Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Мечети и минареты Южного Дагестана

Мечети и минареты Южного Дагестана имеют свои особенности, в том числе наиболее старыми эпиграфическими памятниками на арабском языке в виде камней в стенах сооружений. Селим Омарович Хан-Магомедов, советский и российский искусствовед, исследователь архитектуры народов Дагестана, в частности его южной части, приводит в своей книге «Рутульская архитектура» интересные факты, подробный анализ архитектурных особенностей сел Рутульского района.

Однотухумные малые аулы, объединяясь в один большой, образовывали, как правило, отдельные тесно застроенные кварта­лы со своей мечетью и местом для разговоров мужчин (ким). Собрания джамаатов происходили на киме или в мечети.

Проникновение и закрепление ислама в горных районах Дагестана — это многовековая эпоха в истории народов «страны гор». Начавшись в середине VII века, процесс исламизации Дагестана в основном завершился лишь к XV в.

По мнению А.Шихсаидова, наиболее ранними памятниками арабской письменности
в Дагестане были не региональные или одноаульные хроники, а эпиграфический материал, а основном это надписи на камнях.

Не только в кладке мечетей и минаретов, но и в стенах многих домов есть камни с арабской надписью и датой (в мусульманском летоисчислении).

За многовековую историю строительства культовых сооружений в Дагес­тане выработался определенный тип мечети, варьируемый в зависимости от ее назначения (соборные мечети, квартальные мечети, мечети-родники, мечети на кладбищах), размеров и местных строительных традиций.

Соборные мечети — это, как правило, древнейшие мечети аулов. В то же время именно эти мечети чаще перестраивались и расширялись, например, в связи с ростом числа жителей аула.

Большая часть сохранившихся крупных мечетей капитально перестроена или построена в XVIII—XIX вв. Однако есть и древние мечети, точная датировка многих из которых представляет большие трудности.

В рутульских аулах выявлены и детально обмерены две крупные мечети — в Ихреке и Рутуле. Соборная мечеть в Ихреке, согласно местным преданиям, основана в период распространения ислама в Южном Дагестане.

Мечети в Рутуле существовали, по-видимому, еще в XII веке. Во всяком случае, ислам в этом ауле в XII веке утвердился уже прочно, о чем свидетельствует надпись 545 года хиджры (1150 г.), сообщающая о строи­тельстве общежития для суфиев — ханака. Обнаружены в Рутуле и две надписи, относящиеся к XIII веку, в которых сообщается о строительстве (или ремонте) мечети; на одной из них указана точная дата — 683 год хиджры (т.е. 1284 г.). В третьей надписи говорится о строительстве мечети в 910
 году хиджры (1504—1505 гг.)
Но в основном, строительство мечетей широко развернулось в XIX веке в связи с Кавказской войной.

В аулах Южного Дагестана минареты были распространены в прошлом относительно широко, хотя здесь и не было выработано единого каноничес­кого типа минарета. По конфигурации плана минареты Южного Дагестана делятся на круглые и квадратные. По архитектурно-художественным качествам среди обследованных минаретов есть архаичные по форме, а есть и законченные по композиции и удачные по пропорциям сооружения. Среди них, в первую очередь, можно выделить круглый в плане минарет в агульском ауле Рича и минареты в рутульских аулах Ихрек (круглый) и Шиназ (квадратный).

Но если ричинский минарет как бы венчает группу однотипных, характерных именно для агульской архитектуры минаретов (парапет на аркатурном поясе), то минареты в Ихреке и Шиназе это, так сказать, штучные шедевры, созданные профессиональными мастерами-строителями.

Судя по всему, минареты в Дагестане рассматривались как самостоятель­ные архитектурные объекты. В надписях на камнях, как правило, отдельно сообщается о строительстве мечети и минарета. Минарет был более сложным для возведения объектом и, скорей всего, его возводили специально приглашенные мастера-строители, специалисты именно в этом виде строительства. Кстати, нередко минареты в Южном Дагестане не пристраивали к мечети, а возводили как отдельно стоящее самостоятельное сооружение (минареты в Рича, в Джули и др.).

Минарет в с. Шиназ является, бесспорно, выдающимся произведением архи­тектуры Южного Дагестана. Поражают, прежде всего, его размеры. Минарет стоит у подножия горы, на склоне которой расположен аул. Поэтому минарет открыт для обозрения на всю высоту (более 22 метров) и на фоне расчлененной скученной застройки аула вырисовывается как крупная лаконичная форма.

Минареты имели для аула не только функциональное и архитектурно­ композиционное значение, но и были своеобразным символом независимости аула. Причем символ этот имел вполне материальную форму — это был белый камень, венчавший купольную часть верхней башенки минарета.

Жители Шиназа рассказывали мне, что белый камень, согласно местному преданию, был увезен жителями аула, враждовавшего с Шиназом, но затем после победы над врагом шиназцы вернули его и вновь водворили на место.

Подобное же предание записал в Рутуле Л.И. Лавров: «Сохранилось предание о кровопролитной борьбе Рутула с лезгинским селением Хрюк. Предание облеклось в легендарную форму борьбы за белый камень на верхушке минарета. Однажды, говорит оно, с минарета рутульской мечети хрюкцы украли белый камень и установили его на своем минарете. Рутульцы выкрали его назад, но хрюкцы снова его украли. Так камень несколько раз переходил из рук в руки. Из-за него разгорелась война... Наконец, некий праведник во сне получил приказание от Аллаха помирить обе стороны. Этот человек сделал точную копию спорного камня и тайно поставил его на том минарете, на котором в тот момент камня не было. В результате война прекратилась. В настоящее время оба минарета, хрюкский и рутульский, имеют наверху по одинаковому белому камню, и никто не знает, который из двух камней был предметом вражды".

Дагнаследие

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Мечеть в Магарамхюрском районе могут включить в госреестр объектов культурного наследия

Цахур — один из главных центров распространения ислама в Дагестане

В Дербенте обсудили вопросы реставрационных работ на территории Джума-мечети

Молния! Убит имам Нового Куруша. Двое неизвестных в масках расстреляли Магомеда Хидирова в Дагестане

Сёла – «Призраки»

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия