Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Трудные вопросы образования в интервью с Гаджиметом Сафаралиевым

В начале учебного года СМИ традиционно обращаются к вопросам образования. Проблем в этой отрасли немало, она многие годы реформируется, и это вызывает немало вопросов у граждан. Сегодня мы их задали депутату Государственной Думы ФС РФ, члену Комитета по образованию и науке, руководителю экспертного Совета по высшему образованию Гаджимету Сафаралиеву.

— Если говорить о реформировании, то и сама жизнь не стоит на месте, меняются способы передачи информации, само общество изменилось, его потребности. С уверенностью могу сказать, что через 10 лет порядка 30 специальностей, по которым мы готовим сегодня специалистов, уже не будет. Они не будут востребованы. Перечень специальностей будет пересмотрен в связи с массовой цифровизацией всех отраслей экономики, их роботизацией. Машины уже заменили многих рабочих на современных предприятиях. Системе образования необходимо предугадывать эти тенденции и уже сейчас менять подготовку по устаревающим специальностям либо наполнять их новым содержанием и, самое главное, уже теперь готовить специалистов, которые смогли бы работать в новых условиях на новых направлениях в будущем.

Вообще образование играет ключевую роль в развитии общества. У нас на него последние 7 лет выделяются немалые средства. На уровне ведущих мировых стран. В России на развитие образования выделено больше денег, чем в Канаде, Италии, Франции и других развитых государствах. По этой позиции мы уступаем только Великобритании и еще двум-трем странам. То есть денег выделяется много, и даже на вузы меньше, чем на школы. И майские указы Президента нацеливают на модернизацию и развитие системы образования.

И это выполняется. Хотя хотелось бы, чтобы и зарплаты учителей были повыше, как в некоторых регионах страны. В частности, если в Москве за счет доплат из городского бюджета учителя получают достаточно, то в Дагестане потолок — 20 тысяч рублей, больше не получается. Это проблема. Учительский труд должен оплачиваться достойно, от этого зависит завтрашний день страны.

Отрадно, что много построено школ, но самое главное в этом вопросе — содержание, не стены, окна и крыша, а содержание. А содержание — это учителя. Сегодня надо что-то делать с подготовкой специалистов для завтрашнего дня. Вот мы в «Единой России» совсем недавно провели круглый стол по вопросу организации труда учителя…

— Учителя жалуются на большое количество отчетов, которые им приходится составлять…

— Во-первых, очень много отчетов требуют сами учебные заведения. Есть у нас такое агентство «Рособрнадзор», которое придумывает дополнительно новые мониторинги и отчетные варианты, которые зачастую дублируют друг друга. Я знаю 13 позиций, по которым идут отчеты по высшей школе и по научным учреждениям. Это только Рособрнадзор, не считая отчетов по пожарной безопасности, экологическим, сан­эпидемиологическим и прочим вопросам. Плюс к этому региональные, муниципальные районо и гороно, а все отчеты пишут учителя. У них элементарно времени не остается, чтобы нормально готовиться к уроку, нет настроения придумывать что-то креативное, детей куда-нибудь вывести и провести там наглядный урок. А все потому, что отвлекают постоянные отчеты. Их просто замучили этими отчетами.

Мы поднимаем сейчас этот вопрос, хотим внести поправку в закон, которая уменьшила бы эту нагрузку. Мы уже провели очень серьезные парламентские слушания с приглашением руководителей вузов и пришли к единогласному выводу, что эти отчетные позиции надо уменьшить вдвое, хотя бы до 5-6 показателей. Это очень важно. Труд педагога должен быть максимально сосредоточен на том, чтобы качественно готовить ребенка в школе, специалиста в вузе, а вместо этого он занят написанием отчетов. Да еще учитывая такую низкую зарплату, когда учитель еще и подрабатывает в разных местах, то его отдача, конечно, не такая, как должна быть. Вот вам и картина.

— Сегодня около 70% мирового рынка труда занимает сфера услуг. В России с учетом неразвитости производства этот процент еще выше. А сфера услуг — это парикмахерские, кафе-рестораны, гостиницы, выпечки, магазины и все то, что нас обслуживает. Для работы в сфере услуг высокого уровня образования, по крайней мере классического, не требуется. Так нужно ли вообще готовить в таком количестве и на таком уровне физиков, инженеров, химиков и прочих?

— На этот счет есть разные точки зрения. Та, что высказали сейчас вы, — это точка зрения Германа Грефа, который говорит: не нужно много образования, достаточно небольшого количества образованных людей, которые будут двигать прогресс. На мой взгляд, такая идея не будет способствовать развитию потенциала страны и общества. Я понимаю, что, конечно, необразованными легче руководить, умные начинают задавать вопросы. Но тот курс, который был у нас, как у одной из самых образованных стран мира, — это правильный курс. Хватит нам уже копировать Запад. В сфере образования они сейчас многое переняли из нашего советского опыта и активно развивают это. Поняли, что с повышением уровня общего образования  выигрывают в целом страна и общество. Так что образования много не бывает.

— А ЕГЭ не просаживает общий уровень знаний?

— ЕГЭ — это пылесос, который затягивает лучших абитуриентов со всей страны в два-три города — Москву, Питер и еще парочку крупных центров образования.

— И это неплохо…

— Это с одной стороны неплохо, но кто же остается в регионах? Троечники. Вот о чем речь.

— У нас в республике есть неплохие программы. Например, «100 школ», сейчас запущена программа «150 школ», которая материально поддерживает наши учебные заведения. Наверное, вы принимали участие в недавнем августовском совещании учителей, там как раз говорили об этом. Вот, на мой взгляд, реальная поддержка образования.

— К большому сожалению, меня уже второй год не приглашают на это важное для республики мероприятие. Но о самой программе «150 школ» я прекрасно знаю и могу сказать, что это прекрасная инициатива Главы республики — строить и восстанавливать школы. Но еще раз повторю, школы нужно наполнять содержанием. Старое поколение учителей уходит, новые поколения не особенно рвутся работать в школах.

В последние годы очень сильно просел уровень педагогического образования, упал престиж профессии. Я много бываю в школах и вузах и знаю, как обстоят дела. Там в основном работают женщины, а в школе мужчины тоже должны быть. Дагестан по рождаемости на первом месте в стране, здесь очень много детей, и нужна мужская рука в школах. Нужно не просто учить, но и воспитывать детей.
Но мужчины не пойдут в школы на такую зарплату. В Москве, например, местный бюджет доплачивает учителям и там хорошие зарплаты, а у нас выше 20 тысяч нигде не получают, это потолок. При всей дотационности Дагестана мы вполне можем повысить эту цифру, иначе ничего не получится. Без учителей не будет грамотных выпускников, а без них вузы выпускают недоучек. Троечник может подготовить только троечника, он отличника никогда не подготовит. Это общеизвестно. Этот троечник никуда поступить не может и идет учиться на педагога, потому что профессия непрестижна, маленькие зарплаты, там нет конкурса и низкий проходной балл. Этот троечник кое-как заканчивает вуз и опять же идет в школу готовить новых троечников. Это замкнутый круг.

Мы и в комитете об этом говорим, в сентябре на парламентский час придет министр науки и высшего образования Котюков, и я подготовил ему 10 очень нелицеприятных и неудобных вопросов.  Фракция их утвердила, и они будут мною заданы. Посмотрим, что он на это ответит. Так что  мы радеем за образование. Мы приняли два закона о целевой подготовке, согласно которым работодатель уже с третьего курса сам берет и ведет студента, заключая тройственный договор между вузом, работодателем и студентом, и по окончании обучения берет его на работу.

— Это напоминает чем-то советские времена, когда работа предоставлялась выпускнику в обязательном порядке. А после совещания в сентябре, мы надеемся, вы приедете и расскажете, как министр ответил на ваши острые вопросы.

Дагестанская правда

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев посетил Промышленно-экономический колледж в Махачкале

В Азербайджане болонская система трансформировалась в колхозное планирование

В Дагестане пройдет конкурс "Лучший учитель родного языка"

ФЛНКА принимает обращения граждан в Дагестане

Ученые поддержали проект лезгинско-аварской конференции и проект целевого обучения лезгинской молодежи

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия