-Уба Магарамхюрского района и Урьян-Уба Ахтынского района Дагестана с 600 живущими там жителями – лезгинами, три земельных участка в Докузпаринском районе – площадью 1500; 900 и 110 гектаров соответственно. Кроме того, в рамках этого договора Москва сделала и другие уступки в пользу Баку, в частности, можно вспомнить самовольный отвод российских пограничников на середину моста, потом на левый берег реки Самур, тогда как фактически государственная граница проходила по правому берегу.
 
С распадом СССР и изменением геополитической обстановки река Самур стала пограничной. Известно, что площадь водосбора реки практически полностью расположена на территории Российской Федерации (96%). Только на протяжении 38 км в среднем течении реки Самур проходит граница Российской Федерации и Республики Азербайджан.
 
Практически река Самур является внутренней рекой Дагестана, а значит, российской. Основной отбор воды из реки осуществляется с единственного платинного водозабора – Самурского гидроузла, на котором расположены головные водозаборы: Самур – Дербентский канал Республики Дагестан и Самур-Апшеронский канал (САК) Республики Азербайджан.
 
Водораспределительный Самурский гидроузел был сооружен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 9 октября 1949 года № 4321 на союзные средства в 1956 году на землях Российской Федерации на территории Магарамхюрского района Дагестанской АССР на площади 158,85 га, отведенных распоряжением Совета Министров Дагестанской АССР (№р-125 от 11.03.1952 г.).
 
Государственная Экспертная Комиссия бывшего Госплана СССР своим постановлением № 24 от 24 декабря 1986 г. «Об экспертизе схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна рек Самур и Гюльгерычай-Уллучай в Дагестанской АССР и рек Кусарчай-Сумгаитчай в Азербайджанской ССР» отклонила схему согласования, отправив ее на доработку и рекомендовала бывшему Минводхозу СССР рассмотреть целесообразность эксплуатации Самурского гидроузла службой Союзного подчинения. Но указание не было выполнено.
 
По этой причине Самурский гидроузел оказался в собственности Республики Азербайджан и неподконтролен Российской Федерации. Поэтому Российская Федерация не в состоянии эффективно, с учетом экономических требований, собственных нужд и принятых соглашений, регулировать водоотделение на реке Самур. За последние 10 лет общий объем водотока реки в среднем составляет 2000 млн м³.
 
Использование водных ресурсов реки Самур между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией с 1967 года регулировалось кабальным для Республики Дагестан протоколом от 7 октября 1967 года, утвержденным бывшим Минводхозом СССР, согласно которому предусмотрено деление стока р. Самур для расчетного года (1749 млн м³): 32% (550 млн м³) – экологический сброс; 18% (300 млн м³) Российской Федерации (Республики Дагестан) и 51% (889 млн м³) Азербайджанской Республике.
 
По Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур от 3 сентября 2010 года предусмотрено (ст. 3 – принцип распределения водных ресурсов): делению в равных долях между государствами подлежит объем водных ресурсов, поступающих к началу пограничного участка трансграничной реки Самур, за вычетом экологического пропуска, объем которого устанавливается равным 30,5%. Если произвести расчет согласно Соглашению по ранее установленному расчетному году (1749 млн м³) получается экологический сброс (30,5%) 524,7 млн м³ и по 612,5 млн м³ каждой стороне (или по 50% за вычетом экологического сброса).
 
Подобное распределение водных ресурсов, на наш взгляд, ущемляет законные интересы России.
Сложился уникальный случай в практике международных отношений. Грозящая южным рубежам России на территории Дагестана экологическая катастрофа, реальная угроза гибели Самурского природного комплекса, вероятность лишения водных ресурсов и другие проблемы собственных граждан, создаётся впечатление, мало волновали тогдашнее руководство страны.
 
Установленные лимиты водозабора практически не соблюдались за все время действия гидроузла. По данным ФГУ «Запкаспводхоз», Агентство мелиорации и водного хозяйства Азербайджанской Республики с 1967 года Республика Дагестан фактически ежегодно недополучала выделенного им лимита водозабора в среднем на 50%, или от 120 до 220 млн м³ воды. Тогда как остро нуждающиеся в воде районы Южного Дагестана, а также города Дербент и Дагестанские Огни не обеспечиваются водой.
 
Основной недобор воды приходится на период массовых вегетационных (апрель-сентябрь) поливов, чем сельскому хозяйству южных районов Дагестана наносится огромный ущерб. Азербайджанская сторона, по цифрам многих экспертов, постоянно увеличивала водозабор в 1,5 раза за счет уменьшения лимитов Республики Дагестан и экологических сбросов.
 
Мировой опыт подсказывает, что разрушение речных дельт начинается со снижения уровня стока до 50 процентов. А по реке Самур распределение выделенного протоколом транзитного стока выполняется по остаточному принципу. В то же время не решается острая проблема обеспечения питьевой водой города Дербента и в целом населенных пунктов Южного Дагестана еще с 1970-х годов прошлого столетия. По всей вероятности, у структур, обязанных быть кровно заинтересованными в водоснабжении Южного Дагестана, прослеживается формальное и неделовое отношение к подобным проектам, иногда и вредительское. Парадокс и в том, что воды Самура доходят до Баку, но не до соседнего Дербента.
 
Если говорить о правовом режиме трансграничных вод, то он регулируется международными договорами, действие которых распространяется на государства, их подписавшие или присоединившиеся к ним. Основными документами такого рода являются две международные конвенции – Конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1991 г.) и Конвенция по охране и использованию трансграничных водостоков и международных озер (1993 г.). Эти документы имеют важное международно-политическое значение. Однако они носят достаточно общий (рекомендательный) характер, затрагивая преимущественно экологические проблемы. Из имеющихся международно-правовых документов следует, что владельцем речного стока, сформировавшегося на территории данного государства, является именно это государство. Следовательно, оно правомочно распоряжаться этими водами, использовать рационально, без ущерба экологии и для хозяйственной деятельности на территории ниже по течению.
 
По исследованиям последних лет серьезную тревогу вызывает состояние Самурского природного комплекса, представляющего из себя реликтовый лес, один из самых северных лиановых лесов с большим разнообразием флоры и фауны. В течение 21 года я работал в лесном хозяйстве, был руководителем Касумхюрского и Самурского мехлесхозов и 20 лет руководителем структуры земельных отношений республики. Практически знаю состояние Самурских лесов с 1960-х годов и по настоящее время, также и граничные вопросы. Идет деградация леса, лес высыхает на корню, изменился его породный состав, снизились показатели продуктивности, его бонитета, полноты, т.е. ухудшились все таксационные показатели. Уникальному Самурскому природному комплексу уже сейчас нанесен невосполнимый ущерб. Аналогичных СПК территорий в пределах РФ практически нет и его потеря для нашей страны невосполнима. При дальнейшей деградации Самурского природного комплекса значительно снизится рекреационная ценность Каспийского побережья в Южном Дагестане, потеряет привлекательность этой зоны.
 
Учитывая высокие рекреационные показатели приморской зоны, еще в 1970-1972 годы Государственный комитет Совета Министров РСФСР по делам строительства проектировал в дельте реки Самур новый город-курорт. Было предусмотрено строительство санаториев, пансионатов, гостиниц и других объектов на 13 тысяч мест. Однако в силу объективных и субъективных факторов, характерных для многонационального Дагестана, дело до практической реализации этих проектов не дошло.
 
Отсутствие в течение шести месяцев стока в дельте реки Самур по течению ниже гидроузла привело к понижению уровня грунтовых вод в районе устья реки на три метра (данные института географии имени академика Г.А. Алиева («Географический вестник»). В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о рациональном использовании и охране водных ресурсов трансграничной реки Самур указано: «При эксплуатации подземных вод, гидравлически связанных с поверхностными водами трансграничной реки Самур, стороны обеспечивают режим изъятия подземных вод, исключающий понижение уровня грунтовых вод в дельте реки Самур» (ст. 3, п. 9). Однако идет активная неконтролируемая эксплуатация со стороны АР Самурских подземных вод, гидравлически связанных с поверхностным стоком реки. По некоторым данным ежесуточно выкачивается более 400-600 тысяч м3 подземные воды, что в переводе на год составляет более 200 млн м3.
Как известно, вода – это ресурс, такой же как нефть и другие полезные ископаемые. Ценность ее с каждым годом растет, и борьба обостряется в мировом масштабе. Азербайджанская Республика в среднем из реки Самур забирает более одного миллиарда кубометров воды, в т.ч. более 400 миллионов м3 сверх лимита. Внутрироссийские тарифы на воду установлены в пределах 27-33 рублей за 1 м3. В Азербайджанской Республике установлены тарифы на холодную воду 0,6-0,7 манат (или по курсу 43,8 рублей за 1 манат, около 30 рублей за 1 м3). Нетрудно подсчитать, сколько финансовых ресурсов можно получить при рациональном использовании водных ресурсов реки Самур. Поэтому желательно найти возможность установить платность за сверхлимитную воду, получаемую соседней стороной.
 
Деградация Самурского природного комплекса в основном вызвана изменением гидрологических условий реки Самур, связанных с активным водопользованием, что было показано выше. В нашем случае основными приоритетами являются сохранность уникального Самурского природного комплекса путем увеличения экологического пропуска не ниже 50% от годового стока реки Самур, а также обеспечение водными ресурсами потребностей будущих поколений.
 
В свое время дагестанская сторона предлагала более справедливое и реальное предложение, соответствующее реальному формированию водотока на территории двух государств: делить сток реки Самур поровну за вычетом экологического пропуска (по 476 млн м3 в год каждой стороне) и перейти через пять лет к делению стока пропорционально площадям водосбора каждой стороны, 905 млн м3 в год (96%) – РФ и 47 млн м3 в год (4%) – АР. Предложение не было принято из-за серьезных разногласий.
 
Поэтому, учитывая интересы дружественной нам Азербайджанской Республики, в дальнейшем целесообразно перейти к поиску возможностей пересмотра принципов распределения стока реки Самур, создания независимого механизма контроля и экологического мониторинга.
 
Для рационального использования водных ресурсов трансграничной реки Самур по соглашению сторон желательно было бы возведение водонакопительной и каскада ГЭС на притоках реки – Голубой Самур, Кара Самур, Ахтычай на территории Рутульского, Ахтынского и Докузпаринского районов. Тем самым регулировать сток реки, получить дешевую электроэнергию и решить ряд социально-экономических вопросов региона.

Осуществление такого проекта в интересах России и Азербайджана станет крупным совместным проектом, нацеленным на долговременные экономические связи.
 
Куда же течет река Самур?
 
Источники:
1. Стенограмма заседаний Государственной Думы Российской Федерации от 17 июня 2011 года.
2. Конвенция ЕЭК ООН по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер. Хельсинки, 1992. С. 3.
3. Международное право. Т. 7. 1992. С. 81-83.
4. Гончаренко А. Использование ресурсов трансграничных вод: состояние и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2002. № 5. С. 83-91.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Международная конференция по правам лезгинского и аварского народов

Храх-Уба: квинтэссенция истории

Обращение Президента ФЛНКА А. П. Керимова к Руководителю Администрации Президента РФ Нарышкину С. Е.

А нужны ли нам вообще такие депутаты?

Ответ фракции КПРФ на обращение лезгинской общественности руководителям парламентских фракций ГД РФ

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия