Попытки тюркизации истории Кавказской Албании абсолютно безосновательны
Муртазали Гаджиев, заведующий отделом археологии
ИИАЭ ДНЦ РАН, доктор исторических наук, профессор
В специфических условиях Кавказа история, по
крайней мере, с XIX в. стала полем идеологических сражений, в которых нетрудно
увидеть столкновение национальных интересов.
В нашей области наук можно говорить и о
параистории… Историческая наука не должна быть служанкой политики и орудием
борьбы в руках безнравственных политиков. Это аксиома…
…Свой национальный взгляд на историю
вырабатывается в Азербайджане. Здесь также, как и в других регионах бывшего
СССР, проповедуется тюркский этноцентризм.
Здесь также ведутся поиски схождений с шумерами,
скифо-сакскими племенами, выявляются хатто- и хетто-тюркские параллели и т.д.
Резко критикуя эти изыскания, известный историк,
директор Института истории Национальной АН Азербайджана И.Г. Алиев не без
оснований указывал на низкий профессиональный уровень многих историков, на
дилетантизм и халтуру в научной и научно-популярной литературе Азербайджана.
По поводу изысканий одного из ярких
представителей тюркоцентризма в Азербайджане, проф. Ю.Б. Юсифова (известного,
кстати, глубокими исследованиями по истории Элама), он в частности остро писал:
«Идея
о древности и даже автохтонности тюркского этноса на территории Азербайджана не
нова. Не новы и методы «лингвистической алхимии», при помощи которой эта идея
«доказывается». …
Все
это от науки очень далеко… методы, при помощи которых Ю.Б. Юсифов пытается доказать
аборигенность на территории Азербайджана
«протоазербайджанцев» и тюркского «протоазербайджанского языка» ничем в
сущности не отличаются от тех, которые были в ходу у ученых так называемого
донаучного периода.
Методы
его весьма просты и примитивны - это вседозволенность, гадание на кофейной
гуще. Аргументами ему служат не научные закономерности, а гадательные поиски в
различных тюркских языках сходно звучащих с древними топонимами на территории
Азербайджана слов.
Именно
на звуковой и кажущейся семантической аналогии, внешней похожести между
древними топонимами на территории Азербайджана, с одной стороны, и с тюркскими
словами, подобранными из словарей, с другой, т.е. того, что в науке давно
получило название «сирены созвучия», делаются ответственные выводы
этногенетического порядка. … всякие разговоры о «протоазербайджанцах» и
«протоазербайджанском языке» в древнем Азербайджане не имеют никаких оснований,
ибо несерьезны с точки зрения современной науки».
Данная оценка методики параисторико-лингвистических
работ в полной мере приложима и к другим подобного рода «исследованиям» в
области этногенеза и ранней этнической истории.
Вместе с тем, в современной азербайджанской
исторической науке в русле «всеобщей тюркизации» наметилась явная тенденция к
«тюркизации Кавказской Албании», представляющая собой своего рода крайнюю
реакцию на современную армянскую албанистику.
Существовавшая точка зрения на этническое
определение кавказских албан, как представителей древнего восточно-кавказского
(дагестанского) этнического массива и ýже -близкородственного современным
народам лезгинской языковой группы (особенно, удинам), которая специально не
обосновывалась и воспринималась как аксиома, подвергается необоснованной ревизии.
Это «переписывание» истории в заданном
направлении и по задуманному сценарию в значительной мере вызвано современной
этнополитической ситуацией в регионе, обусловлено общественно-политической
конъюнктурой, необъективными, тенденциозными исходными позициями, односторонним,
предвзятым подходом авторов к анализу и интерпретациям исторических источников.
В определенной степени проблема этнической
дефиниции племен Кавказской Албании стала переходить из круга научных
исторических исследований в разряд политических спекуляций, имеющих
националистическую окраску.
Так, рядом исследователей предпринимались грубые
попытки доказать исконную тюркскую этноязыковую принадлежность некоторых
ведущих племен Кавказской Албании - собственно албанов, гаргаров, удин,
каспиев и др.
При этом умалчиваются и игнорируются
исторические (и иные) факты, противоречащие этим суждениям. Для «научных»
построений этих авторов характерны логические ошибки, софизмы и паралогизмы.
Из… реальной информации делается ошеломляющий
вывод, о том, что если тюркские гуннский и хазарский языки были понятны
албанским миссионерам то, следовательно, албаны - это тюрки! Подобные примеры
можно продолжить. Абсурдность этих заключений очевидна.
Эти и другие подобные штудии преследует цель
показать автохтонность тюркского этноса на территории Азербайджана (уже со II тыс. до н.э.!), древность азербайджанского
народа, сформировавшегося якобы еще в сасанидский период (III-VII вв.), абсолютную тюркскую этническую доминанту в Кавказской
Албании.
Рассмотренные некоторые книги, брошюры,
«справки», иные публикации (особенно в массовых изданиях) предшествовали и
сопутствовали фактически всем межнациональным конфликтам на Кавказе,
представляя идеологическую подготовку к будущим столкновениям.
Вывод один: историки Кавказа должны остро
чувствовать свою гражданскую ответственность и не поддаваться на подобные
«национал-патриотические» соблазны.
Особая опасность анализируемых нами негативных
тенденций в северокавказской историографии состоит в том, что историки-«новаторы», сознательно или
бессознательно обеспечивающие «научное» обрамление политических устремлений,
пользуются поддержкой и покровительством определенных этнополитических групп и
общественных движений, а также значительной части радикально настроенной интеллигенции.
Их взгляды и идеи пропагандируются в средствах
массовой информации, попадают в школьные учебники и в программы высших учебных
заведений, приобретая вид официальной идеологической доктрины.
Как тут не вспомнить высказанные около двух
тысяч лет назад мудрые слова Страбона, вынесенные нами в эпиграф этой книги:
«Ведь старина, вымысел и чудесное называются мифами, история же - будь то
древняя или новая -требует истины, а чудесному в ней нет места». Эти слова
обращены и к нашему времени.
Отрывок взят из книги
История в зеркале паранауки : критика
современной этноцентристской историографии Северного Кавказа / М. С. Гаджиев,
В. А. Кузнецов, И. М. Чеченов ; Российская акад. наук, Дагестанский науч.
центр, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Москва, 2006г.
.
Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.