ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Европа и национальные меньшинства

Обзор этнических меньшинств и их актуальные проблемы на старом континенте

Европа и национальные меньшинства

Ладины

В рамках серии статей, посвященных национальным меньшинствам, редакция ФЛНКА знакомит читателей с проблемами этносов, нуждающихся в дополнительной защите своих прав в виду своей малочисленности, отсутствия политических инструментов и т.д.
 
В прошлый раз мы проанализировали ситуацию в международном правовом поле на предмет того, какие механизмы имеются для того, что национальные меньшинства могли реализовывать и отстаивать свои права. На этот раз мы попробуем рассмотреть данный вопрос в его реальном преломлении на примере старушки Европы.

Сегодня у многих групп коренных народов этой части света, как правило, схожие интересы в области сохранения культуры, языковых прав, политического представительства, доступа к правосудию и, зачастую, прав на землю.

Во многих европейских государствах лица, принадлежащие к национальным меньшинствам, не могут использовать свой язык в общественной сфере, в средствах массовой информации, в учреждениях, системе образования. Следовательно, они вынуждены использовать язык большинства. В других они могут использовать свой язык в определенных регионах или в начальной школе. Поэтому нельзя сказать, что права и интересы меньшинств соблюдаются и защищаются во всех странах Европы одинаково.

Коллективные права включают не только фундаментальное право на официальное признание и право на существование и личность, но и другие основные права в результате признания:
  • право использовать собственный язык в общественной сфере
  • право на образование на родном языке
  • право создавать отдельные организации, в том числе политические партии
  • право поддерживать контакты с родственниками или лицами и учреждениями, которые имеют одну и ту же культуру
  • право обмениваться информацией и средствами массовой информации на одном родном языке.
Именно язык является основным показателем, двигателем сохранения и продвижения культуры любого этноса.

Признание и защита этнических групп и национальных меньшинств в Европе в корне является вопросом политики на государственном уровне. Национальные парламенты единых европейских государств одобряют акты для всеобъемлющих положений, касающихся прав всех национальных меньшинств, что позволяет центральным или национальным правительствам принимать меры для поощрения и защиты меньшинств или делегировать этот вопрос на более низкий правительственный уровень (региональный, провинциальный, муниципальный).

В Италии, например, помимо создания нескольких специальных автономий из-за присутствия национальных меньшинств, центральная власть приняла более общее положение для выполнения своего обязательства, закрепив его в ст. 6 Конституции страны, говорящей о защите национальных меньшинств.

Большинство европейских государств предприняло ряд мер для признания и поощрения национальных меньшинств (или «региональных языков», «местных традиций») за многие годы до того, как были обсуждены и вступили в силу первые международные пакты (Декларация ООН по национальным меньшинствам, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств, Хартия о региональных языках или языках меньшинств). Автономия была предоставлена ​​некоторым конкретным регионам в основном по национальному законодательству или по конституционным изменениям. Языковая политика была постоянным важным вопросом в таких государствах, как Бельгия, Испания, Румыния и др. Но только в 90-х годах решительно возникла необходимость закреплять права меньшинств на континентальном уровне в форме международных конвенций, обеспечивая общую минимальную степень защиты.

Рамочная конвенция о национальных меньшинствах вступила в силу в 2003 году для 34 европейских и закавказских государств. Однако, Франция, к примеру, по-прежнему держится в стороне и ее не подписала.

К сожалению, или к счастью, перечисленные в предыдущей статье серии соглашения на международном уровне не являются единственно применяемыми в отношении меньшинств в различных странах. Как было сказано выше, существует национальное законодательство, политика того или иного государства касаемо данного вопроса, обусловленная исторически или с точки зрения формы правления, менталитета и другими факторами.

Многие этносы зачастую оказываются разделенными между двумя или более странами, и, как следствие, их права подвергаются различному регулированию. Например, в Норвегии, Швеции и Финляндии имеются все более развитые и прогрессирующие стратегии защиты языка и культуры саамского народа: саамский является официальным языком в Норвегии, широко признан в Швеции, он рассматривается как региональный язык меньшинства в Финляндии и особой регулировке не подлежит.

Но случается и такое, что коренные и некоренные меньшинства в Европе сталкиваются с дискриминацией и порой даже отрицанием гражданства. К примеру, на континенте цыгане остаются наиболее уязвимой группой, которая часто исключается из сферы занятости, жилья, образования и доступа к медицинским услугам или правосудию.

Школьники-цыгане в Финляндии

Безработица по-прежнему представляет собой серьезную проблему, волнующую финских цыган, в основном из-за низкого уровня образования. Условия их жизни остаются беднее, чем для большинства финских жителей. С 1970-х годов правительство Финляндии пыталось облегчить приобретение домов семьями цыган через жилищные субсидии и кредиты с низким процентом.

Несмотря на эти усилия, жилищные условия для них значительно не улучшились, и они по-прежнему сталкиваются с дискриминацией на рынке жилья. В стране бытуют предрассудки (как и, собственно, во всей Европе) по отношению к цыганам, хотя, с правовой точки зрения правительство Финляндии несомненно приложило и продолжает прилагать усилия. В Уголовном кодексе страны предусматривается уголовная ответственность за подстрекательство к расовой ненависти и расовой дискриминации.

В Австрии государственная политика для общины рома (одно из наименований цыган) направлена главным образом на улучшение условий жизни цыган в районе Бургенланд, самой обездоленной группы, но они составляют довольно малую часть общины в мире и в Европе в частности. В 1993 году цыганская община и Университет Граца разработали учебные материалы для цыган, которые были предложены в Бургенланде как добровольный предмет для не менее пяти учеников с 1999/2000 года. В 2004/05 году такие занятия проводились в двух начальной и одной средней школе. Ассоциации цыган в Австрии предоставляют языковые курсы для детей и взрослых.


Одним из наиболее известных на сегодняшний день нацменьшинств являются каталонцы. исторически проживающие на северо-востоке Испании и юге Франции. Устав Автономии 1979 года возродил т.н. Женералитет Каталонии с широкими полномочиями местного самоуправления, включая полный контроль над образованием, а каталанский стал официальным языком вместе с кастильским (испанским). В августе 2006 года был принят новый закон об автономии, признающий Каталонию как нацию.

Политика в области образования закреплена за центральным правительством, но региональное устанавливает направление преподавания языка и языковой стандартизации.

Европа и национальные меньшинства

В Каталонии дети имеют право получать начальное образование на своем языке бытового общения, будь то каталанский или испанский. Оба языка являются обязательными на всех уровнях неуниверситетского образования. Дети должны свободно говорить на обоих языках к концу начального образования.

Несмотря на нынешние конфликты, связанные с референдумом в Каталонии, испанская политика является, скорее, позитивным примером поощрения и продвижения прав нацменьшинств. Баски (народ, населяющий северные области Испании и сопредельные южные районыФранции), к примеру, также проживают на территории автономии в Испании и говорят, обучаются на родном языке, имея широкую автономию.

В Италии одним из национальных меньшинств являются ладины. Сообщество ладинов имеет неравномерную защиту. Лучше всего их интересы защищены в провинции Больцано. В целом положение ладинского меньшинства постепенно улучшается.

Язык этого народа официально признан регионом Венето в отношении провинций Беллуно и в Виченца. Ладинский не используется в государственном управлении, зато он преподается на добровольной основе в детском саду. Более того, в начальных школах в районах Фодома и Анпезо организовываются различные внеклассные мероприятия на языке. Ладины располагают квотой в 4% государственных должностей в провинции Больцано.

В Германии 4 народа официально признаны государством нацменьшинствам: цыгане, фризы, лужичане и датчане.

Правовое положение лужицких сербов в Германии регулируется на основании статьи 35 протокола №14 Договора об объединении ФРГ и ГДР. Законом гарантировано право лужичан на охрану, поддержку и защиту культурной идентичности и места проживания. Помимо этого закреплены: культурная автономия народа, право пользоваться лужицким языком, право участия представителей лужицких сербов в законодательной деятельности. В некоторых школах язык является обязательным и одним из основных. В каких-то — факультативным. Некоторые радиопередачи транслируются на лужицком языке, причем такие программы финансируются правительствами штатов. В целом, наблюдается поддержка культуры и языка от государства.

Европа и национальные меньшинства

Лужичане

Фризский язык не является официальным языком в Германии, но иногда он используется на собраниях местных советов. Газетные статьи иногда публикуются на северофризском, и существует ограниченное радиопрограммирование. Язык изучается как факультативный предмет в большинстве школ в Северной Фрисландии и как язык обучения в некоторых начальных и нескольких средних школах. Но, несмотря на эти тенденции, стоит отметить, что за последние десятилетия число говорящих на языке сократилось.

В Нидерландах фризский язык и культура продвигаются через «Ried fan de Fryske Biweging» (Совет Фризского движения). В настоящее время в письменной форме язык этноса мало используется в государственном управлении.

В 2001 году между национальным правительством и провинцией Фрисландия было подписано административное соглашение. Это соглашение влечет за собой широкий спектр мер:
  1. увеличение субсидий для содействия использованию фризского языка в учреждениях по уходу за детьми;
  2. увеличение финансирования в образовательных целях;
  3. гарантирование национальным правительством продолжения существования фризского языка как предмета университета и высшего образования;
  4. увеличение субсидий в культурных целях, таких как театры и музеи;
  5. поддержка и продвижение муниципальных постановлений, регулирующих использование фризского языка как административного;
  6. адаптация Гражданского кодекса, позволяющая составлять официальные тексты (например, нотариальные действия) на фризском языке;
  7. содействие международным культурным и языковым отношениям с фризскими меньшинствами в Германии.
Франция отличается от большинства европейских стран особым подходом (или его недостатком/отсутствием) к вопросу меньшинств. Политика французского государства отвергает любые ссылки на национальные, расовые, этнические, религиозные или языковые меньшинства. Согласно Закону, французские власти не могут собирать этническую статистику. Все граждане считаются равными. Дифференциация их, по-видимому, подразумевает некоторое ущемление. Эта модель основана на идее, что государство должно взаимодействовать только с индивидуумом, а не с сообществами или группами, чтобы обеспечить равное отношение ко всем. «Абсолютное равенство» рассматривается как лучший способ обеспечить интеграцию всех граждан на благо как государства, так и самих граждан.

В результате французские власти отвергли любые формы целевых мер для этнических, религиозных или языковых групп. На практике это сделало меньшинства «невидимыми» и приводит, по сути, к системным формам дискриминации.

Несмотря на имеющиеся проблемы, в Европе наблюдается сильная общая тенденция к улучшению прав меньшинств. Расширение ЕС прямо связано с защитой прав меньшинств: для того, чтобы присоединиться, страны-кандидаты должны достичь определенных контрольных показателей по отношению к ним. Часто они превосходят стандарты давно устоявшихся членов ЕС.

Европейская конвенция о правах человека среди членов СЕ стала самым эффективным договором в области прав человека в мире. Рамочная конвенция 1998 года о защите национальных меньшинств является еще одним ключевым договором. Хотя Франция, Турция, Андорра и Монако отказались его подписывать, поскольку они официально придерживаются концепции однородного государства — этот инструмент начал набирать силу в большинстве стран СЕ. Его принципы указывают путь к защите прав меньшинств в Европе, которая становится все более разнообразной.

Камилла Напьер

.

Корреспондентский корпус ФЛНКА

Возможно Вам будут интересны:

На защите нацменьшинств

Языки нацменьшинств в Иране

Конференция в Европарламенте: "Двойные стандарты и ущемление прав меньшинс ...

Азербайджан примет Европейскую хартию о региональных языках

ФЛНКА выдвигается в Тироль

Комментарии (0)