Юбилей Дербента – 1. Праздник одного актера
Теперь уже бывший мэр города Дербента некогда говорил, что юбилей Дербента должен стать событием общероссийского значения, поскольку Дербент – это российский город, часть русского мира. С каждым днем, приближающим юбилей Дербента, Дагестан видит, что от общероссийского в юбилейном контексте нет практически ничего. Нет ничего и общедагестанского. Юбилейные торжества хотят превратить в праздник одной личности. Точнее, одного актера, имя которого у всех на устах.
Сплошное «Цамаури»
Театр начинается с вешалки, а юбилей Дербента откроется музыкальной программой. Организаторы юбилейных торжеств дали музыкальной части название «Цамаури». Так называется проходящий с 2013 года международный фестиваль традиционной культуры. Более правильно назвать его фестивалем аварской культуры. В мероприятии участвуют, как правило, аварские коллективы, которые исполняют опять же аварские песни, танцы и стихи. Проходит фестиваль в одном и том же месте – селе Хидиб Тляратинского района.
Возник фестиваль опять же на аварской подоплеке. В 2013 году республика отмечала две круглые даты: 90 лет со дня рождения Расула Гамзатова и 200 лет со дня подписания Гюлистанского мирного договора, по которому Дагестан вошел в состав России. В программных документах организаторы увязали Гюлистанский мир с именем имама Шамиля и его знаменитой клятвой. Учитывая, что легенду о клятве Шамиля запустил в обиход Расул Гамзатов, вхождение Дагестана в состав России в трактовке властей Дагестана стало выглядеть как узкоэтническое событие.
«Звучи, пандур!»
На этой моноэтнической волне в Дагестане появился ежегодный культурный фестиваль «Цамаури». Официально его именуют международным фестивалем традиционной культуры, который объединяет народы Северного Кавказа. Как правило, на каждый «Цамаури» приходится заседание ассоциации горных территорий Дагестана. Это основанное в 2013 году объединение горных и предгорных территорий Дагестана превратилось в неофициальный властный форум. Впрочем, к этому в Дагестане уже начинают привыкать…
В поликультурном и многонациональном Дербенте уважают аварский народ и аварскую культуру. Но в вечном городе не понимают одного: зачем делать культурным стержнем юбилея Дербента чисто аварское мероприятие? Какое отношение имеет к истории и культуре Дербента в рамках «Цамаури» конкурсы пандуристов и чаганистов? Ни пандур, ни чаган никогда не были музыкальными инструментами Юждага.
Здесь было популярно ашугское искусство. Однако ж организаторы юбилейных торжеств выделили выступлениям ашугов всего полчаса, зато пандуристам и чаганистам досталась почти вся основная часть.
Конкурс пандуристов «Звучи, пандур!» - это детище Абдулатипова, проходит на приз главы Республики Дагестан. Но и опять же вопрос: будь главой Дагестана русский - это повод навязывать каждому аулу Дагестана фестиваль русской матрешки?
Имам Шамиль и «я сказал»
Максима народной дипломатии «Я уважаю тебя, пока ты уважаешь меня» относится не только к музыке, но и к историческим персоналиям, которых человек представляет. На роль исторического героя юбилея Дербента волею властей Дагестана был назначен имам Шамиль, который в Дербенте даже не был. С одной стороны, такой ход справедлив. Шамиль объединил разрозненные этносы и тухумы Дагестана в одно целое, в городе Железных врат есть улица Имама Шамиля. С точки зрения значимости фигуры Шамиля, это справедливо.
Но если подходить более объективно, такой подход страдает семантической неполнотой. Почему в контексте юбилейных торжеств оказался забыт Магомед Ярагский – наставник Шамиля, человек, более привязанный к Юждагу, чем его знаменитый ученик, и сделавший для единства Дагестана не менее великого имама? Как бы ни хотелось, при таком подходе к делу вспоминается нынешний глава Дагестана.
Многие помнят его интервью РГВК «Дагестан», где глава республики сказал: «В беседе с Владимиром Путиным я сказал: мы боремся с экстремистами и террористами методами имама Шамиля».
Гимн Дагестана? Нет, вас здесь не стояло
На юбилее Дербента в качестве общенационального гимна будет звучать не гимн России и не гимн Дагестана авторства Ширвани Чалаева, а «Аварский гимн». Иначе его называют «Песня горцев». Отношение Абдулатипова к гимну авторства Чалаева известно: он называет его «похоронкой».
Текст «Песни горцев» принадлежит перу… Отгадывать не надо – перу Расула Гамзатова. Нынешний гимн Дагестана - тоже творение Гамзатова. Но между двух творений Гамзатова Абдулатипов выбирает то, что на музыку Мурада Кажлаева, а творение композитора Ширвани Чаллаева подвергает обструкции. Дело здесь – не в музыкальных особенностях обеих песен. На вкус и цвет товарища нет. Причина, скорее всего – в том, что глава республики в очередной раз хочет подчинить мир своему восприятию реальности. Тем более, что Абдулатипов – не только поэт и музыкант, но и композитор - любитель, автор гимна Тляратинского района.Продолжение следует
Дайджест
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.
Возможно Вам будут интересны:
Абдулатипов: 1 млрд рублей планируется привлечь на развитие Дербента
Дни Дербента в Париже пройдут в штаб-квартире ЮНЕСКО
Конкурс пандуристов на юбилее Дербента
Международный фестиваль песни прошел в Дербенте
Древний город Дербент пока абсолютно не готов к предстоящим торжествам