Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Что значит для Дагестана Послание Президента и отставка Правительства России? - мнение эксперта

В Послании Президента РФ Федеральному собранию, которое Владимир Путин огласил 15 января, региональная политика была обозначена лишь в общих чертах в виде необходимости учёта особенностей субъектов РФ при реализации государственной политики на федеральном уровне. Однако ряд инициатив Путина в проекции на Дагестан автоматически приобретают специфические черты, которые обусловлены социально-экономическим положением и демографической структурой региона.

Преимущества соцпакета

Предложение Президента РФ предусмотреть с 1 января 2020 года ежемесячные выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно семьям, чьи официальные доходы не превышают одного прожиточного минимума на человека, в размере 5,5 тысячи рублей в 2020 году, а с 2021 года — около 11,5 тыс. рублей на ребенка, позволит многим дагестанцам получить приличную по региональным меркам прибавку к доходам. При этом, учитывая самые низкие уровни средних зарплат, пенсий и социальной поддержки из дотационного регионального бюджета, обуславливающие невысокие доходы семей, а также относительно высокий уровень рождаемости в Дагестане, эти выплаты должна получить доля жителей большая, чем в большинстве других регионов страны.

Также выше будут доли тех, кто получит увеличенный на 150 тысяч рублей материнский капитал и кто оформит у государства 450 тысяч рублей для погашения ипотечного кредита в случае рождения 3-го ребёнка.

Некоторое преимущество дагестанцы могут получить и от внедрения механизма социального контракта, подразумевающего помощь гражданам с низкими доходами в виде регулярных выплат, помощи по переобучению и повышению квалификации, содействия в трудоустройстве или открытия небольшого собственного дела.

Для многих семей значимыми станут меры по обеспечению школьников 1-4 классов бесплатным горячим питанием, ежемесячные доплаты учителям за классное руководство, увеличение бюджетных мест в региональных вузах.

Будут также расширены программы по строительству детсадов, школ, учреждений здравоохранения, закупке лекарств и медицинского оборудования. Обещано подтягивать зарплаты работников бюджетной сферы до уровней, предусмотренных майскими 2012 года указами Президента РФ.

Дополнительные средства на эти инициативы Путина поступят из федерального бюджета и могут составить более 3 млрд рублей в год, что позволит несколько увеличить доходы жителей Дагестана и, соответственно, через повышение потребительского спроса, могут способствовать небольшому росту объёмов в торговле и сфере услуг.

Возможности для роста инвестиций

В связи с задачей обеспечить ежегодный прирост инвестиций на «не менее 5%» Президент РФ попенял регионам за то, что они мало используют право предоставлять так называемый инвестиционный налоговый вычет, трёхлетнюю льготу по налогу на прибыль, ссылаясь на обусловленные в таком случае потери в доходах региональных бюджетов. Поэтому Владимир Путин предложил компенсировать 2/3 от выпадающих доходов из федерального бюджета, что должно стимулировать региональные власти предоставлять инвесторам более выгодные условия для вложений капитала.

Дополнительные средства из федерального бюджета предлагается Путиным направить на «окупаемые проекты, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий, …в том числе автомобильные обходы крупных городов, магистрали между областными центрами, выходы на федеральные автотрассы». Такие проекты, на его взгляд, обязательно потянут за собой рост малого бизнеса, туризма, социальной активности в регионах и на местах.

Президент РФ объявил о договорённостях о том, чтобы в течение шести лет не менять налоговые условия для бизнеса, зафиксировать на три года требования и нормативы при строительстве производственных объектов, принять пакет законопроектов о защите и поощрении капиталовложений, повысить доступность кредита для реального сектора экономики. Кроме того, Путин предложил ускорить рассмотрение так называемого технологического законодательного пакета, включающего, в том числе, механизмы государственной поддержки инструментов прямого и венчурного финансирования на уровне лучших мировых стандартов, а также цифровую трансформацию реального сектора экономики.

Понятно, что использование регионом новых возможностей для инвестиций будет зависеть от расторопности и активности дагестанских властей и бизнесменов. Но очевидно, что заявленные проекты о строительстве обходных автодорог вокруг Хасавюрта и Дербента, оцениваемые в сумму около 70 млрд рублей, получили большие шансы для реализации.

Есть перспективы и для использования механизма существенной компенсации из федерального бюджета при предоставлении предпринимателям инвестиционных налоговых вычетов. Это заметил и Глава РД Владимир Васильев, который, отвечая на вопрос о том, какое из предложений Президента РФ больше всего ему понравилось, сказал: «Их много, но для меня, так как с демографией в Дагестане всё хорошо, важен вопрос инвестиционного вычета, когда 2/3 нам будут компенсировать. Тогда у нас появится хороший стимул и, что самое главное, больше возможностей для увеличения инвестиций».

Парламенты назначат министров?

Ссылаясь на необходимость активного участия граждан и общества в целом в социально-экономическом развитии и повышения результативности работы всех ветвей и уровней власти, Владимир Путин предложил внести ряд поправок в Конституцию России, регулирующие государственное устройство и внутреннюю политику. Так, поскольку между уровнями власти имеется разделённость и запутанность полномочий, которые отрицательно сказываются на людях, например, в образовании и здравоохранении, то он предложил «закрепить в Конституции принципы единой системы публичной власти, выстроить эффективное взаимодействие между государственными и муниципальными органами». При этом, заявил Путин, «полномочия и реальные возможности местного самоуправления – самого близкого к людям уровня власти – могут и должны быть расширены и укреплены».

Во что выльется конкретно это предложение пока неясно, но в Дагестане с «местными князьками» в лице многих глав городов и районов начал бороться экс-глава республики Рамазан Абдулатипов. И он почти добился единоличной власти над муниципальными органами, в том числе, путём отмены всенародных выборов глав муниципальных образований и создания фильтра для кандидатов на эти должности с помощью конкурсных комиссий.

Глава РД Владимир Васильев не стал менять систему избрания корпуса глав и депутатов МО, но перевёл часть налоговых доходов в муниципальные бюджеты, повысив их финансовые возможности. Итоги таких решений проявятся в течении 2020 года и тогда можно будет сделать выводы.

Президент РФ считает также необходимым кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне. С этой целью он предложил закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного совета, куда входят главы всех субъектов РФ. Но будет ли это 3-я палата Федерального собрания или это будет своего рода коллегиальный президент, который функционировал в Дагестане с 1994 по 2006 год, пока тоже неясно.

Напомню, что с 1995 года по 2005 год членами Совета Федерации ФС РФ были главы и спикеры парламентов регионов, что отвечало духу федеративного государства. Однако из-за опасений сепаратизма было решено централизовать власть после волны федерализации и децентрализации власти.

Пока же, как убедились дагестанцы, многое в отношениях центральной и региональных властей зависит от личного авторитета и связей глав субъектов РФ. Однако для будущего повышение статуса Государственного совета РФ от консультативного до государственного позволит улучшить взаимодействие федеральных и региональных органов власти.

Интересно также предложение Путина передать Госдуме право утверждать кандидатуру премьер-министра России, а не просто согласовывать его кандидатуру для назначения его Президентом РФ. Кроме того, по представлению председателя правительства РФ Госдума должна утверждать вице-премьеров и федеральных министров, тогда как сейчас их назначает Президент РФ. При этом глава государства теперь должен будет обязан утвердить кандидатуры, одобренные парламентом.

В тоже время Путин сделал оговорку: «...убеждён, что наша страна с её огромной территорией, сложным национально-территориальным устройством, многообразием культурно-исторических традиций не может нормально развиваться, я скажу больше, просто существовать стабильно в форме парламентской республики. Россия должна оставаться сильной президентской республикой. Поэтому за президентом, безусловно, должно сохраняться право определять задачи и приоритеты деятельности Правительства, как и право отстранять от должности Председателя Правительства, его замов и федеральных министров в случае ненадлежащего исполнения обязанностей или в связи с утратой доверия».

Возникает вопрос: можно ли начать переход от суперпрезидентской формы правления к президентско-парламентской, который предложил Путин на федеральном уровне, осуществить и на региональном уровне? Вероятно это послужило бы оживлению партийно-политической жизни в регионах и, в частности, в Дагестане, активизировало участие граждан в общественной деятельности.

Персональное измерение Послания

Примечательно, что оглашение Послания стало толчком к долгожданному комментарию Владимира Васильева по поводу неполного освоения средств федерального бюджета (8,3 млрд рублей), выделенных на реализацию национальных проектов на территории Дагестана. В интервью т/к «Россия-24» он заявил: «То, что сфокусировали внимание власти, контрольных органов на таких жизненно важных направлениях – это очень правильно. И сразу, смотрите, есть результаты. Но есть непростые процессы, которые сразу не открываются. К примеру, у нас строительство по ряду направлений выросло почти в 6 раз, мы не успеваем в единицу времени освоить эти средства. Здесь целая система. Можно просто ответить «Освоил», но другое дело – взять на себя ответственность и освоить – да, может быть с задержкой сроков, – но так, чтобы это было эффективно. Наступило время, когда не работает система коррупционной заинтересованности, но ещё мы не включили механизм защиты тех, кто берёт на себя ответственность». В переводе на простой язык это означает: правильно, что контрольные органы в лице Управления федерального казначейства по РД и Счётной палаты РД проверяют дагестанские министерства, поскольку это приносит результаты, но есть объективные обстоятельства, не позволяющие уложиться в срок, и мы будем защищать себя перед федеральными властями, поскольку лучше задержать сроки и выполнить задачу на качественном уровне, чем освоить средства а-бы как или дать разворовать.

Однако странно, что для этого комментария потребовалось столько времени и федеральное СМИ. Вероятно, что в Москве Васильев чувствует себя увереннее.

Проявил себя важной персоной и Председатель Народного собрания РД Хизри Шихсаидов. Неожиданно его фамилия оказалась в почётном списке 75 известных лиц, включённых в рабочую группу по подготовке поправок в Конституцию России, которые предложил Владимир Путин в Послании к ФС РФ. Многие эксперты выразили недоумение составом рабочей группы, куда вошло много общественных деятелей, не имеющих опыта законотворческой работы и юридического образования.

Однако можно предполагать, что Путин рассчитывает на то, что они с их жизненным опытом и эрудицией способны помочь юристам сформулировать тексты поправок, которые более понятны и отвечают запросам общества. Так что и Шихсаидов, считай, укрепил свои позиции.

Что касается отставки правительства, то наряду с положительными её сторонами надо учитывать, что со многими новыми министрами придётся заново договариваться о помощи и поддержке проектов по Дагестану. А это потеря времени, которое тоже деньги.

РИА "Дербент"

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Ключевое Послание Президента

Послание Президента Федеральному Собранию - 2020

Правительство РФ поможет Дагестану построить противотуберкулезный диспансер

Владимир Путин поднимет проблему снижения доходов населения в послании Федеральному собранию

Педагоги будут получать 1 млн рублей подъемных в рамках программы "Земский учитель"

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2019 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия