Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Национальный парк «Самурский» - огромный успех!

Интервью с замдиректора заповедника «Дагестанский» Гаджибеком Джамирзоевым

Редакция сайта Федеральной лезгинской национально-культурной автономии предлагает Вашему вниманию интервью с заместителем директора по научной работе ФГБУ «Государственный заповедник «Дагестанский», кандидатом биологических наук Гаджибеком Джамирзоевым, в котором он рассказывает о перспективах национального парка «Самурский» (создан 25 декабря 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации №1839), сопровождавших его создание обсуждениях, а также делится своим мнением относительно Самурского энергетического кластера.

Итак, национальный парк «Самурский» официально создан. Что дальше? Когда мы сможем увидеть позитивные изменения и улучшение экологической ситуации в охраняемых зонах и прилегающих территориях?

Сам факт создания Самурского национального парка – это уже позитивное изменение для охраны природы нашего края, потому что он создает благоприятные условия и новые возможности для улучшения экологической обстановки на охраняемой природной территории и вокруг нее.

В течение 2020 года, и возможно в 2021 году нам предстоят достаточно сложные процедуры по уточнению границ национального парка и его функциональных зон, их обозначению на местности, переводу земель лесного фонда в земли особо охраняемых природных территорий, переоформлению и пересмотру договоров аренды лесных участков в Самурском лесу и т.д. Попутно будет формироваться служба охраны национального парка, создаваться инфраструктура для развития познавательного туризма, будут приобретаться необходимая техника, приборы и оборудование. То есть в полном объеме сформируем нормативную и материально-техническую базы, необходимые для эффективного функционирования Самурского нацпарка.

Гаджибек Сефибекович, проект нацпарка, в особенности горная его часть, вызвали заметные обсуждения, в том числе недовольство жителей, боящихся ограничения своей хозяйственной деятельности. Были ли внесены коррективы в проект с учетом озвученных замечаний?

Да, мнение местных жителей было учтено при проектировании нацпарка, определении его границ и зонировании территории. В частности, в нацпарк не были включены земли МО «Сельсовет Мискинджинский». С учетом интересов других муниципалитетов в горном кластере отказались от заповедной зоны. В положении о национальном парке для большей части территории сохранили возможность ведения традиционных форм хозяйствования – выпаса скота, сенокошения, пчеловодства и др. Всем жителям прилегающих к нацпарку сел и их близким родственникам сохранен доступ на эти территории без пропуска. С них не будет взиматься установленная федеральным законом плата за посещение нацпарка.
Говоря о горном кластере нацпарка, многие отмечают, что известный в Юждаге Хрюгский лес не был включен в него. С чем это связано? И возможно ли его включение в будущем?

Хрюгский лес и не рассматривался для включения в состав Самурского национального парка. Я хорошо знаком с этой территорией. Лесной массив сохранился там благодаря трепетному и благосклонному отношению местных жителей из селений Хрюг, Кака и др., которые почитают его как священное место. Надеюсь, что и дальше они не позволят никому уничтожить этот уникальный уголок природы. Включить Хрюгский лес в состав Самурского национального парка очень сложно и нецелесообразно. Для того, чтобы обезопасить его от освоения, достаточно объявить лес памятником природы республиканского значения с соответствующим режимом особой охраны.

Статус ООПТ защитит лес от освоения или передачи в частные руки, а за сохранность памятника природы будет отвечать не только общество, но и государство. Но для этого необходимо сформировать инициативную группу, выйти с предложением на Минприроды Дагестана, разработать экологическое обоснование на придание статуса ООПТ Хрюгскому лесу, пройти все необходимые согласования. Это может затянуться года на два, если не больше. Такое у нас законодательство.

Как Вы оцениваете перспективы проекта Самурского энергетического кластера, как этот проект сочетается с нацпарком?

Самурский энергетический кластер – это проект, который может и должен стать одним из драйверов социально-экономического подъема Южного Дагестана. Помимо традиционного сельскохозяйственного производства, переработки продукции растениеводства и животноводства, для нашего региона крайне нужны высокотехнологичные предприятия, создание и функционирование которых требует больших инвестиций и наличия специалистов с высоким уровнем образования. Такие, сравнительно крупные, производства способствуют в свою очередь развитию частного предпринимательства, формируя вокруг себя множество предприятий малого бизнеса.
 В сочетании с созданием Самурского нацпарка значительно расширятся туристско-рекреационные возможности региона. Все это позволит эффективно использовать не только природные ресурсы Самурской долины, но и остающиеся невостребованными трудовой и интеллектуальный потенциалы местного населения. Не менее половины активного населения должно быть вовлечено в различные сферы услуг – образования, медицины, финансов, торговли, туризма, народных промыслов, разного рода технологичных сервисов и т.д. Иначе мы обречены остаться депрессивным регионом, с патриархальными формами хозяйствования, отходничеством и невозвратным оттоком молодежи.

Что касается экологической составляющей проекта, Дагестанский заповедник, в ведении которого находится Самурский национальный парк, будет следить за ходом работ на всех этапах – от проектирования и оценки воздействия на окружающую среду до строительства и функционирования энергетических объектов. Любая экономическая деятельность прямо или косвенно связана с экологическими рисками, и нам необходимо сообща находить наиболее приемлемые решения. В настоящее время мы разрабатываем предложения по минимизации возможных экологических воздействий при развитии ветро и гидроэнергетики в долине Самура, в том числе касательно сохранения необходимого для Самурского леса объема «экологического» стока реки. Большое внимание будем уделять информационному продвижению солнечной энергетики – на мой взгляд ключевой и самой перспективной составляющей Самурского энергетического кластера.
Многие продолжают с недоверием относиться к возможностям созданной ООПТ (особо охраняемой природной территории). Гаджибек Сефибекович, не могли бы Вы для не погруженных глубоко в природоохранную тематику людей пояснить, какова миссия и возможности нацпарка «Самурский»? Что бы вы ответили тем, кто считает статус национального парка недостаточным для охраны местной природы?

Не согласен, что многие с недоверием относятся к возможностям Самурского национального парка как особо охраняемой природной территории. Есть критика, есть скептики, но в целом местное население поддержало идею создания именно национального парка.

Большая часть Южного Дагестана, как, впрочем, и всей нашей республики, отличается обилием населенных пунктов и высокой плотностью населения. В сфере разного рода социально-экономических интересов местного населения находится практически вся окружающая их природная территория. Какой бы объект от высокогорий до побережья Каспийского моря мы не выбрали для организации охраны – обязательно столкнемся с интересами местных жителей, то есть наших с вами сограждан. В таких условиях невероятно трудно создавать новые особо охраняемые природные территории, всегда подразумевающие ограничения на посещение и ведение хозяйственной деятельности. И то, что нам удалось создать Самурский национальный парк, который почти полностью охватил охраной уникальный массив лиановых лесов в дельте реки Самур, а также красивейшие природные комплексы высокогорий Восточного Кавказа – этого огромный успех! К примеру, больше половины территории кластера «Дельта Самура» – это заповедная и особо охраняемая зоны, с очень строгими режимами охраны. По сути – это заповедник внутри национального парка. На остальной территории – в зонах рекреации и традиционного экстенсивного природопользования сохранены возможности для хозяйствования местного населения, развития рекреации и познавательного туризма.

Мы выбрали национальный парк как оптимальную и наиболее перспективную форму территориальной охраны природных комплексов Самурской долины. Зонирование и дифференцированный режим особой охраны позволяют ему эффективно функционировать и выполнять свои задачи с учетом как природоохранных, так и социально-экономических интересов общества. Это мой ответ скептикам.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Самурский лес и Базардюзи-Шалбуздагские высокогорья станут новыми визитными карточками экологического туризма в Дагестане

Эксперты приветствуют распоряжение о создании национального парка "Самурский"

Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании национального парка "Самурский"

В Национальном парке "Самурский" займутся спасением вымирающих видов животных и растений

В Дагестане до конца 2019 года создадут национальный парк «Самурский»

Комментарии (2)
Комментарий #2, дата: 20 февраль 2020 23:04

Это огромная победа - и первый шаг в большом, сложном, непростом, но таком нужном деле! И не только для Юждага и Дагестана - а для всей страны! Потому что такого леса больше нет нигде в нашей Родине. Честь и хвала создателям и устроителям!


Комментарий #1, дата: 20 февраль 2020 16:50

Спасибо дорогой Гаджибек. Знаю, что именно твоему огромному и самоотверженному труду удалось создать Национальный парк «Самурский»!  Здоровья тебе и успехов!! 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия