Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

«Время. Люди. События» и как они перекликаются - интервью с Ильманом Алипулатовым

Недавно в свет вышла книга известного журналиста, общественного деятеля и авторитетного обозревателя Ильмана Алипулатова под названием «Время. Люди. События». Со свойственными ему педантичностью и перфекционизмом автор даже сегодня обдумывает каждую деталь и главу. Но в основе остается философская мысль: необходимо плотнее взаимодействовать друг с другом. Речь идет о простых людях, СМИ и власти. По наблюдению автора, только благодаря открытому и честному диалогу на основе взаимного желания быть услышанными друг другом мы сможем прийти к согласию и благоденствию.

– Добрый день, Ильман Субханович! «Время. Люди. События»  о чем эта книга?

– Книга – это всегда плод размышлений автора на какую-то заданную тему. Если говорить об этой книге, я писал ее последние два года. И родилась она, прямо скажу, «в муках». Даже когда я ее вроде уже завершил, отдал в типографию, получил сигнальный экземпляр, еще два месяца редактировал, кромсал текст, как мог. Потом понял, что этот процесс может быть бесконечным. И даже сейчас нахожу опечатки. Но, в целом, тема – это мы, общество и власть. Кто мы, как мы воспринимаем власть, почему нет к ней доверия.

 То есть про нашу современную дагестанскую ментальность?

– Именно. Про особенность дагестанской ментальности. Почему нет у нас доверия к конкретным чиновникам и даже к себе самим. Самое главное, что я наблюдаю сегодня – каждый прожитый день сопровождается сожалениями, какими-то разочарованиями. Это разочарование в людях. Вроде живешь многие годы с кем-то в тесном дружеском контакте. Кого-то из окружения уже считаешь близким другом. И вдруг в какой-то момент этот человек себя проявляет настолько неожиданно, нестандартно – я не хочу употреблять более резких фраз, – что думаешь: «Как же так?». А все только потому, что нечто новое коснулось его личного интереса. И начинаются предательства, наговоры, интриги. Ради временных интересов даже близкий человек сегодня способен оговорить и оболгать. И сколько таких историй прошло передо мной за эти сорок лет трудовой, творческой, политической и общественной деятельности? А здесь такое подытоживание благодаря интервью, которые брали у меня в разные годы в печатных СМИ и на разных каналах.

Мы провели презентацию. Были сомнения: «А надо ли?». Обычно презентации необходимы для молодого автора. Молодой начинающий журналист, политолог хочет себя обозначить. По крайней мере, в моем представлении. Я хочу сказать, что на презентацию пришли люди разные, в том числе представители органов власти и депутаты парламента. Пришли и коллеги, были политологи, участвовали преподаватели и студенты-магистранты Дагестанского государственного университета. В презентации принял участие человек, который написал предисловие к этой книге. Это Александр Брод. У него всегда на все свой взгляд и своя оценка благодаря тому, что он знает Кавказ, он понимает процессы, которые происходят в Дагестане сегодня. Я к нему отношусь с большим уважением. И он, как мне кажется, дал достаточно позитивную оценку моим авторским размышлениям в новой работе.
 
ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО, СКАЖЕМ, МАНДАТЫ ЧАСТО ЗАРАНЕЕ «ВЫПИСЫВАЮТСЯ» В КАБИНЕТАХ ЧИНОВНИКОВ, ЧТО ИТОГИ ВЫБОРОВ ПОРОЙ ФАЛЬСИФИЦИРУЮТСЯ. НА ВСЕХ УРОВНЯХ!
 
Сразу уточню: я не категоричен в своих суждениях. Я размышляю о том, что наблюдаю. И считаю, что имею право давать оценки на правах эксперта, прожив и проработав многие годы именно в сфере государственных СМИ, в парламенте Дагестана, в ОНФ, ОП РД. Пришло время выразить свою точку зрения. Мне кажется, что такая книга может быть полезна широкому кругу читателей, но, прежде всего, тем, кто хочет себя посвятить такой интересной, но очень сложной профессии, какой является журналистика. Это практически хрестоматия для наших студентов, магистрантов, аспирантов.

ДОВЕРИЕ К ВЛАСТИ

– Получили отклик у читателя?

– Конечно. Скажу более того: я даже не ожидал такой реакции. Все-таки мы должны оставаться реалистами. Мы понимаем, что в последние годы и даже десятилетия читать стали меньше. Значительно меньше. Перешли в социальные сети. Тем не менее, было очень много откликов именно в соцсетях.

– Заинтересовать искушенного информацией читателя стало труднее?

– В том числе. Но я получил немало откликов буквально с первых же дней. Причем достаточно положительных. В их числе и мнения, что само появление этой работы – это желание каким-то образом упорядочить и объяснить обществу, что происходит сегодня в республике. А ведь процессы происходят непростые в Дагестане. Очень непростые. Допустим, есть проблемы общероссийского масштаба. Это доверие к власти. Это прозрачность выборов, их справедливость на фоне многочисленных нарушений во время избирательной кампании, особенно во время голосования. Все это видят и понимают. Много споров, обещаний, и только Сергей Меликов смог обнажить все негативные процессы и озвучить их на федеральном уровне.

