ФОТОГАЛЕРЕЯ ВИДЕО АУДИО БИБЛИОТЕКА
Rus Eng Az Lz

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Котур-Кюра

О том, где располагалась и какие села входили в эту часть Лезгистана

Многие из лезгин сталкивались с названием Котур-Кюра и его разными вариациями. При этом, большинству совершенно непонятно, где именно находится эта часть Лезгистана, какие джамааты к ней относились, и как вообще появилось это образование. Сегодня мы попытаемся расставить все по местам.

В середине 19 века в Южном Дагестане был образован Кюринский округ. Он подразделялся на пять составных частей, одним из которых было Котур-Кюринское наибство, переименованное в 1899 году в Котур-Кюринский участок.

В его состав входили селения южной части Кюры, всего свыше 53 селений. Самое северное из них - Асахюр (ныне Хивский район), крайнее на востоке - Гезерхюр (близ с. Зухрабхюр), на юге - Старый Гапцах, а на западе - Кочхюр в Курахском районе. По своей форме Котур-Кюра представляла собой широкую вертикальную полосу между Курахом и Касумхюром с запада на восток, и между Хивом и Усухчаем с севера на юг. Такая локализация позволяет оценивать общую площадь Котур-Кюринского наибства приблизительно в 450-500 км2.

Село Кабир
Всё население Котур-Кюры состояло из лезгин. В наибстве на 1886 год проживало 23 тысячи человек, что довольно немало для административно-территориальных единиц тех времен. В состав участка частично входили территории нынешнего Курахского, Сулейман-Стальского, Хивского и Магарамхюрского районов.

Котур-Кюринское наибство было окружено с трех сторон землями других наибств Кюринского округа. Так, на севере оно граничило с джамаатами Южно-Табасаранского наибства. На востоке - с Гюнейским наибством, родиной литературного диалекта лезгинского языка. На западе граничило с Курахским наибством. А по южной стороне шла граница с Докузпаринским наибством соседнего Самурского округа.

В пределах прежней Котур-Кюры частично располагаются такие хребты, как Самурский, Колохсув, и другие малые горные цепи. Среди самых высоких горных вершин можно отметить Гестенкиль (2788 м), Ярхигюнейкиль (1853 м), и др. Крупнейшими реками наибства были Самур, Курах, Чираг и Кохчюрвац. 

Село Кочхюр
Крупнейшими селами Котур-Кюринского наибства были Кабир (1932 жит.), Кочхюр (1134), Филя (1102), Гапцах (939), Цнал (889). В разные времена административными центрами наибства являлись селения Кабир и ныне заброшенный Векеляр. При этом, во время обсуждения наиболее важных дел, касающихся всей Котур-Кюры, жители наибства собирались у родника возле дороги из села Цнал в Захит, на месте, называемом «Руат».

В пределах Котур-Кюринского наибства находились сельские джамааты, разговаривающие на разных диалектах и даже наречих. Так, селения Гапцах, Филя и Гоган на юге относятся к языковой зоне самурского наречия, по своим говорам они близки к джамаатам нынешнего Докузпаринского района. В остальной же части наибства повсеместно господствовали различные диалекты Кюринского наречия. В западной части наибства находились селения, относящиеся ныне к Курахскому району, и разговаривающие на курахском диалекте. В центральной и восточной части наибства располагались селения зоны гюнейского диалекте. А на севере уже проходила область распространения яркинского диалекта.

Село Гапцах
Котур-Кюринское наибство находилось в срединной части Кюринского округа. И потому через него проходили пути, ведущие из восточной части в западную, из равнины и предгорий во внутригорные части округа. Также, через западную часть Кюринского округа пути шли далее в Нагорный Дагестан, в Лакию и Аварию. Локальные маршруты шли через горные тропы, а стратегические, ведущие на десятки километров - по долинам рек Курах и Чираг.
Село Филя
Трудно объяснить логику фомирования пределов такого административно-территориального образования. Входящие в его состав селения разговаривали на разных диалектах, были отделены друг от друга реками, хребтами и ущельями, пусть даже и не очень высокими. На протяжении веков они входили в состав разных политических образований. Однако, по непонятным причинам, эти селения, имеющие больше отличий, чем сходств, были объединены в единое наибство. Стоит отметить, к примеру, что соседние Курахское или Гюнейское наибство были составлены более гармонично и по диалектному признаку, и географическому и историко-политическому.

Уже после административных реформ 1920-х годов Котур-Кюринский участок был расформирован, а его территория была распределена между четырьмя районами. Север отошел к Хивскому, восток к Сулейман-Стальскому, юг к Магарамхюрскому, а запад к Курахскому районам.

Редакция ФЛНКА

.

.

Возможно Вам будут интересны:

Испикское нагорье

Гоган

Хпедж

Верхнее Филя

Богатый и живительный Хпюк

Комментарии (4)
Комментарий #4, дата: 21 июля 2017 10:38

Что интересно, в селе Рухун бывшего Кутур-Кюринского Наибства, находится округлой формы Пир Шейха Ахмада сына Али.

 Краеведы рассказывают, что в Рухуне похоронен Шейх Джамал сын Шейха Ахмада, он показывал место и говорил, когда здесь построят дом, то всех переселят на равнину, а через некоторое время жители вернутся. Действительно, после того как был построен дом на указанном месте, произошло искусственное землятясение 1966 г., а сейчас жители собираются возвращаться.


Цитировать          
Комментарий #3, дата: 19 июля 2017 12:36

 Также, Эвлия Челеби, путешествуя по Дагестана в 17 веке указывал, что Стоянка Кура - Столица Шамхал-Ханов Дагестана, где на то время насчитывалось 1000 домов.

Некоторые исследователи утверждают, что Сталин по этой причине расформировал 

Кутур-Кюринский Участок, чтобы в том числе и таким образом затерять родственные связи с Кюринскими ханами, т.е. его действия носили корыстный характер.


Цитировать          
Комментарий #2, дата: 19 июля 2017 11:12

 В селе Кура, действительно жил Халиф, там сохранился могильный памятник, перевод надписи с арабского гласит ... это могила Ахмад-Хана сына Али... даты не указаны, полагаю умер гораздо позже 15 века, так как Гасан Акадари в своём труде "Асари Дагестан" указывает, что у жителей села Курар, хранится калоша Халифа, но об этом знают только жители села. Обратите внимание, каучуковые калоши завезли от индейцев Южной Америки, только в 19 в.

 

 А вот, что пишут исследователи:

 

 

 "Значение арабских элементов зафиксировано также в предании о том, что в Дагестан из Аравии прибыли мусульманские проповедники: шейх Халиф — в селение Курар Хивского района. Султан шейх Ахмед — в селение Курах и Пир Хащим — в Мугъу-дере Агульского района. В сел. Курар и поныне показывают могилу шейха Халифа, где дейс­твительно написано: "Владелец этой могилы Халиф". Дата отсутству­ет, но она устанавливается по найденной нами соседней надмогиль­ной плите, отмеченной началом XV в.: "Эта могила Х-нан сына Б-л-хрир, год восемьсот пятнадцать", т. е. 1412—1413 гг.[48]


Цитировать          
Комментарий #1, дата: 18 июля 2017 20:05

Востоновление Кутур-Кюринского Набства и разрушенного села Кура, где по сведениям Гасана Алкадари жил Халиф, имеет всемирно историческое значение.


Цитировать