Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Доисламский мир Кавказской Албании

Жестокие реалии духовной истории албанских племен

История религиозной жизни албанского населения Кавказа – одна из малоизученных страниц нашей истории. Многие наши современники склонны идеализировать и рисовать в радужных красках разные исторические периоды жизни прежних поколений наших предков.

Кто-то героизирует мусульманский период истории Кавказской Албании, кто-то христианский, а кто-то и вовсе языческий. Однако на самом деле картина религиозной жизни албанов Кавказа была весьма противоречивой и весьма трагичной.

Кавказская Албания - древнее государство, возникшее в конце 2 – середине 1 веков до нашей эры на Восточном Кавказе, занимавшее часть территории современных Азербайджана, Грузии и Дагестана.

Карта: Армения, Колхида, Иберия, Албания из Атласа антической и классической географии Батлера (1907 год)

Албаны, жители этого древнего государства, не имеют никакого отношения к современным албанцам – жителям государства Албании на Балканах. Население Кавказской Албании изначально представляло собой союз 26 племён, говоривших на различных языках лезгинской группы языков.

К ним относились албаны, леги (современные лезгины), гаргары (которых некоторые исследователи отождествляют с современными рутульцами), утии (отождествляются с современными удинами), гелы, чилби, сильвы, лпины и др.

Столицами Кавказской Албании в разное время были города Кабала (до 6 века) и Партав. В 461 году нашей эры самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией, военно-административным округом в составе Сасанидского государства.

Страбон

Албанское язычество и человеческие жертвоприношения

До принятия христианства албаны, со слов Страбона, поклонялись солнцу, небу и луне. Страбон пишет: «Почитают богов – Гелиоса, Зевса и Селену, в особенности же Селену». [1]

Греческий историк называет албанские божества именами греческих богов. Эти божества были особенно почитаемы не только на Кавказе, но и в Передней и Средней Азии. По словам Страбона, в Кавказской Албании имелись особые священные храмовые области, характерные также для Армении и Малой Азии.

Описывая эту жреческую область, Страбон сообщает: «…жречествует в ней муж, наиболее уважаемый после царя; он стоит во главе храмовой области, обширной и хорошо населенной, и во главе иеродулов, из которых многие одержимы богом и вещают». [1]

Как пишет иеромонах Алексий Никоноров в своей диссертации по истории христианства в Кавказской Албании: "Исходя из приведенных Страбоном данных, можно заключить, что в Албании имелась одна или несколько особых областей, именуемых «священными» с главным храмом, посвященном особо почитаемому божеству". [2]

Археологические раскопки в Барде, Азербайджан

Управлявший областью верховный жрец занимал второе место в стране после царя и в его подчинении и ведении находились не только земли, но также иеродулы (храмовые люди). [3]

А также «одержимые богом», со слов Страбона, т.е. одержимые духом прорицатели. Древний армянский автор Моисей Каланкатуйский (Моисей Каганкатваци, Мовсес Каланкатуаци) сообщает о существовании в Арцахе «различного вида жертвенной службы нечистым идолам», а также «…волхвов, чародеев, жрецов, персторезов и знахарей». [4]

Далее он употребляет интересную формулировку: «Разнообразные секты зломудрого диавола терзали ослабленных людей Агвании». [4]

Каменная капитель 5-6 вв. с надписью на албанском языке, найденная при раскопках в Мингечауре, Азербайджан

Как пишет Алексий Никоноров, языческие культы древних албан включали в себя помимо животных и человеческие жертвоприношения. Совершение таких жертвоприношений подтверждает археологический материал. [2]

Так, например, во время раскопок в Мингечауре археологом Р. М. Ваидовым обнаружен костяк человека, закованного железными кандалами. [5]

Исследователи предполагают, что жертвоприношения эти совершались по известному обряду: с животных жертв снимали кожу, отсекали голову, тело жарили на костре, а головы, наполнив соломой, оставляли на высоких ветвистых деревьях в так называемых священных рощах. [2]

Человеческие жертвы приносились двояко: иногда жертву умерщвляли, отравляя, или с неё снималась кожа, а после отрубали голову. [6; 7]

Апостол Варфоломей с содранной кожей. Маттео ди Джованни, 1480

Мученическая смерть апостола Варфоломея

Последний факт представляет особый интерес в связи с повествованием о мученической смерти святого апостола Варфоломея, последовавшей предположительно в 71 году по христианскому летоисчислению.

Варфоломей (по другой версии – Нафанаил) являлся одним из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, упомянут в Новом Завете. Апостол Варфоломей — один из первых учеников Христа, призванный четвёртым вслед за Андреем, Петром и Филиппом.

Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, где сегодня расположена современная Турция. Особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполь (современная Турция).

Страдания апостола Варфоломея. Джованни Тьеполо, 1722 год

Традиция сообщает также о его поездке в Индию и проповеди в Армении. Согласно преданию, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Астиаг «схватил святого апостола и в городе Альбане». [8]

Как пишут христианские источники, Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. [9]

Православный автор Димитрий Ростовский пишет, что после смерти Варфоломея, верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Великой Армении». [8]

В те годы под Арменией понималась более крупная часть Кавказа. Оттого неудивительно, что Ростовский не делает различий между Албанией и Арменией. Существуют, при этом, различные версии по идентификации города Альбаны (Албанополь).

Часовня апостола Варфоломея, сооруженная на месте предполагаемой гибели проповедника

Православная традиция отождествляет его с Баку в котором при раскопках у Девичьей башни были обнаружены остатки древнего храма, отождествляемого с базиликой, возведённой над местом гибели апостола. [10]

Об этом же пишет иеромонах Алексий Никоноров: «Апостол Варфоломей, согласно церковному преданию, проповедовал веру Христову в Кавказской Албании». [11]

Также в Албанию проникало влияние зороастризма, однако, по сравнению с соседней Иберией, это произошло позднее. Об особенностях насаждения Сасанидским государством среди населения Албании зороастризма - поклонения огню – будет сказано ниже.

Сасанидская империя

Мученик Елисей, как основатель Албанской церкви

По христианским источникам, учение Христа в земли Албании принес проповедник по имени Елисей, известный в местных источниках, как Елише. В албанской христианской традиции он почитался в качестве святого.

Елише являлся учеником апостола Фаддея. А в землях албан он погиб смертью мученика. Армянский историк Мовсес Каланкатуаци в «Истории страны Алуанк» называет Елише учеником апостола Фаддея.

По этим сведениям, Елише принял рукоположение от Иакова, брата самого Христа. В албанских землях Елише стал фактически основателем албанской церкви. «Прибыв в Гис, построил там церковь и отслужил обедню. На этом месте была основана наша, Восточного края, церковь». [12]

Ряд авторов соотносит упомянутый Гис с селением Киш в Шекинском районе Азербайджана. Киш некогда был удинской деревней, на данный момент представителей удинского народа в селе не осталось. Об идентичности Гиса и Киша, к примеру, пишет и исследователь истории христианства у цахуров Г.Ибрагимов. [13]

Храм Св.Елисея в селении Киш, Азербайджан

Елисей ни в католической, ни в православной традициях не канонизирован. Этот проповедник упоминается также у других армянских авторов, таких как Мхитар Гош и Киракос Гандзакеци. Последний автор называет этого проповедника, как Егишэ.

Вот что он пишет: «…первым побудителем просвещения областей восточных называют Егишэ, ученика великого апостола Фаддея, который после смерти святого апостола отправился в Иерусалим к Иакову, брату господа, и, будучи рукоположён им в епископы, прошел через страну персов и достиг страны Агванк. Пришел он в какое-то место, именуемое Гисом, и построил там церковь и сам принял там мученическую смерть неизвестно от кого». [14]

Икона Св. Елисея из удинской церкви села Нидж, Азербайджан

Моисей Каланкатуйский сообщает: «…Прибыл (Елисей – авт.) в область Ути, в город Согарн с тремя учениками, родственники которых, некоторые беззаконники, погнались за ними, и один из учеников получил от них кончину мученическую… Святой первосветитель… перейдя оттуда (из Гиса – авт.) по долине Зергуни на место жертвоприношения неверующих идолопоклонников, он принял здесь венец мученичества, и неизвестно кем было совершено это дело. После того превосходные останки его были брошены в ров преступников и зарыты долгое время в местечке, которое называлось Гоменк». [15]

Фактически христианство стало государственной религией Албании в начале 4 века, когда албанский царь Урнайр был крещён в Великой Армении просветителем этой страны Григорием, почитающимся в качестве святого. [16]

Сасанидская империя с подвластными территориями в период наибольшего могущества

Навязывание зороастризма и антиперсидские восстания

Албанский царь Урнайр, правивший Албанией на рубеже 3-4 веков, сам принадлежал к парфянскому роду Аршакидов, жена же его была сестрой персидского царя Шапуха. Парфянского происхождения был и находящийся в это время в Армении Григорий, почитающийся за святого (сын Анака из рода Сурэна–Пахлава – одного из семи знатных персидских родов). [17]

При этом, царь Урнайр, первым среди албанских царей принявший христианство и крестившийся в Армении ок. 370 г., был верным союзником Персии. В награду за этот союз Албания получила свою долю при разделе Армении между Персией и Римом в 387 году.

В целях укрепления этого стратегического союза, по некоторым данным, в следующем столетии албанский царь Ваче построил город, который назвал Перозапат в честь персидского царя Пероза. Впоследствии этот город стал известен под названием Партав (в арабском произношении – Барда). Впоследствии этот город стал столицей Албании.

Памятник царю Вахтангу I Горгасали

Однако российский этнограф-кавказовед А. Гадло ссылаясь на «Книгу завоевания стран» арабского историка IX века Джабира аль-Баладзори упоминает, что Барда была основана сыном Пероза Кавадом I для того, чтобы оттеснить хазар на север за реку Кура. [18]

Как бы то ни было, в дальнейшем Албания стала подвергаться всё более сильному давлению Сасанидского Ирана — как политическому, так и религиозному.

Монета, отчеканенная в царствование сасанидского царя Пероза I

Так, Иран проводил в Албании принуждение к принятию зороастризма.

В частности, албанского царя Ваче заставили перейти в зороастризм, но он, впрочем, вскоре вернулся к христианству. В результате в 450 году албаны приняли участие в антиперсидском восстании, которое возглавил спарапет (главнокомандующий) персидской Армении Вардан Мамиконян. К восстанию примкнули также иберы.

Клятва перед Аварайрской битвой (полководец Вартан Мамиконян). Иван Айвазовский, 1892 г.

Первая крупная победа восставших была одержана именно в Албании, при городе Халхал, который служил тогда летней столицей албанских (а ранее, армянских) царей. [19] Затем, однако, восставшие были разгромлены в Аварайрской битве. [20]

Аварайрская битва

В 457 году царь Ваче поднял новое восстание; в 461 году самостоятельность Албанского царства была ликвидирована, и Албания стала марзпанством — провинцией (военно-административным округом) в составе Сасанидского государства. [19]

Вновь вспыхнувшее восстание трёх закавказских народов, которое возглавили иберийский царь Вахтанг I Горгасал («Волчья Голова») и армянский спарапет Ваган Мамиконян (481-484), заставило персов восстановить царскую власть в Албании. [21]

Вардан Мамигонян

При царе Вачагане Благочестивом (487-510) в Албании проводится активная христианизация населения и вообще наблюдается культурный подъём. По словам современного ему историка, он построил столько церквей и монастырей, «сколько дней в году».

Однако с его смертью царская власть в Албании вновь была ликвидирована и заменена властью персидских наместников — марзпанов. Впрочем, сохранились мелкие князья, происходившие из местной ветви парфянской династии Аршакидов.

Царь Вачаган III Благочестивый

Борьба христианства с язычеством

Однако надо определенно отметить, что христианизация в Албании не везде увенчалась успехом. Христианство в Албании все время в течение раннесредневекового периода вело борьбу, с одной стороны, с зороастризмом, манихейством и, с другой стороны, местными верованиями социальных низов. [22]

Царь Вачаган III подвергал тяжелым наказаниям колдунов, чародеев и жрецов. "Он (Вачаган) повелел укрепленному району Арцах, входящему в его владения, отказаться и отречься от различного вила жертвенней службы почитания нечистым идолам". [23]

По приказанию царя Вачагана III часть колдунов, чародеев и жрецов "... была удавлена, часть угнана, а другие были обращены в рабство". [23]

Церковное учение, насильственно насаждаемое в крестьянских массах правящей верхушкой, не останавливалось ни перед какими средствами для того, чтобы сокрушить верования простого люда.

М. Каланкатуаци достаточно подробно распространяется о борьбе с язычеством в Албании, о суровом преследовании сект "бесопочитателей" и "персторезов".

В Албании были секты двух ролов: бесопочитателей и персторезов. [24]

Кроме этого была секта культовая - умерщвление близких (стариков). Персторезы были широко распространены в Албании, о них знали албанские цари: "Уже давно, с тех пор, как (Ваче) узнал об их (персторезов) безнравственности, другие цари были не в состоянии поймать их или оставались равнодушными.

Сасанидские воины

Ненавистные и злые персидские марзбаны часто захватывали их (персторезов), однако они отпускали их за взятку". [24]

Против сект персторезов и бесопочитателей боролся албанский царь Вачаган III. Об этом М. Каланкатуаци пишет: "Царь Вачаган III принялся разыскивать, преследовать и разузнавать злую секту персторезов, ибо у них (у чародеев, гадателей и жрецов) существовали секты человекоубийства". [24]

М. Каланкатуаци сообщает, что албанскому царю Вачагану удалось уничтожить секты персторезов и бесопочитателей и "много других лжеучений уничтожил он в Албании". [25]

Жесткость Вачагана в уничтожения языческих сект была связана с тем, что последователи этих сект совершали человеческие жертвоприношения бесам: «[Затем] он взялся разыскать, обличить и расследовать дела злой секты персторезов и отравителей, ибо это были секты, губящие людей…

Царь хватал их и, [подвергая] страшным пыткам, истреблял в своей стране. Он искоренил в Алуанке и других вредных суеверов и разбойников, как это делает заботливый и трудолюбивый земледелец». [25]

Христианская базилика 5-6 века в селении Кум, Кахский район, Азербайджан

Царь Вачаган большое внимание уделил делу образования и воспитания детей. С этой целью им были открыты школы в различных областях страны. Сам царь любил посещать учащихся там детей и вопрошать о том, чему они были научены:

«Вачаган повелел собирать детей колдунов, чародеев, жрецов, персторезов, отравителей и отдавать их в школы, обучать божественной вере, и жизни христианской, дабы утвердить их в исповедании Троицы, направлять по пути богопочитания их отцовский неверующий род.

Многих же отроков он собрал в своем собственном селении Ростак, выделил им на пропитание и назначил над ними учителей, приказав обучить их и сделать знатоками христианских порядков.

И каждый раз, когда царь приезжал в свое селение совершать богослужение в память святых, он заходил и в школу, собирал вокруг себя детей колдунов и жрецов, и те окружали его большой толпой, кто с книгами, кто с пнакитами в руках. Тогда царь приказывал им громко читать хором, а сам слушал и, радуясь, гордился ими больше, чем человек, нашедший огромный клад». [25]

Церковь Чотари Святого Елисея в селе Нидж, Азербайджан

Языки Кавказской Албании

Со времени проникновения христианства в Албанию до начала 5 века литургическими языками Албанской Церкви были сирийский и греческий. Что касается албанского письма, то в российской историографии традиционно его создателем, наряду с письмом армянским и грузинским считается армянский ученый Месроп Маштоц.

Но современные научные данные позволяют сделать вывод, что с помощью Маштоца албанское письмо было лишь реформировано. [26]

Так, многочисленные исследования и находки доказали, что собственное письмо было у албанцев еще до принятия христианства. [27]

Биограф Маштоца, армянский писатель 5 века Корюн, сообщает, что Месроп Маштоц, придя «в страну албанов, возобновил их алфавит, содействовал возрождению научных знаний и, оставив у них также наставников, вернулся в Армению». [28]

Особый интерес представляет организация в этот же период албанским царем Асвагеном обучения албанских детей. По его приказу многие даровитые дети из различных районов страны были отправлены для обучения в школы с назначением для них пропитания и определенной стипендии. [26]

Именно в правление Асвагена в Албании стали переводиться с сирийского и греческого на албанский язык важнейшие библейские тексты: Книги Пророков, Деяния Апостолов, Евангелие. [29]

Языком новой письменности явился один из 26 племенных языков страны, принадлежащий многочисленной народности, понятный царскому двору и большинству паствы. [26]

Однако на протяжении истории так и не сложилось единой консолидированной албанской народности. Албаны, населявшие различные районы своей страны, сначала подвергались иранизации со стороны Перси, затем приняли ислам у арабов, и при этом параллельно арменизировались и тюркизировались, входя в состав армянского народа и в кавказскую часть тюркских племен [30]

Уже в 9-10 столетиях нашей эры понятия «Албания» или «албанское» были, скорее, историческими. Какие именно факторы привели к тому, что Албания не выстояла перед лицом истории, как единое государство, будет исследовано в следующих статьях.

 

Список использованной литературы:

 1. Страбон. География: в 17-ти кн. (перевод Г.А.Стратановского). Л., М., 1964. кн.XI, гл.4, 7

2. Алексий Никоноров. История христианства в Кавказской Албании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель: профессор Б.А.Нелюбов. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 2004. Основная часть, Глава 4. Первоначальная религия албанов до принятия Христианства

3. См: Манандян Я.А. Проблема общественного строя доаршакидской Армении. Исторические записки, № 15. Ереван, 1945. С.7

4. Моисей Каганкатваци. История агван. СПб., 1861. кн.I, гл.16-17

5. См. Ваидов Р.М. Археологические работы Мингечаура в 1950 году. КСИИМК, вып.XVI. М., 1952. С.91-100; Асланов Г.М. Мингечаурское погребение с костяком, закованным в кандалы. Доклад АН Аз.ССР, 1953, т.IX, С.245-249

6. См. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. М., Л., 1959. С.151

7. Ямпольский З.И. Древняя Албания в III-I вв. до н.э. Баку, 1962. С.195 и далее

8. Димитрий Ростовский. Жития Святых. Москва, 2007 (Репринт 1906). Глава: Житие и страдания святого апостола Варфоломея

9. Апостол Варфоломей // http://days.pravoslavie.ru/Life/life1280.htm

10. История одного праздника // http://baku.eparhia.ru/leaflet/calendar/apostle_varfolomei_24june/

11. Алексий Никоноров. История христианства в Кавказской Албании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель: профессор Б.А.Нелюбов. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 2004. Глава: Апостольский период. Проповедь ап. Варфоломея

12. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984, Книга I, гл. VI и VII

13. См. Ибрагимов Г. Христианство у цахуров. Альфа и Омега. № 1(19). М., 1999. С.174

14. Киракос Гандзакеци. История Армении. Пер. Л. А. Ханларяна. М., 1976. С.132-133

15. Моисей Каганкатваци. История агван. С-Пб., 1861. кн.I, гл.6

16. История древнего мира. Расцвет древних обществ / Под ред.И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — третье. — Москва: Главная редакция восточной литературы, 1989. — С. 397-398

17. Алексий Никоноров. История христианства в Кавказской Албании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель: профессор Б.А.Нелюбов. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 2004. Глава: Принятие Христианства. Царь Урнайр и равноапостольный Григорий Просветитель

18. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV-X вв. — И: Pubmix.com — стр. 103

19. Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э.-VII в. н. э. — Издательство Академии наук СССР, 1959. — 389 с.

20. Тер-Саркисянц. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в.. — 2-е издание. — С. 157-159.

21. Studies in Medieval Georgian Historiography: Early Texts and Eurasian Contexts. Vol. 113. Peeters Publishers, 2003. ISBN 9789042913189. P. 208

22. Мамедов Т.М. Кавказская Албания. Баку, 1993. Глава пятая. Религия IV-VII вв. С.70

23. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.I, гл. 17; 341, с. 47

24. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.I, ,гл. 18; 451, с. 294; 341, с. 48

25. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. (перевод Смбатяна Ш.В.) Ереван, 1984. кн.I, гл. 18

26. Алексий Никоноров. История христианства в Кавказской Албании. Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель: профессор Б.А.Нелюбов. Сергиев Посад, Троице-Сергиева Лавра, 2004. Глава: Царь Есваген и Месроб Маштоц

27. Ибрагимов Г.Х. Рутульский язык. М., 1978. с.189-190

28. Корюн. Жизнеописание Месропа. Collection des historiens anciens et modernes de l`Armenie par V.Langlois, t.II, Paris, 1869. p. 10

29. Корюн. Житие Маштоца. Ереван, 1981. с.212

30. George A. Bournoutian. A Brief History of the Aghuank` Region. — Mazda Publishers, 2009. — P. 28. — xi + 138 p. (Armenian Studies Series #15); Шнирельман В.А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л.Б. Алаев. — М.: Академкнига, 2003. — С. 197

Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Кабалинском районе сход ученых (тема - "Кавказская Албания")

Видеолекция по истории Кавказской Албании от лезгинской молодежи Санкт-Петербурга

В Азербайджане отмечается 1700-летие принятия христианства Кавказской Албанией

Совет Федерации рассмотрел вопросы фальсификации истории народов России

Библиотека

Комментарии (107)
Комментарий #87, дата: 14 август 2013 12:03

Цитата: hАйи Тор
Я не буду объяснять сколько ошибок сделано в этой фразе, скажу только что слово Дашнактуцюн переводится с армянского как единство, по сути тоже самое что и Садвал (чистая случайность). Не думаешь же ты что до 1890 года не было в армянском языке слова единство, которым потом назвали партию?
 

Слово "дашнакцутюн" (содружество) было, но не было понятия "дашнаки", так же как всегда существовало слово "садвал", но не было понятия "садвалисты", пока не создали движение "Садвал"

Цитата: hАйи Тор
Я не знаю историю этого рода, но я знал одного их редставителя, на мои вопросы ответить не мог, почему они дашнаки не знал...
.

Таких горе-лезгин достаточно много. Есть среди лезгин даже такие, которые готовы считать себя потомками даже черта лысого, чтобы выглядеть этаким необыкновенными людьми, имеющими таинственные корни. Это глупо. Я повторяю, что до 20-х годов прошлого века никаких дашнаков в Ахтах не было.

Цитата: hАйи Тор
Может все и так как ты говоришь, но мне кажется это маловероятно поменять имя своего рода, не на религиозной почве, а на имя "террористов"...
 

Они имя своего рода не меняли, и сами себя так не называли. Это их так назвали, кличку им такую дали. А новое поколение представителей этого рода, не сильно задумываясь о происхождении названия, просто тупо подхватило это. Ну что ты хочешь от сельских не вполне грамотных ребят? У меня родня среди ахтынцев, я все это знаю.

Один лезгин недвано заявил, что курахский род "Ц1ахъар" ведет род из даргинского Цудахара, хотя не вижу никакой связи. Это все комплексы некоторых представителей моего народа.


Комментарий #86, дата: 14 август 2013 06:18

Цитата: hАйи Тор
Gatagvi, выдержка из твоей ссылки: Лезгины называют христиан "Хашперес" -"носитель креста". Это правда?
 

Пусть бОльшие знатоки лезгинского меня поправят, скорее, это "хашпара".

Надеюсь, Вы не будете здесь доказывать, что слово "хаш" или "хач" имеет исключительно армянское происхождение...


Комментарий #85, дата: 14 август 2013 04:07

Gatagvi,
выдержка из твоей ссылки: Лезгины называют христиан "Хашперес" -"носитель креста". Это правда?  


Комментарий #84, дата: 14 август 2013 03:53

"Грузинских" сел у нас тоже хватало, это так говоря, между делом :

http://mission-center.com/islams/dag.htm

 


Комментарий #83, дата: 14 август 2013 03:47

Цитата: Куьреви
НАПРИМЕР, ВОТ ОДИН ИСТОЧНИК: http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/pred.phtml?id=1893 " Большое значение в жизни рассматриваемой территории имели армяне, которые после 190г. до н. э. объединили землю Сюник (носящую также имя Сисакан) (См. Marquart, Eransahr, стр. 120 — 2; Хеннинг (см. Henning, BSOAS, 1952, XIV-3, стр. 512) одобряет данное Лагардом объяснение термина Сисакан как “Си из (племени) Сака”, однако вопрос остается неясным) и другие районы нагорья около озера Севан и оказали значительное влияние на судьбы округов, лежащих между Курой и Араксом и даже на север от Куры (в Шакки). После 387г. н. э. эти земли были утрачены Арменией, но, как мы уже видели, [36] обращение албанцев в христианство и введение албанского алфавита было делом армян. Армянские поселенцы и культурные элементы способствовали дальнейшему поглощению албанской народности. Албанская и армянская знать свободно смешивалась путем браков, в результате которых появился смешанный класс албано-армянской аристократии. Поздние армянские царства в Ани и Васпуракане мало влияли на Восточное Закавказье (За исключением времени царствования Ашота, сына Смбата (862 — 86), см. R. Grousset, Histoire de I'Armenie, 1947. стр. 389 — 91), но мелкие армянские правители Сюника и Арцаха (на юг от Барда'а) играли значительную роль в делах Албании".  
 
Уважаемый Куреви, подскажите пожалуйста как мне научиться также ловко в текстах отличать армян, в смысле армян, и армян в смысле христиан южного Дагестана на примере предложенной Вами статьи "ХРИСТИАНСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ВЛИЯНИЕ "!


Комментарий #82, дата: 14 август 2013 03:41

Цитата: Zaman
Но старики упорно доказывали, что здесь некогда останавливались армяне, но были выгнанын оттуда в виду неподобающего поведения.

Куда же они, эти армяне, двигались, чтобы останавливаться у Ахтов? Почему же в армянских источника не осталось ни слова о том, что армяне «останавливались» у Ахтов? Нет ни слова об этом ни у арабов, ни у тюрков, ни у персов, ни у русских.

По поводу настойчивости стариков. Старики настойчиво говорят, что один человек на Ближнем Востоке ещё в 7 веке за ночь летал из одного города в другой и возвращался. При этом не могут объяснить: за счёт чего этот человек создавал тягу? Так и здесь: куда и зачем двигались эти армяне через Самурскую долину?

 

Так что, источник настойчивости стариков в обоих случаях один – это мулла. А мулле верить ни Етим Эмин, ни Сулейман Стальский не советовали…


Комментарий #81, дата: 14 август 2013 03:23

Цитата: Антисасанид
Уважаемый, не надо вводить людей в заблуждение.

Уважаемый, как можно ввести в заюдуждене вопросами, а не утверждениями? 
Цитата: Антисасанид
О существовании такого понятия, как дашнаки, не знали даже сами армяне до 1890 года, когда была создана политическая партия Дашнакцутюн. Именно с момента создания партии появилось понятие "дашнак" - член указанной партии.
 
Я не буду объяснять сколько ошибок сделано в этой фразе, скажу только что слово Дашнактуцюн переводится с армянского как единство, по сути тоже самое что и Садвал (чистая случайность). Не думаешь же ты что до 1890 года не было в армянском языке слова единство, которым потом назвали партию?
Цитата: Антисасанид
Никакого рода дашнаков в Ахтах не существует. Есть просто кличка, которая пошла в ход в тот период, когда слава дашнаков-террористов гремела по всему Кавказу. Представителей того рода, который любил подраться на любой свадьбе, обозвали дашнаками, и произошло это в 20-е годы прошлого века. Вот и весь сказ. 
 
Я не знаю историю этого рода, но я знал одного их редставителя, на мои вопросы ответить не мог, почему они дашнаки не знал...
Может все и так как ты говоришь, но мне кажется это маловероятно поменять имя своего рода, не на религиозной почве, а  на имя "террористов"...
Надо в Ахты ехать, узнавать...
Значит и лезгинские писатели/профессоры писавшие труды о том, что их предки армяне - это тоже ничтоиное как, разного рода, совпадение/случайность/дань моде и т.д.? 


Комментарий #80, дата: 14 август 2013 03:22

Цитата: hАйи Тор
Да и на какие данные вы, Куреви, ссылаетесь говоря что некоторые лезгины-христиане стали карабахскими армянами? (я спрашиваю потому что на самом деле хочу знать, не подстрекаю)

НАПРИМЕР, ВОТ ОДИН ИСТОЧНИК:
http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/pred.phtml?id=1893

" Большое значение в жизни рассматриваемой территории имели армяне, которые после 190г. до н. э. объединили землю Сюник (носящую также имя Сисакан) (См. Marquart, Eransahr, стр. 120 — 2; Хеннинг (см. Henning, BSOAS, 1952, XIV-3, стр. 512) одобряет данное Лагардом объяснение термина Сисакан как “Си из (племени) Сака”, однако вопрос остается неясным) и другие районы нагорья около озера Севан и оказали значительное влияние на судьбы округов, лежащих между Курой и Араксом и даже на север от Куры (в Шакки). После 387г. н. э. эти земли были утрачены Арменией, но, как мы уже видели, [36] обращение албанцев в христианство и введение албанского алфавита было делом армян. Армянские поселенцы и культурные элементы способствовали дальнейшему поглощению албанской народности. Албанская и армянская знать свободно смешивалась путем браков, в результате которых появился смешанный класс албано-армянской аристократии. Поздние армянские царства в Ани и Васпуракане мало влияли на Восточное Закавказье (За исключением времени царствования Ашота, сына Смбата (862 — 86), см. R. Grousset, Histoire de I'Armenie, 1947. стр. 389 — 91), но мелкие армянские правители Сюника и Арцаха (на юг от Барда'а) играли значительную роль в делах Албании".

 


Комментарий #79, дата: 14 август 2013 00:37

Цитата: hАйи Тор
1. Допустим, тогда откуда род дашнаков в Ахтах? Вы не знаете каким образом можно было попасть в долину Самура еще лет 100 назад?

Уважаемый, не надо вводить людей в заблуждение. О существовании такого понятия, как дашнаки, не знали даже сами армяне до 1890 года, когда была создана политическая партия Дашнакцутюн. Именно с момента создания партии появилось понятие "дашнак" - член указанной партии.

Никакого рода дашнаков в Ахтах не существует. Есть просто кличка, которая пошла в ход в тот период, когда слава дашнаков-террористов гремела по всему Кавказу. Представителей того рода, который любил подраться на любой свадьбе, обозвали дашнаками, и произошло это в 20-е годы прошлого века. Вот и весь сказ.


Комментарий #78, дата: 14 август 2013 00:25

Цитата: Куьреви
Некоторые в своем нежелании признаться себе в том, что среди предков современных лезгин было много христиан, готовы этих предков объявить армянами. Армянские сёла в Ахтынском районе? Побойтесь бога, какие армянские сёла в долине Самура? Каким образом они туда попали? Бред сивой кобылы. Это могилы наших предков-христиан с крестами муллы объявляют «армянскими могилами», чтобы никто из лезгин не посмел думать, что лезгины когда-то были христианами. Муллам это простительно: их задача пудрить мозги людям. Но нам-то на сайте ЛЕЗГИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ автономии нельзя такие вещи повторять. Мы такими бреднями даже думающих армян загоним в тупик, я уж не говорю об азербайджанцах…
 

Абсолютно точно! Никогда никаких компактных армянских поселений на лезгинских землях не было. Те якобы армяне, о которых иногда у нас (и не только у нас, но и аварцев, лакцев) говорят, это наши же лезгины (и среди них, возможно, удины, гаргары, албаны), исповедовавшие христианство. По мере усиления ислама оставшуюся горстку христиан называли армянами, так как их письменность была схожа с армянской либо вовсе армянской.

По большому счету, думаю, на территории дагестанских лезгин христианство было представлено очень слабо. В основном христианами были лезгины, проживавшие близ Куры. По мере выдавливания их оттуда они заселялись на землях своих северных соплеменников.




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия