Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Попытки тюркизации истории Кавказской Албании абсолютно безосновательны

Муртазали Гаджиев, заведующий отделом археологии ИИАЭ ДНЦ РАН, доктор исторических наук, профессор
 
В специфических условиях Кавказа история, по крайней мере, с XIX в. стала полем идеологических сражений, в которых нетрудно увидеть столкновение национальных  интересов.
 
В нашей области наук можно говорить и о параистории… Историческая наука не должна быть служанкой политики и орудием борьбы в руках безнравственных политиков. Это аксиома…
 
…Свой национальный взгляд на историю вырабатывается в Азербайджане. Здесь также, как и в других регионах бывшего СССР, проповедуется тюркский этноцентризм.
 
Здесь также ведутся поиски схождений с шумерами, скифо-сакскими племенами, выявляются хатто- и хетто-тюркские параллели и т.д.
 
Резко критикуя эти изыскания, известный историк, директор Института истории Национальной АН Азербайджана И.Г. Алиев не без оснований указывал на низкий профессиональный уровень многих историков, на дилетантизм и халтуру в научной и научно-популярной литературе Азербайджана.
 
По поводу изысканий одного из ярких представителей тюркоцентризма в Азербай­джане, проф. Ю.Б. Юсифова (известного, кстати, глубокими исследованиями по истории Элама), он в частности остро писал:
 
«Идея о древности и даже автохтонности тюркского этноса на территории Азербайджана не нова. Не новы и методы «лингвистической алхимии», при помощи которой эта идея «доказывается». …
 
Все это от науки очень далеко… методы, при помощи которых Ю.Б. Юсифов пытается доказать аборигенность на территории Азербайджана «протоазербайджанцев» и тюркского «протоазербайджанского языка» ничем в сущности не отличаются от тех, которые были в ходу у ученых так называемого донаучного периода.
 
Методы его весьма просты и примитивны - это вседозволенность, гадание на кофейной гуще. Аргументами ему служат не научные законо­мерности, а гадательные поиски в различных тюркских языках сходно звучащих с древними топонимами на территории Азербайджана слов.
 
Именно на звуковой и кажущейся семантической аналогии, внешней похожести ме­жду древними топонимами на территории Азербайджана, с одной стороны, и с тюркскими словами, подобранными из словарей, с другой, т.е. того, что в науке давно получило название «сирены созвучия», делаются ответствен­ные выводы этногенетического порядка. … всякие разго­воры о «протоазербайджанцах» и «протоазербайджанском языке» в древнем Азербайджане не имеют никаких оснований, ибо несерьезны с точки зрения современной науки».
 
Данная оценка методики параисторико-лингвистических работ в полной мере приложима и к другим подобного рода «исследованиям» в области этноге­неза и ранней этнической истории.
 
Вместе с тем, в современной азербайджанской исторической науке в русле «всеобщей тюркизации» наметилась явная тенденция к «тюркизации Кавказской Албании», представляющая собой своего рода крайнюю реакцию на современную армянскую албанистику.
 
Существовавшая точка зрения на этническое определение кавказ­ских албан, как представителей древнего восточно-кав­казского (дагестанского) этнического массива и ýже -близкородственного современным народам лезгинской языковой группы (особенно, удинам), которая специально не обосновывалась и воспринималась как аксиома, под­вергается необоснованной ревизии. 
 
Это «переписывание» истории в заданном направлении и по задуманному сценарию в значительной мере вызвано современной этнополитической ситуацией в регионе, обусловлено общественно-политической конъюнктурой, необъективными, тенденциозными исходными позициями, односторонним, предвзятым подходом авторов к анализу и интерпрета­циям исторических источников.
 
В определенной степени проблема этнической дефиниции племен Кавказской Ал­бании стала переходить из круга научных исторических исследований в разряд политических спекуляций, имеющих националистическую окраску.
 
Так, рядом исследователей предпринимались грубые попытки доказать исконную тюркскую этноязыковую при­надлежность некоторых ведущих племен Кавказской Ал­бании - собственно албанов, гаргаров, удин, каспиев и др.
 
При этом умалчиваются и игнорируются исторические (и иные) факты, противоречащие этим суждениям. Для «на­учных» построений этих авторов характерны логические ошибки, софизмы и паралогизмы.
 
Из… реальной информации делается ошеломляющий вывод, о том, что если тюркские гуннский и хазарский языки были понятны албанским миссионерам то, следовательно, албаны - это тюрки! Подоб­ные примеры можно продолжить. Абсурдность этих за­ключений очевидна.
 
Эти и другие подобные штудии преследует цель пока­зать автохтонность тюркского этноса на территории Азер­байджана (уже со II тыс. до н.э.!), древность азербай­джанского народа, сформировавшегося якобы еще в сасанидский период (III-VII вв.), абсолютную тюркскую этни­ческую доминанту в Кавказской Албании.
 
Рассмотренные некоторые книги, брошюры, «справки», иные публикации (особенно в массовых изданиях) предшествовали и сопутствовали фактически всем межнациональным конфликтам на Кавказе, представляя идеологическую подготовку к будущим столкновениям.
 
Вывод один: историки Кавказа должны остро чувствовать свою гражданскую ответственность и не поддаваться на подобные «национал-патриотические» соблазны.
 
Особая опасность анализируемых нами негативных тенденций в северокавказской историографии состоит в том,  что историки-«новаторы», сознательно или бессознательно обеспечивающие «научное» обрамление политических устремлений, пользуются поддержкой и покровительством определенных этнополитических групп и общественных движений, а также значительной части радикально настроенной интеллигенции.
 
Их взгляды и идеи пропагандируются в средствах массовой информации, попадают в школьные учебники и в программы высших учебных заведений, приобретая вид официальной идеологической доктрины.
 
Как тут не вспомнить высказанные около двух тысяч лет назад мудрые слова Страбона, вынесенные нами в эпиграф этой книги: «Ведь старина, вымысел и чудесное называются мифами, история же - будь то древняя или новая -требует истины, а чудесному в ней нет места». Эти слова обращены и к нашему времени.
 
Отрывок взят из книги
История в зеркале паранауки : критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа / М. С. Гаджиев, В. А. Кузнецов, И. М. Чеченов ; Российская акад. наук, Дагестанский науч. центр, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; Москва, 2006г.

.

.

Поделиться

Возможно Вам будут интересны:

«Вахтар ва инсанар»: гость передачи - доктор медицинских наук, профессор Х.Алиметов

И все-таки это древний христианский храм

Ушел из жизни Михаил Алексеев

Как Муртазали Гаджиев "омолодил" Дербент на 3000 лет

Совет Федерации рассмотрел вопросы фальсификации истории народов России

Комментарии (6)
Комментарий #6, дата: 21 декабрь 2014 15:25

derbent: почему ты не думаешь что .лезгин может  управлять над азербайджаном ,эти мои земли и мой народ ,у курда есть курдистан а у турка есть турция они должны вернуться к себе а наши из турции на родину .нас не мало , ты ошибаешься  . сегодня 70% населения азербайджана прекрасно понимают что это земля лезгинская и они чувствуют свою вину перед лезгинами и могилами их предков находяшихся в лезги чилерик.. руководители ,кто они такие пусть они сперва решать проблемы своих семей ......  да ты прав, в смысле мы не будем воевать с азербайджанцами за последние годы обе стороны определились на счет врагов 


Комментарий #5, дата: 14 декабрь 2014 20:43

    Телеканал "Культура".

   " Россия, любовь моя! Лезгины из Дербента. " ( с Фейзудинеом Нагиевым)

 

  http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/43908/episode_id/1149869


Комментарий #4, дата: 13 декабрь 2014 17:57

Цитата: Derbent
Легбар я полностью с вами согласен.Всегда были и будут силы заинтересованные разжечь межнациональную вражду между лезгинами и азербайджанцами.Проблемы народов должны решать их руководители.Лезгины и так и так по численности слишком малочисленны,чтобы ввязываться на какие то конфликты, вследствие чего они могут быть еще уменьшены в результате каких то конфликтов.Просто лезгинам надо добиваться кресла главы Дагестана,чтобы тот совместно с азерб. властями обсуждал и решал  культурные,социальные,экономические проблемы лезгин по обе сторону Самура.Я вижу основную вину разделенности лезгин в Российской империи.Эта злая империя с помощью одной ручки и карты взяла и разделила лезгин на две части.И теперь этот нелепый и преднамеренный поступок Российской  империи совершенный с помощью простой ручки по отношению к лезгинам , мы должны исправить своей кровью?Лезгины на такие уловки не должны пойти и тем более мы не до такой степени сильны и многочисленны чтобы решать такие глобальные задачи.Как разделили с помощью ручки на две части,пусть теперь будут любезны, с помощью этой же ручки объединят.
В ТУрКобайджане нашли оригинальный путь воссоединения-присоединению к этому региональному недорозумению с ворованным названием от персидской провинции оставшиеся лезгинские земли(НАРОД) и превращение оставшихся в ТУрКов-АГУЗОВ!И все их дела при пристальном(даже не вооруженном) взгляде направлены именно на это.ФАЛЬШ ПОДЛОГ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ВОРОВСТВО ГРОБОКОПАТЕЛЬСТВО выдача черного за белое переворачивание с ног на голову рабское преклонение перед сильными мира сего с корытью для себя вероломство лицемерие лживость ТРУСОСТЬ-это АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА!!!!!


Комментарий #3, дата: 02 декабрь 2014 00:57

Если лезгины думают, что кто-то будет решать за них их проблемы, то они глубоко заблуждаются. Редко в этом мире возможно такое, чтобы один народ давал свободу и независимость другому, или расходились мирно, при общем их сосуществовании в одном государстве. На память приходят единичные случаи, к примеру Чехословакия (сейчас Чехия и Словакия). Если взять Югославию, то её распад сопровождалось кровавыми воинами, и даже геноцидом. А вот распад СССР, это просто чудо, когда размежевание республик произошло  почти мирно, и вчерашние союзные республики стали независимыми, и даже пытаются сотрудничать в рамках СНГ.  Получив независимость, как говорит молодёжь на "халяву", титульные народы в лице своей нацбюрократии и чиновников почти везде монополизировали власть и управление, прикрывая свои действия лозунгами о демократии и заботой о всех.  (Продолжение следует)


Комментарий #2, дата: 01 декабрь 2014 20:58

Легбар я полностью с вами согласен.Всегда были и будут силы заинтересованные разжечь межнациональную вражду между лезгинами и азербайджанцами.Проблемы народов должны решать их руководители.Лезгины и так и так по численности слишком малочисленны,чтобы ввязываться на какие то конфликты, вследствие чего они могут быть еще уменьшены в результате каких то конфликтов.Просто лезгинам надо добиваться кресла главы Дагестана,чтобы тот совместно с азерб. властями обсуждал и решал  культурные,социальные,экономические проблемы лезгин по обе сторону Самура.Я вижу основную вину разделенности лезгин в Российской империи.Эта злая империя с помощью одной ручки и карты взяла и разделила лезгин на две части.И теперь этот нелепый и преднамеренный поступок Российской  империи совершенный с помощью простой ручки по отношению к лезгинам , мы должны исправить своей кровью?Лезгины на такие уловки не должны пойти и тем более мы не до такой степени сильны и многочисленны чтобы решать такие глобальные задачи.Как разделили с помощью ручки на две части,пусть теперь будут любезны, с помощью этой же ручки объединят.


Комментарий #1, дата: 30 ноябрь 2014 19:30

Так -то оно так .  Тогда как можно объяснить недавний  показ  телефильма про Джума мечеть . Это диверсия ,или покушение на интеллектуальную собственность  на историю России. Мы живем в Российской федерации  по законам страны ,если каждый чиновник находящийся на госслужбе будет и решать вопросы касающиеся  чести и достоинства государства его историю по своему усмотрению или по законам другого государства, то зачем нам нужна власть да и ученные которым безразлична судьба страны в котором он хотя бы проживает .Прямая ответственность за фальсификацию историю,за попытки разжигания национальной вражды ,за посягательство на интеллектуальную собственность страны должны нести ответственность руководитель Дербентского музея -заповедника .министр культуры и министр науки и образования Республики  Дагестан . любая форма попыток разжигания национальной ненависти, травля граждан должны пересечь. это гражданский долг каждого из нас  вне зависимости от власти облаченный Богом В Дербенте возможно есть силы которые хотят дестабилизировать обстановку ,Народ Дербента  сабур,  Ваша мудрость Ваша сила  берегите друг друга ,берегите Дербент . Да поможет Аллах  вам во всех благих начинаниях на благо семьи ,города и страны  .Посмотрим как решит этот вопрос Глава республики 




Официальный сайт FLNKA.RU © 1999-2020 Все права защищены.

Российская Федерация, г. Москва

Федеральная лезгинская национально-культурная автономия