Все знают, что, скажем, мандаты часто заранее «выписываются» в кабинетах чиновников, что итоги выборов порой фальсифицируются. На всех уровнях! Все понимают, что в лучшем случае до урн на избирательных участках доходят 20-30% бюллетеней. Когда появляются цифры 90% и выше, и подавляющее большинство за одну партию, это вызывает возмущение у людей. И когда люди это выражают, то вместо того, чтобы их понять и попытаться изменить ситуацию, сидящие выше заявляют: «А зачем об этом вообще рассуждать? Делайте то, что вам говорят!» – это, конечно же, не есть хорошо.

Нет ничего хорошего и в частой смене руководителей, которых за последние десять лет в Дагестане уже сменилось четыре. Каждый раз приходит новый человек. Под себя пытается подобрать команду, не зная Дагестан, не всегда в полной мере понимая особую специфику республики, нашу ментальность. На этом фоне начинают происходить самые неожиданные процессы.

НА ПЕРВОМ МЕСТЕ – РУБЛЬ…

 Насколько вообще специфичен именно дагестанский менталитет? В чем его основа? В чем сегодня наша проблема?

– Серьезный вопрос. Я воспитывался в семье фронтовика – человека достаточно жесткого, дисциплинированного, но внимательного к людям. Мама была очень доброй – педагог по призванию, медик по образованию. Мы были так воспитаны, что, если в доме гости, мы даже не могли зайти в ту комнату. Мне кажется, сейчас превалирует другая крайность. Много всего разрешено, что вызывает вседозволенность. И это не всегда хорошо. Более того – это, наверное, все-таки плохо. Мне кажется, что на каком-то этапе мы что-то безнадежно утратили. Наблюдаю за отношениями близких родных людей. К примеру, отец мой, его брат и сестра. Я видел, как они друг к другу были привязаны, как они относились друг к другу – искренне, трепетно. Как они сопереживали, когда кто-то болел, когда кто-то строил планы и так далее.

Сегодня такой заботы о ближнем, взаимного понимания, к сожалению, не только в своем окружении, я вообще не всегда вижу. Вижу, насколько отношения стали потребительскими: «ты – мне, я – тебе». Даже на уровне родственников. Если ты сегодня влиятелен, что-то можешь, если от тебя что-то зависит, к тебе приходят, тебя просят. И так до очередного раза. То есть мы в какой-то степени потеряли горский этикет, которым всегда славился Дагестан. В итоге сегодня клановость у нас воспринимается весьма отрицательно. Но ведь так было не всегда. Ведь в первоначальном смысле «клан» – это хорошее мужское слово, значащее род, тухум. Это поддержка и опора. Это нормально. Но даже это сегодня стало звучать совсем по-другому, порой просто нарицательно, на первом месте – рубль и все, что связано с рублем…

Я смотрю на людей, которые очень много говорят о развитии Дагестана. Говорят, как сделать его процветающим. Говорят. На деле подавляющее большинство людей, а я встречаюсь с разным уровнем граждан, под этим призывом решают сугубо свои личные интересы, приближаются к власти с одной целью: устроиться самому «потеплее», устроить своих детей, своих родственников. При этом некоторые из них произносят высокопарные фразы о патриотизме и любви к родине.

МНОГОЕ ПОРА МЕНЯТЬ

 Привыкнув к лицемерию, мы во всем ищем корыстную подоплеку. Получается, мы уже не верим в концепцию добродетели власти? Что так поменяло общество?

– Совсем недавно я встречался с генеральным директором концерна «КЭМЗ» Ибрагимом Ахматовым. Два часа ходили по цехам предприятия. Я видел воодушевленные, счастливые молодые лица, современные станки, светлые цехи, портреты ветеранов завода и людей, которые работают с удовольствием. Это какой-то островок нашего прекрасного прошлого. Того, что осталось в наследие от социалистической системы. Мы можем говорить про дикий капитализм и рыночные отношения, но ведь можно и в таких условиях сохранить порядок, дисциплину, человечность. Увы, в Махачкале вместо бывших промышленных предприятий появились высотки. А когда мы говорим о том, как нам развивать экономику, то за разговорами теряем суть. Я все время задаюсь вопросом, какова эффективность проводимых заседаний, совещаний, форумов, и прихожу к выводу, что она крайне невысокая. Самое страшное – это когда мы пытаемся изобразить кипучую деятельность только тем, что проводим заседания. В Дагестане почти 2 800 общественных организаций разного толка и направления. Те же благотворительные фонды – вроде дело хорошее. Хотя по фондовой статистике мы находимся на одном из последних мест в России. Работающих организаций не больше 120. Но если говорить о заседаниях, совещаниях, форумах, конференциях, то здесь мы первенствуем. Правда, без каких-либо результатов. О чем это может свидетельствовать? Только о том, что в нашей системе многое пора менять. Разговоры – на конкретные дела. А равнодушие власти – на живой диалог с народом и СМИ.

Махачкалинские известия

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В ДГУ презентовали книгу «Время. Люди. События» Ильмана Алипулатова

Вышла в свет очередная книга дагестанского политолога Ильмана Алипулатова

В свет вышла книга о жизни и творчестве шейха Мухаммада Ярагского

«Был такой город»: вышла в свет уникальная книга о Дербенте

Вышла в свет книга о Дербентско-Кубинском ханстве

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия