Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

С любовью к родному краю

Интервью с лезгинским ученым и писателем Марифом Кадимовым

Редакция сайта ФЛНКА предлагает вашему вниманию интервью с лезгинским ученым, кандидатом физико-математических наук, писателем, общественным деятелем Марифом Кадимовым.

Для справки

Мариф Джамединович Кадимов является уроженцем города Геокчай Азербайджанской Республики, однако детство и школьные годы провел в родовом селе Джаба Ахтынского района, школу которого он с золотой медалью окончил в 1971 году.

Выпускник механико-математического факультета МГУ, здесь же окончил аспирантуру по специальности «Механика твердого деформируемого тела».

Работал научным сотрудником ДагЭНИН им. Г.М. Кржижановского, руководителем отдела компьютеризации Министерства труда и занятости РД, более 15 лет преподавал в ДГТУ, ДГУ и других вузах республики.

С 1996 года первым в Дагестане системно стал внедрять автоматизацию на основе программ 1С, а в 2000 году им была создана группа компаний «Интех-Софт», стоявшая у истоков внедрения информационных технологий, которые автоматизируют экономическую и управленческую деятельность предприятий и организаций народного хозяйства РД. Сотни автоматизированных предприятий, организаций и учреждений РД, тысячи обученных специалистов, десятки фирм по автоматизации, созданных прошедшими школу «1С: Интех-Софт» - все это в активе Марифа Джамединовича и организованной им компании.

В последние годы Мариф Кадимов принимает активное участие в общественной жизни Республики Дагестан и лезгинского народа. В рамках работы Благотворительного фонда «ЛЕКИ» он принимает участие в составлении и продвижении образовательных программ и организации ежегодных школьных математических олимпиад, а также в различных форумах, в том числе по сохранению родных языков. Активный участник философского клуба «ЭПОХЭ».

Не так давно вышли в свет две книги М.Кадимова - «Тарни тIвар» и «Жизни живые метки».

* * * * *

Мариф муаллим, поздравляем с выходом в свет ваших книг. Расскажите подробнее о своих новых изданиях: о чем они? В чем, на Ваш взгляд, их особенность?

Спасибо за поздравления. Да, недавно в издательстве «Лотос» одновременно вышли две мои книги – «Тарни тIвар» и «Жизни живые метки» на родном лезгинском и русском языках. Книги состоят из коротких историй, в основном, из нашей лезгинской жизни. В век интернета и социальных сетей объемные произведения воспринимаются тяжело. Русский вариант, это, по сути, авторский перевод книги, существенно дополненный и другими историями. Основной замысел книг, как он был задуман, состоит в попытке пробуждения у читателя рефлексии. В книгах я старался подобрать стиль изложения, часто незаметно толкающий читателя примерить на себя ситуацию, в которой оказался герой, настойчиво требуя от него задуматься о своем поведении, о своих жизненных ценностях и т. д.

Структурно книга состоит из нескольких разделов, из которых я бы хотел выделить первый раздел «Личности и лица» и последний под названием «Открытый урок». В первом разделе содержатся истории, связанные с конкретными, в той или иной мере знакомыми автору, людьми. Остальные разделы, кроме выделенных, содержат рассказы, притчи и миниатюры, служащие основному замыслу книги.

Раздел «Открытый урок» содержит презентацию лекции – тренинга, призывающего молодого человека отнестись к своей жизни как к проекту, позволяющему построить траекторию своей жизни, где цели и пути их достижения получают одобрение со стороны социума, в котором человек живет. То есть, проект, позволяющий человеку быть успешным не за счет общества, а в согласии, гармонии с ним. Эта непростая задача, требующая умения анализировать свое поведение и поведение своего окружения. Некоторый опыт такого анализа можно получить и с помощью той самой рефлексии, о которой мы говорили выше.
Вы являетесь кандидатом физико-математических наук. В какой момент Вы взялись за перо? Что сподвигло Вас, технаря, стать гуманитарием?

Я хоть и закончил механико-математический факультет университета по специальности «механика», а механика – это, как известно, раздел физики, ощущаю себя больше математиком, чем физиком, тем более, не технарем-инженером. А математик чувствует себя нормально в любой сфере, в том числе и гуманитарной, лишь бы была интересная для него задача.

Почему я взялся за перо? Некоторое время назад я по определенному вопросу был в кабинете у одного нашего земляка. Он врач. К его кабинету всегда стоит большая очередь. Люди выходят от него не только с квалифицированными советами и назначениями, но и заряженные позитивом. Кроме того, он активный участник всех лезгинских мероприятий – форумов по сохранению и развитию языка, диктанта по лезгинскому языку, праздника «Шарвили» и т. д. Одним словом, он не только специалист высокого уровня и сильная личность, но и человек, любящий свой народ. Когда к концу приема поздно вечером я зашел к нему, он сидел и смотрел на своем компьютере ролик с красотами гор вокруг своего аула в Юждаге. Когда ролик закончился, я отметил, что там много заброшенных полей, садов, а люди и их дома смотрятся бедно. Он, глубоко вздохнув, сказал (внимание!) сакраментальную фразу: «Если бы они пахали (работали) столько, сколько я, эти горы можно было озолотить!».

В этом месте хочется вспомнить еще один пример, который мне рассказал знакомый. В одном из наших аулов в солнечный день, ближе к обеду, сидит молодежь около сельского клуба. Играют, кто в домино, кто в шахматы и т. д. Один из них подходит к окну клуба, аккуратно вытаскивает стекло, берет под мышку и идет домой. И во всеуслышание говорит, что это стекло по размерам как-раз подходит для окна его сарая. И, что самое парадоксальное, никто из стоящих рядом не делает ему замечания!

Скажите, кого из этих людей Вам бы хотелось увидеть на визитной карточке лезгин – этого, который средь белого дня вытаскивает стекло из окна общественного учреждения, тех, кто хоть маленькое замечание ему не сделали, или же врача, который работает с утра до ночи, не считаясь с усталостью, даря людям здоровье и радость? К тому же успевает принимать активное участие в общественных мероприятиях своего народа. Ответ очевиден. Я уверен, такой человек, как этот врач, где бы ни жил, кем бы ни работал, достиг бы больших высот. И находил бы способы довести до своего народа ту любовь, которая теплится у него в груди. Нам нужны такие люди, которые поднимают престиж своего народа, зарабатывая авторитет и своими знаниями, и трудом, и поведением. И не только в Махачкале, Москве или в какой-либо другой точке земного шара, но и в районе, селе и в каждой семье.

Часто сталкиваясь с историями депрессивно-преступного характера среди нашей молодежи, я с некоторых пор начал интересоваться вопросами личностного роста. Ведь известно, что часто из двух человек, выросших в одинаковых условиях, один достигает выдающихся успехов по жизни, становится в тысячи раз эффективнее по сравнению с другим. Вопрос в том, чтобы помочь человеку получить те знания и навыки, с помощью которых он может поднять эффективность своей жизни. Интерес к этим вещам привел меня к книгам известного специалиста в этой области, американца, книги которого миллионными тиражами издаются в мире, просто уникального человека С. Р. Кови.

Его «Семь навыков высокоэффективных людей», «Восьмой навык» давно стали настольными книгами всех тех, кто по всему миру проводит тренинги по личностному росту. Когда взялся их изучать, я понял, что несмотря на то, что автор западный, все, что там написано, проектируется и на нашу действительность. Особенно на ту, которая установилась после 90-х годов прошлого века. Я загорелся желанием на основе их создать собственные тренинги или, по крайней мере, проектировать эти знания на нашу лезгинскую и дагестанскую аудитории. Но возникла проблема: все жизненные примеры в книгах были из той западной жизни и плохо воспринимались у нас. Вот и появилась идея найти соответствующие примеры из нашей жизни. Чтобы хорошо воспринимались, они должны были быть короткими, емкими и понятными. К тому времени успел зарегистрироваться в социальной сети фейсбук, где смог их по одному ставить на свою страницу. Это были истории из нашей жизни. Положительная реакция на них уважаемых мною профессионалов – писателей как Сажидин Саидгасанов, Фейзудин Нагиев, Пакизат Гусейнова, Гилал Аскеров и другие, подняла самоценность этих рассказов и подстегнула меня к изданию их отдельной книгой. В книгу я включил также и презентацию «Открытый урок», как укороченный вариант тренинга, ориентированного на тех, кто живет в местных реалиях, в первую очередь, на местную молодежь.
Как такие книги могут влиять на повышение национального самосознания нашего народа?

Ведь, что такое национальное самосознание? Это ощущение принадлежности к своей нации, любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувства национальной гордости. Вместо ответа позволю себе пару отзывов от моих читателей:

«Прочёл (книгу) и на лезгинском, и на русском (языках). Получил огромное удовольствие. Вспомнил свою малую родину… Вся книга – это, практически, пособие по воспитанию молодёжи, уважению к родной земле, к старшим, к труду… А открытый урок — это не только быть целеустремлённым в достижении целей, но и оставаться при этом человеком. Это сейчас очень нужно нашей молодёжи».
«…Живо, с любовью к родным местам и памяти тех, кто указал путь – дорогу в жизнь».

После этих отзывов ничего добавлять не хочется.
Что Вы, как человек думающий, можете сказать о проблемах народа и возможных путях их решения?

Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Сегодня мир меняется очень быстро. Одна революция, в результате которой правительства стран потеряли контроль за информацией и границы государств для нее стали прозрачными, свершилась на наших глазах, в течение одного поколения людей. Может, очередная революция сделает границы между государствами бессмысленными? И тогда, возможно, одна из наших главных проблем – проблема разделенности, исчезнет. Но надо помнить вот о чем: власть, потеряв позиции на одних направлениях, будет стараться укрепляться на других. Поэтому, ждать от нее подарков не стоит. Но власть власти рознь. Мы видим, как разительно отличается ее отношение к национальным меньшинствам по правую и левую сторону Самура. Если на правой стороне открыто ведется политика ущемления прав и ассимиляции нашего народа, то на левой стороне даже те возможности, которые имеются на сегодняшний день, не используются нами в полной мере.

Что я имею в виду? Если говорить только о проблемах социально-экономического, культурно-языкового и т. д. характера, то они по отношению к нашему народу, как, впрочем, и ко всем другим народам, связаны двумя типами причин – внешними и внутренними. Внешние – это экономическая, национальная политика государства внутри страны, его законы и т. д., а внутренние причины – связаны среднестатистическим поведенческим «портретом» представителя нашего народа. Оставив за скобками требования к государству и сосредоточившись сегодня на поведении нашего населения по части инициативности, ответственности, уровня взаимодействия, нацеленности на успех и т. д., то увидим, что эти качества у нас оставляют желать лучшего. Да, у нас есть примеры, вроде Сулеймана Керимова и других, которые могли бы сыграть вдохновляющую роль, но они реализовались далеко от Родины и слабо влияют на формирование характера молодого человека с Юждага. Такое пассивное поведение можно было как-то допустить в нашем советском прошлом, когда многие вопросы за человека решало государство, но никак в сегодняшнем капиталистическом, то есть конкурентном мире. Сейчас успех любого задуманного дела в огромной степени зависит от характера человека. Да, прозрачность информации может обеспечить нам доступ к части отраслевого, технологического и т.д. опыта остального мира. Но взять и использовать такой опыт в готовом виде не простое дело. В начале освоения и внедрения любого сколько-нибудь серьезного дела или внешнего опыта требуется крепкий характер. «Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а чтобы еще куда-то попасть надо бежать как минимум вдвое быстрее!» - говорила героиня «Алисы в стране чудес».

Инициативность, ответственность, умение взаимодействовать, нацеленность на успех – вот ключ к решению любых проблем нашего народа.

Главные наставления нашей молодежи дал в свое время наш великий ученый и просветитель Гасан-Эфенди Алкадарский: «Довериться добродетели и жить в любви и согласии, посвятить себя науке и другому полезному для народа делу».

Самореализоваться, занимаясь полезными для своего народа делами - большего счастья в мире, по-моему, не существует!   

Фото в лиде: Кудрат Алиев

В материале использованы данные Али Албанви

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

Математик из Кураха

Исмаил Эфендиев назначен руководителем администрации Главы и Правительства РД

Лезгинский Менделеев из Зухрабхюра

Гильский профессор Керим Керимов

Скончался видный общественный деятель Дагестана Ахмед Шахмарданов

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия