Правда истории — это правда жизни
К 75-летию Фейруза Бадалова (1949-2021) журналиста, писателя, учёного
Не про всякого деятеля науки и культуры можно сказать, что он представляет собой особую страницу в истории народа. Наше время грандиозных информационных потоков всегда выводит на поверхность общественного и медийного пространства скорее факты и явления острых социально-бытовых проявлений, нежели события интеллектуальных и духовных притязаний людей. Люди творческого склада делятся на две большие категории. Одни бывают всюду на виду, каждый их творческий всплеск вызывает в общественной среде определённые волнения. Это скорее люди официальные, облачённые общественным доверием и признанием. Но есть огромная категория людей, тихих и скромных, не притязающих ни на какие лавры, но целеустремлённо и добросовестно идущих за своими идеалами. В этих людях подкупает их бескорыстная и целомудренная вера в свои интеллектуальные поиски и проявления духа. В них есть та неодолимая и неунывающая тяга к своим творческим поискам, что заслоняет от них все, казалось бы, земные тяготы и бытовые передряги. Они всегда окрылены душой в поисках своего заветного идеала. К таким людям инстинктивно тянешься душой, когда ближе с ними знакомишься. К ним прислушиваешься и хочется с ними общаться, ибо они обо многом, чего ты в книгах не прочитаешь, могут тебе рассказать и спрогнозировать.
Таким был в жизни и в своих творческих исканиях Фейруз Бадалов, которого судьба унесла от нас в трагедийные пандемические дни 2021 года.
Унесла, полного творческих сил и замыслов, разлучив с близкими людьми и незавершенными книгами.
Строки из биографии
Родился в селе Дустагир Кусарского района Азербайджанской ССР в 1949 году, 22 марта, в семье учителя русского языка и литературы. Окончил сельскую среднюю школу, служил в рядах советской армии. В 1977 году с отличием окончил факультет журналистики Азербайджанского Государственного университета. До 1992 года работал в газете ЦК компартии Азербайджана «Совет кенди» (Советское село).
В 1992 году стал первым редактором первой республиканской газеты «Самур», выходившей на русском, азербайджанском и лезгинском языках. В 1993-94 годах был главным редактором первой независимой лезгинской газеты в Азербайджане «Алпан». С 1994 года занимался преподавательской деятельностью в вузах Дербента, кандидат исторических наук, член Союза писателей и журналистов Российской Федерации. Отец четверых детей. Автор романа «Миф» (1993) - первого мифологического романа в лезгинской литературе, комедий «Филиал», «Граница», «Манекены», этнографических композиций «Яран Сувар», «Красный шут и серый шут», поставленных на сцене Лезгинского государственного музыкально-драматического театра имени С.Стальского. Книга «Красный дождь» (на лезгинском языке), изданный в Москве в 2011 году – сборник сказаний, рассказов, комедий, представляющие собой своеобразное продолжение автором осмысления извечных жизненных проблем и чаяний лезгинского народа.
Фейруз Бадалов как историк является автором монографий «История лезгинского народа и государства: 5 тыс. до н.э. - 10 век н.э.; Дербент, 1998, «Язычество лезгин» (Дербент 2000), «Астральная религия лезгин: космогонические и антропогонические представления, пантеон божеств» (Книга 1, Москва, 2006, издание РАН), «Астральная религия лезгин: культ святых мест, культурные герои, образы низшей мифологии» (Книга 2, Москва, 2008, издание РАН), «Астральная религия лезгин: ранние формы тотемизма, анимизм, фетишизм, магия, культ гор, погребальный обряд» (Книга 3, Москва, 2011, издание РАН), «История албано-лезгиноязычных народов, (Книга 1 (древность) Махачкала, 2021, издание ФГБОУ ВО «ДГТУ»).
Из нашего села видна великая гора Шахдаг, - рассказывал он как бы издалека. Так повелось у нас издревле, что свои дома мои сородичи строили лицом к этой священной для нас горе. Представляете, каково людям, когда они утром открывают свои двери и на них смотрят гордые вершины Великой Горы. Вокруг нашего села сохранилось много святилищ, с которыми даже в моём детстве связаны некоторые древние лезгинские языческие обряды и поверья, как вызывание дождя и солнца.
Они оказались не только одним из самых живучих, но и сохранивших в течение столетий яркие национальные краски и религиозные идеологические отпечатки политеизма наших предков. Самым ярким праздником моего детства был грандиозный народный праздник Яран Сувар. Мы – дети, ждали, когда наступит 21 марта, чтобы гордо и смело поднимать на плоских крышах наших домов зажжённые факелы в честь богини Яр, возвращающейся из подземного мира в наш мир, чтобы оживить заново природу.
На волнах юности и зрелости
Из моих многочисленных бесед с ним остались в памяти очень красочные и яркие рассказы о годах учёбы и самоопределения в жизни.
Он с благодарностью вспоминал о школьном учителе физики Бажане Гамидове, который часто, входя в класс, вдохновенно декларировал народные четверостишия. Он был романтик и патриот по духу, - вспоминал он. Наверное, в жизни каждого человека появляется на каком-то этапе его жизни человек, встреча с которым становится знаменательным и судьбоносным. Он называл писателя и просветителя Забита Ризванова самым великим лезгином советского периода. Литературное объединение «РикIин гаф» (Сердечное слово), которые он со своими сподвижниками создал в конце пятидесятых годов двадцатого столетия стало не только ликбезом по истории и культуре лезгин, но это было поистине народным университетом жизненной и исторической правды народа, вдохнувшей в целое поколение живительную струю оптимизма и веры в духовные святыни народа, покрывшиеся идеологической коростой забвения.
Я спрашивал его при наших беседах, кем он себя более чувствует -журналистом, писателем или учёным? Я понимал, что вопрос немного некорректен, ибо эти составляющие так слились в его образе, что всегда укрепляли его веру в собственные силы.
Он так и говорил: кем бы ты ни был, ты должен трудиться, ибо труд и только труд — это единственный источник и носитель духовности человека. Что касается литературы, то она, по его мнению, должна облагораживать человека, делать его лучше, чище, добрее и выше.
О предназначении человека
Все светлые умы человечества искали ответ на этот вопрос, но, как известно, прямого ответа никто так и не дал. Вот мы появляемся на свет без нашего ведома, говорил он. От нас не зависит и то, как мы покинем этот свет, но от нас зависит то, как мы будем жить, какой будет нашей жизненная позиция, как мы будем самоопределяться в этом мире и самое главное - кому мы будем служить: народу или должностям, совести или деньгам, доброте или сатане... Легче всего быть в большинстве и скрываться за объективным мнением большинства. Очень часто интеллектуально самодостаточные люди оказываются в меньшинстве, так как не могут себе позволить быть в сомнительных и преступных сообществах. У этих людей есть то святое и великое качество, что издавна именуется совестью.
Поэтому, считал он, надо быть личностью, надо жить, надо делать то, что может принести хоть частицу добра и справедливости, делать жизнь чуть-чуть роднее и ближе к идеалам своего народа, быть лучше, чем есть. Изучать и любить свою историю, ибо правда истории — это правда жизни, и если история - это память народа, это гимн его победам и уроки поражений, то народ - это форма проживания людей на земле, государство же - способ выживания народа.
Из творческого наследия...
Роман «Миф» стал смыслоопределяющим фоном его жизни и творчества. Он воплотил в себе уникальное своеобразие своего мифопоэтического мышления и художественного вкуса.
Исследователь романа назвал в своей диссертации его «энциклопедией национальной жизни и национального духа». Осмысливая своё этническое прошлое и историю своего народа в особой системе символов и образов, он воссоздал своеобразную эстетически окрашенную мифопоэтическую картину глубокой древности.
Трёхтомник «Астральная религия лезгин» явился не только весомым вкладом в лезгиноведение, в историческую этнологию Дагестана, но и пионерским, универсальным исследованием домонотеистического духовного наследия отдельного народа Дагестана, прецедентов которому доселе не было.
Книга «Красный дождь» (на лезгинском языке) это сборник сказаний, рассказов и комедий, представляющий собой своеобразное продолжение автором осмысления извечных жизненных проблем и чаяния народа.
Агаширинова С.С. - доктор исторических наук:
«Исследование Ф.А.Бадалова, посвящённое космогоническим и антропогоническим представлениям, пантеону божеств лезгин является весомым вкладом в историческую этнологию Дагестана».
М.М. Вагабов - доктор философских наук,
Г.И. Искандеров - доктор исторических наук:
«Система языческих религиозно-мифологических представлений, восстановленная в монографиях Ф.А. Бадалова, является научным открытием, ценным вкладом в лезгиноведение».
В.Р. Филиппов - доктор исторических наук:
«Монография Бадалова - это специальная разработка в области исследования космогонии и теономии лезгин и в этом заключается его научная новизна и научная ценность».
А.К. Аликберов - доктор исторических наук:
«Ф.А. Бадалов провозглашает новый подход для изучения древнейших верований, предлагая смотреть на проблематику язычества без стереотипов и жестких установок, присущих более поздним монотеистическим религиозным системам».
С.А. Азизов - доктор исторических наук:
«Ф.А. Бадалову удалось доказать, что совокупность космогонических и антропогонических представлений, ритуалов, обрядов, образов божеств, духов, демонов и связанных с ними преданий лезгин - это целостная система, в которой имеются определённая упорядоченность и отношения иерархичности».
Фахреддин Оруджев
член Союза журналистов РФ
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.