ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Котур-Кюра

О том, где располагалась и какие села входили в эту часть Лезгистана

Многие из лезгин сталкивались с названием Котур-Кюра и его разными вариациями. При этом, большинству совершенно непонятно, где именно находится эта часть Лезгистана, какие джамааты к ней относились, и как вообще появилось это образование. Сегодня мы попытаемся расставить все по местам.

В середине 19 века в Южном Дагестане был образован Кюринский округ. Он подразделялся на пять составных частей, одним из которых было Котур-Кюринское наибство, переименованное в 1899 году в Котур-Кюринский участок.

В его состав входили селения южной части Кюры, всего свыше 53 селений. Самое северное из них - Асахюр (ныне Хивский район), крайнее на востоке - Гезерхюр (близ с. Зухрабхюр), на юге - Старый Гапцах, а на западе - Кочхюр в Курахском районе. По своей форме Котур-Кюра представляла собой широкую вертикальную полосу между Курахом и Касумхюром с запада на восток, и между Хивом и Усухчаем с севера на юг. Такая локализация позволяет оценивать общую площадь Котур-Кюринского наибства приблизительно в 450-500 км2.

Село Кабир
Всё население Котур-Кюры состояло из лезгин. В наибстве на 1886 год проживало 23 тысячи человек, что довольно немало для административно-территориальных единиц тех времен. В состав участка частично входили территории нынешнего Курахского, Сулейман-Стальского, Хивского и Магарамхюрского районов.

Котур-Кюринское наибство было окружено с трех сторон землями других наибств Кюринского округа. Так, на севере оно граничило с джамаатами Южно-Табасаранского наибства. На востоке - с Гюнейским наибством, родиной литературного диалекта лезгинского языка. На западе граничило с Курахским наибством. А по южной стороне шла граница с Докузпаринским наибством соседнего Самурского округа.

В пределах прежней Котур-Кюры частично располагаются такие хребты, как Самурский, Колохсув, и другие малые горные цепи. Среди самых высоких горных вершин можно отметить Гестенкиль (2788 м), Ярхигюнейкиль (1853 м), и др. Крупнейшими реками наибства были Самур, Курах, Чираг и Кохчюрвац. 

Село Кочхюр
Крупнейшими селами Котур-Кюринского наибства были Кабир (1932 жит.), Кочхюр (1134), Филя (1102), Гапцах (939), Цнал (889). В разные времена административными центрами наибства являлись селения Кабир и ныне заброшенный Векеляр. При этом, во время обсуждения наиболее важных дел, касающихся всей Котур-Кюры, жители наибства собирались у родника возле дороги из села Цнал в Захит, на месте, называемом «Руат».

В пределах Котур-Кюринского наибства находились сельские джамааты, разговаривающие на разных диалектах и даже наречих. Так, селения Гапцах, Филя и Гоган на юге относятся к языковой зоне самурского наречия, по своим говорам они близки к джамаатам нынешнего Докузпаринского района. В остальной же части наибства повсеместно господствовали различные диалекты Кюринского наречия. В западной части наибства находились селения, относящиеся ныне к Курахскому району, и разговаривающие на курахском диалекте. В центральной и восточной части наибства располагались селения зоны гюнейского диалекте. А на севере уже проходила область распространения яркинского диалекта.

Село Гапцах
Котур-Кюринское наибство находилось в срединной части Кюринского округа. И потому через него проходили пути, ведущие из восточной части в западную, из равнины и предгорий во внутригорные части округа. Также, через западную часть Кюринского округа пути шли далее в Нагорный Дагестан, в Лакию и Аварию. Локальные маршруты шли через горные тропы, а стратегические, ведущие на десятки километров - по долинам рек Курах и Чираг.
Село Филя
Трудно объяснить логику фомирования пределов такого административно-территориального образования. Входящие в его состав селения разговаривали на разных диалектах, были отделены друг от друга реками, хребтами и ущельями, пусть даже и не очень высокими. На протяжении веков они входили в состав разных политических образований. Однако, по непонятным причинам, эти селения, имеющие больше отличий, чем сходств, были объединены в единое наибство. Стоит отметить, к примеру, что соседние Курахское или Гюнейское наибство были составлены более гармонично и по диалектному признаку, и географическому и историко-политическому.

Уже после административных реформ 1920-х годов Котур-Кюринский участок был расформирован, а его территория была распределена между четырьмя районами. Север отошел к Хивскому, восток к Сулейман-Стальскому, юг к Магарамхюрскому, а запад к Курахскому районам.

Редакция ФЛНКА

.

.

Возможно Вам будут интересны:

Испикское нагорье

Гоган

Хпедж

Верхнее Филя

Богатый и живительный Хпюк

Комментарии (20)
Комментарий #20, дата: 09 августа 2017 13:31

Цитата: Dakar
Из вышеизложенного можно предположить, что Саид-бей Шамиль был внуком Гасана Алкадари, он же Мурад-Ага. Одна из их родственниц утверждает, что Дауд-бек был сыном Мурад-Аги и воспитывался у его жены, только не совсем ясно какой Дауд-бек, 1872 г.р. или 1901 г.р.
 Краеведы села Цинит рассказывают, что из этого рода в их селе вседа было имя Дауд, если кто-то умирал или уезжал, то этим именем называли старшего.
 
Из статьи "Жизнь одного воина. Магомед-Фазиль Давудилав" читаем, что отца его звали Давудилав, а это Имам Шамиль, и старшего сына звали Дауд, а это Мухаммед Саид-бей Шамиль, как выяснили и Магомед-Фазила по Переписи 1886 г. записали как Дауд.
 

 

 В литературных кругах до сих пор не утихает спор, откуда родом Курбан Саид, он же Мухаммед Ассад-бей, он же Лев Насимбаум, написавший книгу "Алихан и Нино". Немцы утверждают, что его настоящее имя Рольф, и он сын принца Вильгельма Баден-Баденского, евреи утверждают, что он сын еврейского нефтяного магната Абрама из Баку и т.д.

 Я предполагаю, что он никто иной, как Мухаммед Саид-бей внук (вполне возможно сын) Имама Шамиля, он же Мирза-Али ал-Ахты, он же Алисултан из повести "Воспоминание девы гор" который женится на Нине Роот.

  Известно, что Имам Шамиль был женат на Анне Уллуханове, знавшей лезгинский язык.

 

В повести Миясат Шурпаевой: - "Боевые кресты полковника Шейх Ахмед-бека Сурхайханова", главный герой женится на пятнадцатилетней Нино, только в статье упоминается их сын Дауд-бек, возможно Саид.

 

 Но Курбан Саид указал имя отца, как Ибрагим, а в истории села Ашага-Цинит нет такого имени, но есть имя "каменщика" Бала, он же генерал Бала'киши-бек Араблинскому, на фото очень похож на принца Вельгельма Баден-Баденского и контр-адмирала Ибрагимбека Асланбекова(Аслан-хан), а единственным контр-адмиралом в то время на Кавказе был нефтяной магнат Зейнал-Абидин Тагиев.

 Вот так разделив народ и историю, сейчас делят наших писателей и поэтов.


Цитировать          
Комментарий #19, дата: 07 августа 2017 20:19

Цитата: Dakar
Раньше, да и в настоящее время, в лезгинских сёлах новорожденным давали имена в честь святых месяцев когда они родились, например Рамазан, Мухуррам. Известно что в месяц Мухаррам родился Сейид Шейх Джамалудин, вероятно при рождении ему дали имя Магарам, лезгинам более известен как Магарам Аль-Ахты, прадед Гасана Алкадари. В Грузии от него пошла младшая ветвь Мухрамских.
 Год его рождения в Посемейном списке 1886 г. не указан,
но известно, что от фамилии Ермолов 1777 г.р. произошла фамилия Толстой. Ранее пояснял, что фамилия Ермолов произошла от Аслан-Мирзы Яр' Моллы, т.е. от Аслан-хана, он же Мухаммед Аль-Яраги-Молла, 1777 г.р.
 

 

 Ранее указывал на статью О.Сергия, где Ермолов в письме пишет о своём сыне Бахтияре: - "Разве мой не лезгин". По моим предположениям, Бахтияр - это и есть, Мурад-Ага Магерам оглы, в грузинской транскрипции Багратион-Мухрамский, в персидской - принц Бахман-Мирза Каджар. 

 Али Албанви в своей статье указывал, что Магарам ал-Ахты из династии Аглабидов, сейчас нет этой записи.

 Если продолжить перечислять их титулы, то они окажутся и халифами и шейхами и русскими царями и наполеонами и ещё много кем, а от выдуманных историй различных стран, после прекращения существования Халифата, ничего не останется.


Цитировать          
Комментарий #18, дата: 07 августа 2017 14:07

Из вышеизложенного можно предположить, что Саид-бей Шамиль был внуком Гасана Алкадари, он же Мурад-Ага. Одна из их родственниц утверждает, что Дауд-бек был сыном Мурад-Аги и воспитывался у его жены, только не совсем ясно какой Дауд-бек, 1872 г.р. или 1901 г.р.

 Краеведы села Цинит рассказывают, что из этого рода в их селе вседа было имя Дауд, если кто-то умирал или уезжал, то этим именем называли старшего.

 

Из статьи "Жизнь одного воина. Магомед-Фазиль Давудилав" читаем, что отца его звали Давудилав, а это Имам Шамиль, и старшего сына звали Дауд, а это Мухаммед Саид-бей Шамиль, как выяснили и Магомед-Фазила по Переписи 1886 г. записали как Дауд.

 


Цитировать          
Комментарий #17, дата: 06 августа 2017 11:45

В статье Н.А.Тагирова

"Гасан Алкадари и его книжная коллекция" - указано, что Г. Алкадари являлся прямым потомком Мухаммеда Аль-Яраги, т.е. по прямой мужской линии, а точнее его отцом.

 Статья ещё интересна тем, что там указано -

"Г. Алкадари был обладателем известного сочинения "Мизан аш-Шарани" ("Весы" аш-Шара-ни")........

 

(Газету "Мизан" издавал в Турции, Мурад-бей Мизанджи, он же Мурад-Ага Магерам оглы, как и предполагалось, он же Гасан Алкадари сын Мухаммеда Аль-Яраги. 

В музее Гасана Алкадари, на одном стенде, рядом расположены портреты Г.Алкадари и Л.Толстого, которые ушли из жизни в 1910 г.)

 

........Рукопись сочинения "Мизан аш-Шарани", переписанная Мухаммадом ал-Яраги и обнаруженная в частном архиве, вполне могла бы находиться в составе книжной коллекции Г. Алкадарского, который является прямым потомком Мухаммада Ярагского.....

.....В завещании Г. Алкадарского, составленном 25 мухаррама 1326/18 февраля в 1908 г. и заверенном личной печатью, содержится информация, касающаяся его библиотеки: "Я передаю все свои книги целиком (нераздельно) детям по мужской линии соответственно подробной записи, которую я сделал на листках, вклеенных в начале второго тома книги "Тухфат ал-мух-тадж" ("Подарок нуждающемуся")"

 

 Интересно, не в библиотеке ли Саид-бея Шамиля, хранится рукопись "Мизан аш-Шарани"?


Цитировать          
Комментарий #16, дата: 05 августа 2017 12:56

Раньше, да и в настоящее время, в лезгинских сёлах новорожденным давали имена в честь святых месяцев когда они родились, например Рамазан, Мухуррам. Известно что в месяц Мухаррам родился Сейид Шейх Джамалудин, вероятно при рождении ему дали имя Магарам, лезгинам более известен как Магарам Аль-Ахты, прадед Гасана Алкадари. В Грузии от него пошла младшая ветвь Мухрамских.

 Год его рождения в Посемейном списке 1886 г. не указан,

но известно, что от фамилии Ермолов 1777 г.р. произошла фамилия Толстой. Ранее пояснял, что фамилия Ермолов произошла от Аслан-Мирзы Яр' Моллы, т.е. от Аслан-хана, он же Мухаммед Аль-Яраги-Молла, 1777 г.р.

 


Цитировать          
Комментарий #15, дата: 05 августа 2017 12:06

На сайте Односельчане.ру, об известных людях села Ашага-Цинит, указаны не полные их имена, они что, сироты?

 

"В селении были мастера по изготовлению сельхозинвентаря, кузнечному делу, каменщики — Абдулага, Алдерха, Мансур, Бала.

Сельчане свои духовные потребности удовлетворяли в мечети. При мечети было маленькое медресе. Арабский язык знали Абукар-Эфенди, Махмуд, Эмин."

Абукар-Эфенди, понятно сын Али Рухуна-эфенди, Махмуд внук Али Рухуна-эфенди, а кто такой Эмин, не Етим ли?

 Он и родился с похожим название села - Цилинг(Цинит) и похоронен в Касумкентском р-не, село Ялцуг(Рухун).

  Больше всего заинтересовал "каменщик" Бала, а не генерал ли это Бала'киши-бек Али-бек Араблинский, который родился 30 августа 1828 г., а кто ещё родился в это время? Мурад-Ага Магерам оглы и Лев Николаевич Толстой 38 августа 1828 г. Выяснить бы, не рождались ли в Цините тройняшки в 1828 г.

 

 


Цитировать          
Комментарий #14, дата: 04 августа 2017 19:09

Интересны статью о Саид-бее Шамиле перевел с турецкого М.Мусаев.

 

Приведу отрывок из статьи:

 

"Личная библиотека Саида Шамиля – это богатейшая коллекция весьма ценных книг на самых разных языках (вместе с тем, это только часть обширной библиотеки, сгоревшей во время бомбежек Варшавы – Ред.)"

 

Галиб Садыки пишет, что часть рукописей Махмуда Цинитского(в Турции был известен, как мирлива Махмуд-Мухлис Дагестанлы) сгорело в огне, когда деникинцы подожгли дом его сына Магомеда Эфендиева в Дербенте. Этот правнук Али Рухунского, как известно, жил в Ясной Поляне и общался с Л.Толстым, о чем старшее поколение знает по советской прессе.


Цитировать          
Комментарий #13, дата: 04 августа 2017 13:57

 

Удивительно, но и персидский принц Файзула Мирза Каджар, был тяжело ранен в 1916 г.

 Вот скопировал:
"Даты жизни: 15.12.1872 — 31.12.1920
Место рождения: 
Звание: офицер
Род войск: кавалерия
Конфессия: мусульманин
Национальность: 
Сословия: дворянин

 

Магометанин. Персидский принц, сын Шахи-хана (состоял на русской службе, в 1905 командир 46-го драг. Переяславского полка). Образование получил в Тифлисском кадетском корпусе. В службу вступил 30.08.1891. Окончил Николаевское кав. училище. Выпущен в 43-й (с 1907 16-й) драг. Тверской полк. Корнет (ст. 04.08.1892). Поручик (ст. 09.12.1898). Штабс-Ротмистр (ст. 09.12.1902). Командовал эскадроном (6 л.). Участник русско-японской войны 1904-05. Переведен во 2-й Дагестанский конный полк с переименованием в Подъесаулы (ВП 26.03.1904). Есаул (пр. 1906; ст. 14.01.1905; за боевые отличия). Переименован в Ротмистры (ст.(?) 21.03.1906). На 01.01.1909 в 16-м драг. Тверском полку. Подполковник (пр. 1912; ст. 26.08.1912; за отличие). На 15.05.1913 в 10-м драг. Новгородском полку. Участник мировой войны. Полковник (ст. 31.08.1914). Командир Чеченского конного полка (04.03.1915-30.05.1917). 09.12.1916 в бою у дер. Вали-Сальчи тяжело ранен. Эвакуирован с фронта для излечения. Ген-майор (пр. 07.05.1917). Командир 2-й бригады Кавказской туземной конной дивизии (30.05.-30.09.1917). 16.07.1917 командирован для лечения на Кавказские минеральные воды. Командующий 1-й Кавказской туземной конной дивизией (с 30.09.1917). В конце 1918 прибыл в Гянджу. 17.12.1918 подал рапорт об отставке, но 23.12.1918 вновь принят на службу (в армию Азербайджанской респ.?). 09.01.1919 начальник конной дивизии назначен комендантом г. Гянджа. После советизации Азербайджана и подавления майского 1920 восстания в Гяндже, по данным азербайджанского историка Ш. Назирли, расстрелян.Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Анны 4-й ст. (12.02.1906); Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (ВП 17.03.1915); Св. Владимира 3-й ст. с мечами (ВП 15.07.1915); Св. Анны 2-й ст. с мечами (ВП 15.07.1915(?); ВП 09.09.1915(?)); Св. Станислава 2-й ст. с мечами (ВП 07.08.1915); Св. Георгия 4-й ст. (ВП 17.10.1915).Примечание: странным образом в текстах ВП из Русского Инвалида дублируется награждение Ф.-М. орденом Св. Анны 2-й ст. с мечами. Первое награждение дается в ВП 15.07.1915 (РИ №162, 1915), а второе в ВП 09.09.1915 (РИ №206, 1915). В первом случае он именуется как Принц Фазил Мирза Каджар, а во втором Персидский Принц Фазула-Мирза, но в обеих случаях он дается как командир Чеченского конного полка, что не оставляет сомнений в том, что это одно и то же лицо"


Цитировать          
Комментарий #12, дата: 04 августа 2017 12:01

 Указывая имена исторических личностей, которые являются национальными героями различных стран, хочу подчеркнуть, какой вклад внесли в мировую историю выходцы из Кутур-Кюринского Наибства.

 

Приведу всего лишь два примера:

 

На сайте "Мой Дагестан" была опубликована статья "Жизнь одного воина, Мухаммед-Пазиль Давудилав". Даты событий и имена естественно изменены. Так например в этой статье указано, что старшего его сына звали Дауд, тогда как отца Саид-бея называли Мухаммед-Камиль.

Но  ранение осколком шрапнели в этой статье сохранилось.

 

 "В одном из сражений, 23 февраля 1916 г., при обороне Багдада, около местечка Кут-эль-Амара, осколком шрапнели Мухаммад-Пазиль был смертельно ранен. День его похорон в Багдаде был объявлен днем национального траура. Посмертно Мухаммаду Фазилю-паше Дагестанлы было присвоено воинское звание маршала."

 

 Ранение осколком шрапнели получил и маршал Мустафа-Кемаль, только он выжил и называть его стали Ататюрк. 

 Отрывок из статьи:

"Кемаль, чей облик напоминал сошедшего с полотен Рембрандта героя, красовался перед юнцом, делясь воспоминаниями о сражениях при Дарданеллах...

 

...Да, я заметил след от пули на правой стороне мундира. Находящийся рядом офицер спросил: „Вы ранены, эфенди?“ Я мгновенно подумал о том, как могло бы повлиять это известие на моральный дух солдат. Я тут же прикрыл рукой рот офицера: „Замолчи! Осколок шрапнели ударил меня в грудь, попав точно по карману, где были часы. Часы разлетелись вдребезги, а на груди остался лишь след от осколка…“


Цитировать          
Комментарий #11, дата: 04 августа 2017 00:09

[quote=Dakar] Мухаммед-Камиль 1861 г.р., загадочный младший сын Имама Шамиля.
 Вот как пишет о нем  Мухаммад Расих Саваш, 
турецкий публицист:
...."Саид Шамиль - сын Наджиба-ханум и Мухаммада Камиля, младшего сына великого кавказского муджахеда имама Шамиля. Внук имама Шамиля Саид Шамиль родился в 1901г. в Медине. После переезда отца с семьей в Стамбул он окончил Галатасарайский лицей....
...Камиль-паша в этот период находился в Сирии. По прибытию в Стамбул, он узнал, что Северный Кавказ и Азербайджан. оккупированы Красной Армией. Будучи не совсем здоровым, Камиль-паша вместо себя на Кавказ отправил своего молодого сына Саида Шамиля....."
 Но Камиль-паша - это Ататюрк, 1881 г.р.
 Но и это ещё не всё, Ататюрк в молодости очень похож на персидского принца Файзулу Каджара 1872 г.р., на француском фото с Георгиевским крестом, за битву при Лангдоу.
 Ну и последнее, фото принца Файзулы Каджара идеинтично фото Магомед-Сабри Эфендиева из Ашага-Цинита, который воспитывался у Льва Толстого 1828 г.р., а точнее был его сыном.[quote=Dakar] Ссылка на настоящее фото с персидским принцем Файзулой КаджарМагомед, в одной руке держит кинжал, в другой рукоять.
 
Ссылка не проходит, смотрите форум "Молген", наберите - Известные представители гаплогруппы J1. стр 2.
 
На одиночном фото не Файзула Каджар, а его сын Саид-бей, он же Магомед Джафаров. Имеется идентичное коллективное фото с Магомедом Джафаровым, он же Саид-бей у Московской мечети.
 
Фото Магомеда Эфендиева взята из коллективного фото Файзуллы Мирзы Каджара, только без Георгиевского креста.
Смотрите фото на сайте "Лезги-яр" в статье  -
"Картина лезгинского художника Магомеда Эфендиева передана в музей-усадьбу Льва Толстого"



 Фото Саид-бея, второй слева, смотрите на сайте Эльбрусоид орг, статья "История одного фото"


Цитировать          



Назад 1 2 Вперед