Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

"Носить ковер с собой". Это Кавказ об авторе проекта "Лезги сумах" Каринэ Рамазановой

Дизайнер Каринэ Рамазанова сплетает традиции и современность, перенося необыкновенные узоры старинных ковров на модную одежду. Она уже успела продемонстрировать свои работы на показах в городах России, а в начале года ее персональная выставка «Возвращение к истокам» прошла в Московском доме национальностей. Заинтересовался автором из Дагестана и Государственный Эрмитаж.

— Все началось с сумаха, сотканного свекровью на рождение моей старшей дочери Фатимы, — вспоминает Каринэ Рамазанова. — Он мне всегда очень нравился, и я решила использовать орнамент в дизайне одежды и платков. Так я смогла как бы увековечить ее сумах, ввести в современную жизнь и носить его с собой.

Задумка Каринэ в итоге вылилась в целый проект «Лезги сумах» - коллекцию одежды с оригинальным принтом. За основу взят орнамент «капир», традиционный для сумахов — безворсовых дагестанских ковров.

— Я умею немного ткать, но создать такое же чудо — полноценный ковер — для меня невозможно, — объясняет дизайнер.

— Поэтому решила внести свою лепту в сохранение традиций по-своему, чтобы потомки знали и помнили свои истоки. Принты, которые разработала дизайнер, занесены в реестр интеллектуальной собственности, а Каринэ продолжает изучать виды ковров и их узоров. Глаз уже наметан.

— Лезгинские и табасаранские сумахи очень похожи, но я могу их отличить по цветовой гамме, по оттенкам. В лезгинских — более сдержанная гамма, — рассказывает она.

В коллекции Каринэ использует и узоры классического армянского ковра, привезенного ее подруге из Еревана.

— Этнический орнамент «лезгинская звезда» есть практически у всех народов Кавказа, но изображается он у каждого по-своему. 

Разновидность такой звезды можно встретить и на армянском ковре. А тот самый сумах, вдохновивший дизайнера, сейчас украшает гостиную ее дома в Ростове-на-Дону. Семья Каринэ живет на два города. Выросла мастерица в Махачкале, там же получила образование инженера-конструктора швейного производства, а после открыла собственное ателье и принимала участие в показах. Начала в 2008 году с детской коллекции из натуральных тканей с аппликациями. Уже тогда Каринэ решила работать с национальным наследием.

— За основу взят классический узор с циновки чибта — безворсового ковра из натуральных тканей, — объясняет она. — Этот же узор я использовала для концертных платьев и костюмов для Дагестанского государственного хора.

Просторное и светлое помещение в Махачкале Каринэ оборудовала под свою мастерскую. Оно же и шоурум. В глаза сразу бросаются необычные зеркала.

— На самом деле это старые деревянные двери из родительского дома, — рассказывает Каринэ. —  В свое время папа вручную вырезал на них узоры. Помню, как он брал с собой доски и инструменты в наши поездки на море. И, пока мы плавали, занимался резьбой. А когда пришло время обновить двери дома, мы с братом решили сделать из них зеркала.

Особое место в шоуруме занимают и манекены в платьях с длинными шлейфами. Одно из них — «ковровое платье» - первая работа с использованием оригинального принта дизайнера. В 2019 году Каринэ показала его на неделе моды в Санкт-Петербурге Neva Fashion Week. Здесь же — стилизованные блузки, юбки, пояса с монетами, худи, бомберы и даже черкески. Такую черкеску носит дочь Каринэ. К примеру, носит в повседневной жизни с джинсами или с классическими брюками. Демонстрирует свои работы дизайнер в основном через социальные сети. Там же о ней узнали и представители Эрмитажа — и прошлым летом приехали в мастерскую.

— Искусствовед, методист научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа, специалист по искусству и культуре стран ислама Полина Любимова, объездив кавказские республики, посетила и меня, — вспоминает дагестанка. — Из мастерской она вышла в прямой эфир и познакомила с моим творчеством подписчиков Эрмитажа. Эфир набрал почти 28 тысяч просмотров.

Платки с историей

Платки развешены по всему шоуруму — от маленьких нашейных до больших шалей.

— Платок — неотъемлемый атрибут горянки, а нанесенный на них ковровый принт придает им небанальный вид, — объясняет Каринэ. 

Чтобы перенести рисунок на ткань, дизайнер создает макет в специальной программе, а после оцифровки отдает его в печать. Все это делается в Ростове. В качестве основы дизайнер обычно использует шелк, шифон, габардин и бархат. Есть модели платков из экозамши, рассчитанные на холодную осень, а для зимы предназначены косынки из непромокающего шармуса, подбитого флисом. 

— Вот платок с изображением височных колец, — показывает Каринэ. — Это такие женские украшения из золота, серебра или из бронзы. Так можно носить народные украшения, не утяжеляя свой образ. Рядом — шарфы «Сарыкум» и «Каспийский бриз», вдохновением стала уникальная природа Дагестана.

— Традиционный орнамент переходит в песчаную бурю под палящим солнцем, а чтобы охладить жар песка, дует прохладный ветер с Каспийского моря, — поясняет Каринэ. Еще одно особенное изделие — платок «Пазырыкский ковер». Это самый древний из найденных ковров в мире, хранится он в Эрмитаже.

— Недостающие части ковра на платке я заполнила текстом, а точнее, статьей академика Сергея Руденко, посвященной этой уникальной находке. А вот платки «Ахтынские яблоки» созданы специально для танцевальных костюмов Государственного ансамбля танца Дагестана «Каспий» - их артистки надевают, исполняя одноименный танец. Для платков под названием «Барокко» дизайнер использовала тот самый узор с деревянных дверей, оставшихся от отца. Есть в коллекции и платок, не имеющий отношения к коврам или к Дагестану, но тоже с историей. Его дизайнер создала на основе французских журналов 1870—1880 годов к 8 Марта — как символ женственности.

— Несколько номеров, где писали о моде, быте, размещали объявления и даже выкройки, я приобрела у антиквара. Насколько мне известно, основную их часть выкупил для своей коллекции известный историк моды Александр Васильев.
Спрос на этно

Цена платков зависит от размера. Так, самый маленький 45*45, пригодный для сумочек или как повязка на руку или шею, стоит 1 650 рублей, самый большой — 6 500 рублей. В комплекте идет оригинальный чехол для хранения с тем же рисунком. Высоким спросом пользуются и двусторонние шопперы. Они двух видов: светлый — армянский ковер, темный — лезгинский сумах. Стоимость одного такого — 2 500 рублей. Приобрести изделия можно через соцсети или придя в шоурум. Среди покупателей много дагестанцев и еще больше туристов, говорит дизайнер. Спрос на этнику есть. На заказ Каринэ, к примеру, разработала и отшила форму для персонала крупного супермаркета в Каспийске: фартуки и чохто в национальном стиле.

— А недавно мне предложили предоставить продукцию для московского интернет-магазина, который реализует этнические товары. Ну, а коллекцию «Лезги сумах» дизайнер надеется вывести на мировой уровень. — Мечтаю выступить с ней на Миланской неделе мод. А для самой престижной в России недели мод Mercedes-Benz Fashion Week Russia я думаю создать уже новую коллекцию, но тоже в современно-этническом стиле.

Это Кавказ

Дайджест

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

«Лезги Сумах» в Москве

Редкая профессия: реставраторы ковров

Выставка изделий старинного табасаранского ковроткачества открылась в Махачкале

Табасаранские ковры

Посвящаю тебе, Чечня!

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия