Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

От вершины к вершине

Композитор Магомед Гусейнов отметил в этом году две круглые даты -70 летие со дня рождения и 50-летие творческой деятельности. Юбилейный вечер прошел в торжественной обстановке в большом зале Русского драматического театра им. М. Горького в Махачкале при полном аншлаге.

Заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата Государственных и Республиканских премий РД, члена Союза композиторов СССР Магомеда Азизхановича пришли поздравить, как говорится, от чиновников до простых тружеников. Холодный дождливый ноябрьский день не спугнул никого. В зале присутствовали представители Народного Собрания РД, Правительства РД, руководители министерств, ведомств, администраций некоторых городов и районов республики, творческая интеллигенция, широкая общественность и друзья из Москвы и Баку. Маэстро был искренне счастлив разделить радостные минуты своей жизни с дорогими земляками, коллегами. А те, кто не смог приехать, прислали свои поздравительные адреса, телеграммы, как, например, Председатель Союза композиторов России Владислав Казенин из г.Москвы, Жора Ильясов из США, Чингис Ибрагимов из г.Баку, директор ЮЗФ РАО Е.Ткаченко из г.Ростова, лезгины из Белоруссии и многие другие.

Вечер был открыт одухотворяющей музыкой «Живи, наш Дагестан», проиллюстрированной на большом экране красотами Страны гор. Вперемежку с выступлениями зрители окунулись в прекрасный мир музыки Гусейнова. Как написал в своей телеграмме народный артист России Ширвани Чалаев «Музыка Ваша свежа, оригинальна, современна. Она представляет образец служения своему народу. Честь и хвала, Вам!». Наряду с известными произведениями, как трагические фрески «Протест совести», драматическая поэма «Эмин», героическая баллада «Араг», кантата «Ритмы Лалаана», лезгинская рапсодия, «Поэма-импровизация», концерт-поэма «Контрасты» со сцены прозвучали и новые сочинения: вокальная композиция на стихи Мансура Кюреви «Моя родная земля» (Зи хайи чил) в проникновенном исполнении Анвара Абдурахманова, Увертюра и фрагмент сцены свадьбы из 2-го действия из оперы «Шарвили»- вершины его творчества. Об этом, кстати, подчеркнул в своем выступлении и мэр Дербента Имам Яралиев: «От имени всех дербентцев хочу поприветствовать своего друга и одного из самых замечательных дагестанцев – Магомеда Гусейнова. Тут много говорилось о его замечательных работах, но самая высокая вершина его творений – это опера, созданная по мотивам лезгинского народного эпоса «Шарвили». Хочется верить, что в ближайшее время это выдающееся произведение появится на сцене Театра оперы и балета».

Надо отметить, в багаже М.Гусейнова более 200 произведений разного жанра, среди них вокально-симфонические произведения, романсы, песни, пьесы, кантаты, оратории, музыка к телефильмам, драматическим спектаклям. Как отметили на пресс-конференции в минкультуры Дагестана, «Магомед Гусейнов – состоявшийся музыкант в поре зрелости. При этом он избежал творческих повторов, потому что его кредо – поиск. Поиск новых идей, жанров, тем, выразительных приемов. Композитор его ведет через всю жизнь с такой преданностью, будто завещали это ему десять поколений предков».

Что нам еще ожидать от композитора мы решили узнать у самого юбиляра.

- Магомед Азизханович, с юбилеем Вас еще раз! Долгих лет Вам жизни и плодотворной творческой работы. Поделитесь своими впечатлениями от юбилейного вечера. Насколько мне известно, это уже второй ...

- Да, первый юбилейный вечер был в родном селении Хлюте Рутульского района в сентябре. Конечно, и там, в концерте участвовали профессиональные исполнители моих песен и талантливые артисты - любители из Хлюта, Рутула и соседнего Ахтынского района. Меня очень порадовало выступление артистов - любителей Хлютского Дворца культуры. Ансамбль девочек с большим вдохновением исполнял старинные лезгинские народные песни. Многие из этих песен сейчас можно услышать только в моём родном селении. Одно пожелание было с моей стороны: чтобы в танцевальных коллективах участвовали не только переодетые в мужские костюмы девочки, а и настоящие юноши тоже. Здесь слова признательности я должен сказать директору Дворца культуры талантливому организатору, хранителю и пропагандисту неповторимых народных песен Рамазану Касумову. Конечно же, вечер не мог бы состояться без непосредственной помощи глав: Рутульского района Давуда Сулейманова и села Хлют Вагида Абасова. Им мои слова благодарности.

Больше месяца я с супругой Бедирнисе занимался «Вечером», который прошёл в большом зале Русского театра в Махачкале. Мы старались охватить как можно больше жанров, чтобы зрителю было интересно. Но по ряду причин все номера дать в живом исполнении не представлялось возможным, и поэтому было решено прибегнуть к помощи проектора. Сценарий несколько раз корректировался, и окончательный вариант увидели те, кто пришел на встречу с моей музыкой.

На мой взгляд, и судя по многочисленным отзывам, которые появились в СМИ, вечер удался. Отрадно отметить, что публика в зале с большим вниманием слушала и оперную, и камерную, и эстрадную музыку.

Искренне говорю спасибо министру культуры РД З.З.Сулеймановой, первому замминистра культуры Б.Н. Магомедгаджиевой, директору Даггостеатра оперы и балета М.А.Ахмедову, Председателю Союза композиторов РД Р.А.Фаталиеву. И здесь же хочу выразить благодарность моей супруге Б.Н.Гусейновой, без которой я не мог бы организовать свой юбилейный вечер такого масштаба. Спасибо дирижерам М.Абакарову, Н.Шахбазову, Л.Ханжовой, П.Джанатлиевой, артистам и всем тем, кто принял участие в концерте.

- За плечами 50 лет творческой деятельности. Довольны ли вы сделанным и что осталось в замыслах? Над чем планируете работать в дальнейшем?

- Я доволен тем, что я смог создать за 50 лет творческой жизни. Перечислю некоторые произведения, которые стали новыми жанрами в лезгинской, в том числе и дагестанской музыке: Трагические фрески «Протест совести», кантата для хора без сопровождения «Поклоняюсь солнцу высокому», Драматическая поэма «Эмин» для дудука, зурны, фортепиано и камерного оркестра, Симфонические картины «Музыкальные краски Дагестана», Рутульская лирическая кантата «Ритмы Лалаана», опера «Шарвили» по одноимённому сюжету лезгинского народного героического эпоса…

Прежде чем приступить к созданию новых произведений, следует сделать паузу. Вспомним слова А.С.Пушкина «Муза не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво». Когда мне говорят, что надо быстро написать какую-то вещицу, я говорю: простите, выдавать продукцию «на гора» я не могу.

Надо «побывать на острове отдохновения», полюбоваться тишиной. Для этого, хотя бы ещё раз прослушать вторую часть своего гобойного концерта, «Монолог Эмина» для виолончели со струнным оркестром…

Я продолжаю работу над книгой «Годы и ритмы». По названию не трудно определить, что это книга о прожитых годах, о друзьях и коллегах, о радостных и не очень приятных событиях жизни. А во второй и в третьей части книги высказывания музыковедов, композиторов, представителей общественности о моем творчестве, а также мои статьи, посвящённые дагестанским композиторам и исполнителям.

- Когда вы пришли в музыку, в каком состоянии находилась дагестанская профессиональная музыка и каков непосредственно ваш вклад в ее развитие?

- Высшего рассвета дагестанская профессиональная музыка достигла в 1950-60 годы. В эти годы музыка дагестанских композиторов Г.Гасанова, Н.Дагирова, С.Агабабова, М.Кажлаева, С.Керимова звучала и за пределами Дагестана. О новых произведениях дагестанских композиторов быстро узнавала вся страна. Часто, в Москве, Ленинграде и во многих городах проходили смотры, декады, фестивали, Дни профессиональной музыки.

Художественные ВУЗы принимали абитуриентов после огромных конкурсов. В музыкальные училища и ДМШ также могли поступить далеко не все желающие. Что повторяться, об этом уже много было сказано. С 1979г. являясь членом Союза композиторов СССР, я принимал самое активное участие во всех музыкальных фестивалях, выездных Секретариатах Союза композиторов России, проводимых Союзом в разных республиках страны. Естественно, там исполнялись и мои сочинения.

- Что мы имеем сегодня?

- Если читатель всерьёз интересуется, в каком состоянии находится дагестанская профессиональная музыка, я бы ему посоветовал побывать в здании Даггосфилармонии по ул. Тихонова, № 7. Нам стыдно, когда приезжие музыканты видят, в каких условиях работают наши артисты.

Но независимо от этого, руководство и художественное, и административное ДГФ проводят много мероприятий на высоком уровне с приглашением лучших исполнителей из России, и даже с дальнего зарубежья в здании Кумыкского муздрамтеатра. В целом, сегодня даг. профессиональная музыка звучит реже, чем в былые годы. А если и звучит, то только в тематических концертах, посвященных творчеству отдельных композиторов.

- Вы завершили работу над главным своим трудом - оперой "Шарвили". Когда мы сможем лицезреть ее на сцене? Что необходимо для ее сценического воплощения?

- Над оперой я работал 7 лет. Она создана по восстановленному сюжету З.Ризвановым и Б.Салимовым лезгинского народного героического эпоса “Шарвили". Либретто Имары Багировой. Я рад, что коллектив театра оперы и балета под руководством молодого нашего режиссёра Д. Бижитуевой сумел показать отрывок из оперы «Шарвили» на моём юбилейном концерте. В полном формате попытаемся показать оперу в новом театральном сезоне апреле-мае 2012г. Проблем много, но самое главное - финансы на постановку правительством РД отпущены. Сам с нетерпением жду сценического воплощения.

Райсама Фатуллаева

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

В Махачкале прошел вечер творчества Тагира Хрюгского

Дагестан празднует 90-летие Расула Гамзатова

Лезгинский театр посвятил творчеству юбиляров-классиков дагестанской поэзии спектакль-концерт

И снова о «Шарвили»

В Сулейман-Стальском районе прошёл вечер поэзии, посвящённый 120-летию народного поэта Дагестана Тагира Хрюгского

Комментарии (0)


Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2021 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия