Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Дербент — российский Иерусалим?

В воскресенье, 15 марта, в Дербенте произошли беспорядки, информация о которых быстро распространилась в социальных сетях. На кадрах любительских видеозаписей можно было видеть, как группа крепких молодых людей выводит из двора дербентской цитадели Нарын-Кала нового директора ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» Виктора Чеснокова, спасая его от возмущенной толпы, из которой слышались требования извиниться.

Со своей версией произошедшего первой выступила мэрия города, сообщившая на своем сайте, что состоялся несанкционированный сбор жителей верхней части города в районе ворот Баят-Капы. Далее они направились к Джума мечети, выкрикивая возмущения против увольнения новым руководством ГБУ «Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник» сотрудников, которые числились в музее, но не посещали рабочие места.

Произошедшее в мэрии назвали попыткой определенных лиц спровоцировать конфликт в исторической части города для придания ему максимального резонанса. В том числе, «проявив агрессию в действиях и высказываниях» и озвучив «тезисы крайне националистической направленности». С целью недопущения возникновения дальнейших беспорядков, мэрия заявила о намерении привлечь к ответственности организаторов этого незаконного сбора.

По сообщению РИА «Дербент», среди «тезисов», которые озвучивались участниками незаконного схода и поддерживающими их пользователями в социальных сетях, звучало обвинение в адрес Виктора Чеснокова в том, что он якобы пообещал снести дома тех магальцев, у которых нет правоустанавливающих документов, доказывающих их право собственности. А сами домовладения жителей магалов (исторических кварталов Дербента) будут реализованы с аукционов и тендеров.

В самом музее уточнили, что пользователи социальных сетей вырвали из контекста фразу Чеснокова, прозвучавшую днем ранее в ходе его беседы с жителями магала. На фоне недавней находки строения XI века, обнаруженного в ходе строительных работ в магальной части города, руководство музея провело встречу с местными жителями, чтобы объяснить как в будущем планируется компенсировать имущественные расходы, связанные с обнаружением подобных археологических находок на территории частных домовладений.

К сожалению, разговор на хозяйственную тему был интерпретирован в социальных сетях в негативном ключе, послужив причиной возмущения жителей магалов. Это обстоятельство вызывает интерес к ситуации в Дербенте, где не так давно сменилось не только руководство музея-заповедника, но и всего города. Претензии в социальных сетях сегодня звучат не только к Виктору Чеснокову, но и к мэру города Хизри Абакарову, который и являлся инициатором смены директора заповедника.

Ранее возглавлявший музей-заповедник Али Ибрагимов является представителем местной азербайджанской диаспоры. Вероятно, поэтому комментарий городской администрации и был акцентирован на том, что в ходе незаконного сбора магальцев (преимущественно азербайджанцев) прозвучали националистские лозунги. Напомним, что Хизри Абакаров является аварцем по национальности, а его лоббистом на пост мэра Дербента является лезгин Сулейман Керимов.

Имя Али Ибрагимова ранее прозвучало в социальных сетях в ходе разгоревшейся около месяца назад перепалки между ним и Хизри Абакаровым из-за раскопок, начатых по инициативе мэрии города в городском парке им.Низами. В ходе земляных работ по подготовке к строительству нового мультимедийного фонтана строителями было обнаружено массовое захоронение, представляющее собой скопление древних саркофагов. Угроза уничтожения исторических артефактов времен арабского правления вызвала бурную реакцию у возглавлявшего на тот момент музей-заповедник Али Ибрагимова, который в результате перепалки с мэром города позднее лишился работы.

Анализ происходящих событий говорит о том, что мощный всплеск протестных настроений, наблюдаемый в последние несколько месяцев среди коренных жителей исторической части города (магалов) является именно вероятность начала масштабных раскопок, которые могут стать основой для полного переосмысления истории этого города. О желании пересмотреть историю города заявил сам Хизри Абакаров, недавно инициировавший создание комиссии по уточнению его возраста.

Напомним, что в сентябре 2015 года Дербент торжественно отпраздновал свой 2000-летний юбилей, что вызвало массу критики как в научной среде, так и среди местных жителей, ранее придерживавшихся версии о том, что история города насчитывает 5000 лет. Однако история эта очень разрозненна и неоднородна. К примеру, современные жители исторической части города по мнению ученых начали заселять Дербент не раньше XV века, когда город оказался под властью Персии, а позднее и Османской империи. На этом фоне находки более древнего периода ставят вопрос о самой исторической принадлежности города.

К примеру, заметный ажиотаж в исторической части города вызвали недавно активизировавшиеся в городе слухи о том, что в ближайшее время начнутся раскопки вокруг цистерны водохранилища в крепостной цитадели Нарын-Кала. По мнению некоторых историков, это строение может являться христианским храмом, возведенным в Дербенте не позднее V века н.э. Речь идет о временах Кавказской Албании, к потомкам населявших которую народов себя причисляют современные народы Южного Дагестана.

В случае, если обустроенная в персидский период цистерна для хранения воды действительно окажется древнеалбанским христианским храмом, то это в корне изменит не только традиционные исторические представления о том, что Дербент исконно являлся персидской крепостью, но и религиозное значение этого древнего города, который станет первым на территории современной России оплотом христианства. По мнению историка Александар Кудрявцева, Кавказская албанская церковь к тому же являлась апостольской, то есть основанной учеником самого Иисуса Христа.

В таком случае , если предположения историков подтвердятся, то Дербент имеет шансы стать подлинным кавказским Иерусалимом, оказавшись преимущественно христианской святыней. Увы, но такое открытие безусловно вызовет не только бурный рост исторического и религиозного туризма в городе. Оно обострит и национальный вопрос, который, как мы уже видим, достаточно остро звучит в Дербенте. А заодно поставит вопрос об исторической принадлежности огромной территории.

Результаты раскопок в Дербенте способны поднять вопросы и межгосударственного значения. Ведь если христианский Дербент действительно являлся религиозным центром Кавказской Албании, то это ставит вопрос не только об историческом наследии и территориальных правах населявших ее народов, но и, что особенно важно, о глубокой духовной близости народов, населяющих современный юг Дагестана и север Азербайджана с православной Россией. А это уже может послужить основой и для рождения новой теории об «Албанском мире».

МК Дагестан

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Дербенте в отношении участников несанкционированного сбора у Джума-мечети составлены протоколы о хулиганстве

У Дербентского государственного музея-заповедника нет ни робота, ни чеканных монет

Уволен директор дербентского музея Али Ибрагимов

Дербентский музей-заповедник открыл новый маршрут, рассчитывая удвоить число туристов

Открытое письмо Александру Хлопонину

Комментарии (1)
Комментарий #1, дата: 25 март 2020 16:36

Восстановить его первый называние.

Наконец та К1евар-Цур-Дербент мутный замученый побитый очень древный город как феникс  возрадится и замет достойный места  туристическим и человеческим мире




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия